Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №99052

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Лингво-методические основы совершенствования умений
этикетной речи у младших школьников 16
1.3. Основные аспекты умений речевого этикета 24
1.4. Анализ методической литературы по вопросу совершенствования
умений этикетной речи у младших школьников 33
1.5. Внеурочная деятельность как одно из условий освоения младшими
школьниками основной образовательной программы общего образования 36
ГЛАВА 2.РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Диагностика уровня развития умений этикетной речи младших
школьников 45
2.2. Содержание работы с обучающимися по совершенствованию
умений этикетной речи во внеурочной деятельности 55
2.3. Результаты экспериментального исследования эффективности содержания методического обеспечения совершенствования умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Проблемы современного общества в социально-политической жизни приводят к снижению уровня культуры речевого поведения. Отсутствие чувства такта, деликатности, не состоятельность корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах всё чаще вызывают недоумение. Исходя из перечисленных отклонений в речевом поведении школьников и молодежи, особое значение в развитии современного общества приобретает обучение школьников культуре речи. Культура общения состоит из многих аспектов, одним из них является речевой этикет, организованный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании этических норм и умение применять их как в ежедневном взаимодействии с окружающими, так и в деловом общении. Особую важность эффективность общения приобретает в процессе обучения. Следовательно, грамотно организованное межличностное общение в процессе обучения и внеурочной деятельности, будет содействовать эффективному процессу развития младшего школьника. Та степень речевой культуры, которой владеют нынешние младшие школьники, не всегда отвечает потребностям общества в целом и современного образования. Таким образом, немаловажно дополнить современный процесс обучения внеурочной деятельностью с учетом выявленной проблемы, чтобы ее организация содействовала успешному и результативному развитию речевого этикета младших школьников.
Традиционное обучение обучающихся начальных классов следованию требований культуры речи хотя и имеет место быть на уроках русского языка, но осуществляется в недостаточном объеме. Основной причиной подобного положения в том, что учителя не располагают четкой программой этой работы. Но есть вопросы речевого этикета, которые требуют отработки уже в начальных классах, например, речевые формулы обращения и привлечения внимания, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, приглашения, просьбы.
Проведя анализ действующих программ и учебников, методических пособий по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу, что:
1) действующие учебные программы и программы внеурочной
деятельности содержат недостаточные сведения о речевом этикете;
2) количество упражнений в учебниках, для совершенствования
этикетной речи обучающихся, представлено не в достаточном объеме;
3) учитель начальных классов не располагает научно-обоснованной методической системой по совершенствованию умений речевого этикета младших школьников; активный словарный запас этикетных формул у обучающихся не изучен.
Следовательно, актуальность и постановка проблемы диссертационного исследования определяется недостаточной разработанностью методики формирования речевого этикета во внеурочной деятельности и необходимостью создания методического обеспечения (комплекса мероприятий внеурочной деятельности), направленного на приобретение школьниками знаний о речевом этикете и формирования у них умения использовать формулы речевого этикета на практике.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - комплекс внеурочных мероприятий, направленный на совершенствование умений этикетной речи младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать процесс совершенствования умений этикетной речи у младших школьников, разработать и определить эффективность методического обеспечения (комплекса мероприятий по внеурочной деятельности) по совершенствованию умений этикетной речи младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования определила гипотезу: уровень умений этикетной речи у младших школьников станет выше, если организовать процесс обучения и активизации формул речевого этикета на основе использования в педагогической практике комплекса мероприятий по внеурочной деятельности, предусматривающей соблюдение следующих условий:
• регулярное приобщение детей к осмыслению, овладению и употреблению формул речевого этикета;
• систематическое воспроизведение и постепенное увеличение количества изучаемых формул речевого этикета.
В соответствии с целью и гипотезой определен ряд задач:
• проанализировать лингвистические основы вводимых теоретических понятий («этикет», «речевая культура», «речевой этикет») и установить их соотношение;
• определить степень овладения формулами речевого этикета обучающимися начальных классов, установить причины трудностей, возникающих в процессе их употребления в речи;
• разработать комплекс мероприятий по внеурочной деятельности по совершенствованию умений этикетной речи у младших школьников и экспериментально обосновать ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
а) теоретические - анализ монографий, диссертационных исследований, статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы; анализ лингвистической и методической литературы; анализ учебных программ; моделирование процесса обучения; изучение и обобщение педагогического опыта;
б) эмпирические - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся;
в) математические - методы обработки информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой методики.
