ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Характеристика понятия «личностные качества» 12
1.2. Внеурочная деятельность как средство формирования
личностных качеств обучающихся 25
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 36
1.4. Теоретическая модель формирования личностных качеств
младших школьников во внеурочной деятельности 41
Выводы по 1 главе 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
2.1. Методы и организация исследования 50
2.2. Результаты мониторинга изучения личностных качеств
обучающихся начальных классов 56
2.3. Методические особенности деятельности 66
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования 73
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Актуальность исследования. На социально-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание гражданина России в контексте национального идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Человек должен стать высоконравственным, ответственным, творческим, инициатив-ным, компетентным гражданином России [24].
Потребность общества в определенном образе человека установлена, однако образование решает эту задачу недостаточно эффективно, поскольку в частности недостаточно полно разработан механизм формирования опреде-ленных качеств обучающихся в условиях внеурочного времени.
Теме личности в психолого-педагогической науке посвящено немало исследований, благодаря которым накоплены определенные знания в этой области. В частности в трудах Г. К. Селевко [87] определен феномен личности (как совокупность внутренних качеств человека, проявляющихся в его отношениях с окружающими), в психолого-педагогических исследованиях проблема изучения личности младшего школьника рассматривалась многими авторами: А. С. Белкин, Л. Ф. Обухова, Л. И. Божович и др. И. Ф. Харламо-вым выделены важные аспекты содержания процесса воспитания личност¬ных качеств (формирование потребности, знания, отношения, умения, навы¬ков, привычки поведения, воли). Ряд важных теоретических и методических выводов по проблеме формирования личности содержат работы Н. Е. Щур- ковой, Д. И. Фельдштейна и др.
В науке представлены разработки и исследования частных аспектов формирования личностных качеств у школьников (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий).
Однако проблема целенаправленного формирования личностных качеств обучающихся начальной школы в условиях внеурочной деятельности пока изучена фрагментарно. Также в современной педагогической литературе отсутствует единый подход к определению критериев и уровней сформированности качеств личности у младших школьников. Этим вызвана актуальность на научно-теоретическом уровне.
На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с тем, что педагогическая практика методически частично обеспечена методиками, разработками отдельных программ по развитию, воспитанию личности младшего школьника в условиях внеурочной деятельности (к примеру, курс «Воспитание нравственных качеств» Л. В. Мищенковой, курс «Ступени мудрости» А. Лопатиной, М. Скребцовой и др.). Но при этом недостаточно методик по целенаправленному формированию конкретных личностных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Сопоставительный анализ теории в аспекте изученности процесса формирования личностных качеств младших школьников и практическими возможностями его реализации в условиях внеурочной деятельности позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие возникает между потребностями общества в формировании личности с заданными параметрами и недостаточной сформированностью этих качеств у детей младшего школьного возраста.
На научно-теоретическом уровне отметим противоречие между необходимостью формирования личностных качеств обучающихся средствами внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью необходимых теоретических основ.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется между принципом личностно ориентированного воспитания и сложностью его практической реализации в рамках устоявшихся стереотипов старой коллективно дисциплинарной воспитательной системы. В связи с этим учителя начальных классов испытывают необходимость в научно обоснованных методических рекомендациях по формированию личностных качеств младших школьников.
Проблема: необходимость определения путей формирования личностных качеств младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Цель: теоретическое обоснование процесса формирования личностных качеств младших школьников, разработка методического обеспечения внеурочной деятельности как средства формирования личностных качеств и его апробирование с целью проверки результативности.
Объект: процесс формирования личностных качеств учащихся в начальной школе.
