ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 8
1.1. Характеристика понятия «эстетическое восприятие» 8
1.2. Особенность эстетического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Организационно-педагогические условия развития эстетического
восприятия детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика развития эстетического восприятия детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно -поисковой работы 35
2.2. Содержание педагогической работы по развитию эстетического
восприятия детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности 47
2.3. Диагностика развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой
работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих ориентиров и идеалов. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетического восприятия к окружающей действительности и миру искусства.
На основании требований ФГОС ДО, эстетическое воспитание ребенка необходимо осуществлять в ходе формирования его эстетического опыта и актуальных потребностей (чувств и эмоций, идеалов, вкусов и интересов) как основы воспитания эстетического отношения, познавательной активности к восприятию, преобразованию и освоению действительности. На основании выдвинутых задач, которые сформулированы в данном документе, ребенок входит в мир духовной и практической деятельности человека, развивается его индивидуальная потребность в реализации эстетического восприятия, совершенствуются умения оценивать произведения искусства, проявлять интерес к достижениям мировой и национальной культуры, владеть разными способами эстетического восприятия.
Именно дошкольный период, с точки зрения психолого -педагогической науки, является сензитивным этапом для формирования эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них имеется огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, окружающего мира, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направит личностное развитие по сбалансированному пути.
В первую очередь, эстетическое восприятие - это познавательный процесс или способность (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина) и др.) к оценке воспринятого в окружающем пространстве с помощью установления эмоционально-чувственного отношения к действительности.
В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, Т.В. Волосовец, В.И. Волынкин, И.Г. Галянт, А.А. Грибовская, В.Г. Грязева, Т.Н. Доронова, М.В. Ермолаева, И.Л. Кириллов, Т.С. Комарова, Т.А. Котлякова, И.А. Лыкова Р.С. Мухаметзянова, О.П. Радынова, М.М. Руковицын, Н.П. Сакулина, И.А. Синкевич, Е.А. Флёрина, Г.С. Швайко, Т.Я. Шпикалова и др.) убедительно показано значение художественно-эстетического восприятия дошкольников.
Стоит отметить, что в настоящее время существует достаточное число образовательных программ по эстетическому воспитанию (И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.С. Комарова «Красота, радость, творчество», ТА Копцева «Природа и художник», Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова «Росинка» и др.) и методических пособий (А.С. Галанов, Т.Н. Доронова, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова и др.), направленных на развитие эстетического восприятия дошкольников. Однако содержание педагогической работы по развитию эстетического восприятия в процессе интегрированной художественной деятельности разработано недостаточно.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе организации интегрированной художественной деятельности с целью развития эстетического восприятия.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное развитие эстетического восприятия в процессе интегрированной художественной деятельности?
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность организационно-педагогических условий, развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать содержание понятия и сущность эстетического восприятия в психолого-педагогической литературе.
2. Определить и сформулировать значение и роль интегрированной художественной деятельности как средства развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить показатели и критерии развитости эстетического восприятия, разработать характеристику уровней эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в их деятельности.
4. Выделить и теоретически обосновать организационно - педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности и на практике проверить их эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории художественно-эстетического воспитания (ИА Зязюн, Г.С. Костюк, А.В. Киричук, Л.Т. Левчук, Б.Т. Лихачов, И.Ф. Надольный, В.Ф. Передерий, А.Н. Семашко, Б.М. Теплов, Т. Цвели, Б.П. Юсов), подход к изучению эстетического воспитания средствами интеграции в различных видах искусства (Л.О. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Л.Г. Коваль, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, ОН. Рудницкая, В.О. Сухомлинский, .С. Тарасенко, А.М. Федь, Ю.У. Фогт- Бабушкин, Л.О. Хлебникова, Г.П. Шевченко, О.П. Щолокова), изучение процесса эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.О. Езикеева, Р.И. Жуковская, Н.Б. Зубарева, Т.Г. Казакова, Н.С. Карпинская).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно -
поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделенные и обоснованные организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности, могут быть использованы в непосредственной практике педагога ДОО.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение - детский сад №9 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа).
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников), приложений.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эстетического восприятия в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу формирования эстетического восприятия позволили выделить его специфику, показатели, особенности формирования эстетического восприятия в контексте эстетического воспитания в период старшего дошкольного возраста.
