ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ 10
1.1. Современные подходы к определению содержания образования
на уровне начального общего образования 10
1.2. Характеристика понятия «метапредметный результат»
в начальном общем образовании 19
1.3. Особенности достижения метапредметных результатов
младшими школьниками в литературном образовании 33
1.4. Сущность и содержание понятия «педагогические условия 40
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ МЕТАДРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ 53
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 53
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 67
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 127
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы НОО должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами [90].
Универсальные учебные действия (УУД) влияют на успешность достижения образовательных результатов и обеспечивают обучающимся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создают условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию. В перечне планируемых метапредметных результатов, на наш взгляд, ключевую роль играет формирование регулятивных УУД.
Выделение регулятивных УУД связано со структурой учебной деятельности. По мнению авторов концепции формирования УУД (А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчанова и Н. Г. Салминой), регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Регулятивные УУД связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Психолого-педагогический аспект решения проблемы достижения обучающимися метапредметных результатов отражен в работах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова. Данные исследователи отмечают важность формирования метапредметных умений у обучающихся в разных видах деятельности, при систематическом включении заданий проблемно-диалогического, развивающего обучения, основанного на деятельностном подходе к обучению, лежащему в основе ФГОС НОО.
Деятельностный подход подробно представлен в работах И. Н. Добротиной, Е. Н. Ломакиной, Е. А. Шевцовой и других педагогов, которые занимались разработкой и описанием методов, приемов и способов достижения метапредметных результатов младшими школьниками.
Методический аспект решения проблемы достижения обучающимися метапредметных результатов отражен в работах Д. А. Махотина, Ю. В. Науменко, Е. Ю. Храмковой. Исследователи Н. П. Ансимова, З. А. Кокарева, М. В. Матюхина отмечают недостаточную разработанность методического обеспечения процесса достижения метапредметных результатов именно в литературном образовании, что, по их мнению, отрицательно сказывается на уровне организации и результатах образования младших школьников.
Психологические особенности формирования УУД представлены в работах Н. П. Ансимова, В. В. Давыдова, А. В. Захаровой, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, А. К. Марковой, О. Н. Молчановой, В. И. Моросановой, Г. А. Цукерман. В трудах А. Б. Воронцова, В. В. Донскова, Л. В. Жаровой, А. С. Лында, Е. В. Минаевой, Э. В. Минздаевой, Л. П. Никитиной, И. Е. Сюсюкиной, Н. Н. Титаренко дается описание отдельных приемов формирования навыков самоорганизации младших школьников.
Основными проблемами по достижению метапредметных результатов младшими школьниками, на наш взгляд, являются:
- не определены условия, обеспечивающие успешность достижения метапредметных результатов, проблемным остается вопрос о диагностике уровня формирования регулятивных УУД;
- недостаточно исследованы педагогические средства поэтапного формирования регулятивных УУД;
- недостаточно полно разработан и описан диагностический инструментарий по определению уровня сформированности регулятивных УУД.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебно-методической литературы, а так же анализ опыта учителей-практиков позволили выявить следующие противоречия:
- противоречие между социальным заказом, который представлен в нормативных документах, направленным на достижение выпускниками школ метапредметных результатов и недостаточной ориентацией учебного процесса на метапредметный результат на социально-педагогическом уровне;
- противоречие между потребностью в оптимизации процесса достижения метапредметных результатов младших школьников и недостаточной разработанностью условий, средств и технологий обеспечения данного процесса на научно-методическом уровне.
Необходимость решения указанных противоречий обуславливает проблему исследования, которая заключается в необходимости определения и описания педагогических условий достижения метапредметных результатов младшими школьниками в литературном образовании.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании».
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия достижения метапредметных результатов, разработать программу по достижению метапредметных результатов младшими школьниками на занятиях по литературному чтению, проверить эффективность предложенной программы.
Объект исследования: процесс достижения метапредметных результатов в литературном образовании.
Предмет исследования: педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании.
Гипотеза исследования:
Процесс достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- включить в учебный процесс по литературному чтению программу «Литературная гостиная»;
- реализовать двухступенчатую модель программы «Литературная гостиная» (разработка и проведение элективных курсов «Тайны других стран» (2 класс), «В погоне за сюжетом» (3 класс));
- применять в литературном образовании технологию развития критического мышления через чтение и письмо при реализации программы «Литературная гостиная».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании.
2. Выявить и обосновать педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании.
3. Разработать диагностику по определению уровня
сформированности метапредметных умений у младших школьников.
4. Выявить критерии и показатели сформированности метапредметных умений у младших школьников в литературном образовании.
5. На базе начальной диагностики спроектировать программу по достижению обучающимися метапредметных результатов на занятиях по литературному чтению и апробировать ее;
6. В ходе контрольной диагностики выявить эффективность предложенной программы.