Предмет: педагогические условия формирования личностных качеств младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза: личностные качества младших школьников возможно сформировать во внеурочной деятельности при наличии условий:
1) процесс формирования личностных качеств будет построен в соответствии с моделью формирования личностных качеств младших школьников во внеурочной деятельности, которая строится на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, принципов учёта возрастных особенностей младших школьников, систематичности, сотрудничества, содействия участников образовательного процесса, нравственного обогащения, целенаправленной ориентированности на общественные ценности; обратной связи; последовательности и др., а также описывает этапы, обеспечивающие последовательное овладение смыслом качеств, определенного отношения к проявлению качеств, опытом проявления личностных качеств в деятельности и общении;
2) абстрактные нравственные понятия будут определены на основе планируемых личностных образовательных результатов (соотнесенность внеурочной и урочной деятельности) и конкретизированы на примерах;
3) формирование конкретных качеств будет целенаправленным и будет организовано на основе мониторинговых данных с помощью различных видов деятельности, общения, методов воспитания: для формирования представлений о качествах личности будут использованы словесные методы убеждения: рассказ, дискуссия, беседа и др., для формирования навыков поведения будут использованы практические методы приучения: практические работы, упражнения, пример и др., методы стимулирования: игры и др.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования личностных качеств младших школьников с целью уточнения структуры и содержания базовых для исследования понятий.
2. Разработать модель формирования личностных качеств младших школьников средствами внеурочной деятельности.
3. Разработать критериально-диагностический аппарат для изучения личностных качеств учащихся начальных классов.
4. Оценить особенности сформированности личностных качеств младших школьников.
5. Проверить эффективность разработанной модели формирования личностных качеств младших школьников средствами внеурочной деятельности в условиях опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (сбор, анализ и обобщение теоретических материалов, изучение научной и методической литературы по теме исследования, описание, сравнение, систематизация, моделирование, статистическая обработка полученных данных и др.); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики (количественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическую основу исследования составили гуманистический подход к личности (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс), от-ношение к личности как совокупности качеств (Г. К. Селевко, А. Г. Маклаков), теоретическое положение об этапности процесса формирования личностных качеств: формирование знаний о качестве, чувств, выработка навыков поведения и др. (И. Ф. Харламов).
В основу исследования положен личностно-ориентированный подход: помощь личности в самопознании, самоопределении, самореализации через признание индивидуальности, самоценности каждой личности. Так же принципы системного (определение механизма функционирования и развития объекта как системы в его внутренних и внешних характеристиках через признание их взаимосвязи), деятельностного (формирование личностных качеств личности через организацию деятельности обучающихся) и культурологического (связь личности с культурой как системой ценностей, творческое развитие личности) подходов.
Научная новизна исследования определяется положениями:
1. Предложена теоретическая модель формирования личностных качеств младших школьников во внеурочной деятельности, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, процессуальный, результативный компоненты; построенная на личностно-ориентированном и системно-деятельностным подходах; принципах учёта возрастных особенностей младших школьников, систематичности, сотрудничества, содействия участников образовательного процесса, нравственного обогащения, обратной связи, последовательности и др.
2. В работе уточнено понятие «личностные качества», под которым понимается относительно устойчивые структурно-содержательные психологические компоненты, характеристики личности, проявляющиеся через отношения к действительности, к окружающему и к самому себе в деятельности и поведении человека, характеризующие его как члена общества и как индивидуальность, формируемые на основе потребностей личности.
3. Разработана методика формирования качества «доброжелательность» у младших школьников в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности на основе предмета литературного чтения, в которой используется логика занятий, соответствующая особенностям формирования качеств личности (последовательности, подкрепления), нацеленная на развитие основных компонентов доброжелательности, предложены разные формы и виды проведения занятий, преимущественно частично-поисковый метод, пример (доброжелательное поведение педагога, литературных героев, личный пример), актуализация личного опыта детей, на основе совместной деятельности педагога и обучающихся, открытости, диалога, сотрудничества, побуждения и поощрения одобряемого поведения.
4. Определены элементы критериально-диагностического аппарата по изучению личностных качеств младших школьников, включающие критерии (когнитивный, отношение, поведение), показатели (точность и обширность знаний, положительное отношение к проявлению качества, активность в про-явлении положительного поведения), уровни сформированности качеств (высокий, средний, низкий уровни).
Теоретическая значимость исследования:
1. Обоснована необходимость формирования качеств обучающихся через формирование знаний, отношения, поведенческих навыков на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, принципов учёта возрастных особенностей младших школьников; систематичности; сотрудничества, содействия участников образовательного процесса; нравственного обогащения; обратной связи; последовательности и др.
