ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Диалог как форма общения. Особенности развития диалогических
умений у детей среднего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы организации деятельности педагога по
формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ дошкольного образования в аспекте проблемы
формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности умений диалогической речи у детей
среднего дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности
педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и диалогического общения с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности коммуникативной культуры, важной составляющей которой выступает диалогическая речь.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Во-вторых, владение коммуникативными диалогическими умениями позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя первоначальную функцию речи - коммуникативную. Отсутствие или дефицит диалогического общения отрицательно влияет на овладение языком, ведет к искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической речи» [39, с. 5].
Диалог - «форма речи, при которой происходит обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами» [12, с. 29].Диалогическая речь формируется к 5 годам жизни ребенка. Она по своей структуре многообразна и основана не только на механизме вопросов и ответов, но и на взаимодействии собеседников друг с другом.
Проблемы формирования диалогической речи у дошкольников занимались такие ученые, как А.Г. Арушанова, О.А. Бизикова, Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирновой, О.С. Ушакова, А.В. Чулковой и др. Их многочисленные публикации указывают на то, что проблема формирования умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста до сих пор изучена недостаточно.
Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой жизнедеятельности. Диалогический характер сюжетно-ролевых игр «позволяет говорить об их потенциальных возможностях для успешного формирования умений диалогической речи у дошкольников» [18, с. 26]. Изучению игровой деятельности дошкольников и ее влиянию на диалогические умения детей посвящены работы А.В. Калиниченко, Е.И. Касаткиной, Н.А. Коротковой, Н.В. Краснощековой, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема, раскрывающая методические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования -процесс организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования -комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования в аспекте формирования умений диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста и провести диагностику детей.
4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическая база исследования: труды в области психологии дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); теории и концепции формирования диалогической речи детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, С.Н. Карпова, Л.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, С.Н. Цейтлин); взгляды на роль сюжетно-ролевой игры в формировании диалогической речи дошкольников (О.А. Бизикова, А.В. Калиниченко, Н.В. Микляева, Н.Я. Михайленко , А.В. Чулкова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы две группы методов исследования:
1. теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики организации деятельности педагогов по формированию диалогической речи дошкольников;
2. практические - диагностика по определению уровня сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, методы обработки данных диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и разработанный нами комплекс мероприятий по организации деятельности педагога, в том числе и комплекс сюжетно-ролевых игр, могут быть использованы в работе с детьми среднего дошкольного возраста для успешного формирования диалогической речи детей, а также в процессе психологического консультирования родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам речевого развития детей.
База исследования: МБДОУ - Детский сад «Березка» г. Екатеринбурга. В нем приняли участие 25 детей средней группы (средний возраст детей - 4 лет 6 мес.).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Связная диалогическая речь дошкольников - это совокупность диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге. В отличие от традиционного содержания работы по развитию связной диалогической речи, предполагающего обучение детей умениям пользоваться репликами из диалогического единства «вопрос - ответ» в беседах с детьми, в нашем исследовании оно дополнено задачами, связанными с формирование умений диалогической речи: инициативы и умений детей вступать, поддерживать и заканчивать диалог и умений соблюдать правила культуры диалога. Исходя из этого показателями для оценки уровня сформированности умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (по А.Г. Арушановой) являются: умения ориентироваться на партнера, вступать в диалог, реагировать на любые инициативные реплики партнера, поддерживать диалог соответствующими теме высказываниями, комментариями, обсуждениями, общаться доброжелательно, бесконфликтно.
В ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования задача по формированию коммуникативных диалогических умений у дошкольников является одной из приоритетных. Для их формирования предлагается использовать коммуникативно-деятельностный подход и потенциал сюжетно-ролевых игр.
Коммуникативно- деятельностный подход как методологическая стратегия формирования
связной диалогической речи у детей нацеливает педагогов на организацию деятельности, моделирующей разнообразные ситуации диалогического общения. Такой деятельностью для дошкольников является сюжетно-ролевые игры, подобранные в соответствии с содержанием и этапами работы по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевую игру можно отнести к играм, в которых дошкольники активно используют связную диалогическую речь на всех этапах (подготовительном, непосредственно при проведении игры, при анализе игры) и во всех ее структурных компонентах (замысел, сюжет, игровые действия, ролевое поведение). Именно этот тип игр дошкольников мотивирует каждого участника на выбор диалога как языкового средства общения, способствует развитию диалогических умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях. Другими словами, сюжетно-ролевая игра представляет собой эффективное «упражнение» для овладения умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.
Опытно-поисковая работа по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста включала диагностику детей. Она проводилась на основе критериев, показателей, уровней и 3-х диагностических заданий, рекомендованных А.Г. Арушановой. Результаты диагностики показали, что большинство детей среднего дошкольного возраста (76%) имеют низкий уровень сформированности умений диалогической речи. Дети не умеют организовывать диалогическое общение: они не обращают внимание на партнера, у них не сформированы умения инициировать диалог, поддерживать его с помощью взаимосвязанных высказываний по единой теме, они не умеют подбирать средства диалогического общения, задавать вопросы и отвечать на вопросы, комментировать свое высказывание и высказывание партнера, обсуждать, пояснять, аргументировать, быть доброжелательными и вежливыми по отношению к партнеру по общению.
