Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 13
1.1. Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации 13
1.2. Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 35
ГЛАВА 2 .ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 52
2.1. Обоснование и описание разработанной модели 52
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели электронного образовательного ресурса 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 129
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 13
1.1. Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации 13
1.2. Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации 35
ГЛАВА 2 .ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 52
2.1. Обоснование и описание разработанной модели 52
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели электронного образовательного ресурса 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 129
Актуальность исследования: В настоящее время существенно ускорился процесс информатизации общества, что приводит к серьезным изменениям во всех областях жизни человека. Проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в различные звенья системы образования сегодня является одной из наиболее значимых. В принятом приоритетном национальном проекте «Образование» выделено одно из направлений - это внедрение современных образовательных технологий, а именно «интернетизация» образования через разработку и размещение в открытом доступе ин-формационных образовательных ресурсов [69]. Также об информатизации и коммуникации в образовательной отрасли, как национальном приоритете, говорится в Федеральном законе «Об образовании» и федеральных государственных образовательных стандартах для разных ступеней образования [83,67]. Сегодня актуализируется вопрос использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов для современного образовательного учреждения всех ступеней образования, что взаимосвязано с условиями реализации основной образовательной программы и осуществлением образовательного процесса. Второй «социальный заказ» в актуальном контексте гуманизации общества относится к социализации ребенка в ин-формационном мире, т.е. развитию его информационной компетенции. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьей, как заказчиком и потребителем образовательной услуги [68,79]. Каждой дошкольной образовательной организации (ДОО) необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать со-держание, формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников. Педагогу дошкольной организации необходимо выступать не только как воспитателю детей, но и как партнеру родителей по воспитанию детей. Таким образом, создание условий для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса ДОО через поиск новых форм и использование современных средств является актуальным.
Социально-педагогический аспект актуальности обусловлен тем, что современному обществу необходимо построение партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями, что будет способствовать положи-тельным результатам в воспитании и формировании личности дошкольника. А использование перспективных достижений в области информатизации и коммуникации и их внедрение в практику на ступени дошкольного образования открывает новые возможности для педагога в создании условий взаимодействия.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен потребностью в поиске новых педагогических средств, способствующих формированию информационно-коммуникативной среды дошкольной образовательной организации.
Научно-методический аспект актуальности связан с необходимостью изучения и внедрения в практику ДОО новых интерактивных педагогических средств и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, как способствующих формированию информационной компетентности родителей и дошкольников.
Ключевые понятия исследования: электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникативная среда, образовательный процесс ДОО, субъекты образовательного процесса ДОО, взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОО.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.) показали, что на всех этапах дошкольного детства семья нуждается в помощи специалистов. И это понятно, потому что два разных социальных института, семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому должны взаимодействовать сообща во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Как показывает педагогическая практика, родители признают приоритет педагогического коллектива детского сада в решении воспитательно-образовательных задач, но сами не считают нужным участвовать в образовательном процессе. Педагоги, оценивая роль семьи в формировании личности дошкольника, стремятся объединиться с родителями в вопросах развития и воспитания детей, но используя только традиционные формы и средства взаимодействия, надлежащим образом не налаживают обратную связь и поэтому не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения современных электронных образовательных ресурсов на ступени до-школьного образования, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования.
Обзор теоретических и практических материалов позволил выявить ряд противоречий:
- социально-педагогическое: между общественными запросами в эффективном взаимодействии педагогов и родителей при формировании личности ребенка и отсутствием разработанных педагогических средств для взаимодействия с родителями.
- научно-теоретическое: между потребностью расширения информационно-коммуникативной среды современной дошкольной образовательной организации и недостаточным исследованием современных педагогических средств для взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
- научно-методическое: между потребностью в педагогических средствах для взаимодействия с родителями и недостаточным обеспечением разработанных и апробированных педагогических средств для дошкольного уровня образования.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей взаимодействия ДОО и семьи с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Проблема исследования: Современное общество предъявляем высокие требования к качеству образования, что прослеживается в документах Федерального уровня. Однако современной наукой разработаны подходы и принципы к внедрению и использованию ИКТ и ЭОР в сферу образования, начиная с начальной школы, в то время как дошкольное образование охвачено лишь фрагментарно. На практике использование информационно-коммуникативных технологий в системе ДОО показывает недостаточный уровень в умении педагогов и специалистов-дошкольников ввиду низкой информированности о возможностях электронных ресурсов. Изучение разнообразия современных ЭОР и создание модели включения ЭОР в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО является актуальным.