2. Показана роль воспитательных воздействий, сотрудничества, деятельности в формировании личностных качеств обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа формирования доброжелательности как личностного качества младших школьников, которая может быть реализована на практике педагогами начальных классов в рамках воспитательной работы.
Положения, выносимые на защиту
1. Личностные качества - это относительно устойчивые структурно-содержательные психологические компоненты, характеристики личности, проявляющиеся через отношения к действительности, к окружающему и к самому себе в деятельности и поведении человека, характеризующие его как члена общества и как индивидуальность, формируемые на основе потребно-стей личности.
В основе качеств лежат ценности общества, приобщение к которым особо актуально в младшем школьном возрасте в связи с восприимчивостью, доверительностью, открытостью детей этого возраста.
Процесс формирования качеств включает выработку потребности в приобретении качества, мотива, знания, отношения, навыков, привычки по-ведения.
2. Модель поэтапного формирования качеств во внеурочной деятельности включает целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, процессуальный, результативный компоненты, строится на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах и принципах учёта возрастных особенностей младших школьников, систематичности, сотрудничества, содействия участников образовательного процесса, нравственного обогащения, обратной связи, последовательности и др.
3. Использование в качестве критериев сформированности личностных качеств младших школьников (когнитивного, отношения, поведенческого) позволяет наиболее полно и объективно осуществить диагностику оценки сформированности у обучающихся личностных качеств.
Перечень качеств для исследования: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность
4. Качества личности формируются у младших школьников во внеурочной деятельности с использованием следующих условий: реализовать на практике модель формирования качеств, разработанную с учетом особенностей детей младшего школьного возраста; ориентироваться на связь внеурочной деятельности с урочной; целенаправленно формировать конкретные качества на основе мониторинговых данных с помощью различных видов деятельности, общения, методов воспитания.
5. Программа формирования доброжелательности младших школьников составлена с ориентацией на личностные результаты к курсу «Литературное чтение» (автор Климанова) 2 класс. Программа представляет собой занятия ознакомительно-творческого характера, формирование представлений детей о свойствах доброжелательности, отношения к ним через организацию совместной и индивидуальной деятельности на основе сотрудничества, диалога с преимущественным использованием частично-поискового метода.
Структура диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 105 наименований, 10 приложений. Описание результатов исследования сопровождается в работе 8 рисунками, 9 таблицами.
Целью данной работы было теоретическое обоснование процесса формирования личностных качеств младших школьников, разработка методического обеспечения внеурочной деятельности как средства формирования личностных качеств и его апробирование с целью проверки результативности.
На основе теоретического анализа литературы по проблеме формирования личностных качеств младших школьников было определено, что личностные качества - это относительно устойчивые структурно-содержательные психологические компоненты, характеристики личности, проявляющиеся через отношения к действительности, к окружающему и к самому себе в деятельности и поведении человека, характеризующие его как члена общества и как индивидуальность, формируемые на основе потребностей личности.
Структура личностных качеств представляет структурно-содержательные компоненты (внешние поведенческие индивидуальные про-явления воспитанности и психологические особенности).
Внеурочная деятельность - это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая педагогами для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей, реализации их индивидуальных образовательных запросов и потребностей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми.
Было определено, что процесс формирования личностных качеств у детей младшего школьного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики поведения.
На основании этих особенностей была разработана модель формирования личностных качеств младших школьников средствами внеурочной деятельности. Она предполагала создание условий для последовательного овладения детьми смыслом качеств, определенного отношения к проявлению качеств (на основе образцов, примеров поведения героев из литературных текстов), опытом проявления личностных качеств в различных видах и формах деятельности и общения, как упражнением нравственных сил. Модель была построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, принципов: систематичности; сотрудничества, содействия участников образовательного процесса; нравственного обогащения; обратной связи; последовательности и др.
Для экспериментального изучения личностных качеств младших школьников был определен перечень качеств: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность. Также был разработан критериально-диагностический аппарат на основе основных этапов формирования качеств.
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволили прийти к выводу о том, что по сумме всех критериев наиболее сформировано качество «уважение и принятие ценности семьи и общества», а «доброжелательность» (еще и по среднему суммарному показателю) и «общи-тельность» сформированы менее всего.
