ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Мотивационная сфера личности как предмет изучения 10
в психологии и педагогике 10
1.2. Особенности учебной мотивации младших школьников 25
1.3. Подходы к формированию мотивации у младших школьников 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Анализ опыта создания педагогических условий формирования
учебной мотивации у младших школьников 37
2.2. Модель педагогических условий формирования мотивации
учебной деятельности в младшем школьном возрасте 44
Выводы по второй главе 58
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 60
3.1. Организация исследования и методы диагностики учебной
мотивации 60
3.2. Конкретизация модели педагогических условий формирования
учебной мотивации на материале языкового образования 67
3.3. Анализ результатов внедрения модели педагогических условий
формирования учебной мотивации у младших школьников 75
Выводы по третьей главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность исследования. В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребенка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на дальнейших ступенях образования [62].
Основными условиями эффективной деятельности познания и активного усвоения, учащимися содержания образования является учебная мотивация. В ходе анализа научной литературы по педагогике и психологии (Занюк С., Кикнадзе Д., Леонтьев А., Маркова А. и др.) было отмечено, что мотивация учения - это комплекс мотивов учения, которые выражают отношение личности к познавательной деятельности и влияют на продуктивность функционирования ее когнитивных процессов. Во многих научных работах (Баранов С., Божович Л., Матюхина М. и др.) описаны уровни, виды, особенности мотивов и мотивации обучения личности.
Умелое сочетание разных методов и средств, которые использует учитель, способствует развитию учебной мотивации учащихся. Учитель должен уметь правильно сопоставлять между собой функции, которые выполняет та или иная группа методов, содержание изучаемой темы, способности учащихся в освоении материала с тем, чтобы отобрать те способы и средства обучения, которые могут способствовать формированию учебной мотивации и достигнуть поставленных целей [54].
В научных рассуждениях мотивация является одной из базовых проблем, к исследованию которой приступили как зарубежной, так и в отечественной педагогике. Со стороны педагогики особенно актуальным является начальный этап школьного образования, в котором заложены все его основы.
Начальная ступень обучения должна обеспечивать помощь учащимся в развитии их возможностей, осуществлении способностей и интересов детей, выработке нравственных взглядов, а также формировать условия, способствующие развитию творческого независимого мышления для обучения учеников с разными возможностями, научить приемам коллективной деятельности, стимулировать самовыражение и уверенность учащихся в себе [29].
На теоретическом уровне проблема состоит в том, что, с одной стороны, вопросам учебной мотивации, проблеме ее формирования и развития было посвящено значительное количество исследований, в которых установлены педагогические условия формирования учебной мотивации, а с другой стороны, недостаточно раскрыт методический аспект реализации выделенных и описанных педагогических условий с учетом современной ситуации, характеризующейся снижением мотивации учения даже у младших школьников.
Проблема на практическом уровне заключается в необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся при создании условий для формирования у них мотивации учебной деятельности. Решение указанных проблем требует уточнения педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и их конкретизации на методическом уровне с учетом конкретных условий обучения.
В соответствии с выделенным противоречием и проблемой была определена цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников, разработать модель педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников и проверить ее эффективность на практике.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации обучающихся начальной школы.
Предмет исследования - модель педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза: эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализовать модель педагогических условий, включающую следующие компоненты:
- целевой, в котором конкретизированы задачи, связанные с созданием педагогических условий формирования учебной мотивации школьников;
- мотивационный, в котором представлены формируемые у школьников учебные мотивы;
- содержательный, включающий методы и формы организации учебной деятельности, используемые для создания в образовательном процессе педагогических условий;
- критериальный, в котором указаны критерии сформированности учебной мотивации;
- результативный, включающий характеристику планируемых результатов обучения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме создания педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников;
2. Проанализировать опыт создания педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников, отраженный в методических рекомендациях и учебниках для начальной школы;
3. Представить в виде модели описание педагогических условий, необходимых для формирования учебной мотивации младших школьников;
4. Выявить в ходе диагностики особенности учебной мотивации младших школьников и на основе ее результатов конкретизировать разработанную модель педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников;
5. Доказать эффективность реализации разработанной модели в процессе языкового образования младших школьников для формирования у них мотивации учебной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами в работе использован комплекс методов исследования: теоретических (изучение и анализ научной литературы) и эмпирических (Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой и Лесенка «Зачем я учусь» М.В. Матюхиной (в модификации Н.Ц. Бадмаевой)).
Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методик, соответствующих целям исследования, достаточным объёмом выборки.
Результаты исследования позволяют уточнить научное знание о педагогических условиях формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, о влиянии определенных факторов на уровень учебной мотивации у младших школьников. Элементы новизны, представленные в работе, заключаются в том, что разработана и описана модель педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учебный предмет «Русский язык» является одним из самых сложных для освоения учащимися начальной школы. Возникает проблема в построении урока так, чтобы школьнику были интересны эти знания, и были для него значимыми. Для решения этой проблемы мы разработали модель педагогических условий формирования учебной мотивации учащихся начальных классов, которая представляет систему приемов и средств мотивации учебной деятельности учащихся. В нее включены такие формы работы как интерактивная форма, групповая, фронтальная, а также индивидуальная работа с детьми, мастер-класс, научно-исследовательская работа, работа с родителями.
2. Разработанная модель педагогических условий включает в себя следующие компоненты:
• целевой, в котором конкретизированы задачи, связанные с созданием педагогических условий формирования учебной мотивации школьников;
• мотивационный, в котором представлены формируемые у школьников учебные мотивы;
• содержательный, включающий методы и формы организации учебной деятельности, используемые для создания в образовательном процессе педагогических условий;
• критериальный, в котором указаны критерии сформированности учебной мотивации;
• результативный, включающий характеристику планируемых результатов обучения.
3. Эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализуются следующие педагогические условия:
• учебная деятельность будет осуществляться на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, а так же на основе дидактических приемов, с использованием технологических карт уроков и логико-эвристических предписаний;
• обучение будет базироваться на активизации индивидуально-личностного опыта учащихся;
• активизации эмоциональной сферы ребенка и формирования личностного отношения к учебному материалу.
Структура и объем работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы (66 источников), 6 приложений.
В соответствии с поставленными в теоретической части выпускной квалификационной работы задачами был проведён анализ научной литературы по проблеме создания педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование и развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников. Мы рассмотрели особенности формирования мотивации и основные проблемы ее развития в педагогике. Нами также была разработана модель педагогических условий и методические рекомендации для педагогов по организации сферы мотивации, проведена опытно-поисковая работа по проверке ее результативности на практике.
В эмпирической части работы представлены результаты исследования по развитию положительной учебной мотивации учащихся.
Изучение полученных результатов показало, что создание педагогических условий действительно способствует повышению учебной мотивации. Конечно, этот вопрос требует дальнейшего изучения, которое могло бы дать более полную картину особенностей развития сферы мотивации младших школьников. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что эффективность процесса формирования учебной мотивации младших школьников значительно повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы реализуются определенные педагогические условия, нашла свое подтверждение в нашем исследовании.
Мы выяснили, что среди психолого-педагогических вопросов основной является проблема повышения уровня учебной мотивации младших школьников, которая требует дальнейшего изучения и решения. Актуальность обуславливается постоянно изменяющимися условиями реальной жизни, возрастающими требованиями к качеству образования, потребностью в творческой, целеустремленной личности, с чувством собственного достоинства.
Стоит отметить, что интерес к учебным предметам формируется, начиная с первого класса. Именно тогда уже проявляются склонности к различным областям знания, видам деятельности, развиваются познавательные и нравственные стремления. Стоит отметить, что этот процесс не происходит автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе учения, развитием у школьников самостоятельности.
Стоит так же учитывать, что познавательный интерес младших школьников направлен на овладение знаниями, которые учитель демонстрирует на школьных предметах. Ученик при этом обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Таким образом, познавательная и развивающая деятельность детей необходима для формирования у них интереса к познанию, мотивации в обучении, мыслительных способностей, накопления знаний, совершенствования приобретенных учебных навыков. В начальной школе это можно создать с помощью дидактических игр, ярких, красочных наглядных пособий. Чтобы эффективно стимулировать познавательный интерес следует использовать современные инновационные технологии, которые основаны на развивающихся компьютерных технологиях. Такие формы проведения занятий исключают традиционный урок, оживляют и преображают мысль ребенка.