Тема исследования: Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, разработать модель включения ЭОР взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, апробировать для выявления результативности и представить методические рекомендации по использованию ЭОР.
Объект исследования: процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО
Предмет исследования: ЭОР как компонент и условие взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Гипотеза исследования: построение процесса взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОО посредством электронного образовательного ресурса педагога ДОО возможно и результативно.
Внедрение модели в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО с применением ЭОР будет возможным, если:
- ЭОР соответствует запросам субъектов образовательного процесса ДОО;
- применение ЭОР в образовательном процессе ДОО будет подчинено развитию личности и профессиональной компетенции субъектов образовательного процесса ДОО;
- ЭОР способствует эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по процессу взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и обобщить сведения.
Элемент новизны: Обобщены сведения о процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и выявлены условия взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
2. Изучить теоретические основы разработки и функционирования ЭОР, выявить отличительные особенности. Провести анализ ЭОР в ДОО, сделать выводы о возможности использования в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Элемент новизны: Описаны функции и особенности ЭОР. Получены данные о многообразии форм, функций и целевых ориентиров ЭОР.
3. Разработать модель методики включения ЭОР в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, внедрить и апробировать ее с целью выявления результативности.
Элемент новизны: получены сведения о влиянии и ЭОР на взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО при работе с электронным образовательным ресурсом.
Элемент новизны: представлены методические рекомендации для педагогов ДОО по работе с ЭОР.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Екатеринбурга детском саду комбинированного вида № 554.
В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:
-теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование и проектное моделирование теоретических материалов исследования.
- эмпирические: анализ электронных образовательных ресурсов, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, самооценка, статистическая обработка результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические и социологические исследования семьи и семейного воспитания (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т. Фролов; JI.B. Байбородова, H.H. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова и др.); гуманизация взаимодействия, признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, и др.); теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); общая теория обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.); моделирования учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц и др.); принципы практического использования ИКТ для развития творческих методов обучения (Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, A.B. Хуторской и др.); создания электронных обучающих средств (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, А.Н. Дахин, и др.); теории и методики информатизации образования (Ваграменко Я.А., Козлова O.A., Лавиной Т.А., Лапчика М.П., Мартиросян Л.П., Роберт И.В. и др.).
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
На первом этапе, проблемно-поисковом, происходило изучение современного процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и возможности использования электронных образовательных ресурсов на ступени дошкольного образования; были изучены философские, нормативно-правовые и психолого-педагогические научно-исследовательские материалы по проблеме исследования; определялись ведущие аспекты, план исследования и основные научные понятия; осуществлялось выявление основных требований к ЭОР для ДОО, определение показателей и критериев оценки результативности использования ЭОР в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
На втором этапе, опытно-поисковом, проводилось описание методики модели образовательного ресурса, разработка методического обеспечения к использованию модели; составлялись рекомендации к работе с ЭОР.
На третьем, рефлексивно-обобщающем, сделаны выводы об использовании ЭОР субъектами образовательного процесса ДОО, удобстве администрирования и пользования, выявлены предпосылки для возможных изменений в системе управления ресурсом; подготавливались методические рекомендации и указания по теме исследования; обобщались и оформлялись его результаты, проводилась научная редакция работы.
Научная новизна работы состоит в том, что в нем предложена и обоснована модель методики взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, выполняющая функции стратегического образа, отвечающего актуальным потребностям детского сада и семьи в развитии равноправных взаимоотношений. разработано методическое обеспечение и рекомендации использованию электронного образовательного ресурса педагога ДОО к вовлечению родителей в воспитательно-образовательные взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: в теория и методика дошкольного образования обогащена новыми знаниями о разработанной методики модели образовательного ресурса в развитии конструктивного взаимодействия педагогов с родителями, реализующейся в кон-тексте гуманно-личностного подхода; и определено содержание компонентов взаимодействия (целевой, содержательный, коммуникативно-ценностный, деятельностно-процессуальный, результативный), что способствует обоснованию научных основ развития конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО; выявлена эффективность модели ЭОР педагога дошкольной организации в развитии конструктивного взаимодействия, что позволяет ее применять в образовательном процессе дошкольной ступени образования.
Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в массовой практике дошкольных образовательных организаций. А именно: разработана и апробирована модель, применяемая, с целью эффективного распространения и освоения современных образовательных ресурсов, инновационной направленности которые служат достижению современного качества образования; сформированы методические рекомендации к использованию педагогами ДОО предложенной модели ЭОР; практически подтверждена возможность применения модели ЭОР по средствам разработанного методического обеспечения.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами, методическими службами и руководителями образовательных организаций в практической деятельности при организации процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и в целях распространения инновационной практики на широкие массы педагогической общественности.
На защиту выносятся следующие положения:
- на протяжении истории человечества семья сложилась как важнейший институт социализации ребенка. Современное общество, развиваясь в информационных, технологических и технических направлениях, предъявляет требования к родителям по формированию гармонично развитой личности ребенка. В свою очередь система образования, работая по государственным стандартам, обязана обучить информационной грамотности и сформировать информационную компетентность у подрастающего поколения. Таким образом, объединение усилий двух институтов для достижения современного качества образования в виде системного сопровождения образовательной организации современной семьи возможно при дифференцированном подходе в деятельности ДОО по построению процесса взаимодействия с родителями и вовлечения их в образовательный процесс с целью повышения информационной культуры родителей;
- использование ЭОР педагога, как части информационной среды образовательной организации, позволит педагогу ДОО показать свою деятельность родительской общественности с целью информирования, активизации внимания и формирования информационной культуры родителей;
- современные родители, являясь пользователями образовательного ресурса педагога ДОО, смогут следить и активно участвовать в образовательном процессе ДОО, будут заинтересованы деятельностью педагога и жизнью ребенка в детском саду, будут иметь возможность получения информации о домашних занятиях с детьми и консультирования по «острым» вопросам;
- формирование личности дошкольника, который погружен в информационно-коммуникативную среду, в которой окружающие его взрослые действуют сообща и предъявляют единые требования к его росту и развитию, будет успешным.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством: личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы; создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к ЭОР; участия в педагогических советах, семинарах, конференциях; личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и схемами.
Социально-педагогический аспект актуальности обусловлен тем, что современному обществу необходимо построение партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями, что будет способствовать положи-тельным результатам в воспитании и формировании личности дошкольника. А использование перспективных достижений в области информатизации и коммуникации и их внедрение в практику на ступени дошкольного образования открывает новые возможности для педагога в создании условий взаимодействия.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен потребностью в поиске новых педагогических средств, способствующих формированию информационно-коммуникативной среды дошкольной образовательной организации.
Научно-методический аспект актуальности связан с необходимостью изучения и внедрения в практику ДОО новых интерактивных педагогических средств и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, как способствующих формированию информационной компетентности родителей и дошкольников.
Ключевые понятия исследования: электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникативная среда, образовательный процесс ДОО, субъекты образовательного процесса ДОО, взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОО.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.) показали, что на всех этапах дошкольного детства семья нуждается в помощи специалистов. И это понятно, потому что два разных социальных института, семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому должны взаимодействовать сообща во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Как показывает педагогическая практика, родители признают приоритет педагогического коллектива детского сада в решении воспитательно-образовательных задач, но сами не считают нужным участвовать в образовательном процессе. Педагоги, оценивая роль семьи в формировании личности дошкольника, стремятся объединиться с родителями в вопросах развития и воспитания детей, но используя только традиционные формы и средства взаимодействия, надлежащим образом не налаживают обратную связь и поэтому не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения современных электронных образовательных ресурсов на ступени до-школьного образования, инновационная направленность которых служит достижению современного качества образования.
Обзор теоретических и практических материалов позволил выявить ряд противоречий:
- социально-педагогическое: между общественными запросами в эффективном взаимодействии педагогов и родителей при формировании личности ребенка и отсутствием разработанных педагогических средств для взаимодействия с родителями.