Опираясь на позиции Н.А. Ветлугиной, ТС. Комаровой, Н.П. Сакулиной, эстетическое восприятие рассматривается как познавательная способность к оценке воспринимаемого в окружающей действительности по средствам установления эмоционально-чувственной связи с миром.
В качестве основных структурных компонентов эстетического воспитания выделяют следующие: эстетическое оценивание художественного произведения (объекта искусства), эстетические переживания при восприятии художественного произведения и познавательный интерес к восприятию художественных произведений.
Влияние интегрированной художественной деятельности на становление личности человека, его развитие, очень велико. Использование взаимодействия разных видов искусств и многообразия видов художественно¬эстетической деятельности выступает как одно из важнейших педагогических условий развития эстетического восприятия старших дошкольников. Искусство отображает окружающую нас действительность во всем многообразии средств, форм, обусловленных содержанием образов. Важно максимально использовать потенциал воздействия искусства на личность ребенка. Интегрированная художественная деятельность - это объединение нескольких видов художественно-эстетической деятельности детей, способствующее целостному и гармоничному развитию личности
На основе определения эстетического восприятия и выделенных структурных компонентов были определены показатели развитости эстетического восприятия:
- эстетическое оценивание художественного произведения;
эстетические переживания при восприятии художественного произведения;
познавательный интерес к восприятию художественных произведений:
По результатам констатирующего этапа опытно -поисковой работы был проведен формирующий этап опытно -поисковой работы, с целью апробировать выделенные нами организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия:
- актуализацию и обогащение жизненного и художественно-эстетического опыта детей;
- управление процессом развития эстетического восприятия в соответствии с выделенными структурными компонентами данного феномена эстетическое оценивание художественного произведения (объекта искусства), эстетические переживания при восприятии художественного произведения и познавательный интерес к восприятию художественных произведений;
- использование интеграции искусств и вовлечение детей в разные виды интегрированной творческой деятельности;
- организации интегрированной художественной деятельности детей с применением творческих заданий, специальных методов и приемов, направленных на развитие выделенных компонентов эстетического восприятия.
- создание эстетической среды ДОУ, которая должна быть насыщена художественно-эстетическими атрибутами.
На контрольном этапе исследования опытно-поисковой работы было достоверно установлено, что проведенная педагогическая работа имеет положительную динамику в развитии эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Как показывают результаты исследования, низкий уровень эстетического восприятия снизился с 20% (4 человека) до 5% (1 человек). Также зафиксирован рост количества детей со средним уровнем - 9 человек (45%) и высоким - 10 человек (50%).
Таким образом, развитие эстетического восприятия в дошкольном возрасте необходимо осуществлять комплексно, систематически, используя интегрированную деятельность в работе с детьми, а также необходимым условием для успешного развития эстетического восприятия является среда ДОУ, которая должна быть художественно и эстетически обогащена с помощью педагогических, методических и дидактических средств.
Поставленная цель и задачи педагогической работы выполнены в полном объеме. Результаты контрольного этапа опытно - поисковой работы доказывают эффективность интегрированной художественной деятельности в развитии эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С. 23-27.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. : Акад. проект : Культура, 2005. - 239 с.
3. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 439 с.
4. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству
[Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М. : Сфера, 2010. - 80 с.
5. Галянт, И. Г. Интегративное художественно-творческое воспитание дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. Г. Галянт ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2012. - 134 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учеб. для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
7. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1997. - 270 с.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
9. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности [Текст] : монография / И. В. Груздова ; Тольяттин. гос. ун-т. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2010. - 203 с.
10. Грязева, В. Г. Одаренные дети: экология творчества [Текст] :
монография / В. Г. Грязева, В. А. Петровский. - М. : ИПИ РАО ; Челябинск : Изд-во ЧГИИК, 2013. - 40 с.
11. Давыдова, Л. С. Северо-Восток России и особенности его эстетического восприятия детьми старшего дошкольного возраста [Текст] : монография / Л. С. Давыдова. - Магадан : Охотник, 2017. - 164 с.
12. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
13. Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Оренбург. гос. пед. ун-т ; сост. В. А. Зебзеева, Н. В. Михайлова, Н. И. Усов. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014. - 211 с.
14. Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы,
инновации развития [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 1 апр. 2015 г. / Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СургПУ, 2015. - 107 с.
15. Егупова, В. А. Изучаю мир вокруг [Текст] : для одарен. детей 5-6 лет / В. А. Егупова. - М. : Эксмо, 2010. - 160 с.
...