РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие о творческой активности 8
1.2. Возможности детского музыкального театра в творческом развитии
детей и юношества 20
1.3. Обзор современных методик организации театральной деятельности
школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА 31
2.1. Организация опытно-поисковой работы 31
2.2. Организационно-содержательные и методические аспекты работы со
школьниками в условиях школьного театра песни 37
2.3. Динамика развития творческой активности школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие о творческой активности 8
1.2. Возможности детского музыкального театра в творческом развитии
детей и юношества 20
1.3. Обзор современных методик организации театральной деятельности
школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА 31
2.1. Организация опытно-поисковой работы 31
2.2. Организационно-содержательные и методические аспекты работы со
школьниками в условиях школьного театра песни 37
2.3. Динамика развития творческой активности школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования. В современном обществе нарастает потребность в обучении и воспитании творчески активной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Творческая активность детей связана со всеми сторонами формирующейся личности: потребностями, интересами, склонностями, эмоциональным
отношением к деятельности. Каждому ребенку необходимо создать условия, в которых он мог бы творчески самовыражаться и развивать свои способности. Нужна атмосфера радости, вызывающая положительные эмоции; деятельность, в которой формировались бы позитивные качества личности.
Такие условия могут быть созданы в рамках детского музыкального театра, где дети с разным уровнем музыкального развития могут проявить себя как в музыкальной, так и в других видах деятельности. «В единении театра и музыки таится огромная сила. Чем раньше ребенок войдет в этот прекрасный мир искусства, тем его собственный духовный облик будет многограннее и богаче», - отмечала Н. И. Сац [38]. Школьный театр - это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
В педагогике и психологии взаимосвязанные проблемы постижения сути творчества, творческой деятельности, творческой активности человека и необходимых для этого творческих способностей нашли глубокое теоретическое обоснование (В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук,
А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). Вопросы развития творческой активности детей в процессе музыкального образования нашли обстоятельное исследование в работах С. А. Коноваловой. В современной педагогике музыкального и
художественного образования достаточно активно изучаются возможности театральной деятельности, детского музыкального театра в общем, музыкальном, творческом развитии детей и подростков, формировании у них значимых качеств личности, что находит отражение в диссертационных исследованиях (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Г. Савина, О. А. Стаина) и др.), материалах научно-практических конференций (Н. Г. Герасимова, А. А. Лебедева, А. С. Пашкова, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская и др.). Обобщен опыт работы по развитию творческой активности обучающихся в условиях детского музыкального театра на базе сельской школы (Н. В. Прилуцкая).
Тем не менее, в указанных психолого-педагогических источниках вопросы развития творческой активности применительно к театральной деятельности школьников еще не нашли специального рассмотрения. В свою очередь, в работах, непосредственно посвященных вопросам творческого развития школьников в процессе театральной деятельности, представлен достаточно широкий спектр условий, в которых функционирует детский музыкальный театр. Чаще всего речь идет о детском музыкальном театре, функционирующем на базе Детской школы искусств, Детской музыкальной школы, где ставятся так называемые «детские оперы» и другие музыкальные спектакли. Значительно реже говорится об условиях общеобразовательной школы, где музыкально-исполнительские возможности детей не столь широки.
Таким образом возникают следующие противоречия:
- между теоретической разработанностью вопросов развития творческой активности в психолого-педагогических исследованиях и недостаточной реализацией потенциала данных исследований применительно к развитию творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра;
- между разработанностью методик включения школьников в музыкально-театральную деятельность, способствующую их творческому развитию, применительно к ДМШ и ДШИ, и недостаточной разработанностью методических аспектов включения в музыкально-театральную деятельности обучающихся общеобразовательных школ.
Сказанное определило проблему исследования, суть которой состоит в поиске результативных методических путей развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра».
Была поставлена следующая цель исследования: разработать и апробировать методы и приемы развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра общеобразовательной школы.
Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в
детском музыкальном театре общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы развития творческой активности школьников на занятиях детского музыкального театра.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования. Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра, функционирующего при общеобразовательной школе, будет результативным, если:
- детский музыкальный театр на начальном этапе своего существования будет организован как «театр песни»;
- участникам будет предложено самостоятельно: подбирать музыку и песни для выступлений; разрабатывать сюжетную линию, связывающую несколько песен в рамках определенного мероприятия; придумывать сценические и танцевальные движения; создавать костюмы, декорации, реквизит и атрибуты;
- на занятиях будут применяться разнообразные методы, побуждающие к творчеству, и упражнения (на доверие, раскрепощение, поиск путей выхода из проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе выступления).
