Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99082/2022-11-27_12-17-18.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99082/2022-11-27_12-17-18.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, - магистерская диссертация

Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99082

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы174
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Профилактика аддиктивного поведения у подростков как
педагогическая проблема 13
1.2. Особенности воспитательной работы с подростками по
профилактике у них аддиктивного поведения 22
1.3. Социально-значимая проектная деятельность как средство
профилактики аддиктивного поведения у подростков 31
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО¬
ЗНАЧИМОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы
по профилактике аддиктивного поведения у подростков 41
2.2. Содержание работы по профилактике аддиктивного поведения у
подростков в социально-значимой проектной деятельности 61
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по
профилактике аддиктивного поведения у подростков 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования. Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей Российской Федерации «в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [60]. В программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» 2012 г. [66], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [65], «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года» [34], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» [28] и др.) говорится о том, что создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования высоконравственной личности, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - важная задача всех социальных институтов.
Современный период исторического развития России характеризуется кризисными явлениями во многих сферах социальной жизни. Радикальные и стремительные перемены во всех областях жизни общества оказывают значительное стрессовое воздействие на психику подростков, способствуя распространению в обществе различных видов зависимостей, таких как алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и др. Как пишет Н.Н. Бойко [10], проблема аддиктивного поведения подростков на сегодняшний день является одной из наиболее серьёзных социальных проблем. Аддиктивное поведение характеризуется формированием стремления к бегству от реальности и достигается чаще всего с помощью приёма веществ, воздействующих на психику (алкоголь, токсические вещества, никотин, некоторые лекарственные вещества), или сосредоточением внимания на определённых предметах и активных видах деятельности, (игромания, коллекционирование, длительное прослушивание ритмичной музыки, переедание и т.д.)
Тревожным фактором является тенденция к уменьшению возраста лиц, чье поведение принято рассматривать, как аддиктивное. По данным исследований (И.В. Бачинина, Г.И. Григорьева, Б.Н. Алмазова и др.) распространение потребления психоактивных веществ среди молодежи - одна из серьезнейших проблем современной России. По данным Роспотребнадзора, [36] ежедневно в России потребляют алкоголь 33% юношей и 20 % девушек, а подростковый алкоголизм стремительно молодеет. В настоящее время пик самого массового приобщения к алкоголю перешел в возрастную группу 14-15 лет, эту же группу в массовом порядке начинает захватывать и наркомания. Курить дети начинают с первого- второго класса, среди российских подростков курят 67 % мальчиков и 57 % девочек [59].
В 2009 г. Правительством Российской Федерации одобрена «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» Положения Концепции [27] отражают две стратегии противодействия распространению порока пьянства: ограничения и просвещения. Это и запрет на реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним, и необходимость профилактической деятельности, направленной на предупреждение злоупотребления алкогольной продукцией, а также воспитание ценностного отношения к трезвому образу жизни.
Корни проблемы, как правило, всегда уходят в детство, в семью, поэтому профилактику аддиктивного поведения нужно начинать как можно раньше, но наиболее эффективной она должна стать именно в подростковом возрасте, когда формируется система ценностей человека. Изучению проблем подросткового возраста посвящали свои работы многие исследователи (И. А. Ильин, Л.С. Выготский, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Б.Т Лихачев, Ш.А. Амонашвили, Г.И. Григорьев и др.)
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Как отмечал в своё время выдающийся русский философ И.А. Ильин, [22] в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.
А. Рогозянский в статье «Царь-дети» [48] пишет: «Девиз: «Живи (то есть получай удовольствие) сам и не мешай получать удовольствие другим», захватывает сегодня все стороны нашей жизни, в том числе и педагогику. Это приводит к тому, что семьи с появлением ребенка, не становятся крепче, а ослабевают, и в большинстве случаев, как это ни печально, звучит,.. .распадаются. А ведь раньше, в дореволюционной России, количество разводов было равно 2%. Идолами в наше современное время являются пища, одежда, украшения, развлечения, автомобили, квартиры. Сколько трагедий происходит сейчас, когда самое главное место в жизни занимают алкоголь, наркотики, компьютерные игры и даже мобильные телефоны».