Было принято решение разработать программу формирования качества «доброжелательность» младших школьников средствами внеурочной деятельности.
С этой целью был проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, в процессе которого во внеурочной деятельности были применены педагогические условия: поэтапное формирование качеств личности в соответствие с моделью; формирование нравственных понятий на основе планируемых личностных образовательных результатов и их конкретизации через изучение конкретных примеров поведения из литературы и реальной жизни;
целенаправленность формирования личностного качества в воспитательной деятельности учителя через реализацию принципа формирования качеств в различных видах деятельности и с помощью разных методов воспитания: для формирования представлений, отношения к качеству использование словесных методов убеждения: рассказ, дискуссия, беседа и др., для подкрепления формирования качества в деятельности использование практических методов приучения: практические работы, упражнения, пример и др., методов стимулирования: игры и др.
По результатам контрольного эксперимента было обнаружено повышение уровня сформированности личностных качеств младших школьников в целом.
Достоверность положительного сдвига значений по качествам доброжелательность и общительность по сумме всех критериев была определена помощью метода математической статистики, G-критерия знаков.
Таким образом, на основе проведённой опытно-экспериментальной работы по формированию личностных качеств младших школьников можно сделать вывод, что разработанная и реализованная модель формирования личностных качеств младших школьников средствами внеурочной является эффективной. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учебник для студ. Вузов / Г. С. Абрамова. - Изд. 2-е., исп. и доп. - М. : Академический Проект, 2001. - 704 с.
2. Айзенк, Г. Как измерить личность [Текст] / Г. Айзенк, Г. Вильсон ; пер. с англ. А. Белопольского. - М. : Когнито-Центр, 2000. - 284 с.
3. Атрашенко, А. Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А. Н. Атрашенко, О. И. Аладко // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 1. - С. 82-83.
4. Афоризмы, пословицы, притчи о добре и зле [Электронный ресурс] //
Копилка уроков - сайт для учителей. URL: https://kopilkaurokov.ru/
vneurochka/prochee/aforizmy-poslovitsy-pritchi-o-dobrie-i-zlie(дата обращения: 19.02.2017).
5. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разно-возрастных группах [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 176 с.
6. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности [Текст] / О. И. Баранцева // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 81-83.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А. С. Белкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
10. Братчиков, А. В. Метапредметные результаты обучения: организация мониторинга овладения учащимися личностными универсальными учебными действиями [Текст] / А. В. Братчиков // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сб. науч. статей / сост. Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург, 2013. - 302 с.
11. Буйлова, Л. Н. Разработка и оформление рабочих программ внеурочной деятельности (методические рекомендации) [Текст] / Л. Н. Буйлова // Внешкольник. - 2016. - №1 (169). - С. 38-42.
12. Владимирский, Б. М. Требования к содержанию современного университетского образования [Текст] / Б. М. Владимирский // Оценка качества обучения в образовательных учреждения : сб. науч. ст. Всерос. Науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11-12 окт. 2012 г. / Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург, 2012. - 132 с.
13. Внеклассная работа [Электронный ресурс] // Файловый архив студента. Studfiles. - URL:http://www.studfiles.ru/preview/1728546/(дата обращения: 29.12.2016).
14. Внеклассное занятие "Поговорим о доброте и вежливости" (1-2 класс) [Электронный ресурс] // «Инфоурок». - URL:https://infourok.ru/vneklassnoe zanyatie pogovorim o dobrote i vezhlivosti1-2 klass-565295.htm(дата обращения: 24.12.2015).
15. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы [Текст] / сост. А. В. Енин. - М. : ВАКО, 2015. - 288 с.
16. Воспитательные технологии в начальной школе [Электронный ресурс] // Мультиурок. - URL:https://multiurok.ru/files/vospitatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie.html/(дата обращения: 29.09.2016).
17. Воюшина, М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - условие повышения качества образовательных результатов [Текст] / М. П. Воюшина, Е. П. Суворова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 37-40.
18. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Детская психология [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
19. Где прячется источник счастья. Притча от Александры Лопатиной [Электронный ресурс] // Притчи.ру. - URL:http://pritchi.ru/id 5635(дата обращения: 04.06.2016).