- научно-теоретическое: между потребностью расширения информационно-коммуникативной среды современной дошкольной образовательной организации и недостаточным исследованием современных педагогических средств для взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
- научно-методическое: между потребностью в педагогических средствах для взаимодействия с родителями и недостаточным обеспечением разработанных и апробированных педагогических средств для дошкольного уровня образования.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей взаимодействия ДОО и семьи с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Проблема исследования: Современное общество предъявляем высокие требования к качеству образования, что прослеживается в документах Федерального уровня. Однако современной наукой разработаны подходы и принципы к внедрению и использованию ИКТ и ЭОР в сферу образования, начиная с начальной школы, в то время как дошкольное образование охвачено лишь фрагментарно. На практике использование информационно-коммуникативных технологий в системе ДОО показывает недостаточный уровень в умении педагогов и специалистов-дошкольников ввиду низкой информированности о возможностях электронных ресурсов. Изучение разнообразия современных ЭОР и создание модели включения ЭОР в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО является актуальным.
Тема исследования: Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, разработать модель включения ЭОР взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, апробировать для выявления результативности и представить методические рекомендации по использованию ЭОР.
Объект исследования: процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО
Предмет исследования: ЭОР как компонент и условие взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Гипотеза исследования: построение процесса взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОО посредством электронного образовательного ресурса педагога ДОО возможно и результативно.
Внедрение модели в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО с применением ЭОР будет возможным, если:
- ЭОР соответствует запросам субъектов образовательного процесса ДОО;
- применение ЭОР в образовательном процессе ДОО будет подчинено развитию личности и профессиональной компетенции субъектов образовательного процесса ДОО;
- ЭОР способствует эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по процессу взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и обобщить сведения.
Элемент новизны: Обобщены сведения о процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и выявлены условия взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
2. Изучить теоретические основы разработки и функционирования ЭОР, выявить отличительные особенности. Провести анализ ЭОР в ДОО, сделать выводы о возможности использования в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
Элемент новизны: Описаны функции и особенности ЭОР. Получены данные о многообразии форм, функций и целевых ориентиров ЭОР.
3. Разработать модель методики включения ЭОР в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, внедрить и апробировать ее с целью выявления результативности.
Элемент новизны: получены сведения о влиянии и ЭОР на взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО при работе с электронным образовательным ресурсом.
Элемент новизны: представлены методические рекомендации для педагогов ДОО по работе с ЭОР.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Екатеринбурга детском саду комбинированного вида № 554.
В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:
-теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование и проектное моделирование теоретических материалов исследования.
- эмпирические: анализ электронных образовательных ресурсов, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, самооценка, статистическая обработка результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.); психолого-педагогические и социологические исследования семьи и семейного воспитания (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); психолого-педагогические положения о взаимодействии (Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, И.Т. Фролов; JI.B. Байбородова, H.H. Обозов, Б.Д. Парыгин, Е.И. Рогов, Д.А. Леонтьев; В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова и др.); гуманизация взаимодействия, признание ценности личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, и др.); теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, Г.Р. Громов, Ф. Уэбстер и др.); общая теория обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.); моделирования учебного процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц и др.); принципы практического использования ИКТ для развития творческих методов обучения (Е.С. Полат, В.П. Тихомиров, A.B. Хуторской и др.); создания электронных обучающих средств (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, Ю.С. Брановский, А.Н. Дахин, и др.); теории и методики информатизации образования (Ваграменко Я.А., Козлова O.A., Лавиной Т.А., Лапчика М.П., Мартиросян Л.П., Роберт И.В. и др.).
Нормативно - правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., «Концепция дошкольного воспитания», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
На первом этапе, проблемно-поисковом, происходило изучение современного процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и возможности использования электронных образовательных ресурсов на ступени дошкольного образования; были изучены философские, нормативно-правовые и психолого-педагогические научно-исследовательские материалы по проблеме исследования; определялись ведущие аспекты, план исследования и основные научные понятия; осуществлялось выявление основных требований к ЭОР для ДОО, определение показателей и критериев оценки результативности использования ЭОР в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО.