Но не только семья оказывает влияние на воспитание системы ценностей подростка. Большую часть времени он проводит в другой среде - в школе и среди сверстников. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский [64] писал о том, что дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы самими педагогами, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. К.Д. Ушинский [64] считал, что школьник сам придет к осмыслению того, в какой стране он живет , и какие ценности отстаивали его предки в процессе изучения отечественной культуры, которая напрямую связана с духовным опытом. Иными словами, очень важно, что мы сеем в души детей своим личным примером.
На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с организацией таких педагогических условий в процессе образовательной деятельности, которые были бы адекватны задачам профилактики аддиктивного поведения подростков как одной из форм саморазрушающего поведения человека. В современной педагогике существует много технологий обучения, содержание и формы которых, как отмечал в свое время немецкий педагог А.В. Дистервег обусловлены социокультурными условиями: «эпохой, развитием научного знания,
принятой системой отношений между взрослыми и детьми» [51, с.274].
Одной из форм такого педагогического взаимодействия является проектный метод, который входит в жизнь как требование времени. Я.А. Коменский, основоположник научной педагогики говорил: «Обучая других, мы учимся сами» [51, с. 453]. Е.С. Полат, автор исследований по методу проектов, считает: «Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» [42]. Однако, необходимо сориентировать педагога, чтобы он выбрал именно ту модель в море существующих моделей социально-направленных проектов, используемых в профессиональном образовании, которая являлись бы одновременно образовательно¬технологическими средствами профилактики аддиктивного поведения подростков, и обеспечивала ценностно-ориентированное содержание жизни подростков.
Т.В. Емельянова указывает на то, что «положительный пример - важный фактор в воспитании и средство познания подростком жизни. Как показывает жизненная практика, положительный пример должен основываться на духовно-нравственных ценностях, хранимых в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях общества и передаваемых от поколения к поколению» [67]. Испокон веков Россия жила идеальностью, выше всего ставилось духовное и нравственное обустройство. Поэтому, если мы хотим, чтобы нынешнее поколение не бежало от существующей реальности, не ушло в мир грез и несбыточных мечтаний, которое подчас достигается с помощью приёма веществ, воздействующих на психику, мы должны помнить опыт наших предков и положить основой в воспитании национальные духовно-нравственные традиции народа.
Школа, конечно, как образовательное учреждение, призвана выполнять основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности.
В настоящее время существует недостаточная изученность педагогических условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников, причем, деятельность внутри созданных педагогических условий должна быть направлена на сознательный выбор нравственных ценностей, а значит и формированию устойчивости к аддиктивному поведению.
Анализ психолого-педагогической, философской и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия:
на социально-педагогическом уровне - между социальной потребностью в воспитании личности, устойчивой к негативным зависимостям и неприятию аддиктивного поведения, и недостаточной готовностью семьи, образовательных и общественных организаций к реализации этого процесса; на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости деятельностного, социокультурологического, аксиологического подходов к воспитательной работе по профилактике аддиктивного поведения и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к подростковому возрасту;
на научно-методическом уровне - между востребованностью воспитательного потенциала социально-значимой проектной деятельности подростков в профилактике у них аддиктивного поведения и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания подготовки и проведения мероприятий такого типа.
Необходимость решения выше упомянутых противоречий определяет проблему исследования, состоящую в определении эффективных путей к профилактике аддиктивного поведения у подростков.
На основании актуальности, выявленных противоречий и обозначенной проблемы определена тема диссертационного исследования: «Профилактика аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и проведении комплекса занятий на основе социально-значимой проектной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования - процесс профилактики аддиктивного поведения у подростков.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности.
Гипотеза: процесс профилактики аддиктивного поведения
у подростков будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- применение деятельностного, социокультурологического, аксиологического подходов в воспитательной работе с подростками;
- вовлечение подростков в социально-значимую проектную деятельность, позволяющую воспроизводить и закреплять в поведении модели трезвенного поведения: устойчивости к негативным зависимостям;
- разработке и реализации комплекса занятий на основе социально¬значимой проектной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. на основе анализа литературы раскрыть содержание педагогического процесса профилактики аддиктивного поведения у подростков;
2. выявить особенности воспитательной работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков;
3. раскрыть воспитательный потенциал социально-значимой проектной деятельности в профилактике аддиктивного поведения
у подростков;
4. обосновать педагогические условия профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности и доказать их эффективность в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи: о социально-психологической природе личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Р.А. Ахмеров, Н.Г. Куприна, И.В. Бачинин, А.Е. Бойков, Н.Н. Бойко, Г.И. Григорьев, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов); положения о развитии психики в деятельности и роли субъективных факторов в этом процессе (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков и др.); сущности воспитания в христианской антропологии (И.В. Бачинин, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский, и др.); современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании образа жизни человека и его личности (Я. Корчака, Ш.А. Амонашвили, И.В. Бачинин, Б.Т. Лихачев, В.И. Слободчиков, и др. ); теоретические положения аксиологического подхода к развитию личности (А.Д. Леонтьев, Н.О. Лосский, Н.Л. Худякова и др.)