20. Гликман, И. З. Основы воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов и бакалавров высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям: 050100 "Педагогическое образование", 050400 "Психолого-педагогическое образование", 050000 "Образование и педагогика" / И. З. Гликман. - Москва : Форум : Инфра-М, 2015. - 319 с.
21. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. Госстандарт [Текст]. - М. : Стандартинформ, 2012. - 31 с.
22. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: ЕИр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Госпрограмма-Развитие образования 2013-2020.pdf(дата обращения: 01.12.2016).
23. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособ. для учителя / Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
24. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк и др. - М. : Просвещение, 2014. - 24 с.
25. Два волка. Притча неизвестного происхождения [Электронный ресурс] //Притчи.ру.-URL:http://pritchi.ru/id 1203(дата обращения: 23.01.2017).
26. Деловая игра «Дружба - чудесное слово» [Электронный ресурс] // Проект «Инфоурок». - URL:https: //infourok.ru/delovaya-igra-druzhba-chudesnoe-slovo-1108353.html(дата обращения: 19.02.2017).
27. Детство, открытое миру: вопросы теории и практики [Текст] : Сборник ст. и тезисов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е. В. Коротаевой. - 22-23 марта 2012 г. - Екатеринбург : Изд. УрГПУ, 2012. - 307 с.
28. Древняя индийская сказка «Мудрецы и слон» [Электронный ресурс] // psyoffice.ru» ПРИТЧИ И СКАЗКИ. - URL:https://www.psyoffice.ru/4-0-4118.htm(дата обращения: 19.01.2016).
29. Дружба - это... Классный час [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». - URL:http://nsc.1 september.ru/article.php?ID=200900104(дата обращения: 19.02.2017).
30. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст] : Пособие для учит. В 2 Ч. Ч. 2 / под ред. А. Я. Данилюка. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 142 с.
31. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. № 3. - С. 15-26.
32. Евплова, Е. В. Элементы урока: приветствие [Текст] / Е. В. Евплова // Начальная школа. - 2013 - № 8. - С. 25-28.
33. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников [Текст] : учебник и практикум для акад. бакалавриата / Е. Н. Землянская. - М. : Изд-во Юрайт, 2016. - 507 с.
34. Итоговые работы по предметам 2 класс, УМК «Школа России» [Электронный ресурс] // Главная | Infourok - презентации, планы-конспекты уроков, тесты для учителя. - URL:https://infourok.ru/material.html?mid=93746(дата обращения: 09.01.2016).
35. Ищенко, И. Н. Децентрация личности у младшего школьника как результат взаимоотношений со значимыми взрослыми [Текст] / И. Н. Ищенко // Детство, открытое миру : вопросы теории и практики : VI Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 55-летнему юбилею Института педагогики и психологии детства УрГПУ : сборник статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Т. А. Сутырина. - Екатеринбург, 2012. - С. 21-25.
36. Катаева, О. В. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / О. В. Катаева, И. Л. Руденко, Е. С. Ткачук. - М. : Университет машиностроения, 2014. - 67 с.
37. Келли, Д. Психология личности: Теория личностных конструктов [Текст] / Д. Келли. - СПб. : Речь, 2000. - 249 с.
38. Классный час (1 класс) на тему: Простые правила Этикета [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/09/prostye-pravila-etiketa(дата обращения: 09.01.2016).
39. Классный час (4 класс) на тему: Праздник вежливости [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/08/09/prazdnik-vezhlivosti(дата обращения: 09.01.2016).
40. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание психология [Текст] / И. С. Кон. - М. : Издательство политической литературы, 1984. - 336 с.
41. Конобеева, Т. А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Т. А. Конобеева // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 52-55.
42. Конспект занятия по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) на тему «О себе, о дружбе, о друзьях» (3 класс) [Электронный ресурс] // Проект «Инфоурок». - URL:https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-duhovnonravstvennoe-napravlenie-na-temu-o-sebe-o-druzhbe-o-druzyah-klass-731632.html(дата обращения: 19.02.2017).
43. Коротов, В. М. Введение в педагогику [Текст] / В. М. Коротов. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 256 с.