Для достижения заявленной цели и проверки положений гипотезы нами были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть сущность понятия о творческой активности.
2. Охарактеризовать возможности театральной деятельности в творческом развитии детей и подростков.
3. Осветить методические аспекты деятельности детских музыкальных театров, функционирующих на базе учреждений общего и дополнительного музыкального образования.
4. Определить содержание деятельности школьного театра песни, методы, упражнения, способствующие развитию творческой активности школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования являются: теоретические положения педагогических и психологических исследований о сущности творчества, творческой деятельности, творческой активности и необходимых для ее проявления творческих способностях (В. Н. Дружинин,
B. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников
C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); теоретические положения о возможностях театральной деятельности в творческом развитии детей (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская, Е. Г. Савина, О. А. Стаина).
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ литературных источников, сравнение, сопоставление, ретроспективный анализ собственного опыта участия в работе театрального коллектива; практические - наблюдение за педагогическим процессом, опытно-поисковая работа.
База исследования: общеобразовательная школа № 25 п. Юшала Тугулымского района Свердловской области, Школьный театр песни «Горящие сердца».
отношением к деятельности. Каждому ребенку необходимо создать условия, в которых он мог бы творчески самовыражаться и развивать свои способности. Нужна атмосфера радости, вызывающая положительные эмоции; деятельность, в которой формировались бы позитивные качества личности.
Такие условия могут быть созданы в рамках детского музыкального театра, где дети с разным уровнем музыкального развития могут проявить себя как в музыкальной, так и в других видах деятельности. «В единении театра и музыки таится огромная сила. Чем раньше ребенок войдет в этот прекрасный мир искусства, тем его собственный духовный облик будет многограннее и богаче», - отмечала Н. И. Сац [38]. Школьный театр - это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
В педагогике и психологии взаимосвязанные проблемы постижения сути творчества, творческой деятельности, творческой активности человека и необходимых для этого творческих способностей нашли глубокое теоретическое обоснование (В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук,
А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). Вопросы развития творческой активности детей в процессе музыкального образования нашли обстоятельное исследование в работах С. А. Коноваловой. В современной педагогике музыкального и
художественного образования достаточно активно изучаются возможности театральной деятельности, детского музыкального театра в общем, музыкальном, творческом развитии детей и подростков, формировании у них значимых качеств личности, что находит отражение в диссертационных исследованиях (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Г. Савина, О. А. Стаина) и др.), материалах научно-практических конференций (Н. Г. Герасимова, А. А. Лебедева, А. С. Пашкова, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская и др.). Обобщен опыт работы по развитию творческой активности обучающихся в условиях детского музыкального театра на базе сельской школы (Н. В. Прилуцкая).
Тем не менее, в указанных психолого-педагогических источниках вопросы развития творческой активности применительно к театральной деятельности школьников еще не нашли специального рассмотрения. В свою очередь, в работах, непосредственно посвященных вопросам творческого развития школьников в процессе театральной деятельности, представлен достаточно широкий спектр условий, в которых функционирует детский музыкальный театр. Чаще всего речь идет о детском музыкальном театре, функционирующем на базе Детской школы искусств, Детской музыкальной школы, где ставятся так называемые «детские оперы» и другие музыкальные спектакли. Значительно реже говорится об условиях общеобразовательной школы, где музыкально-исполнительские возможности детей не столь широки.
Таким образом возникают следующие противоречия:
- между теоретической разработанностью вопросов развития творческой активности в психолого-педагогических исследованиях и недостаточной реализацией потенциала данных исследований применительно к развитию творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра;
- между разработанностью методик включения школьников в музыкально-театральную деятельность, способствующую их творческому развитию, применительно к ДМШ и ДШИ, и недостаточной разработанностью методических аспектов включения в музыкально-театральную деятельности обучающихся общеобразовательных школ.
Сказанное определило проблему исследования, суть которой состоит в поиске результативных методических путей развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра».