Описание модели педагогических условий для формирования учебной мотивации младших школьников определяет новизну нашего исследования.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что полученные показатели могут помочь коллективам педагогов школ в организации работы по развитию познавательной мотивации школьников разного возраста.
Мы определили возможные перспективы дальнейшего исследования особенностей развития познавательной мотивации младших школьников, которые могут осуществляться по следующим направлениям:
• исследование гендерных различий в развитии познавательной мотивации.
• исследование эффективности применения информационно - коммуникационных технологий в развитии познавательной мотивации школьников в разном возрасте.
Подводя итог, можно сделать вывод, что работа по формированию познавательного интереса и познавательной активности у детей младшего школьного возраста только тогда станет эффективной и будет поддерживать познавательные интересы учащихся, а также способствовать их развитию, когда будет проводиться систематически и целенаправленно.
Данное исследование имеет практическую ценность, которая заключается главным образом в том, чтобы обратить внимание на проблему формирования познавательного интереса, который составляет тот важнейший мотив учения, лежащий в основе положительного отношения к школе, и выступает залогом успешности обучения.
1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / В. А. Аверин, В. А., Михайлова - СПб. : Питер, 1999. - 89 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личность [Текст] / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. - 1974. - С. 122-144.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] : Монография / Н. Ц. Бадмаева. - Улан- Удэ. : ВСГТУ, 2004. - 149-150 с.
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 45-46 с.
7. Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] : учеб.пособие / В. П. Бедерханова. - Краснодар, 2000. - 54 с.
8. Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А. И. Богатырев // Издательский дом «Образование и наука». URL: http: //www.rusnauka. com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc. htm.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2007. - 398 с.
10. Бычкова, А. В. Педагогические условия формирования
положительной мотивации к обучению у младших школьников [Текст] / А. В. Бычкова // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - Ялта, 2016.
11. Валицкая, А. П. Современные стратегии образования: варианты выбора [Текст] / А. П. Валицкая // Педагогика. - 1997. - Т. 2. - С. 3-7.
12. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. - М.: Центр пед. образования, 2007. - 128 с.
13. Волокитина, М. Н. Очерки психологии младших школьников [Текст] / М.Н. Волокитина. - М. : Педагогика, 1955.
14. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Формирование универсальных учебных действий: Методические рекомендации [Текст] / А. Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. - № 2. - С. 54-59.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 339 с.
17. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
18. Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / С. В. Гани. - М. : Просвещение, 2009. - 158 с.
19. Гуткина, Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : Культурно-историческая психология, 2007. - №. 2. - С. 62-74.
20. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман.- М. : Вопросы психологии, 1992. - №. 3-4. - 14-19 с.
21. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология: Курс лекций [Текст] / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. - М. : Просвещение, 1965. - 22 с.
22. Добрынин, Н. Ф. О значимости получаемых учащимися знаний [Текст] / Н. Ф. Добрынин, - М. : Вопросы психологии, 1960. - №. 1. - С. 42¬50.
23. Елфимова, Н. В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности [Текст]. - М. : Вопросы психологии, 1988. 87 с.
24. Жданова, Р. А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников [Текст] / Р. А. Жданова. - Ростов н/Д., 2015. - 267 с.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. -М. : Просвещение, 1999. - 45 с.
26. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 52 с.
27. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2013. - 178 с.
28. Ильина Л.Н. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её реализации [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1183-2012-05-01-12-58-54
29. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации
школьников (Методические рекомендации) [Текст] / Г. А. Карпова. -
Екатеринбург. : УрГППУ, 2000.
30. Красноборова, Н. А. Особенности адаптации младших школьников к учебной деятельности в условиях различных образовательных технологий [Текст] / Н. А. Краснобородова. - Пермь : Пермский педагогический университет, 2003. - 115 с.
