Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Работа №99076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие о творческой активности 8
1.2. Возможности детского музыкального театра в творческом развитии
детей и юношества 20
1.3. Обзор современных методик организации театральной деятельности
школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА 31
2.1. Организация опытно-поисковой работы 31
2.2. Организационно-содержательные и методические аспекты работы со
школьниками в условиях школьного театра песни 37
2.3. Динамика развития творческой активности школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность исследования. В современном обществе нарастает потребность в обучении и воспитании творчески активной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Творческая активность детей связана со всеми сторонами формирующейся личности: потребностями, интересами, склонностями, эмоциональным
отношением к деятельности. Каждому ребенку необходимо создать условия, в которых он мог бы творчески самовыражаться и развивать свои способности. Нужна атмосфера радости, вызывающая положительные эмоции; деятельность, в которой формировались бы позитивные качества личности.
Такие условия могут быть созданы в рамках детского музыкального театра, где дети с разным уровнем музыкального развития могут проявить себя как в музыкальной, так и в других видах деятельности. «В единении театра и музыки таится огромная сила. Чем раньше ребенок войдет в этот прекрасный мир искусства, тем его собственный духовный облик будет многограннее и богаче», - отмечала Н. И. Сац [38]. Школьный театр - это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
В педагогике и психологии взаимосвязанные проблемы постижения сути творчества, творческой деятельности, творческой активности человека и необходимых для этого творческих способностей нашли глубокое теоретическое обоснование (В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук,
А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). Вопросы развития творческой активности детей в процессе музыкального образования нашли обстоятельное исследование в работах С. А. Коноваловой. В современной педагогике музыкального и
художественного образования достаточно активно изучаются возможности театральной деятельности, детского музыкального театра в общем, музыкальном, творческом развитии детей и подростков, формировании у них значимых качеств личности, что находит отражение в диссертационных исследованиях (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Г. Савина, О. А. Стаина) и др.), материалах научно-практических конференций (Н. Г. Герасимова, А. А. Лебедева, А. С. Пашкова, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская и др.). Обобщен опыт работы по развитию творческой активности обучающихся в условиях детского музыкального театра на базе сельской школы (Н. В. Прилуцкая).
Тем не менее, в указанных психолого-педагогических источниках вопросы развития творческой активности применительно к театральной деятельности школьников еще не нашли специального рассмотрения. В свою очередь, в работах, непосредственно посвященных вопросам творческого развития школьников в процессе театральной деятельности, представлен достаточно широкий спектр условий, в которых функционирует детский музыкальный театр. Чаще всего речь идет о детском музыкальном театре, функционирующем на базе Детской школы искусств, Детской музыкальной школы, где ставятся так называемые «детские оперы» и другие музыкальные спектакли. Значительно реже говорится об условиях общеобразовательной школы, где музыкально-исполнительские возможности детей не столь широки.
Таким образом возникают следующие противоречия:
- между теоретической разработанностью вопросов развития творческой активности в психолого-педагогических исследованиях и недостаточной реализацией потенциала данных исследований применительно к развитию творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра;
- между разработанностью методик включения школьников в музыкально-театральную деятельность, способствующую их творческому развитию, применительно к ДМШ и ДШИ, и недостаточной разработанностью методических аспектов включения в музыкально-театральную деятельности обучающихся общеобразовательных школ.
Сказанное определило проблему исследования, суть которой состоит в поиске результативных методических путей развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра».
Была поставлена следующая цель исследования: разработать и апробировать методы и приемы развития творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра общеобразовательной школы.
Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в
детском музыкальном театре общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы развития творческой активности школьников на занятиях детского музыкального театра.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования. Развитие творческой активности школьников в условиях детского музыкального театра, функционирующего при общеобразовательной школе, будет результативным, если:
- детский музыкальный театр на начальном этапе своего существования будет организован как «театр песни»;
- участникам будет предложено самостоятельно: подбирать музыку и песни для выступлений; разрабатывать сюжетную линию, связывающую несколько песен в рамках определенного мероприятия; придумывать сценические и танцевальные движения; создавать костюмы, декорации, реквизит и атрибуты;
- на занятиях будут применяться разнообразные методы, побуждающие к творчеству, и упражнения (на доверие, раскрепощение, поиск путей выхода из проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе выступления).
Для достижения заявленной цели и проверки положений гипотезы нами были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть сущность понятия о творческой активности.
2. Охарактеризовать возможности театральной деятельности в творческом развитии детей и подростков.
3. Осветить методические аспекты деятельности детских музыкальных театров, функционирующих на базе учреждений общего и дополнительного музыкального образования.
4. Определить содержание деятельности школьного театра песни, методы, упражнения, способствующие развитию творческой активности школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования являются: теоретические положения педагогических и психологических исследований о сущности творчества, творческой деятельности, творческой активности и необходимых для ее проявления творческих способностях (В. Н. Дружинин,
B. Т. Кудрявцев, В. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Синельников
C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов); теоретические положения о возможностях театральной деятельности в творческом развитии детей (З. А. Гаврилова, О. В. Калугина, Е. Н. Рохлова, И. И. Рыговская, Е. Г. Савина, О. А. Стаина).
