ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7
1.1. Особенности воспитательно-образовательного процесса
в разновозрастной группе 7
1.2. Содержание понятия «культура речевого общения» 12
1.3. Особенности культуры речевого общения у детей среднего и
старшего дошкольного возраста 17
1.4. Методы и приемы формирования культуры речевого общения
у детей дошкольного возраста 21
1.5. Анализ программ дошкольного образования в аспекте
формирования культуры речевого общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 33
2.1. Диагностика культуры речевого общения у детей разновозрастной групп 33
2.1. Формирование культуры речевого общения у детей разновозрастной группы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка, развиваются навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Умения вступать в контакт с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение в соответствии с речевой ситуацией оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка.
Необходимость социализации детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В законе отмечается, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми» [55]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» рассматривается как один из принципов дошкольного образования [54].
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [54].
Организация общения и взаимодействия детей в дошкольной образовательной организации невозможна без определенного уровня культуры общения. Задача педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) - способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника, созданию условий для успешной социализации ребенка, для общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы решить эту задачу педагогу необходимо формировать у дошкольников культуру речевого общения.
Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что в научной литературе представлены труды отечественных и зарубежных ученых, в разных аспектах раскрывающих вопросы формирования речевого развития детей дошкольного возраста (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, Т. А. Воронцова, М. В. Ильяшенко, М. И. Лисина, Т. И. Никифорова, В. Н. Фролова и др.), вопросы культуры речи (Б. Н. Головин, Л. К. Граудина, О. Б. Сиротинина, О. М. Фаенова, Е. Н. Ширяев и др.).
Проблема формирования культуры речевого общения детей рассматривается в тесной взаимосвязи с речевым развитием, формированием культуры речи. Культура речевого общения складывается из нескольких составляющих: владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.
Учитывая важность работы по развитию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста, разные авторы предлагают различные педагогические средства - беседа, разговор (Л. П. Федоренко), организация речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом (М. М. Алексеева), игровые ситуации (Л. В. Чернецкая), сюжетно-ролевые игры (В. И. Логинова, П. П. Саморукова), игры- драматизации (С. И. Мерзлякова, А. В. Чулкова).
При значительном количестве научных исследований, посвященных данной проблеме, отмечается недостаточная разработанность методики формирования культуры речевого общения у детей разновозрастной группы. Разновозрастное окружение в ДОО обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития.
Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Разновозрастные группы наиболее характерны для детских садов сельской местности. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности, в том числе в работе по формированию культуры речевого общения детей в условиях разновозрастной группы.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование культуры речевого общения у детей разновозрастной группы».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему занятий, направленной на формирование культуры речевого общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование культуры речевого общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «культура речевого общения» на основе обобщения материалов лингвистических и педагогических исследований в данной области.
2. Изучить состояние проблемы формирования культуры речевого общения у детей разновозрастной группы в научной литературе.
3. Выявить уровень сформированности культуры речевого общения у детей разновозрастной группы.
4. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование культуры речевого общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
База исследования: МКДОУ детский сад № 46 п. Красноармеец, Свердловской области, разновозрастная группа (средний и старший дошкольный возраст), всего 20 детей - 10 детей среднего дошкольного возраста, 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Одним из принципов современного дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Для успешного и продуктивного общения и сотрудничества необходим определенный уровень культуры речевого общения.
В результате проведенной работы были решены поставленные задачи: проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучены особенности развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста, разработан комплекс ситуационных задач по формированию культуры речевого общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Разновозрастная группа предоставляет возможности для общения воспитателя с дошкольниками разного возраста, для формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности. Все исследователи показывают значительный развивающий потенциал разновозрастных групп, в которых ребёнок активнее, результативнее и естественнее социализируется и развивается. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок».
Изучение литературы, посвященной теории культуры речи и культуре речевого общения, позволило сделать вывод о том, что культура речевого общения - это понятие многозначное, включающее владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.
В среднем и старшем дошкольном возрасте активно формируются различные формы речевого общения со взрослыми и сверстниками. К старшему дошкольному возрасту формируются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Для развития культуры общения дошкольников используются различные методы. Это словесные (беседа, разъяснение), наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация) и практические методы (упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация).
Задачи по формированию культуры речевого общения реализуются в образовательных программах «Детство», «От рождения до школы», «Успех». Общим для всех программ является задача по формированию культуры речи и культуры речевого поведения. Несмотря на общность используемых методов, направленных на развитие культуры речевого общения, авторы программ предлагают и свои методы. Например, в программе «Детство» одним из приемов выступают игровые образовательные ситуации для освоения правил речевого поведения. В программе «От рождения до школы» методами развития культуры речевого общения выступают игры, беседы в повседневной жизни, обучение формулам выражения словесной вежливости, беседа. В программе «Успех» работу по формированию культуры речевого общения авторы предлагают проводить в процессе организации различных видов совместной деятельности детей.
Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ детский сад №46. Цель - выявить уровень культуры речевого общения у детей разновозрастной группы. Всего 20 детей - 10 детей среднего дошкольного возраста, 10 детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика проводилась в соответствии с выделенными нами критериями сформированности культуры речевого общения: когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-интерактивный. Проведенная нами диагностика показала, что высокий уровень развития культуры речевого общения наблюдался лишь у 11,8% детей среднего дошкольного возраста и у 13,3% детей старшего дошкольного возраста, 52,6% детей среднего дошкольного возраста и 57,8% детей старшего дошкольного возраста воспитанников показали средний уровень развития культуры речевого общения, кроме этого, мы установили, что в группах большой процент детей с низким уровнем развития культуры речевого общения (35,6% детей среднего дошкольного возраста и 28,9% детей старшего дошкольного возраста).