44. Кто вырастил яблочко?» Е. Фролова [Электронный ресурс] // Pandia.ru. - URL:http://pandia.ru/text/77/448/17480.php(дата обращения: 11.02.2017).
45. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
46. Лопатина, А. НАЧАЛА МУДРОСТИ: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. Лопатина, М. Скребцова. - 4-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2007. - 304 с.
47. Лопатина, А. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах [Текст]: конспекты занятий, сказки, стихи, игры и творческие задания: для занятий с детьми 9-11 лет / А. Лопатина, М. Скребцова. - 4-е изд. - М. : Философская книга, 2014. - 368 с.
48. Лопатина, А. 600 творческих игр для больших и маленьких [Текст] / А. Лопатина, М. Скребцова. - 6-е изд. - М. : Философская Книга, 2014. - 320 с.
49. Макаренко, А. С. Сочинения в 7 т : Т. V : Общие вопросы теории педагогики [Текст] / А. С. Макаренко. - М. : Изд-во АПН, 1958. - 558 с.
50. Макарова, И. В. Внеурочная деятельность в начальной школе [Текст] / И. В. Макарова. - Ижевск, 2012. - 101 с.
51. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с. : ил.
52. Маленкова, Л. И. Торжество воспитания: возможно ли оно? Народное образование [Текст] / Л. И. Маленкова. - 2011. - № 5. - С. 217-222.
53. Марьенко, И. С. Примерное содержание воспитания школьников психология [Текст] : рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы / И. С. Марьенко. - М. : Просвещение, 1984. - 144 с. ; 21 см.
54. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу. - Перев. с англ. А. М. Татлыдаевой; Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. - СПб. : Издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.
55. Маслоу, А. Экзистенциальная психология [Текст] / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт и др. - М. : Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. - 160 с.
56. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : новые практики формирования и оценивания [Текст] : Учебно - метод. пособ. / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. - СПб. : КА¬РО. - 160 с.
57. Методика воспитательной работы [Текст] : учебник / под ред. В. П. Сергеева. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
58. Мищенкова, Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» [Текст] : Методическое пособие. 1 класс / Л. В. Мищенкова.
- М. : Издательство РОСТ, 2013.- 208 с.
59. Мищенкова, Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» [Текст] : Методическое пособие. 2 класс / Л. В. Мищенкова.
- М. : Издательство РОСТ. - 190 с.
60. Мищенкова, Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо» [Текст] : Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч. 1 / Л. В. Мищенкова. - М. : РОСТ. - 64 с. : ил.
61. Мищенкова, Л. В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) [Текст] : методическое пособие, 1 класс / Л. В. Мищенкова. - М. : Издательство РОСТ, 2011. - 198 с.
62. Молчанова, А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации [Текст] / А. В. Молчанова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 46-52.
63. Мониторинг в детском саду [Текст] : Науч.-методическое пособие.
- СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 592 с.
64. Настоящая дружба. Кавказская притча [Электронный ресурс] // Притчи.ру. - URL:http://pritchi.ru/id 8656(дата обращения: 23.02.2017).
65. Немов, Р. С. Психология [Текст] : Учеб. для вузов: В 3 кн. : Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Владос, 1998. - 606 с.
66. Никольская, И. М. Уроки психологии в начальной школе [Текст] / И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2004. - 190 с.
67. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
68. Оллпорт, Г. В. Личность в психологии [Текст] / Г. В. Олпорт. - СПб. : «Ювента»; М. : «КСП+», 1998. - 345 с.
69. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИН¬ТЕЗ, 2014. - 368 с.
70. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий [Текст] В 3 ч. Ч. 1 / по ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 215 с.
71. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] / А. М. Пашкова // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 45-49.
72. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты [Текст] / под ред. И. М. Кареловой. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 371 с.
73. Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение", 2
класс [Электронный ресурс] // Ссайт Просвещение. - URL: http://www. school- russia.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob no=34482 (дата обращения:
29.12.2016).
74. Попова, И. Н. Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И. Н. Попова // Внешкольник. - 2014. - № 2. - С. 28-34.
