ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 6
1.1. Становление и перспективы развития ознакомления
с окружающим миром 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая культура ... 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у детей
на начальном этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
экологической культуры у дошкольников 39
2.3. Сформированность экологической культуры у детей на заключительном этапе исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наблюдаемый за последнее время в мире рост внимания к проблемам, составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи в раскрытии тайн мироустройства позволили шире раздвинуть границы привычных представлений об окружающем, подойти к осознанию целостности мира, создали необходимую базу для развития представления о месте человека в природе. В то же время нарастание проблем перенаселения нашей планеты, загрязнения среды обитания человека способствовало росту заинтересованности общества в получении знаний экологического характера. Действие указанных обстоятельств в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии.
Вместе с тем, очевидно, что, несмотря на значительный прогресс, в сфере получения экологических знаний, уровень сформированности экологической культуры большинства населения остается недостаточным. Причин этому несколько. Во-первых, экологические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный и зачастую двойственный характер. Во-вторых, появляющаяся информация носит, как правило, противоречивый характер, или, наоборот совершенно не перекликается с интересами людей и не способна удовлетворять их запросы и потребности.
Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, только техническими и практическими средствами невозможен. Экологическое образование должно выступить вынужденным условием преодоления отрицательных последствий влияния на окружающий мир и средством формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда».
Процесс экологизации всех сфер человека начинается с формирования экологического сознания каждого индивида, развития его экологической культуры. Процесс формирования экологической культуры в свою очередь служит толчком для его духовной и практической деятельности, которая сосредоточена на преодолении кризиса, а в перспективе на гармонизацию отношений между современным обществом и природой.
Подрастающее поколение воплощает в себе недалекое будущее, где резко возрастают требования к экологическому образованию человека на всех этапах его развития а, в частности, к начальному этапу, и особенно к современным дошкольным образовательным учреждениям.
Актуальность проблемы воспитания и развития осознанного отношения к природе, становления начал экологической культуры детей дошкольного возраста во многом обусловлена тем, что достаточно сложные и масштабные экологические проблемы всех жителей нашей планеты могут быть благополучно решены только при условии повышения экологической культуры общества в целом, в применении системного подхода и становления экологической культуры подрастающего поколения на начальных этапах развития.
Для дошкольной педагогики воспитание экологической культуры - это достаточно новое направление. Как подтверждают исследования последних десятилетий уже в дошкольном возрасте, возможно, заложить начала экологической культуры, где исходным звеном будет система конкретных практических знаний и умений, отражающая ведущие закономерности живой природы. Важным педагогическим аспектом являются работы отечественных педагогов и философов в области естествознания, которые уже давно демонстрируют возможность усвоения таких знаний детьми старшего дошкольного возраста и были доказаны педагогическими исследованиями И.А. Комаровай, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой.
Обсуждая проблемы педагогики, отечественными и зарубежными учеными доказано, что особенно благоприятным и эффективным для становления базовых качеств личности человека является период дошкольного возраста. Это в полной мере обусловлено высокой восприимчивостью детей этого возраста и достаточным развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает ребенку в дошкольный период определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать успешному формированию экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим будет эффективным если:
1. экологизировать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ;
2. экологизировать игровую деятельность детей.
Задачи исследования.
1. Раскрыть основные понятия, цели и задачи, связанные с проблемой формирования экологической культуры дошкольников.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогически условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад 34 общеразвивающего вида» города Алапаевска, Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
На пороге третьего тысячелетия все население планеты Земля вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с природой. Вся предшествующая до этого история развития человеческого бытия была связана с потребностью познания и преобразования окружающей действительности, что сформировало неоднозначный характер взаимодействия науки и практики, неприемлемый в современных условиях.
Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии быстрой смены прежней установки всего человечества на осознание природы и общества в их цельности, заботы о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем, и что наиболее важно, выработки новых норм гуманного отношения современного человека, всего общества к природным объектам, природе в целом.
В XX веке начинается экологизация всех сторон морали подрастающего поколения. Этот процесс отражает экологический кризис и все более глубокую зависимость самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы .
Процесс экологизации всех сфер социальной жизнедеятельности начинается с формирования экологического сознания и понимания каждого отдельно взятого человека, формирования его экологической культуры.
Экологическая культура - это один из сопоставимых принципов личности, представляющий сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного взаимоотношения дошкольника с природой (С.А.Суркина).
Экологическая культура представляет собой биоценоз определенных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы. Эти отношения включают в себя устройство и организацию процесса воспроизводства качества жизни современного человека.
Экологическая культура личности это итог экологического образования человека. Процесс формирования и развития экологической культуры становится толчком для духовной практической деятельности, а она, в свою очередь, направлена на прохождение переломного момента, а в перспективе - на гармонизацию отношений между обществом и природой.
Молодое поколение представляет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают запросы государства к экологическому образованию подрастающего поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу, где особая роль принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.
Большинство педагогов связывали экологическое воспитание детей дошкольного возраста только с привитием им любви и бережного отношения к природе, а не как систему специально разработанных и организованных мер и мероприятий.
Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий XX века позволяют конкретизировать и раскрыть предмет и содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии, что позволяет переориентировать приобщение детей к природе на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.
Начальным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, умений и навыков, отражающая ведущие закономерности развития природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 6—7 лет доказана педагогическими исследованиями педагогов-психологов и становится приоритетным направлением в современной системе экологического образования любого государства.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте, повсеместно, идет динамичный процесс целенаправленного формирования чувств, оценок, переживаний, развития познавательных способностей и личностных интересов. Отзывчивость, эмоциональность и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возрастного периода, а отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на различные воспитательные воздействия.