Результаты начального этапа исследования дали основания говорить о необходимости организации педагогической работы, направленной на формирование культуры речевого общения детей среднего и старшего дошкольного возраста. Разработанная нами система занятий включает в себя 11 тем, содержание, формы и методы реализации которых подобранны по логике преемственности. Система занятий была направлена на ознакомление дошкольников с формами обращения к взрослым и сверстникам, воспитанию у детей уважительного отношения к собеседнику и умения уступать, формирование и развитие у дошкольников умения слушать и понимать собеседника, развитие умения высказываться кратко и понятно, развитию умений понимания собственных эмоций и эмоций других людей.
В процессе работы мы использовали разнообразные методы и средства: наглядные, словесные, практические. Использование различных методов и средств работы позволяет разнообразить занятия, позволяет удерживать внимание детей дошкольного возраста. В перспективах работы для формирования основ культуры общения дошкольников планируем использовать и проанализировать эффективность таких методов обучения: сюжетные рассказы (словесные методы), игры, игровые упражнения, ролевые игры, моделирование и проигрывание ситуаций, инсценировки, решение проблемных ситуаций, рисование, создания коллажей (практические методы).
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1994. 176 с.
2. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет: Программа «Я и Мы». СПб.: СПбГУПМ, 2003. 70 с.
3. Акифьева О.Г. Особенности организации образовательной деятельности с детьми в условиях разновозрастной группы ДОУ // Инновации в науке. 2016. № 6 (55). С. 69-72.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
5. Андреева, Н. А. Речевой этикет как регулятор поведения ребенка дошкольного возраста // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник докладов II Международной научно-практической заочной конференции. Научный ред. А.В. Гумеров. Шадринск: Роекта Союз, 2015. С. 6-10.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие лексической стороны речи детей: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 296 с.
7. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореф. дис. ... докт. пед. наук; 13.00.02. Казань, 1994. 21 с.
8. Байгулова Н.В. Педагогические условия эффективного функционирования сельских малокомплектных школ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 138-143.
9. Белашова Л.А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2004/Belashova L A 2004.pdf(дата обращение: 13.02.2017).
10. Белякова И.Н. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей // Ступень в педагогическую науку: материалы IV Международного форума работников образования / ред. Г.Ф. Гребенщиков. М.: Перо, 2014. С. 5-7.
11. Бутенко В.Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада // Психология обучения. 2007. № 12. С. 39-53.
12. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук; 13.00.02. Калининград, 2003. 206 с.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ. учрежд. М.: Аркти, 2002. 95 с.
14. Васильева М.А. Малокомплектный детский сад. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1988. 269 с.
15. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. С. 16.
16. Воронцова, Т. А. Культура речи: учебное пособие. Ижевск: изд-во, 2011. 141 с.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учебник. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
18. Гельфман Э.Г., Байгулова Н.В. Историко-педагогические аспекты разновозрастного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 76-79.
19. Герасимова Е.Н. Особенности взаимодействий дошкольников в разновозрастной группе // Дошкольное воспитание. 2006 № 5. С. 17-19.
20. Гербова В. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2-4 года) // Ребенок в детском саду. 2001. №5. С. 17-26.
21. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
Т1. Гончарова Н.М. О возможностях разновозрастной группы детского сада // Детский сад от А до Я. 2014. № 3 (69). С. 81-87.
23. Грибанова Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 141-145.
24. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка // Детский сад от А до Я. 2010. №4. С. 23-25.
25. Гуськова О.А., Суроткина Н.А. Организация разновозрастного общения у старших дошкольников // Вестник научных конференций. 2016. № 3-4 (7). С. 43-45.
26. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / сост. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. СПб.: Мозаика-Синтез, 2015. 250 с.
27. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. М.: Просвещение, 2004. 456 с.
28. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: дис. ... канд. пед. наук; 13.00.02. М., 1998. 140 с.
29. Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. 19 с.
30. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник. М.: Речь, 2006. 343 с.
31. Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 2013. №10. С. 10-11.
32. Кожакина С.О. Организация разновозрастных групп в образовательной организации как условие формирования социально успешной личности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2017. № 1(9). С. 10-13.
33. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:
Академия, 2006. 434 с.
34. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред.
Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 560 с.
35. Лебединцев В.Б., Кинстлер И.А. Деятельность педагога в разновозрастном учебном коллективе // Начальная школа. 2011. № 12. С. 12-16.
36. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. М.: Просвещение, 2006. 76 с.
37. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры. М.: Обруч, 2012. 152 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2008. 456 с.
39. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2008. 169 с.
40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2006. 203 с.
41. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.
42. Плотникова Е.Ю. Проблема организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: материалы 6-й Международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, И.С. Исаевой, Э.В. Самариной. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2014. С. 359-362.
43. Подосинова С.И. Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС // Наука и образование: новое время. 2015. № 3(8). С. 281-285.
44. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 208 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
46. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений / сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1997. С. 19-25.
47. Сиротинина О. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь. Саратов, 2001. С. 16-28.
48. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. М.: Владос, 2008. 366 с.
49. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия? // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 276-278.
50. Удова О.В., Левченко Т.А. Организация самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2012. № 10. С. 98-103.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2001. 336 с.
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1995. 291 с.
53. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. М.: Просвещение, 2010. 140 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. М.: Эксмо, 2014. 787 с.
56. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Москва, 2000. С. 380-393.
57. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 160с.
58. Фролова В.Н. Современные подходы к воспитанию культуры речевого общения у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С.76-80.
59. Чиковкина С.А. Развитие речи у детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно¬практической конференции. Нижневартовск, 2015. С. 403-406.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М: Учпедгиз, 2006. 456 с.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. 115 с.
62. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2009. 414 с.