Разработанный нами комплекс мероприятий направлен на организацию деятельности педагога по формированию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр. Он включал 8 сюжетно-ролевых игр, которые проводятся еженедельно в течение 2 месяцев. Были разработаны сценарии этих игр, схемы ролевых действий и 56
ролевых диалогов, материал для обогащения словаря детей и фрагменты (образцы) возможных диалогов, которые дети могут использовать в своих играх.
Эффективными для формирования диалогической речи детей оказались методы: беседы и наблюдения по обогащению впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов и сюжета игры; побуждение к принятию разнообразных ролей с передачей ролевых действий, взаимоотношений и ролевого диалога; наглядный метод для формирования представлений детей о людях разных профессий, предметах и инструментах, которые они используют в своей профессиональной деятельности.
Приемы, которые способствовали формированию умений диалогической речи у детей, были разнообразными: совместное обсуждение воспитателем с детьми сюжета игр; придумывание и разыгрывание диалогов, соответствующих разным ролям; показ и обучение в играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике; участие взрослого в детских играх с целью показа игровых действий, ролевых диалогов, игровых высказываний; корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Во время проведения сюжетно-ролевых игр воспитатель интенсивно формировала у детей ролевое поведение и ролевой диалог, тем самым способствуя формированию диалогических умений.
Обязательными условиями организации деятельности педагога по формированию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста являются обогащение развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями. В работе представлены основные мероприятия этой деятельности педагога. В результате чего развивающая предметно-пространственная среда средней группы детского сада стала эффективной для формирования диалогической речи детей. Родителя стали активными участниками этого процесса, повысилась степень их удовлетворенности взаимодействием с педагогами детского сада.
Особую практическую значимость для развития связной диалогической речи старших дошкольников имеют разработанные нами фрагменты игры с диалогами, схемы построения ролевого диалога и обогащения словаря детей в игре. Воспитатель может воспользоваться ими в неизмененном виде или варьировать и изменять их по своему усмотрению.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Детство-Пресс, 2011. 285 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2014. 207 с.
3. Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2013. 128 с.
4. Арушанова А.Г. и др. Истоки диалога. 5-7 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 186 с.
5. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 238 с.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 272 с.
7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий. 2008. 145 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Детство-Пресс, 2010. 268 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь.М.: Владос, 2014. 412 с
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Владос, 2012. 365 с.
11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. М.: Педагогическое общество России, 2011. 284 с.
12. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфа, 2011. 272 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 321 с.
14. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика-синтез, 2014. 154 с.
15. Игра дошкольника/ Под ред. Л.С. Новоселовой. М.: Детство- пресс, 2012. 292 с.
16. Калиниченко А.В. и др. Развитие игровой деятельности
дошкольников: метод.пособие. М.: Айрис, 2014. 112 с.
17. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов- н/Д.: Феникс, 2011. 198 с.
18. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010. 176 с.
19. КомароваН.Ф. Комплексноеруководствосюжетно-
ролевымииграмивдетскомсаду. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 160 с.
20. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 251 с.
21. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: Университетское образование, 2012. 120с.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.М.: Академия, 2014.315 с.
23. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Российская энциклопедия, 2010. 634 с.
24. Лисина М.И. Проблемыонтогенезаобщения. М.: Владос, 2010. 226 с.
25. Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013. 96 с.
26. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: метод.пособие. М.: Детство-пресс, 2015. 85 с.
27. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-пресс, 2015. 144 с.
28. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
96 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Академический проект, 2015.374 с.
30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 304 с.
31. Радуга. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2016. 232 с.
32. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. С.24-35.
33. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2007. С.124-132.
34. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод.пособ. для педагогов дошкол. учр. М.: Детство-Пресс, 2014. 230 с.
35. Словообразование и словотворчество у дошкольников
[Электронный ресурс] //URL:
http://studbooks.net/1864752/pedagogika/slovoobrazovanie_slovotvorchestvo_starshih_doshkolnikov (дата обращения 28.06.2017).
36. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками:
учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Академия, 2013. 160 с.
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие. М.: Академия, 2012. 336 с.
38. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. М.: Владос, 2012. 287 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Перспектива, 2017.- 56 с.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL:
ййр://’№№№.гд.ш/2012/12/30/оЬга7ОУаше-бок.й1ш1(дата обращения 23.06.2017).
41. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2013. 143 с.
42. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 365 с.
43. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. Ростов- н/Д.: Феникс, 2011. 220 с.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Академический проект, 2013. 368 с.
45. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Под ред. Л.В. Щербы. СПб.: Просвещение, 2009. 259 с.