Проектирование мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Понятие научно-методический ресурс дошкольной образовательной организации и проблема его соответствия с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования . 11
1.2. Управленческие процессы в дошкольной образовательной
организации по формированию и совершенствованию научно-методических ресурсов 20
1.3. Содержание процесса проектирования мероприятий по управлению
формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ 38
2.1. Разработка инструментария оценивания научно-методического
ресурса дошкольной образовательной организации 38
2.2. Проектирование и внедрение программы мероприятий по управлению формированием научно-методических ресурсов дошкольной
образовательной организации 43
2.3. Анализ и оценка результативности мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной
организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Актуальность исследования.
Введение ФГОС дошкольного образования - это сложный и многоплановый процесс, и важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является тщательная разработка системы мероприятий, включающих в себя несколько этапов, заключающихся в пошаговой подготовке к его внедрению и комплексность использования всех видов ресурсов. Особую роль в этом процессе играют научно-методические ресурсы организации и степень их сформированности и разработанности.
И так же в этот период важна квалифицированная помощь и методическое сопровождение для педагога.
Новый этап социально-экономической модернизации и стратегии вхождения России в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира определяет необходимость дальнейшего развития системы образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь новый закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», продолжают вносить значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном и научно-методическом обеспечении деятельности ДОО.
Образование - это процесс, результат которого ощущает на себе как отдельная личность, так и социум, и мир в целом. В мире, где практически все процессы на сегодняшний день глобализированы, нельзя мыслить не глобально. Только при вхождении в глобальный процесс следует с самого начала глубоко осмыслить и хорошо понять конечную цель. Тогда отпадет множество возражений по недопониманию. Нужно рассматривать все ступени образования: дошкольное, начальное, среднее, высшее. Дошкольное образование, как первый уровень системы общего образования, не должно отделяться и отдаляться, а напротив, наряду с другими ступенями продолжать активно включаться в процесс модернизации отечественного образования, который предполагает его обновление на организационном, содержательном и процессуальном уровнях. Очень важно, чтобы каждое дошкольное учреждение следовало этому принципу.
В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОО как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.
Методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Методисту необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.
Опытного методиста отличают инициативность и творческий подход к делу: умение воплощать идеи, работать целенаправленно, учитывать возможности и способности каждого педагога. Он советуется с воспитателями, прислушивается к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег, использует их опыт и знания, своевременно поддерживает успех в работе воспитателя, популяризирует его достижения. Похвала и одобрение укрепляют веру в педагогов в свои силы и вызывают у них желание поделиться с товарищами своим опытом, своими мыслями и чувствами [10].
Принципиально новые условия, в которые попал сегодня педагог, выявляют очевидный диссонанс между его базовой подготовкой и современными требованиями компетентностного подхода. В связи с чем, объективно повышается значимость научно-методической работы в учреждении образования по следующим причинам:
- необходимо рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования посредством инноваций в программно-методическом и программно-дидактическом обеспечении, в методиках, технологиях организации воспитательно-образовательного процесса, в выборе современных методов и форм работы с детьми;
- становится более актуальным участие педагогов в управлении содержанием образования, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании условий предметно-развивающей среды;
- гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической деятельности становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса;
- научно-методический ресурс дошкольной образовательной организации должен соответствовать современным заявленным требованиям.
Из этого следует, что современный уровень системы образования предъявляет новые требования к пониманию цели и основных направлений научно-методической работы в учреждении образования.
На сегодняшний день наблюдаются всё нарастающие объёмы информации, увеличиваются ресурсозатраты, в то время, как потенциал имеющихся в распоряжении ресурсов использован в неполной мере. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей педагога.
Важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям развития и воспитания детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (современным требованиям), а также вопросам потребителей образовательных услуг. Чтобы цели соотносились с используемыми методами образовательного процесса и учитывали действия всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; научно-методические ресурсы и организация предметно-развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении, особенностям образовательного процесса, удовлетворяли потребность детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей. При этом чтобы содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и логику педагогической поддержки предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и психологической поддержки педагогического коллектива учреждения.