31. Кудрина, С. В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование [Текст] / С. В. Кудрина. - СПб. : КАРО, 2004. - 224 с.
32. Кулагина, И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. - М., 2011. - №. 2. - С. 102-111.
33. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) [Текст] / Ю. З. Кушнер. - М. : Могилев: МГУ им. АА Кулешова, 2001. - 11 с.
34. Левитес, Д.Г. Потребностно-мотивационный подход в обучении [Текст] / Д. Г. Левитес. - Воронеж, 1998. - 92 с.
35. Леонова, Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова. - М. : Просвещение, 2008. - №. 2. - С. 6¬7.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 48 с.
37. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1975. - 321 с.
38. Лингарт, И. А. Актуальные вопросы теория учения: Психический процесс и психическое развитие [Текст] / И. А. Лингарт. - М. : Вопросы психологии, 1984. - 155 с.
39. Лодатко, Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст] : монография / Е. А. Лодатко. - Славянск. : СГПУ, 2010. - 148 с.
40. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] / Н. Г. Лусканова. - М. : Фолиум, 1993. - 124 с.
41. Мазилов, В. А. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, М. М. Кашапов, В.А. Зобков. - М. : Просвещение, 2007. - 261 с.
42. Максимова, В. Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст] / В. Н. Максимова. - М. : Просвещение, 1973. 18-21 с.
43. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / А. К. Маркова. - М. :Педагогика, 1986. - 132 с.
44. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
45. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность [Текст] / А. Х. Маслоу. - М. : Социология власти, 2007. - 87 с.
46. Матюхина, М. В. Особенности мотивации учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - М. : Вопросы психологии, 1985. - 38 с.
47. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. - Казань : - Татарское книжное издательство, 1972, 184 с.
48. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников [Текст] / Е. А. Меньшикова. - М. : Начальная школа, 2009. - 46 с.
49. Мерлин, B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М. : Педагогика,1986. - 269 с.
50. Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности [Текст] / Под редакцией В. Н. Роженцевой. - Норильск, 2002. - 13 с.
51. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Текст] / В. Э. Мильман. - М. : Вопросы психологии, 1987. - 138 с.
52. Мотивационная деятельность человека и формирование
человеческих потребностей [Электронный ресурс] URL:
http: //works .doklad. ru/view/ItQME4Pa2fc/all. html
53. Мотивация учения школьника [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/motivaciya-ucheniya-shkolnikov-statya-po-pedagogike-904869.html
54. Никифорова, Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения [Текст] / Ф. В. Никифорова. - М. :Эксперимент и инновации в школе, 2011. - 175 с.
55. Основные психологические новообразования у детей младшего
школьного возраста [Электронный ресурс] URL:
http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=2543:2014-03-28- 19-13-58&catid=80: psychology-of-education
56. Пальмирин, В.А. Влияние поощрения и порицаний на умственную работу учащихся начальной школы (на основе экспериментов с решением арифметических задач) [Текст] / Пальмирин В.А. - М., 1950. - 15 с.
57. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. П. Подласый. - М. : Изд-во Владос-пресс, 2001, - 318 с.
58. Программа «Школа России» / Под ред. А. А. Плешакова. [Электронный ресурс] - URL:http://school-russia.prosv.ru/
59. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / А. М. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2000 - 179 с.
60. Сапожникова, Е. Ш. Учение и увлечение [Текст] / Е. Ш. Сапожникова. - Кемерово, 2010. - 12 с.
61. Узнадзе, Д. И. Экспериментальные основы исследования установки [Текст] / Д. И. Узнадзе. - М. : Психологические исследования, 1966. - 44 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс] - URL: http://минобрнауки.рф/press/4074
63. Федосова, Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н. А. Федосова. - М. : Газета «Управление начальной школой», 2008. - 183 с.
64. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность, Т.1,2 [Текст] // Пер. с нем. / Под ред. Б. М.Величковского. -М. : Педагогика, 1986. - 354 с.
65. Шпика, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников [Текст] / И. В. Шпика. - М. : Просвещение, 2007. - 18 с.
66. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 153 с.