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов научного исследования:
- теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, эстетической и культурологической литературы по проблеме исследования; сравнение, систематизация;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
свободное интервьюирование, тестирование, описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования; экспериментальные - опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: образовательные организации г. Екатеринбурга и Свердловской области, участвующие в Областном Социально-педагогическом проекте «Будь здоров!» на тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!» в условиях международной школы-слёта «Увильды». Всего в исследованиях приняло участие 116 школьников.
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа, на каждом из которых в зависимости от задач, применялись соответствующие педагогические подходы. На первом этапе (2015-2О16гг.) -
констатирующем - проводился выбор темы, анализ литературы, формулировались идеи, цели, задачи исследовательской работы. Это позволило обосновать актуальность проблемы, выявить имеющиеся противоречия, сформулировать исходные позиции работы - цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования, определить структуру и содержание социально-значимой проектной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков и формирование здорового образа жизни на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
На втором этапе (2016-2017гг.) - формирующем - проводилась опытно-поисковая работа, в ходе которой определялись возможности социально-значимой проектной деятельности для создания педагогических условий эффективной профилактики аддиктивного поведения подростков, апробировалась модель проектной деятельности, уточнена тема, определены конкретные задачи.
На третьем этапе (2017г.) - обобщающем - уточнялись
теоретические и практические позиции, проводилась обработка материала, его осмысление и систематизация, формулировались выводы, систематизировались результаты деятельности, оформлялся окончательный вариант диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- в уточнении понятия «социально-значимая проектная
деятельность подростков»;
- в выявлении педагогических условий эффективности
социально-значимой проектной деятельности профилактической
направленности аддиктивного поведения подростков;
- в обобщении исследований в сфере профилактики аддиктивного поведения подростков.
Практическая значимость работы заключается:
- в разработке комплекса занятий на основе социально-значимой проектной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков;
- в разработке диагностических материалов по проверке уровня сформированности устойчивости к негативным зависимостям, понимания духовно-нравственных ценностей здорового образа, которые могут быть использованы педагогами средних образовательных учреждений в профилактике аддиктивного поведения подростков, а также в воспитательной работе с ними.
Апробация и внедрение результатов исследований проходила:
В 2015-2017 гг. - на международных трезвенных школах-слетах «Увильды» - участие в работе секции «Будь здоров!». Участие в конкурсных мероприятиях, в методических конференциях, семинарах по разработке организационно-педагогической модели социально-педагогического проекта «Будь здоров».
Магистерская диссертация имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Устойчивость к негативным зависимостям у подростков является интегративным личностным качеством, включающим в себя три компонента: когнитивный, аксиологический и праксиологический.
2. Эффективным средством профилактики аддиктивного поведения у подростков выступает вовлечение подростков в социально-значимую проектную деятельность.
3. Педагогические условия процесса профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности будут эффективными только в том случае, когда подростки сами являются активными разработчиками тематических программ; содержание программ включает ценности здорового образа жизни, активной жизненной позиции, личностной и профессиональной самореализации, способности преодолевать внешние и внутренние препятствия.
4. Участие в реализации тематической программы включает исследовательский компонент и рефлексию. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В квалификационной работе мы провели анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности, который дал возможность установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического изучения.
2. Исследование позволило выделить:
- особенность аддиктивного поведения как зависимое, которое ощущается человеком навязчивой потребностью в определенной деятельности, патологическим влечением к чему-либо;
- профилактика аддиктивного поведения в педагогике - комплекс мероприятий педагогического характера (педагогические условия), направленные на нейтрализацию воздействия факторов, вызывающих аддиктивное поведение;
- одна из главных причин аддиктивного поведения подростков - это деформирование системы ценностей;
- профилактика аддиктивного поведения у подростков эффективна только в том случае, если в образовательной среде будут созданы педагогические условия профилактики, основанные на исторически сложившихся базовых культурных ценностях Отечества.