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ литературных источников, сравнение, сопоставление, ретроспективный анализ собственного опыта участия в работе театрального коллектива; практические - наблюдение за педагогическим процессом, опытно-поисковая работа.
База исследования: общеобразовательная школа № 25 п. Юшала Тугулымского района Свердловской области, Школьный театр песни «Горящие сердца».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения поставленных в исследовании задач и на основании анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Анализ литературы по теме исследования показал, что при всем
разнообразии взглядов исследователей на сущность творчества и творческой деятельности, эти взгляды сходятся в следующем: ключевой
характеристикой творчества является принципиальная новизна создаваемого продукта; творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы; основным критерием творчества является уникальность его результатов; результат творчества непредсказуем, его невозможно непосредственно вывести из имеющихся начальных условий. Под творческой активностью понимается деятельностное отношение человека к миру, его желание и способность создавать качественно новые, никогда ранее не существовавшие, общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью, на основе общественного исторического опыта человечества. Творческая активность рассматривается как свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении, отличительными чертами которого является оригинальность, созидательность, новизна; как способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска»; ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.
2. Исследователи высоко оценивают потенциал театральной деятельности применительно к решению задач творческого развития ребенка во взаимосвязи различных составляющих данного понятия. Возможности театральной деятельности в развитии творческой активности школьников обусловлены синкретичной природой театрального искусства, которое предоставляет детям и подростком возможность проявлять себя в различных направлениях деятельности, выдвигать идеи и творческие предложения, принимать на себя различные роли и т.п. Спектр деятельности детских музыкальных театральных коллективов достаточно широк. Включение в музыкально-театральную деятельность обучающихся общеобразовательной школы расценивается как безусловно значимое и перспективное направление. Однако в условиях общеобразовательной школы не всегда возможна постановка полноценных спектаклей ввиду недостаточного уровня развития у школьников необходимых для этого умений и навыков. Поэтому речь идет в большей степени о театрализации.
3. Для выявления результативных форм, содержания, методов применительно к деятельности детского музыкального театра мы обратились к современным диссертационным исследованиям и публикациям, в которых нашло отражение решение задач творческого развития школьников. Мы обратили внимание на то, что в этих работах уделяется большое внимание формированию умений коллективного творческого взаимодействия, импровизации, решению проблемных ситуаций.
4. Учитывая уровень музыкального и артистического развития обучающихся общеобразовательной школы, расположенной в удаленном регионе, мы пришли к выводу о том, что данные школьники еще не готовы к постановке музыкального спектакля. Оптимальным вариантом в данных условиях явилась опора на театрализацию и организация школьного театра песни. На занятиях данного коллектива в комплексе решались задачи музыкально-исполнительского и творческого развития детей. Развитие творческой активности осуществлялось в следующих направлениях: школьникам предлагалось самостоятельно подбирать музыку и песни для выступлений, разрабатывать сюжетную линию для связи песен в единую композицию, придумывать сценические и танцевальные движения, создавать костюмы, декорации, реквизит, атрибуты. Поскольку проявление творческой активности возможно только в том случае, если школьник чувствует себя свободным и раскрепощенным, не боится, что его идея будет отвергнута в грубой форме, высмеяна и т. п., на занятиях школьного театра песни уделялось большое внимание созданию необходимой психологической атмосферы посредством выполнения специальных заданий и упражнений на доверие, раскрепощение и др.
5. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили верность выдвинутой гипотезы.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением вопросов развития творческой активности школьников в ходе достижения более высоких музыкально-исполнительских задач (возможно, в ходе постановки музыкального спектакля), а также с вовлечением в единую творческую деятельность спонтанно сформировавшейся младшей группы школьного музыкального театра песни.



1. Азбука социального психолога-практика : словарь [Электронный ресурс] / Сост. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. URL : www.insai.ru.
2. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. : http://bse.sci-lib.com/article109328.html.
3. Гаврилова З. А. Детский музыкальный театр ДШИ как способ организации коллективно-творческой деятельности // Музыкальное образование детей и юношества : проблемы и поиски : материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 12-13 апр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. С. 24-28.
4. Гаврилова З. А. Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 22 с.
5. Герасимова Н. Г. Театрально-исполнительская деятельность в современной системе образования // Художественное общее и дополнительное образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества : материалы междунар. науч.-практ. конф. 15-16 апреля 2009 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. Ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 33-39.
6. Годфруа Ж. Психология. Изд. в 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 496 с.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2002. 368 с.
8. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М .: Академический Проект, 2003. 304 с.
9. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза : Уникон-ТРИЗ, 2001. 264 с.
10. Завадский Ю. А. Об искусстве театра. М. : Юнити, 2011. 445 с.
11. Ильенков Э. И. О «специфике» искусства. М. : Просвещение, 2011. 326 с.
12. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2009. 448 с.
13. Калугина О. В. Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 23 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 176 с.
15. Коновалова С. А. Развитие творческой активности детей в системе музыкального образования : монография / Урал. гос. пед. ун-т. 2006 г. 116 с.