Была поставлена следующая цель исследования: разработать и апробировать методы и приемы развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра общеобразовательной школы.
Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в
детском музыкальном театре общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы развития творческой активности школьников на занятиях детского музыкального театра.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования. Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра, функционирующего при общеобразовательной школе, будет результативным, если:
- детский музыкальный театр на начальном этапе своего существования будет организован как «театр песни»;
- участникам будет предложено самостоятельно: подбирать музыку и песни для выступлений; разрабатывать сюжетную линию, связывающую несколько песен в рамках определенного мероприятия; придумывать сценические и танцевальные движения; создавать костюмы, декорации, реквизит и атрибуты;
- на занятиях будут применяться разнообразные методы, побуждающие к творчеству, и упражнения (на доверие, раскрепощение, поиск путей выхода из проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе выступления).
Для достижения заявленной цели и проверки положений гипотезы нами были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть сущность понятия о творческой активности.
2. Охарактеризовать возможности театральной деятельности в творческом развитии детей и подростков.
3. Осветить методические аспекты деятельности детских музыкальных театров, функционирующих на базе учреждений общего и дополнительного музыкального образования.
4. Определить содержание деятельности школьного театра песни, методы, упражнения, способствующие развитию творческой активности школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования являются: теоретические положения педагогических и психологических исследований о сущности творчества, творческой деятельности, творческой активности и необходимых для ее проявления творческих способностях (В. Н. Дружинин,
B. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников
C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); теоретические положения о возможностях театральной деятельности в творческом развитии детей (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская, Е. Г. Савина, О. А. Стаина).
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ литературных источников, сравнение, сопоставление, ретроспективный анализ собственного опыта участия в работе театрального коллектива; практические - наблюдение за педагогическим процессом, опытно-поисковая работа.
База исследования: общеобразовательная школа № 25 п. Юшала Тугулымского района Свердловской области, Школьный театр песни «Горящие сердца».
В процессе выполнения поставленных в исследовании задач и на основании анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Анализ литературы по теме исследования показал, что при всем
разнообразии взглядов исследователей на сущность творчества и творческой деятельности, эти взгляды сходятся в следующем: ключевой
характеристикой творчества является принципиальная новизна создаваемого продукта; творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы; основным критерием творчества является уникальность его результатов; результат творчества непредсказуем, его невозможно непосредственно вывести из имеющихся начальных условий. Под творческой активностью понимается деятельностное отношение человека к миру, его желание и способность создавать качественно новые, никогда ранее не существовавшие, общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью, на основе общественного исторического опыта человечества. Творческая активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении, отличительными чертами которого является оригинальность, созидательность, новизна; как способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска»; ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
2. Исследователи высоко оценивают потенциал театральной деятельности применительно к решению задач творческого развития ребенка во взаимосвязи различных составляющих данного понятия. Возможности театральной деятельности в развитии творческой активности школьников обусловлены синкретичной природой театрального искусства, которое предоставляет детям и подростком возможность проявлять себя в различных направлениях деятельности, выдвигать идеи и творческие предложения, принимать на себя различные роли и т.п. Спектр деятельности детских музыкальных театральных коллективов достаточно широк. Включение в музыкально-театральную деятельность обучающихся общеобразовательной школы расценивается как безусловно значимое и перспективное направление. Однако в условиях общеобразовательной школы не всегда возможна постановка полноценных спектаклей ввиду недостаточного уровня развития у школьников необходимых для этого умений и навыков. Поэтому речь идет в большей степени о театрализации.
3. Для выявления результативных форм, содержания, методов применительно к деятельности детского музыкального театра мы обратились к современным диссертационным исследованиям и публикациям, в которых нашло отражение решение задач творческого развития школьников. Мы обратили внимание на то, что в этих работах уделяется большое внимание формированию умений коллективного творческого взаимодействия, импровизации, решению проблемных ситуаций.