Выстроить систему методической работы, как показывают исследования К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, И.А. Паршуковой, О.Н. Лазаревой и Л.В. Моисеевой, можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для методиста всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. Так же на ответственности методиста лежит подготовка научно - методических ресурсов для конкретной образовательной организации.
Создание научно-методического ресурса занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
В основу исследования положена идея о возможности повышения эффективности системы методической службы ДОО за счёт перераспределения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов. Зачастую научно-методические ресурсы представлены в организации, но из-за отсутствия структуры их классификации и использования ресурсы не применяются в полной мере.
С этой целью необходимо разработать ряд мероприятий, позволяющих улучшить качество научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
Все сказанное позволило сформулировать проблему исследования: недостаточная разработанность мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольного образовательного учреждения.
Определена тема исследования - проектирование мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Объект исследования - процесс формирования научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Предмет исследования - управленческие мероприятия по формированию научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - теоретическое обоснование необходимости формирования научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации, разработка управленческой программы по формированию научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, апробация и выявление результативности данной программы.
В соответствие с целью, определением объекта, предмета и исследовательской гипотезы в работе поставлены и реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, обобщить понятие научно-методический ресурс дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования .
2. Обобщить теоретические основы управленческого процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Обобщить сведения о процессе проектирования.
4. Разработать инструментарий оценивания сформированности научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
5. Спроектировать и внедрить программу мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации. Оценить результативность управленческих мероприятий.
Элементы новизны:
1. Обобщены сведения о научно-методическом ресурсе дошкольной образовательной организации.
2. Обобщены теоретические основы управленческого процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Обобщены сведения о процессе проектирования.
4. Разработан инструментарий оценивания.
5. Разработана программа мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
6. Получены сведения об управлении формированием научно - методического ресурса дошкольной образовательной организации.
Гипотеза - совершенствование системы методической службы дошкольной образовательной организации возможно не только за счет привлечения новых ресурсов, но за счёт перераспределения имеющихся образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов при условии проектирования мероприятий по управлению формированием научно¬методического ресурса дошкольной образовательной организации.
В работе использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ научной литературы;
• измерение сформированности научно-методических ресурсов дошкольной образовательной организации посредством заполнения оценочного листа;
• сравнение полученных результатов на формирующем этапе исследования и на заключительном. С помощью сравнения информация об объекте была получена двумя различными путями. Во-первых, она выступала в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или конечной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии;
• анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 521.
Юридический адрес: 620135, Екатеринбург, ул. Шефская, д. 100, телефон: +7(343)334-35-12Учреждение функционирует с февраля 2014 года.
Количество групп в детском саду - 6, воспитанников - 145. Образовательная деятельность осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех». Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ - детский сад № 521 рассчитана на 4 года обучения. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации.
В МБДОУ реализуются дополнительные общеразвивающие программы: "Веселый оркестр", "Студия тестопластики", "Детская киностудия", "Фитбол-гимнастика". В МБДОУ созданы кабинеты: "Конструкторское бюро", комната развивающих игр.
В МБДОУ функционирует методический кабинет, а так же во всех групповых помещениях созданы микрометодические кабинеты. Однако ресурсы, расположенные в методическом и микрометодических кабинетах распределены не совсем грамотно.
Работа включает следующие структурные элементы:
• титульный лист,
• содержание,
• введение,
• 1 глава - теоретическая, включает в себя три параграфа,
• 2 глава - практическая, так же включает три параграфа,
• заключение,
• список литературы,
• приложения.
Данная выпускная квалификационная работа раскрывает процесс проектирования мероприятий по управлению формированием научно-методических ресурсов дошкольной образовательной организации.