16. Кудрявцев В.Т., Синельников В.В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С.52-59.
17. Лебедева А. А. Обзор деятельности педагогов-практиков по постановке детских опер и мюзиклов в условиях общеобразовательной школы // Проблемы музыкального образования детей и юношества : межвузовский сборник научных трудов / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. Л. В. Матвеева, К. П. Матвеева. Екатеринбург, 2011. С. 51-55.
18. Лебедева А.А. О развитии у школьников интереса к оперному
искусству в условиях детского музыкального театра // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы седьмой всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов 24-25 апреля 2014 г., Екатеринбург. Том 1
Проблемы обучения детей музыке, хореографии и изобразительному искусству, подготовки менеджеров в сфере художественного образования. Екатеринбург, 2014. С. 29-45.
19. Левин В. А. Воспитание творчества. М. : Знание, 1977. 64 с.
20. Лук А. Н. Психология творчества. М. : Наука, 1978. 126 с.
21. Масленников Р. В. О понятии творчества и творческих
способностей в психологии и педагогике [Электронный ресурс].
http: //www. academicon. ru/publ/obshhaj a_pedagogika/maslennikov_r_v_o_ponj ati i_tvorchestva_i_tvorcheskikh_sposobnostej_v_psikhologii_i_pedagogike/2-1-0- 358/
22. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству [Электронный
ресурс] М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. 59 с. URL:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1 cid=25&pl1 id=4432 (ЭБС).
23. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности. М.: Геотар-Медиа, 2009. 260 с.
24. Образование в современной школе. 2005. № 9. С. 19-25.
25. Одаренные дети / Пер. с англ. ; общ. ред. Г. В. Бурменской и
B. М. Слуцкого ; предисл. В. М.Слуцкого. М. : Прогресс, 1991. 376 с.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под. общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Мир и Образование», 2007. 1328 с.
27. Пашкова А. С. Специфика занятий в детском музыкально-театральном коллективе (из опыта работы) // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки : материалы междунар. науч.-практ. конф. 13¬14 февраля 2007 г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
C. 318-321.
28. Петров А. Н., Петрова В. Н. Антропологическая теория творчества и креативности // Современные наукоемкие технологии. М., 2007. С. 74-75.
29. Прилуцкая Н. В. Развитие творческой активности учащихся в
условиях сельской школы посредством детского музыкального театра [Электронный ресурс]. : http://sozvezdieoriona.ru/publ/razvitie tvorcheskoj aktivnosti uchashikhsia v usl oviiakh selskoi shkoly posredstvom detskogo musykalnogo teatra/5-1-0-98/
30. Режиссер работает в школе : теоретические и методические проблемы : сб. науч. тр. / под ред. Е. К. Чухман. М. : Изд. АПН СССР, 1991. 130 с.
31. Российская педагогическая энциклопедия. М. : Большая
Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
32. Рохлова Е. Н. Развитие творческих способностей через
театральную деятельность [Электронный ресурс]. :
http://sergeevo.parfinskiy.okpmo.nov.ru/DswMtdia/razvitietvorcheskixsposopnost eyroxlova.doc.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
34. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Союз, 1973. 379 с.
35. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. М., 1960. С. 47-60.
36. Рыговская И. И. Театральная студия в социальном становлении подростков // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. Екатеринбург ; Пермь, 2009. С. 152-158.
37. Савина Е.Г. Программа «Театральные ступеньки» в практике работы групп развития ДМШ и ДШИ. М. : ИНФРА-М, 2012. 336 с.
38. Сац Н.И. Дети приходят в театр. М. : Искусство, 1961. 312 с.
39. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. : http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5 %E0%F2%F0#cite note-barb-4.
40. Сёмина Л. Р. Актёрская интонация и сценическое движение певца // Актуальные проблемы современного музыкального и художественного образования детей и юношества: межвуз. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т; Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий; науч. ред. Н. Г.Тагильцева, Н. В.Грузинцева; отв. ред. Н. И. Кашина, И. В. Прокофьева. Екатеринбург; Тюмень, 2010. С. 156-159.
41. Словарь по социальной педагогике : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М. : Академия, 2002. 368 с.
42. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.
А. М. Прохоров. 4-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
43. Стаина О. А. Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии : автореф. дис. . ..канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.
44. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М. : АПН РСФСР, 1961. 535 с.
45. Толстых В. И. Искусство и мораль (о социальной сущности и функции искусства). М. : Политиздат, 1973.
46. Трубайчук Л. В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. М. : Восток, 2001. 81 с.
47. Футлик Л. И. Воспитание творчеством. Пермь : Кн. изд-во, 1984. 91 с.
48. Чиркова С. В. Театрализация в музыкальном воспитании детей // Музыкальное и художественное образование детей и юношества : проблемы и поиски : материалы третьей всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей и студентов, Екатеринбург, 22 -23 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. С. 111-114.
49. Шумакова Н. Б., Щебалнова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии, 1991. N 1. С. 27-32.
50. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. М., 1985. С. 14-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