4. Учитывая уровень музыкального и артистического развития обучающихся общеобразовательной школы, расположенной в удаленном регионе, мы пришли к выводу о том, что данные школьники еще не готовы к постановке музыкального спектакля. Оптимальным вариантом в данных условиях явилась опора на театрализацию и организация школьного театра песни. На занятиях данного коллектива в комплексе решались задачи музыкально-исполнительского и творческого развития детей. Развитие творческой активности осуществлялось в следующих направлениях: школьникам предлагалось самостоятельно подбирать музыку и песни для выступлений, разрабатывать сюжетную линию для связи песен в единую композицию, придумывать сценические и танцевальные движения, создавать костюмы, декорации, реквизит, атрибуты. Поскольку проявление творческой активности возможно только в том случае, если школьник чувствует себя свободным и раскрепощенным, не боится, что его идея будет отвергнута в грубой форме, высмеяна и т. п., на занятиях школьного театра песни уделялось большое внимание созданию необходимой психологической атмосферы посредством выполнения специальных заданий и упражнений на доверие, раскрепощение и др.
5. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили верность выдвинутой гипотезы.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением вопросов развития творческой активности школьников в ходе достижения более высоких музыкально-исполнительских задач (возможно, в ходе постановки музыкального спектакля), а также с вовлечением в единую творческую деятельность спонтанно сформировавшейся младшей группы школьного музыкального театра песни.
1. Анализ литературы по теме исследования показал, что при всем
разнообразии взглядов исследователей на сущность творчества и творческой деятельности, эти взгляды сходятся в следующем: ключевой
характеристикой творчества является принципиальная новизна создаваемого продукта; творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы; основным критерием творчества является уникальность его результатов; результат творчества непредсказуем, его невозможно непосредственно вывести из имеющихся начальных условий. Под творческой активностью понимается деятельностное отношение человека к миру, его желание и способность создавать качественно новые, никогда ранее не существовавшие, общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью, на основе общественного исторического опыта человечества. Творческая активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении, отличительными чертами которого является оригинальность, созидательность, новизна; как способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска»; ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
2. Исследователи высоко оценивают потенциал театральной деятельности применительно к решению задач творческого развития ребенка во взаимосвязи различных составляющих данного понятия. Возможности театральной деятельности в развитии творческой активности школьников обусловлены синкретичной природой театрального искусства, которое предоставляет детям и подростком возможность проявлять себя в различных направлениях деятельности, выдвигать идеи и творческие предложения, принимать на себя различные роли и т.п. Спектр деятельности детских музыкальных театральных коллективов достаточно широк. Включение в музыкально-театральную деятельность обучающихся общеобразовательной школы расценивается как безусловно значимое и перспективное направление. Однако в условиях общеобразовательной школы не всегда возможна постановка полноценных спектаклей ввиду недостаточного уровня развития у школьников необходимых для этого умений и навыков. Поэтому речь идет в большей степени о театрализации.
3. Для выявления результативных форм, содержания, методов применительно к деятельности детского музыкального театра мы обратились к современным диссертационным исследованиям и публикациям, в которых нашло отражение решение задач творческого развития школьников. Мы обратили внимание на то, что в этих работах уделяется большое внимание формированию умений коллективного творческого взаимодействия, импровизации, решению проблемных ситуаций.
4. Учитывая уровень музыкального и артистического развития обучающихся общеобразовательной школы, расположенной в удаленном регионе, мы пришли к выводу о том, что данные школьники еще не готовы к постановке музыкального спектакля. Оптимальным вариантом в данных условиях явилась опора на театрализацию и организация школьного театра песни. На занятиях данного коллектива в комплексе решались задачи музыкально-исполнительского и творческого развития детей. Развитие творческой активности осуществлялось в следующих направлениях: школьникам предлагалось самостоятельно подбирать музыку и песни для выступлений, разрабатывать сюжетную линию для связи песен в единую композицию, придумывать сценические и танцевальные движения, создавать костюмы, декорации, реквизит, атрибуты. Поскольку проявление творческой активности возможно только в том случае, если школьник чувствует себя свободным и раскрепощенным, не боится, что его идея будет отвергнута в грубой форме, высмеяна и т. п., на занятиях школьного театра песни уделялось большое внимание созданию необходимой психологической атмосферы посредством выполнения специальных заданий и упражнений на доверие, раскрепощение и др.
5. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили верность выдвинутой гипотезы.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением вопросов развития творческой активности школьников в ходе достижения более высоких музыкально-исполнительских задач (возможно, в ходе постановки музыкального спектакля), а также с вовлечением в единую творческую деятельность спонтанно сформировавшейся младшей группы школьного музыкального театра песни.