Выполнен следующий объем работы:
В главе первой произведён анализ литературы, который позволил обобщить понятия научно-методический ресурс дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Обобщены теоретические основы управленческого процесса в ДОО, а так же обобщены сведения о процессе проектирования.
Научно-методический ресурс в соответствии с ФГОС ДО - это наличие в системе образования методологических, дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики. Каждое современное дошкольное образовательное учреждение должно оснащаться в полной мере научно-методическими ресурсами для обеспечения качества образовательной деятельности.
Управленческий процесс в ДОО - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.
Процесс проектирования в ДОО - это деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Процесс начинается с постановки задачи и завершается представлением готового решения, но промежуточные этапы могут быть различными.
Для качественного получения научно-методических ресурсов и их систематизированности нужно проектировать мероприятия по управлению формированием этих ресурсов. От качества программы зависит эффективность реализации мероприятий и, как следствие, соответствие научно-методических ресурсов дошкольного образовательного учреждения заявленным требованиям.
В главе второй разработан инструментарий оценивания научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации и спроектирована и внедрена программа мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
В результате проведённых мероприятий научно-методические ресурсы МБДОУ - детского сада № 521 были приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО. На сегодняшний день в методическом и микрометодических кабинетах МБДОУ - детский сад № 521 присутствует обеспечение всех образовательных областей. Научно-методические ресурсы ДОО можно охарактеризовать как структурированную систему, доступную для педагогов.
Каждому педагогу доступны научно-методические ресурсы в полной мере, воспитатели и методист принимают активное участие в их формировании. Постоянно обогащается профессиональный опыт воспитателей посредством семинаров и педагогических советов, практикумов.
Одним из важнейших условий жизнедеятельности дошкольной организации является научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда ДОО (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отобран с учётом ориентации на Федеральный государственный образовательный стандарт, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.
Гипотеза, выдвинутая во введении, о том, что совершенствование системы методической службы дошкольной образовательной организации возможно не только за счет привлечения новых ресурсов, но и за счёт перераспределения имеющихся образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов при условии проектирования мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации подтвердилась, что можно увидеть на диаграмме.
Обозначенные задачи решены в полном объеме:
1. Проанализирована литература по теме исследования, обобщено понятие научно-методический ресурс дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования .
2. Обобщены теоретические основы управленческого процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Обобщены сведения о процессе проектирования.
4. Разработан инструментарий оценивания сформированности научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации.
5. Спроектирована и внедрена программа мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса дошкольной образовательной организации. Оценить результативность управленческих мероприятий.
Мы еще раз убедились, что одно из важных направлений в работе методиста - организация работы методического кабинета и формирование качественной системы научно-методических ресурсов. Методический кабинет детского сада многофункционален. Здесь собираются педагоги на методические мероприятия, представлены по четкой схеме все материалы и пособия для организации педагогического и образовательного процесса, документация, результаты педагогической диагностики, мониторинга. Здесь же сосредоточен библиотечный фонд, которым пользуются педагоги, родители, дети.
По оформлению, хранению материалов методического кабинета можно говорить о культуре рабочего места методиста, его организованности.
Перспективная деятельность муниципального дошкольного учреждения позволит:
- создать условия для выбора педагогом содержания, форм и методов работы, способствующих развитию его профессионализма;
- содействовать созданию условий для сотрудничества педагога и ученого в удовлетворении потребности на научное знание, исследовательскую деятельность;
- создавать систему информационной поддержки, обеспечить рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителя и педагогических коллективов;
- осуществить научно-методическое сопровождение процессов развития методической деятельности педагогов и методических структур различного уровня, направленных на развитие профессионализма педагогов.
В результате указанные действия приведут к росту профессионального мастерства педагога, повышению его мотивации на самосовершенствование в процессе творческой поисково-исследовательской деятельности, стимулируемой моделью методической службы. Определение конечных и промежуточных целей позволяет проверять и контролировать реально полученные результаты на их соответствие целям.
Методический кабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы.
