Педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы в процессе обучения русскому языку в малокомплектной школе
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Современные подходы к образовательному процессу в основной школе 6
1.2. Текст как единица языка и речи 13
1.3. Методика формирования знаний текста 19
1.4. Содержание предметных результатов по освоению
общеобразовательной программы по русскому языку 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 53
2.1. Диагностика овладение нормами 53
2.2. Описание реализации педагогических условий по достижению
предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [53].
Актуальность исследования. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В каждом разделе курса русского языка ученик подводится к тексту, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации.
Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Все вышеизложенное и определило актуальность темы данного исследования: «Педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе».
Объект исследования: процесс достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
Предмет исследования: педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе и разработать диагностику достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Разработать диагностику достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
3. Выявить педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
4. Проверить результативность педагогических условий достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Басмановская средняя общеобразовательная школа» Талицкого района Свердловской области.
Апробация работы. Результаты исследования были отражены в публикациях:
- Глебова С. М. Анализ современных подходов к образовательному процессу в основной школе // Стратегии развития современной науки. - Минск. : Выдавецтва «Навуковы свет», 2017. - С. 185-188.
- Глебова С. М. Текст как единица языка и произведение речи // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Прага. : Vydavatel «Osvlcenl», 2017. - С. 203-206.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы.
В ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования.
2. Разработана диагностика достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
3. Выявлены педагогические условия достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
4. Проверена результативность педагогических условий достижения предметных результатов освоения общеобразовательной программы при обучении русскому языку в малокомплектной школе.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи нашего исследования выполнены.
Результаты итоговой диагностики выявили результативность предложенной методики. Это дает право утверждать, что предлагаемая нами методика может быть применена при обучении русскому языку в малокомплектной школе.