На втором этапе, опытно-поисковом, проводилось описание методики модели образовательного ресурса, разработка методического обеспечения к использованию модели; составлялись рекомендации к работе с ЭОР.
На третьем, рефлексивно-обобщающем, сделаны выводы об использовании ЭОР субъектами образовательного процесса ДОО, удобстве администрирования и пользования, выявлены предпосылки для возможных изменений в системе управления ресурсом; подготавливались методические рекомендации и указания по теме исследования; обобщались и оформлялись его результаты, проводилась научная редакция работы.
Научная новизна работы состоит в том, что в нем предложена и обоснована модель методики взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, выполняющая функции стратегического образа, отвечающего актуальным потребностям детского сада и семьи в развитии равноправных взаимоотношений. разработано методическое обеспечение и рекомендации использованию электронного образовательного ресурса педагога ДОО к вовлечению родителей в воспитательно-образовательные взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: в теория и методика дошкольного образования обогащена новыми знаниями о разработанной методики модели образовательного ресурса в развитии конструктивного взаимодействия педагогов с родителями, реализующейся в кон-тексте гуманно-личностного подхода; и определено содержание компонентов взаимодействия (целевой, содержательный, коммуникативно-ценностный, деятельностно-процессуальный, результативный), что способствует обоснованию научных основ развития конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО; выявлена эффективность модели ЭОР педагога дошкольной организации в развитии конструктивного взаимодействия, что позволяет ее применять в образовательном процессе дошкольной ступени образования.
Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в массовой практике дошкольных образовательных организаций. А именно: разработана и апробирована модель, применяемая, с целью эффективного распространения и освоения современных образовательных ресурсов, инновационной направленности которые служат достижению современного качества образования; сформированы методические рекомендации к использованию педагогами ДОО предложенной модели ЭОР; практически подтверждена возможность применения модели ЭОР по средствам разработанного методического обеспечения.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами, методическими службами и руководителями образовательных организаций в практической деятельности при организации процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и в целях распространения инновационной практики на широкие массы педагогической общественности.
На защиту выносятся следующие положения:
- на протяжении истории человечества семья сложилась как важнейший институт социализации ребенка. Современное общество, развиваясь в информационных, технологических и технических направлениях, предъявляет требования к родителям по формированию гармонично развитой личности ребенка. В свою очередь система образования, работая по государственным стандартам, обязана обучить информационной грамотности и сформировать информационную компетентность у подрастающего поколения. Таким образом, объединение усилий двух институтов для достижения современного качества образования в виде системного сопровождения образовательной организации современной семьи возможно при дифференцированном подходе в деятельности ДОО по построению процесса взаимодействия с родителями и вовлечения их в образовательный процесс с целью повышения информационной культуры родителей;
- использование ЭОР педагога, как части информационной среды образовательной организации, позволит педагогу ДОО показать свою деятельность родительской общественности с целью информирования, активизации внимания и формирования информационной культуры родителей;
- современные родители, являясь пользователями образовательного ресурса педагога ДОО, смогут следить и активно участвовать в образовательном процессе ДОО, будут заинтересованы деятельностью педагога и жизнью ребенка в детском саду, будут иметь возможность получения информации о домашних занятиях с детьми и консультирования по «острым» вопросам;
- формирование личности дошкольника, который погружен в информационно-коммуникативную среду, в которой окружающие его взрослые действуют сообща и предъявляют единые требования к его росту и развитию, будет успешным.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством: личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-поисковой работы; создания и апробирования методического обеспечения и рекомендаций к ЭОР; участия в педагогических советах, семинарах, конференциях; личного участия и публикаций автора в научно-практических и научно-методических конференциях различного уровня - международного, федерального и регионального. Возможность распространения опыта и его практического внедрения обеспечивается публикациями автора в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 2 работы, включенных в перечень РИНЦ.
Структура работы и ее объем. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения, иллюстрирована таблицами и схемами.
Анализ процесса экспериментального внедрения модели ЭОР в практику дошкольной образовательной организации и его результатов свидетельствует, что включение родителей дошкольников в познавательно-творческую деятельность, представляющую собой расширение информационно-коммуникативной среды ДОО через включение ЭОР педагога, является эффективным фактором дошкольной образовательно-воспитательной подготовки ребенка.