1. Аншукова, Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя [Текст] / Е. Ю. Аншукова. - Управление ДОУ №3, 2004. - 53 с.
2. Аралова, М. А. Методист — воспитатель - заведующий [Текст] / М. А. Аралова. - Управление ДОУ №2, 2002. - 61 с.
3. Бабак, С. А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. А. Бабак, JI. M. Маневцова. - М. : Асадема, 2002. - 40 с.
4. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : ACT Астраль, 2002. - 18 с.
5. Белая К. Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : ООО «Издательство Астраль», ООО «Издательство ACT», 2000. - 70 с.
6. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : МИПКРО, 2000. - 153 с.
7. Белая, К. Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно образовательной работы [Текст] / К. Ю. Белая. -М. : ООО «Издательство ACT», 1998. - 233с.
8. Белая, К. Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год [Текст] / К. Ю. Белая. Управление дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2002. - 56 с.
9. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция [Текст] /К. Ю. Белая - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 158 с.
8. Белая, К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение [Текст] - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 84 с.
9. Бердашкевич, А. П. Государственная политика в области образования и науки и конкурентоспособность России [Текст] / А. П. Бердашкевич. ЭКО. - 2010. - №11. - 22с.
10. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. - 3-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1990. - 143 с.
11. Вифлеемский, А. Проблемы экономики образования России [Текст] / А. Вифлеемский // Народное образование. - 2013. - №4. - 58 с.
12. Волобуева, Л. М. Делопроизводство в дошкольномобразовательном учреждении [Текст] : Учебное пособие / Л. М. Волобуева. - М.: Прометей, 2013. -72 с.
13. Волобуева, В. Я., Организация работы методиста детского сада [Текст] / В. Я. Волобуева, О. М. Разина, В. Г. Фокина. - М. : А.П.О., 1994. - 106 с.
14. Воробьева, Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. К. Воробьева // Образование и наука. - 2011. - № 27. - 163 с.
15. Голицина, Н. С. Методическая работа с кадрами в ДОУ [Текст] / Н. С. Голицина. - М. : Издательство Скрипторий, 2004. 256 с.
16. Голицина, Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. [Текст] / Н. С. Голицына. - М. : Издательство Скрипторий, 2004. - 186 с.
17. Гончаров, В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Гончаров. - М.: Дело, 2005. - 216 с.
18. Гончаров, В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении [Текст] / В. В. Гончаров // Газета управление персоналом. Региональный выпуск. - 2011. - № 23. - 12 с.
19. Гохберг, Л. М. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация [Текст] / Л. М. Гохберг // Вопросы статистики. - 2013. - №6. - 18 с.
20. Гребенкина, Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст] : Учебное пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М. : Пед. общество «Россия», 2000. - 256с.
21. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : метод. рекомендации / Л. М. Денякина. - М., 1997. - 48 с.
22. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В. П. Дубова, Е. П. Милашевич. - М. : Новая школа, 1995. - 200 с.
23. Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст] : учеб. пособие / С. А. Езопова. - М. : Академия, 2003. - 320 с.
24. Завальский, П. Н. Современные модели управления [Текст] / П. Н. Завальский, А. Ю. Силантьев. // Менеджмент в России и за рубежом. - № 4. - 2012. - с. 114.
25. Ильенко, Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] : Книга для учителя / Изд. 2-е испр. И доп. - М.: 1999. - 329 с.
26. Калмыкова, В. А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе [Текст] / В. А. Калмыкова. - М.: Просвещение, 1998. - 192 с.
27. Канаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Канаржевский. - М. : - 2000. - 42 с.
28. Козырин, А. Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства [Текст] / А. Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М.: ФГУ "ФЦОЗ" - 2013. - 679 с.
29. Комарова, Е. С. Как оценить работу детского сада [Текст] : пособие для руководителей ДОУ / Е. С. Комарова. - 2-е изд. - М. : 2006. - 127 с.