Методологическую основу исследования составило учение о взаимосвязи языка и мышления, о языке как средстве общения, средстве существования и выражения мысли, единстве теории и практики, основополагающие положения лингвистики, лингводидактики, педагогики и психологии; лингвистов (А. А. Акишиной, В. Е. Гольдина, В. Г. Костомарова, И. Н. Курочкиной, Т. О. Винокурова, М. Р. Львова, Б. В. Бушелевой и др.), Однако, наиболее фундаментальные труды принадлежат Н. И. Формановской и Т. А. Ладыженской.
Структура и объем работы диссертации определяется последовательностью раскрытия её содержания. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отсутствие чувства такта, деликатности, не состоятельность корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах всё чаще вызывают недоумение. Исходя из перечисленных отклонений в речевом поведении школьников и молодежи, особое значение в развитии современного общества приобретает обучение школьников культуре речи. Культура общения состоит из многих аспектов, одним из них является речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, сформированных человечеством, знании этических норм и умение применять их как в ежедневном взаимодействии с окружающими, так и в деловом общении.
Основная задача работы по совершенствованию умений этикетной речи у младших школьников состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в различных ситуациях. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность видов деятельности обучающихся, направленная на развитие личностных качеств и решение воспитательных и социальных задач, согласно требованиям ФГОС.
В процессе исследования нами была проанализирована теоретико-методическая основа по проблеме развития и совершенствования этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности.
Можно сделать вывод, что в процессе работы над совершенствованием умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, необходимо опираться на знание психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и методологические основы формирования культуры речи младших школьников. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию этикетной речи.
Для анализа эффективности программы и методического обеспечения была разработана диагностика уровня развития этикетной речи у младших школьников. Анализ результатов диагностики по всем компонентам учебно-воспитательного процесса демонстрирует достаточно эффективную работу. Согласно, проводимой диагностики, можно сделать вывод, что подобранное методическое обеспечение для совершенствования умений этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности, способствует формированию универсальных учебных действий для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Завершив наше исследование, мы убедились, что уровень умений этикетной речи во внеурочной деятельности, у обучающихся возрос. Объяснением данного факта можно считать реализацию программы внеурочной деятельности по совершенствованию умений этикетной речи у младших школьников.
Методические рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке учебных планов и программ внеурочной деятельности; при подготовке учебно-методических пособий и для элективных курсов.
Разработанное методическое обеспечение может найти применение в организации учебного процесса на уроках русского языка и культуры речи, литературного чтения.
Основываясь на вышеизложенном можно утверждать, что в процессе апробации достигнута цель исследования - теоретически обосновать процесс совершенствования умений этикетной речи у младших школьников, разработать и определить эффективность методического обеспечения (комплекса мероприятий по внеурочной деятельности) по совершенствованию умений этикетной речи младших школьников, а значит, возможно совершенствовать умения этикетной речи у младших школьников во внеурочной деятельности.



1. Акишина, А. А. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения [Текст] : учеб.пособие / А. А. Формановская, Н. И. Азимова. - М. : Либроком, 2016. - 184 с.
2. Ахметзянова, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника [Текст]: методическое пособие / Н. В. Ахметзянова. - Казань, 2012. -91 с.
3. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - М. : Флинта, 2010. - 176 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
5. Бондаренко, А. А. Речевой этикет в современной школе [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 21- 28.
6. Введенская, Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [Тескт] : учебник / Л. А Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 424 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Союз, 2006. - 224 с.
8. Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для студентов - нефилологов по направлению «Филология» [Текст] / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. Я. Ягубова ; под ред. О.Б. Сиротининой : Сарат. гос. ун-т им. И.Г. Чернышевского. - М. :Эдиториал УРСС, 2002. - 211 с.
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 2006. - 27,48с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 3-е изд., перераб. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЕК», 2010. - 448 с.
12. Зиновьева, Т. И. Обучение речевому этикету // Методика обучения русскому языку и литературному чтению [Текст]/учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - С. 374 - 381.
13. Зиновьева, Т. И. Обучение школьников культуре речевого общения во внеурочной деятельности [Текст] /Т. И. Зиновьева, Е. В. Болдова // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании: 76 Всероссийская научно-практическая конференция. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. - С. 145 - 155.
14. Зырянова, Е. А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников [Текст] / Е. А. Зырянова // Вестник ЧГПУ. -2011. - № 3. - С. 70-88.
15. Иванова, Н. В. Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона [Текст] / Н.В. Иванов. - М. : Феникс, 2014. - 48 с.
16. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. - М., 2001. - 496 с.