С одной стороны, воспринимаемая как совместный досуг ребенка с родителями, с другой стороны, дидактическая нагрузка не ощущается детьми как таковая, то есть как обязательное выполнение в определенной последовательности действий, обеспечивающих искомый результат; она словно растворяется в увлекательном познавательном процессе. В итоге обретение до-школьниками необходимого познавательного опыта осуществляется не через заучивание предлагаемых знаний, а через собственное стремление ребенка овладеть этими новыми знаниями и умениями, изучить материал и представить результат для обозрения в своей группе.
Соединив возможности уже привычной для детей пользовательской деятельности в сети Интернет и работе с гаджетами с дидактическим потенциалом информационной среды, мы получили результат, подтверждающий выдвинутую гипотезу и позволяющий рекомендовать разработанную нами технологию к широкому использованию в дошкольных образовательных организациях.
В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Анализ проблемы развития познавательного интереса дошкольников и проблемы взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует, что данное направление в трудах российских и зарубежных ученых получило определенную теоретическую разработку.
Однако педагогическая практика свидетельствует, что внедрение электронных образовательных ресурсов в информационно-коммуникативную среду дошкольной образовательной организации, в частности в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и технология развития познавательного интереса дошкольников нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловленном требованиями гуманистической образовательной парадигмы. Одним из эффективных направлений такого совершенствования является включение ЭОР компонента.
2. Установлено, что включение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс ДОО является актуальным требованием жизни в современном информационном сообществе и условием эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Построение социального партнерства педагогов, детей и родителей в процессе сетевой активности в рамках ЭОР в формах, доступных дошкольникам и вызывающих детский интерес, является доступным и востребованным для родителей воспитанников, а для ДОО способом решения важной задачи коммуникации с семьями воспитанников ДОО.
Диагностика подтвердила, что уровень развития познавательных интересов дошкольников экспериментальной группы (детей, родители которых используют ЭОР в качестве образовательного маршрута для домашних занятий с детьми) существенно выше, чем у их сверстников из контрольной группы, чьи семьи и педагоги дошкольной образовательной организации взаимодействовали по традиционной образовательно-воспитательной системе.
3. В ходе работы доказано, что сконструированная модель ЭОР и технология развития взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО обеспечивают повышение профессиональной компетенции педагогов, высокий уровень активизации родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОО, рост познавательного интереса дошкольников, что адекватно требованиям современной образовательной практики.
Развитие познавательного интереса мы рассматриваем в процессе целостного формирования личности. В ходе реализации сконструированной структурно-функциональной модели удалось подтвердить выдвинутую гипотезу, что электронно-образовательный ресурс в соответствующих педагогических условиях становится фактором актуализации познавательного потенциала дошкольников.
Определены следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие личности и профессиональной компетенции субъектов образовательного процесса ДОО и способствующие их эффективному сотрудничеству:
- организацию особого социокультурного творческого контекста, способствующего вовлечению родителей в развитие познавательного интереса дошкольников;
- постоянную практическую совместную познавательно-творческую деятельность родителей, педагогов, дошкольников;
- диалогический принцип организации познавательной деятельности в информационно-коммуникативной среде ДОО.
4. Методика модели ЭОР и технология процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО с включением ЭОР компонента дает возможность его широкого применения в практике дошкольного образования.
Технология реализации сконструированной структурно-функциональной модели ЭОР представляет собой процесс, в котором традиционная образовательно-воспитательная система развития дошкольников включает в себя познавательно-творческую деятельность по использованию и созданию единого информационного пространства для педагогов, родителей и детей.
Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития познавательного интереса дошкольников и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО, а представляет один из вариантов ее решения. Предложена модель включения ЭОР в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, которая может быть успешно интегрирована в образовательно-воспитательную практику, а также выступать в качестве основы и дополнения других технологий.
В частности, большой интерес представляет вероятное развитие в контексте реализации разработанной нами модели таких личностных характеристик, как творческие умения, литературно-художественные навыки, коммуникативные качества и т.д., что обусловливает перспективу дальнейшего исследования.
