ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности развития творческого воображения старших
дошкольников 16
1.3. Методические основы развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика развития творческого воображения старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 37
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в
театрализованной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
На сегодняшний момент определяющими факторами в дошкольном образовании с точки зрения гуманистической психологии и педагогики являются внутренняя творческая активность личности ребенка, его потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов в частности творческого воображения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО), в качестве основной задачи дошкольного детства определяют «сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала». Достижение данной цели возможно посредством развития основного компонента творческих способностей - творческого воображения. Развитые творческие способности ребенка играют важную роль в предстоящей учебной деятельности, ставящей перед детьми задачу грамотного и эффективного усвоения знаний.
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни
(М.В.Ермолаева). Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладываются основы их развития (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес).
Вопросы изучения «творческое воображение» находят свое отражение в работах А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, А.В. Петровского, П.Я. Гальперина, П.Е. Торренса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, О.М Дьяченко, В.В. Давыдова, И.А. Лыковой и др.
Одним из эффективных средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность состоит в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик. (Л.В. Артемова).
Анализ научной и методической литературы позволил нам выделить следующее противоречие: между необходимостью развития творческого воображения старших дошкольников и недостаточным использованием потенциала театрализованной деятельности в его развитии.
Из выше изложенного противоречия вытекает проблема исследования: каковы теоретические и методические основания развития творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса занятий, обеспечивающих успешное развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность, направленная на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» и рассмотреть значение его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить показатели и критерии и разработать характеристику уровней развитости творческого воображения.
4. Выявить возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать обобщающие выводы.
Теоретическая основа: теории развития творческого воображения в работах психологов (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Е.И. Рогов и др.); теоретические положения о развитии творческих способностей Э.П. Торренса; концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, Л.Н. Евдокимовой; теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.); теории о роли искусства в развитии ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, и др.); о творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев и др.).
Практическая значимость исследования: результат исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе опытно¬поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольного образовательного учреждения для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов творческих заданий;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ опытно-поисковой работы.
База исследования: Опытно-поисковая работа осуществлялась в МКДОУ - «Сосновский детский сад» осуществляющий образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» под ред. Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. В опытно-поисковой работе приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества, является наиболее актуальной, так как творческое воображение в жизни ребенка играет важную роль в его развитии. Эта задача отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте, где выделено важнейшее направление детей дошкольного возраста на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и сопоставление позиций разных авторов, мы определяем понятие творческое воображение как способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, вообразить их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства. (А.А. Мелик-Пашаев).
На основе определения понятия «творческое воображение» и выделенных структурных компонентов, нами были определены показатели, критерии и разработаны уровни развитости творческого воображения у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Таким образом, к основным показателям развитости творческого воображения были отнесены: художественно-эстетический опыт, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, творческое преобразование.
Развитие художественно-эстетического опыта определялось тщательным подбором художественных произведений, чтение, сочиняли рассказы, играли в развивающие игры «Мое настроение», проигрывали пантомимы, проводились литературные конкурсы по сказкам.
Развитие компонента творческого воображения «эмпатия»,
происходило в процессе создания сказочных образов в разных видах деятельности (музыкальной, театрализованной и т.д.), участия в конкурсах.
«Дружба начинается с улыбки», тренируем эмоции, походка и настроение, зеркала, угадай, кто ушел?. «Представьте себе, что мы зайчики, медвежата и другие звери». Большое внимание уделить развитию у детей жестикуляции, мимики, игры на различные превращения.
Процесс формирования «эмоциональной отзывчивости» детей старшего дошкольного возраста происходит успешнее благодаря чтению и знакомству с произведениями детских писателей С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, бесед по прочитанным литературным произведениям, и как можно его показать или проиграть. Использованию таких эмоциональных игр, как: «разное настроение», «вырази свои чувства»; озвучивания сочиненных детьми историй, творческого рассказывания.
Развитие творческое преобразование происходит в процессе создания знакомства с инсценировкой, работа над сценической выразительностью: движений, жестов персонажей, мимики, интонации. Применение упражнений и этюдов: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в животных, в насекомых, в птиц). Проигрывание этюдов на основные эмоции: «радость», «грусть», «удивление», «страх». Игры на жестикуляцию: «просьба», «отказ», «согласие», «прощание». Игры по технике речи: «чудо-язычок» и на дыхание: «эхо», «ветер». Игры на развитие фантазии «продолжи сказку ли рассказ...»
Для определения начального уровня развития творческого воображения по данным показателям, была проведена диагностика, которая проводилась по материалам (Дж. Родари) «Творческое рассказывание»; (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина) «Представь и изобрази характер сказочного персонажа в интонации, движениях и жестах»; «Сочини сказку (рассказ) и разыграй его»; (Л.Ю. Субботина) «Мой спектакль». В ходе диагностики мы выявили, что преимущественно в группе, гле проводилось исследование, низкий уровень развития творческого воображения.
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни (М.В.Ермолаева). Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладываются основы их развития (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес). Одним из эффективных средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность состоит в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик. (Л.В. Артемова).
Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие,
подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие творческого воображения у детей.
В процессе педагогического наблюдения, у детей наблюдалось развитие, самостоятельно создавать новые образы в театрализованной деятельности на основе словесного описания, успешнее проходил процесс нахождения средств воплощения образа. Дети продемонстрировали результаты, соответствующие их возрасту, стали точнее определять средства выразительности, значимые для создания художественного образа, ярче стимулировали сопереживания персонажам художественных произведений, ярче стала развиваться способность воспринимать художественный образ в произведениях разных видов искусства. Дети стали точнее определять эмоциональные состояния, характеризовать их, ярче проявляли сопереживание, способность понимать и передавать чувства и настроение сказочных героев, активно используя мимику и жесты, для создания художественного образа. У детей наблюдался интерес к театрализованной деятельности, желание искать средства для создания нового образа персонажа, используя движения, мимику, жесты, интонацию. На основе словесного описания, ярко выражалась прямая и косвенная речь в создании нового образа. Дети стали эмоционально откликаться на музыку.
В результате разработанного и проведенного нами комплекса занятий повысился уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, у детей произошел заметный, хотя и не резко выраженный рост, что объясняется небольшим количеством занятий.
Таким образом, развитие творческого воображения в процессе театрализованной деятельности происходит эффективно,
В то же время вопрос развития творческого воображения остается наиболее актуальным и требует дальнейшего изучения.
1. Ануфриева, Г. Воображение и творчество [Текст] / Г. Ануфриева, С. Вдовкина, О. Огороднова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 47-52.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 135 с.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе
[Текст] /
Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М., 2007. - С. 78-82.
5. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод.
рекомендации /
О. В. Боровик. - М. : РОН, 2000. - 112 с.
6. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст] : метод. пособие для специалистов по дошк. образованию / Л. П. Бочкарева. - Ульяновск : ИПКПРО, 1993. - 112 с.
7. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : Академия, 1996. - 496 с.
8. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-14.
9. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т ; сост. Л. М. Семенюк. - М. ; Воронеж, 2003. - С. 57-64.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 144 с.
12. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2015. - 399 с.
13. Головчина, М. В. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности [Текст] / М. В. Головчина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 9. - С. 96-102.
14. Голосовкер, Я. Э. Имагинативная эстетика [Текст] / Я. Э. Голосовкер // Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - СПб., 2010. - С. 71-130.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давы-дов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
...