Элементы новизны, представленные в работе:
- определены педагогические условия достижения метапредметных результатов в литературном образовании;
- разработана программа «Литературная гостиная», направленная на достижение обучающимися метапредметных результатов на занятиях по литературному чтению, двухступенчатая модель ее реализации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования: теоретических - изучение и анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования, проведение теоретического обобщения материалов исследования; эмпирических - педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической и статистической обработки результатов опытно-поисковой работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе представления материала на Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства»; результаты исследования отражены в 2 публикациях автора:
Бессонова О. В. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы // Филологическое образование в период детства: материалы Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 16-17 апреля 2016 г. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» ; отв. ред. Е. Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2016. - С. 110-115.
Бессонова О. В. Формирование эстетических чувств в процессе анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе // Филологическое образование в период детства: материалы Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 14-15 апреля 2017 г. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т»; отв. ред. Е. Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2017. - С. 107-114.
Положения, выносимые на защиту:
1. В портрете выпускника начальной школы определены планируемые результаты обучения. К метапредметным результатам относится формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Наряду с достижением данных результатов актуальным остается формирование у обучающегося младшего школьного возраста умения учиться. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
2. Специфика предметной области «Литературное чтение» (направленность на формирование читательских умений) позволяет оценивать уровень достижения не только предметных, но и метапредметных результатов у младших школьников. В процессе оценки динамики формирования основных читательских умений у педагога есть возможность определить степень готовности ребенка к решению метапредметных задач: способность к определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; к составлению плана и последовательности действий; способность к оценке, коррекции и саморегуляции деятельности.
3. Педагогические условия, обеспечивающие достижение метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании: включение в учебный процесс по литературному чтению программы «Литературная гостиная» для обучающихся 2-3 классов; реализация двухступенчатой модели программы «Литературная гостиная» (разработка и проведение элективных курсов «Тайны других стран» (2 класс), «В погоне за сюжетом» (3 класс)); применение в литературном образовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо при реализации программы «Литературная гостиная».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 104 источника, четырех приложений.
Актуальность достижения метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании обусловлена требованиями общества к уровню готовности к обучению в целом, особенностями овладения обучающимися УУД и применением их при решении различных учебных задач.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы сформулированы определения понятий «метапредметность», «метапредметные знания», «метапредметные умения», «метапредметные результаты». Проведенное исследование данных взаимосвязанных понятий, а так же их структурный анализ метапредметных умений позволил сформулировать ряд выводов:
- метапредметные умения являются ключевым компонентом метапредметных результатов процесса обучения, входящих в требования ФГОС НОО [90];
- сформированность метапредметных умений влияет
на саморегуляцию деятельности обучающихся и обуславливает степень самостоятельности при решении учебных задач;
- метапредметные умения играют важную роль в становлении целостной картины мира у ребёнка и способствуют последующему самоопределению, самообразованию и саморазвитию обучающегося.
Достижение метапредметных результатов у младших школьников в литературном образовании опирается на следующие методологические подходы: деятельностный и компетентностный. С учетом целевых ориентиров, подходов и принципов НОО были определены педагогические условия достижения метапредметных результатов у младших школьников: включение в учебный процесс по литературному чтению программы «Литературная гостиная»; реализация двухступенчатой модели программы «Литературная гостиная»; включение в образовательный процесс технологии развития критического мышления при реализации предложенной программы.
В ходе исследования определены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности метапредметных умений у младших школьников в соответствии с выделенными критериями и показателями, а также сформулированы основные оценочные характеристики каждого уровня.
Исследование показало, что системность и целенаправленность разработанной программы «Литературная гостиная» положительно влияет на формирование регулятивных умений у обучающихся младшего школьного возраста. Обучающиеся могут работать с информацией, самостоятельно решать учебные задачи и регулировать собственную деятельность, а так же осознанно выражать собственное мнение, самостоятельно делать выводы, пояснять и аргументировать ответ.
Таким образом, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её содержания.
Исследование по данной проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: изучение особенностей овладения обучающимися познавательных УУД на материале текстов разных стилей и жанров; изучение возможностей включения элементов предложенной программы в содержание уроков по литературному чтению.
1. Аксеологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
2. Анащенкова, С. В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / С. В. Анащенкова, М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская, Г. С. Ковалева, Н. М. Конышева, М. И. Кузнецова, О. Б. Логинова, Е. А. Лутцева, А. П. Матвеев, С. Г. Яковлева. - М. : Просвещение, 2012. - 273 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновационный курс. Книга 2 / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1998. - 318 с.