С одной стороны, воспринимаемая как совместный досуг ребенка с родителями, с другой стороны, дидактическая нагрузка не ощущается детьми как таковая, то есть как обязательное выполнение в определенной последовательности действий, обеспечивающих искомый результат; она словно растворяется в увлекательном познавательном процессе. В итоге обретение до-школьниками необходимого познавательного опыта осуществляется не через заучивание предлагаемых знаний, а через собственное стремление ребенка овладеть этими новыми знаниями и умениями, изучить материал и представить результат для обозрения в своей группе.
Соединив возможности уже привычной для детей пользовательской деятельности в сети Интернет и работе с гаджетами с дидактическим потенциалом информационной среды, мы получили результат, подтверждающий выдвинутую гипотезу и позволяющий рекомендовать разработанную нами технологию к широкому использованию в дошкольных образовательных организациях.
В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Анализ проблемы развития познавательного интереса дошкольников и проблемы взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует, что данное направление в трудах российских и зарубежных ученых получило определенную теоретическую разработку.
Однако педагогическая практика свидетельствует, что внедрение электронных образовательных ресурсов в информационно-коммуникативную среду дошкольной образовательной организации, в частности в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО и технология развития познавательного интереса дошкольников нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловленном требованиями гуманистической образовательной парадигмы. Одним из эффективных направлений такого совершенствования является включение ЭОР компонента.
2. Установлено, что включение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс ДОО является актуальным требованием жизни в современном информационном сообществе и условием эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Построение социального партнерства педагогов, детей и родителей в процессе сетевой активности в рамках ЭОР в формах, доступных дошкольникам и вызывающих детский интерес, является доступным и востребованным для родителей воспитанников, а для ДОО способом решения важной задачи коммуникации с семьями воспитанников ДОО.
Диагностика подтвердила, что уровень развития познавательных интересов дошкольников экспериментальной группы (детей, родители которых используют ЭОР в качестве образовательного маршрута для домашних занятий с детьми) существенно выше, чем у их сверстников из контрольной группы, чьи семьи и педагоги дошкольной образовательной организации взаимодействовали по традиционной образовательно-воспитательной системе.
3. В ходе работы доказано, что сконструированная модель ЭОР и технология развития взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО обеспечивают повышение профессиональной компетенции педагогов, высокий уровень активизации родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОО, рост познавательного интереса дошкольников, что адекватно требованиям современной образовательной практики.
Развитие познавательного интереса мы рассматриваем в процессе целостного формирования личности. В ходе реализации сконструированной структурно-функциональной модели удалось подтвердить выдвинутую гипотезу, что электронно-образовательный ресурс в соответствующих педагогических условиях становится фактором актуализации познавательного потенциала дошкольников.
Определены следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие личности и профессиональной компетенции субъектов образовательного процесса ДОО и способствующие их эффективному сотрудничеству:
- организацию особого социокультурного творческого контекста, способствующего вовлечению родителей в развитие познавательного интереса дошкольников;
- постоянную практическую совместную познавательно-творческую деятельность родителей, педагогов, дошкольников;
- диалогический принцип организации познавательной деятельности в информационно-коммуникативной среде ДОО.
4. Методика модели ЭОР и технология процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО с включением ЭОР компонента дает возможность его широкого применения в практике дошкольного образования.
Технология реализации сконструированной структурно-функциональной модели ЭОР представляет собой процесс, в котором традиционная образовательно-воспитательная система развития дошкольников включает в себя познавательно-творческую деятельность по использованию и созданию единого информационного пространства для педагогов, родителей и детей.
Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития познавательного интереса дошкольников и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО, а представляет один из вариантов ее решения. Предложена модель включения ЭОР в процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОО, которая может быть успешно интегрирована в образовательно-воспитательную практику, а также выступать в качестве основы и дополнения других технологий.
В частности, большой интерес представляет вероятное развитие в контексте реализации разработанной нами модели таких личностных характеристик, как творческие умения, литературно-художественные навыки, коммуникативные качества и т.д., что обусловливает перспективу дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Электронные образовательные ресурсы как компонент и условие управления гуманитарной информационно - образовательной средой дошкольной образовательной организацией
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое обеспечение организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - САЙТ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Научно - методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Управление контентом сайта дошкольной образовательной организации в реализации патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020