30. Контузорова, О. В. Методическая работа с кадрами [Текст] / О. В. Контузорова. - Управление ДОУ №2, 2002. - 27 с.
31. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
32. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И. Кудрявцева, Е. Л. Горлевская. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 80-84.
33. Кузнецова, Н. В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов [Текст] / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - №3 (23). - С. 99-103.
34. Кузьменко, Н. Е. О модернизации образования в России [Текст] / Н. Е. Кузьменко // Педагогика. - 2011. - № 2. -28 с.
35. Лазарев, В. С. Опытно-экспериментальная работа в
образовательном учреждении [Текст] : практическое пособие для
руководителей: учебник / В. С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 48 с.
36. Максимцев, М. М. Менеджмент [Текст] : учебное пособие. М. М. Максимцев; под общей редакции М. М. Максимцев - Издание 2-е перераб. и дополнено - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 167 с.
37. Маханева, М. Д. Перспективная модель организации деятельности дошкольного учреждения [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. Д. Маханева, О. Л. Князева; под общей ред. О. Л. Князева - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Юрист, 2012. - 164 с.
38. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения [Текст] / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2013. - 365 с.
39. Моисеева Л. В. Сетевое взаимодействие УрГПУ с дошкольными организациями в развитии системы работы по повышению квалификации [Текст] / Л. В. Моисеева // Сборник научных статей. Екатеринбург, 2016 Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), стр. 36 - 38
40. Моисеева, Л. В. Инновации в образовании: поиски и решения [Текст] / Л. В. Моисеева // Сборник материалов II-ой международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государственный педагогический университет. 2015. - стр. 8-11
41. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
42. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе [Текст] / Н. В. Немова. - М. : 1999. - 176 с.
43. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
44. Письмо Министерства образования и науки России от 25.11.2009 г. №03-2397 «О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования»
45. Поздняк, Л. В. Теоретические основы управления современным дошкольным учреждением [Текст] / Л. В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 23-36.
46. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
47. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст]: учебник / М. М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
48. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»
49. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
50. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст] : учебное пособие / Г. В. Савицкая. - М. : Перспектива, 2010. - 344 с.
51. Сафонова, О. А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения [Текст] / А. О. Сафонова - Н.Н.: Ниж. гум.центр, 2001. - 137 с.
52. Севостьянова Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/587752/
53. Скоролупова, О. А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ [Текст] / А. О. Скоролупова. - М.: Издательство Скрипторий 2000, 203. - 273 с.
54. Скоролупова, О. А. Тематический контроль в ДОУ [Текст] - М.: Издательство Скрипторий, 2004. - 187 с.
55. Смолин, О. Об основах стратегической модернизации в России: роль образования и науки [Текст] / О. Смолин // Альма-матер: Вестник высшей школы. - 2011. - №4. - 14 с.
56. Солодянкина, О. В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст] / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2009. - 172 с.
57. Стрельченко, Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ [Текст] / Г. О. Стрельченко // Дошкольное воспитание, №11, 2003. - 37 с.
58. Тимофеев, А. В. Организация бюджетирования и оплата труда персонала компании [Текст] / А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - 56 с.
59. Тихонов, А. В. Социология управления [Текст] / А. В. Тихонов. - М., 2007. - 35 с.
60. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии. [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 119 с.
61. Ушакова, О. А. Инновационный потенциал в дошкольном учебном заведении [Текст] / О. А. Ушакова // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения». - 2010. - № 35. - 11 с.
62. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для руководителей ДОУ / Л. И Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003. - 280 с.
63. Фатхутдинов, Р. А. Разработка управленческого решения [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. А. Фатхутдинов - М.: Перспектива, 2011. - 256 с.
64. Федеральная целевая программа развития образования на 2011¬2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
65. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
67. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
68. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] : учебное пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М.: Медиа, 2010. - 423с.
69. Шмидт, В. В. Делегирование полномочий [Текст] / В. В. Шамова // журнал «Управление ДОУ». -2012. - №3(4). - С.51