75. Презентация на тему: "Мониторинг воспитательной деятельности педагога-воспитателя По материалам работ П.В. Степанова, И.В. Степановой Д.В. Григорьева." [Электронный ресурс] // MyShared.ru- База готовых презентаций. - URL:http://www.myshared.ru/slide/405606/(дата обращения: 04.05.2016).
76. Примеры физминуток на уроках в начальной школе [Электронный
ресурс] // Проект инфоурок. - URL: https: //infourok.ru/primery
fizminutok na urokah v nachalnoy shkole-589479.htm (дата обращения:
09.01.2016).
77. Программы внеурочной деятельности. 1-4 классы [Текст] / авт.- сост. М. В. Васюкова, Е. А. Шаповалова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 89 с.
78. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] // ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ. - URL:http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/(дата обращения: 28.03.2017).
79. Психология личности: введение в дисциплину [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading. - URL:http://www.e-reading.club/chapter.php/1003865/4/Zigler D- Teorii lichnosti.html(дата обращения: 25.04.2017).
80. Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников [Электронный ресурс] // Диплом. Библиофонд. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=518896(дата обращения: 08.06.2016).
81. Развитие личностных качеств [Электронный ресурс] // PIKACHO сайт. - URL:http://pikacho.ru/razvitie-lichnostnyh-kachestv/(дата обращения: 18.08.2016).
82. Роджерс, К. Р. Становление личности : Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Р. Роджерс / Пер.с англ.М.Злотник. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416с.
83. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 328 с.
84. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: метод. рекомендации [Текст] / Г. А. Русских // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сб. науч. статей / сост. Ю. В. Братчикова. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 302 с.
85. Сарычев, С. В. История психологии в таблицах и схемах [Текст] / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 486, [1] с. : ил.
86. Светловская, Н. Н. Теория и практика организации досуга современных младших школьников [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 33-36.
87. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. - М. : Народное образование, 2005. - 556 с.
88. Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2010. - 350 с., ил.
89. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - М. : Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.
90. Страбыкина, И. Е. Дифференциация обучения в школе и становление личности подростка: проблемы практической реализации [Текст] / И. Е. Страбыкина // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сб. науч. статей / сост. Ю. В. Братчикова. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 302 с.
91. Сумина, Т. Г. Методика воспитательной работы [Текст] : учебник / Т. Г. Сумина. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 192 с.
92. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : Советы воспитателям психология [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск : Нар.асвета, 1978. - 288с.
93. Тренинг сплочения коллектива для младших школьников "Равный
среди равных" [Электронный ресурс].- URL:https://infourok.ru/trening-
splocheniya-kollektiva-dlya-mladshih-shkolnikov-ravniy-sredi-ravnih-752356.html(дата обращения: 12.01.2016).
94. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2015. - 47 с.
95. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - Екатеринбург : Изд. Дом Ажур, 2013. - 169 с.
96. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Наука. - 1989. - 200 с.
97. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб пособие / И. Ф. Харламов. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
98. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применения [Текст]: Учеб пособие для студентов вузов : пер. с англ. - СПб. : Питер, 1997. - 608 с. : ил.
99. Цитаты про качества [Электронный ресурс] // Цитаты. Высказывания. Афоризмы. - URL:http://itmydream.com/citati/kachestva(дата обращения: 19.02.2017).
100. Чепиков, В. Т. Педагогика. Краткий учебный курс [Текст] / В. Т. Чепиков. - М. : Новое знание, 2003. - 173 с.
101. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика в начальных классах [Текст] : Учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. Т. Чепиков. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 288с.
102. Черные очки. Притча для детей [Электронный ресурс] // Притчи.ру. - URL:http://pritchi.ru/id 3580(дата обращения: 23.12.2015).
103. Ширина, О. А. Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников [Текст] / О. А. Ширина // Молодой учёный. - 2017. - № 24 (158). - С. 396-399.
104. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников [Текст] / О. А. Ширина // Молодой учёный. - 2017. - № 32 (166). - С. 108¬111.
105. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания [Электронный ресурс] // Москва, 2009. - URL:http://www.gimn13-penza.org/index.php/2009-10-23-08-53-04/67-2010-01-28-10-58-04.html#(дата обращения: 02.12.2016).