Психологические исследования показывают, что на начальном этапе дошкольного детства особое значение приобретает развитие разнообразных форм познания окружающего мира и восприятия, критического мышления, творческого воображения и фантазии. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям и является необходимой составляющей частью всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, все те качества, которые помогают увидеть и понять неповторимую красоту окружающей природы.
Исходя из общей цели и задач экологического образования, особенностей психического и психологического развития ребенка, можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, неповторимые впечатления, начальные природоведческие представления, закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Формирование экологической культуры личности в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью деятельности всей системы образования. Успех ее формирования зависит не только от того, как педагог представляет и понимает этот процесс, но и от создания необходимых, разнообразных условий для внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
Одним из важнейших факторов формирования экологической культуры является окружающая предметно-пространственная среда, значение которой подчеркивалось рядом выдающихся педагогов новаторов; она гарантирует разные виды познавательно-исследовательской активности ребенка, становится приоритетом при организации коммуникативной деятельности и условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книги и рассказы взрослых, создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, предоставляет возможность для получения объективной информации предмете природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.. Организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является одним из главных условий воспитания экологически грамотного человека.
В работе с дошкольниками по вопросу формированию экологической культуры эффективен интегрированный и деятельностный подход, предполагающий взаимосвязь окружающей среды и организованной экологизированной игровой деятельности, являющейся эффективным средством формирования личности дошкольника, развития его морально - волевых качеств. В игре у ребенка реализуется потребность воздействия на окружающий мир, воссоздавая действия животных и их состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается толерантность и эмоциональная отзывчивость, формируется желание активно беречь и защищать природу. Игры помогают ребенку увидеть неповторимость и уникальность не только определённого живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности,
Таким образом, связь с внешней средой, выражающаяся в организованной взрослым интересной и увлекательной экологически ориентированной деятельности позволяет дошкольнику овладеть умением экологически-целесообразно вести себя в природе, помогает накапливать нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Такая эколого-педагогическая деятельность значительно повышает уровень сформированности экологической культуры, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе и является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников.
1. Акулинцева, Т. О. Будем экологически грамотными [Текст] / Т.О. Окулинцева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7. - С. 101-99.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
4. Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / В. М. Ворошилова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. - 243с.
5. Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры [Текст] / Э. В Гирусов // Экология, культура, образование. - М., 1989. - 11-19 с.
6. Глазачев, С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования [Текст] / С. Н. Глазачев, С. С. Кашлев // Народная асвета. - 2005. - №2. -С.54-57.
7. Глазычев, С . Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы [Текст] / С.Н. Глазычев.: Монография — М.: Современный писатель, 1998. - 432 с.
8. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Е. В. Гончаров. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-т.,2008. - 326 с.
9. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 362¬363 с.
10. Занина, М. А. Экологическое образование дошкольников [Текст]:
учебное пособие / М. А. Занина, С. А. Суркина. - Саратов: Изд-во
«Саратовский источник», 2011. - 103 с.
11. Зенина, Т. В. Работа с родителями по экологическому
воспитанию дошкольников [Текст] /Т. В. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С.58-63.
12. Зерщикова, Т. Р. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Р. Зерщикова, Т. В. Ярошевич //Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С.24-27.
13. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст] / В. А. Игнатова ; под ред. В. И. Загвязинского. — Тюмень, 1998. - 184с.
14. Казарчук, Г. Р. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Г. Р. Казарчук // Ребенок в детском саду - 2005. - № 4. - С.54-56.
15. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.
- 1989.- № 9. - С.9-18.
16. Концепция школьного экологического образования [Текст] / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М., 1994. - 32 с.
17. Коханова, Л. Согласно с природой [Текст] / Л. Коханова // Вестник высшей школы. — 1992. - №2. — С. 29-36.
18. Корганова, И. В. Экологическая игра как средство формирования положительного отношения к природе у старших дошкольников [Текст] / И. В. Корганова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: материалы науч.- практ. конф./ отв. редактор Т. Д. Куликова. - М.: МГЛУ, 2000. - С. 73-75.
19. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие/ О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, - 2004. - 279 с.
20. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М., 1995. -167 с.
21. Львова, С. П. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования [Текст] / С. П. Львова. - М.: Минприроды России, 1993. - 13 с.
22. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада [Текст] : пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
23. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
24. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей [Текст] / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. . - 2000. - №5. - С. 36¬43.
25. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н.Николаева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. -118 с.
26. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 112 с.
27. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении [Текст] / В. А. Петровский. - М.: Научно-методическое
объединение «Творческая педагогика», 1993. - 102 с.
28. Пономарева, И. Н. Региональные аспекты экологического образования в школах России // Рациональные системы экологического образования [Текст] : тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. Пушкино, 30 сентября — 2 октября 1998 г./ Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалова. — М.: Тобольск, 1998. - С. 15-17.
29. Реймерс, Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику [Текст] / Н. Ф. Реймерс. - М.: Изд-во РОУ, 1994. - 99 с.
30. Рыжова, Н. А. Волшебница вода [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 72 с.
31. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. . - 56 с.
32. Рыжова, Н. А. Педагогические модель организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. 40-46 с.
33. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 1999.№ . - №З. - С. 50¬61.
34. Рыжова, Н. А. Экологическая тропинка [Текст] / Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. - С. 25-36.
35. Рыжова, Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. . - 2001. - №7. - С. 61-69.
36. Рыжова, Н. А. Я и природа [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1996. - 56 с.
37. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / П. Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1991.1 - 31-132 с.
38. Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок: уч. пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование» [Текст] / П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
39. Смирнова, В. В. Тропинка в природу [Текст] / В.В. Смирнова. - Санкт-Петербург, 2001. - 154 с.
40. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И.Т. Суравегина М., 1986. -169 с.
41. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие [Текст] / С. А. Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. - 103 с.