- педагогические средства профилактики аддиктивного поведения у подростков должны быть направлены на переосмысление подростками, склонными к различного рода зависимостям, тех ценностей, которыми они ранее руководствовались в своей жизни, и формированию трезвеннических убеждений.
3. Исследование позволило:
- уточнить само понятие социально-значимой проектной деятельности;
- рассмотреть основные принципы социально-значимой проектной деятельности, которая на практике позволяет преобразовать полученные знания в реальный жизненный опыт подростков, и дает возможность для развития их проектного мышления и раскрытия творческого потенциала;
- определить методику исследования профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной;
- раскрыть содержание социально-педагогического проекта «Будь здоров!», тематической смены «Трезвость! Лидерство! Успех!», тематической одноименной секции в условиях международной трезвенной школы-слёта «Увильды», их цели, задачи, мероприятия проекта;
- подчеркнуть важность получения участниками проекта «Будь здоров!» тематической смены «Трезвость! Лидерство! Успех!» опыта совместной просветительской, культурной, исследовательской, социально-проектной деятельности, направленной на прояснение сущности и освоение практик трезвого образа жизни.
4. На основе когнитивного, аксиологического и праксиологического подходов исследования спроектирована модель профилактики
аддиктивного поведения подростков в социально-значимой проектной деятельности.
5. Проведена апробация результатов опытно-поисковой работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности на тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!» социально-значимого проекта «Будь здоров!» в условиях международной школы-слёта «Увильды».
6. Организация опытно-поисковой работы по созданию педагогических условий профилактики аддиктивного поведения у подростков в социально-значимой проектной деятельности включала
в себя:
- выделение группы подростков-участников социально-педагогического проекта «Будь здоров!», участвующих в тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!» в условиях международной трезвенной школы-слёта «Увильды»
- разработку и проведение комплекса занятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения у подростков на основе социально-значимой деятельности, содержащий в себе компонент духовно-нравственного содержания (блок «Воспитание святостью») на тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!» в условиях международной трезвенной школы-слёта «Увильды»;
- проверке в опытно-поисковой работе эффективности педагогических условия профилактики аддиктивного поведения
у подростков в социально-значимой проектной деятельности.
7. В результате анализа возможностей различных методов исследования нами были выбраны: педагогическое наблюдение за деятельностью подростков тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!»; их анкетирование, изучение дневников, включающих результаты самонаблюдения, самоотчета и самооценки своей деятельности. Данные наблюдений, анкетирования и изучения документации подвергались количественному и качественному анализу.
8. По результатом опытно-поисковой работы, которая проводилась по этапам: констатирующем, формирующем и итоговом, было выявлено:
- На исходном этапе по когнитивному показателю в результате анкетирования подростки демонстрируют в среднем не более половины необходимых знаний в отношении причин возникновения негативных зависимостей от алкоголя, табакокурения и игромании, их последствий для организма, семьи, общества, необходимости трезвенного просвещения, остальные знания носят ситуативный характер.
- По аксиологическому показателю, в среднем подростки демонстрируют % признаков системы отношений личности, которая помогает противостоять негативным зависимостям. По отношению
к трезвости только 3% подростков трезвость понимают как одну из духовно¬нравственных ценностей. 81% подростков считают основной возможностью выхода из зависимости - усилие собственной воли человека, что является явной недооценкой проблемы. По отношению к нравственным ценностям 35% подростков готовы переступить через моральные нормы ради достижения успеха, что является тревожным фактором оценки нравственности нынешнего поколения.
- По праксиологическому показателю подростки демонстрируют
в среднем не более половины признаков готовности к деятельности по сохранению свободы от негативных зависимостей и, в основном, предпочитают отказ от успешного выбора трезвого образа жизни. 40% не испытывают желания пробовать ПАВ, но и не осуждают тех, кто их употребляет. 10% употребляют ПАВ. 45% подростков не имеют потребности в самовоспитании, что можно оценить как нравственную незрелость.
- На формирующем этапе диагностики устойчивости к негативным зависимостям, когнитивному, аксиологическому и праксиологическому, после участия в просветительском проекте «Россия - трезвая страна» и, проведенным занятиям по житиям святых, чей нравственный подвиг был связан с утверждением трезвости в обществе, подростки показывали средний уровень. По данным анкетирования, наблюдений за подростками, анализу их высказываний прослеживается положительная динамика в изменении мировоззренческих установок подростков на аддикцию и ориентирование на трезвый образ жизни.
- Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по профилактике аддиктивного поведения у подростков через участие в социально-значимой проектной деятельности, содержащий в себе компонент духовно-нравственного содержания, позволили выявить по всем трем показателям, когнитивному, аксиологическому и праксиологическому, итоговый высокий уровень устойчивости к негативным зависимостям. Данный факт свидетельствует об эффективности педагогических условий социально-значимой проектной деятельности, основанной на духовно-нравственных ценностях Российского государства, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков. Выявились ценностные ориентации подростков, участвующих в социально-педагогическом проекте «Будь здоров!» в условиях международной школе-слете «Увильды» на тематической секции «Трезвость! Лидерство! Успех!» в отношении восприятия ими путей попадания в негативные зависимости, выхода из кризисных жизненных ситуаций, а также определился уровень владения ими полученных в течение года их участия в Проекте и на тематических сменах «Трезвость! Лидерство! Успех!» знаний в области профилактики аддиктивного поведения, трезвого образа жизни.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что правильно организованные педагогические условия социально- значимой проектной деятельности на основе традиционных для Российского государства духовно-нравственных ценностях способствуют профилактике аддиктивного поведения подростков и формированию устойчивости к негативным зависимостям. Сделанный вывод указывает на эффективность социально-значимой проектной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков в социально-педагогическом проекте «Будь здоров!» в течение учебного года и в условиях тематических смен «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Поставленные цели и задачи выполнены, гипотеза подтвердилась, но возникли предложения о дальнейшем исследовании и разработке воспитательных мероприятий, способствующих формированию
у подростков-участников социально-педагогического проекта «Будь здоров!» тех качеств, которые будут способствовать не только профилактике у них аддиктивного поведения, но и позволят им самим стать активными участниками в сфере предупреждения подростковых зависимостей, организаторами профилактической деятельности в школе, в семье и во внешкольной деятельности.



1. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической
реабилитации: Учеб. пособие. Диспозиционные факторы (средовой
дезадаптации - Т.Г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://detovoditel.ucoz.ru/blog/dispozicionnye faktory sredovoj dezadaptacii d p /2012-04-16-165 (дата обращения 20.07.17)
2. Ахмеров, Р. А. Динамика продуктивности жизни в самосознании у больных алкоголизмом и наркоманией. Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2004. - С. 61-78.
3. Бачинин, И.В. Подготовка студентов педагогического ВУЗа к трезвенному просвещению детей и подростков [Текст] / И. В. Бачинин,
Н.В. Терещенко // Журнал Педагогическое образование в России. - 2016г. - № 3. - с. 188-192.
4. Бачинин, И.В. Педагогические условия помощи взрослым в избавлении от негативных зависимостей в традициях Православия [Текст] / И.В. Бачинин. // Автореферат канд. дисс. - Екатеринбург, 2008
5. Бачинин, И.В. Обоснование антропологического содержания
понятия «трезвость». Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. Вып. 3 (34). С. 56 - 71. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/251931-1-obosnovanie-antropologicheskogo- soderzhaniya-ponyatiya-trezvost-bachinin-mnogie-issledovateli.php
6. Бачинин, И.В. Теория и практика трезвенного становления личности в традициях православия. Монография. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБЩУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург 2015 - 191с.
7. Бесова, И.Ю. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/user/166498/page/profilaktika-addiktivnogo-povedeniya-detey-i- podrostkov (дата обращения 20.07.2017).
8. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1996 , с. 94.
9. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 871-874. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/62/9308/ (дата обращения 03.08.2017).
10. Бойко, Н.Н. Уцелеть в семье - М.: МОФ Родная страна, 2010 - 280 с.
11. Бойко, Н.Н. Homo addictus: Человек зависимый (в рабстве пагубных пристрастий) - М.: Родная страна, 2012 — 320 с.
12. Большой психологический словарь - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2003. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //psychology.academic.ru/6303/АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ(дата обращения 03.08.2017).
13. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. - М., 2000, с. 21.
14. Выготский, Л. С. - О подростковом кризисе [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyera.ru/4604/l-s-vygotskiy-o-podrostkovom- krizise (дата обращения 09.10. 2016).
15. Григорьев, Г.И. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания. [Текст] / Г.И. Григорьев, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов. Учебное пособие. - Санкт- Петербург, изд-во РХТА 2016 - 428с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