17. Крылова, О. А. Приветствия и этикет [Текст] / О. А. Крылова // Русский язык. - 2001. - № 7. - С. 58-62.
18. Купина, Н. А. Основы стилистики и культуры речи [Текст] : практикум для студентов - филологов - 2-е изд. / Н. А. Купина, О. А. Михайлова - М. : Издательство Флинта, 2014 - 296 с.
19. Курочкина, И. Н. Уроки этикета в начальной школе [Текст] : учебно-методическое пособие / И. Н. Курочкина - М. : Экон-информ, 2014. - 240 с.
20. Курочкина, И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности [Текст] / И. Н. Курочкина. - М. :Экон-информ,
2012. - 147 с.
21. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебник - Изд. 3-е. / Т.А. Ладыженская [и др.]. - М. : 2012. - 160 с.
22. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебник - Изд. 3-е. / Т.А. Ладыженская [и др.]. - М. : 2012. - 160 с.
23. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебник - Изд. 3-е / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М., 2014. - 192 с.
24. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебник - Изд. 3-е / Т.А. Ладыженская [и др.]. - М., 2014. - 192 с.
25. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебник - Изд. 2-e / Т.А. Ладыженская [и др.]. - М., 2014. - 128 с.
26. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебник - Изд. 2-е / Т.А. Ладыженская [и др.]. - М., 2014. - 128 с.
27. Ладыженская, Т. А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс [Текст]: учебная тетрадь - Изд. 2-е / Т.А. Ладыженская и [др.]. - М., 2013. - 192 с.
28. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] - Изд. 2-е / А. А. Леонтьев. - М., 2014. - 256 с.
29. Львов, М. Р Культура речи. Школьные проблемы [Текст] / М. Р Львов // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 14-27.
30. Львов, М. Р. Риторика в начальных классах // Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. : Академия, 2012. - С. 377 - 379.
31. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас» или Речевой этикет [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - М., 2010. - 4-е изд. - 208 с.
32. Мишанова, О. Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации [Текст] : Монография / О. Г. Мишанова. - Челябинск : ЧГПУ, 2008 — 147 с.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
34. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: моногр. [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006 - 154 с.
35. Общение и культура [Текст] : хрестоматия : учебно¬
методический комплекс дисциплины «Речевая культура молодого специалиста» / И. А. Стернин. - Екатеринбург, 2008 - 208 с.
36. Официальный сайт издательства «Просвещение» [Электронный ресурс] / URL:http://1-4.prosv.ru
37. Педагогическая риторика [Текст] : учебное пособие /под ред. Н. Д. Десяевой. - М. : Издательство Академия, 2012. - 256 с.
38. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
39. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
40. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] : учеб.пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
41. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - 4е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.
42. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. [Текст] - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010.
43. Программа, организация и результаты обучения младших
школьников речевому этикету во внеурочной деятельности [Текст] / Т. И. Зиновьева, Е. В. Болдова // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте требований ФГОС НОО И ФГОС ВО: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (15 февраля 2015 года)/Сост. и отв. ред. Т.И. Зиновьева. - М. :Экон-информ, 2015. - С. 257 - 265.
44. Русский язык и культура речи [Текст] / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 384 с.
45. Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие / Е. В. Синцов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 160 с.
46. Смирнова, Е. Ю. Детская психология [Текст] : учебник / Е. Ю. Смирнова. - 3-е изд., прераб. - СПб. : Питер, 2009 - 394 с.
47. Современный философский словарь [Текст] / под общ.ред. В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова. - 4е изд., испр. и доп. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. - 823 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. регистрационный номер 17785).
49. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
50. Фомина, Н. В. Речевой этикет и работа над ним в начальных классах [Текст] / Н. В. Фомина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 14 (37): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб, 2007. - С.346 - 349.
51. Фомина, О. В. Лингвометодические основы формирования речевого этикета младших школьников [Текст] :атореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Фомина ; Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2007. - 44 с.
52. Формановская, Н. И. Культура общения и речевого поведения [Текст] / Н. И. Формановская - М., 2014. - 3-е изд. - 240с.
53. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты [Текст] / Н .И. Формановская - М., 2015. - 5-е изд. - 156с.
54. Черкасова, М. Н. Русский язык и культура речи [Текст] / М. Н. Черкасова, Л. Н. Черкасова - М., 2011. - 352с.
55. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
56. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры [Текст] : книга для учителя / А. И. Шемшурина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 112 с.
57. Шкатова, Л. А. Задачник по этикету: учеб.пособие для учащихся 5-7 кл. сред. шк. [Текст] / Л. А. Шкатова. - Челябинск :Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 77 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