4. Ансимова, Н. П., Балуева, Е. Б. и др. Оценка метапредметных результатов обучающихся 1 и 2 классов [Текст] / Н. П. Ансимова, Е. Б. Балуева, С. С. Крылова, Т. М. Крайнова, А. Н. Фалина // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2014. - С. 71-77.
5. Ансимова, Н. П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников [Текст] : автореф. дисс. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Н. П. Ансимова. - Москва, 2007. - 51 с.
6. Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников [Текст] / И. С. Артюхова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов - М. : Просвещение,
2008. - 325 с.
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] : монография / В. А. Беликов. - М. : Владис, 2000. - 357 с.
9. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
10. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М. : Знание, 1986. - 234 с.
11. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].
URL:http://bse.sci-lib.com/(дата обращения 19.08.2016).
12. Бунеева, Е. В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования: монография [Текст] / Е. В. Бунеева. - М. : Баласс,
2009. - 208 с.
13. Василевич, А. П. Развитие функции целеполагания в процессе самоорганизации учебной деятельности [Текст] / А. П. Василевич // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - №2. - С. 35-41.
14. Вахромеева, Т. А. Формирование и оценивание регулятивных УУД учащихся [Текст] / Т. А. Вахромеева, Н. Н. Коробейникова // Управление начальной школой. - 2014. - № 4. - С. 27-32.
15. Воровщиков, С. Г. Учебно-методическое сопровождение освоения учащимися универсальных учебных действий: внутришкольная система [Текст] / С. Г. Воровщиков, А. Е. Зеленский // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 64-71.
16. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2012. - №5. - С. 33-40.
17. Воровщиков, С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] : Опыт проектирования внутренней внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С. Г. Воровщиков, Т. И. Шамова, М. М. Новожилова, Е. В. Орлова и др. - 2 изд. - М. : «5 за знания», 2010. - 402 с.
18. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2013. - № 1. - С. 5-13.
19. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] : Образовательная система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. / А. Б. Воронцов. - М. : Рассказовъ, 2002. - 303с.
20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 355 с.
21. Гершунский, Б. С. Философия образования XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский - М. : Совершенство, 1998. - 608 с.
22. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов [Текст] / Ю. В. Громыко - М. : Пушкинский институт, 2001. - 288 с.
23. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Проблема» [Текст] : учеб. пособие для учащихся ст. кл. / Ю. В. Громыко. - М. : Институт учебника «Пайдейя», 1998. - 382 с.
24. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) [Текст] / Ю. В. Громыко. - М. : Технопринт, 2000. - 376 с.
25. Давыдов, В. В. Уровень планирования как условие рефлексии [Текст] / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск : Наука, 1987. - С. 43-49.
26. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Просвещение. 1996. - 168 с.
27. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность? [Текст] / В. В. Давыдов // Начальная школа - 1999. - №7. - С. 12-19.
28. Донсков, А. А. Формирование у школьников
общеобразовательных умений во взаимосвязи с мотивацией учебных действий [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук:13.00.01. / А. А. Донсков. - Волгоград, 2011 - 149 с.
29. Душина, И. В. Методика и технология обучения [Текст] : пособие для учителей и студентов педвузов / И. В. Душина. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203 с.
30. Жарова, Л. В. На трудном этапе. Итоговая диагностика развития и учебной деятельности выпускников начальной школы [Текст] / Л. В. Жарова // Начальная школа. - 1999. - №12. - С. 29-33.
31. Журова, Л. Е., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Кочурова, Е. Э. Педагогическая диагностика 3 класс. Руководство для учителя [Текст] / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова. - М. : Вентана - Граф, 2013. - 108 с.
32. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. И. Заир-Бек. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
33. Заир-Бек, С. И. Основы педагогического проектирования [Текст] : учеб. пособие. / С. И. Заир-Бек. - М. : Просвещение., 1995. - 60 с.
34. Захарова, А. В. Особенности рефлексии как психологическое новообразование в учебной деятельности [Текст] // Формирование учебной деятельности школьников ; Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой; Научн. исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед. ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. - М. : Педагогика, 1982. - С. 152-163.
35. Захарова, А. В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности [Текст] // Формирование учебной деятельности школьников ; Под ред. В. В. Давыдова., И. Ломпшера,
А. К. Марковой; Научн. исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед.ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. - М. : Педагогика, 1982. - С. 107-113.
36. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. -1987. - №1. - С. 29-32.
37. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному [Текст] / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. - 1985. - № 5. - С. 54-58.
38. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова [Текст] / В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431с.
39. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] /
И. И. Ильясов. - М. : Изд-во Моск. университета, 1986. - 199 с.
40. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Текст] : дис... д-ра пед. наук: 13.00.18 / Н. В. Ипполитова ; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2000.
- 383 с.
41. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бугрменская, И. А. Володарский и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
42. Карпенко, Н. Н. Педагогические условия культуросообразного
построения содержания образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Н. Карпенко ; РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-
Петербург, 2002. - 130 с.
43. Кац, Э. Э. Литературное чтение [Текст] : учебник для 2-го кл. четырехл. нач. шк. / Э. Э. Кац. - М. : Астрель, 2014. - Ч. 1. - 159 с.
44. Кац, Э. Э. Литературное чтение [Текст] : учебник для 2-го кл. четырехл. нач. шк. / Э. Э. Кац. - М. : Астрель, 2014. - Ч. 2. - 159 с.
45. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение [Текст] : учебник для 2-го кл. четырехл. нач. шк. / Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий.
- М. : Просвещение, 2013. - Ч. 1. - 224 с.
46. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение [Текст] : учебник для 2-го кл. четырехл. нач. шк. / Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2013. - Ч. 2. - 224 с.
47. Козырева, Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е. И. Козырева // Методология и методика естественных наук. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.- №4. - С. 24-27.
48. Кокарева, З. А. Контроль за формированием у младших школьников умения принимать и удерживать учебную задачу [Текст] / З. А. Кокарева, Л. П. Никитина, Л. С. Секретарева // Начальное образование. 2013. - №3. - С. 5-8.
49. Кокарева, З. А. Преемственность общеучебных умений и универсальных учебных действий [Текст] / З. А. Кокарева // Начальное общее образование. - 2011. - №3. - С. 11-15.
50. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] : коллективная монография / В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой,
A. П. Тряпицыной. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2005. - 254 с.
51. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина Росси [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
B. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2014. - 27 с.
52. Корчажкина, О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования [Текст] / О. М. Корчажкина // Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 17-25.
53. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов,
C. А.Дынина // Вестник Комстромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2001. - №2. - С. 101-104.
54. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 235 с.
55. Лыкова, Р. Р. К вопросу об определении комплекса
педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии [Текст] : материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 20 февраля 2012 г. ; сост. Р. Р. Лыкова. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 252-255.
56. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А. С. Лында.
- М. : Высшая школа, 1979. - 157 с.
57. Лында, А. С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий [Текст] / А. С. Лында. - М. : изд-во МОПИ, 1972.
- 136 с.
58. Лысенко, А. В. Психолого-педагогические условия
формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Лысенко ;
Адыгейский государственный ун-т. - Майкоп, 2005. - 203 с.
59. Малыхин, А. О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / А. О. Малыхин ; Нац. Пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. - Киев, 2000. - 20 с.
60. Маркова, А. К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования [Текст] / Формирование учебной деятельности школьников ; под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. - М. : Педагогика, 1982. - 351 с.
61. Маркова, А. К. Формирование учебной деятельности и развитие младших школьников [Текст] / Формирование учебной деятельности школьников ; под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой - М. : Педагогика, 1982. - С. 21-28.
62. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников [Текст] : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Минаева ; Нижегородский гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2000. - 19 с.
63. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников на уроках математики [Текст] / Е. В. Минаева // Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 25-28.
64. Миндзаева, Э. В. Развитие универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6 классов [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Э. В. Миндзаева ; Институт содержания и методики обучения РАО.
- Москва, 2009. - 23 с.
65. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] : учебное пособие / О. Н. Молчанова. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 392 с.
66. Моросанова, В. И. Саморегуляция и самосознание субъекта [Текст] / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова // Психологический журнал.
- 2008. - №1. - С. 18-21.
67. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека [Текст] /
В. И. Моросанова. - М. : Наука, 1998. - 192 с.
68. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А. Я. Найн // Педагогика, 1995. - №5. - С. 44-49.
69. Никитина, Л. П. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / Л. П. Никитина // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. ; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. - Вологда: ВПК, 2011. - С. 69-73.
70. Никитина, Л. П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / Л. П. Никитина // Начальное общее образование. - 2011. - №3. - С. 4-5.
71. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2010. - 584 с.
72. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] : ок. 53000 слов /
С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
73. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
[Текст]. Система заданий. Ч.1. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов,
О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 215 с.
74. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Н. Павлов ;
Магнитогорский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
75. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. : «Современное слово», 2005. - 720 с.
76. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе [Текст] / Е. Н. Макарушина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -С. 12-18.
77. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения [Текст] // Начальная школа. - М. : Просвещение, 2011. -168 с.
78. Психологические механизмы целеобразования [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров ; Академия наук СССР. Институт психологии. - М. : Наука, 1997. - 258 с.
79. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - М. : 1989. - 278 с.
80. Сверчков, А. В. Организационно - педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Текст] / Сверчков А.В. // Молодой учёный. - 2009. -№4. - С. 279-282.
81. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ Школьных технологий, 2005. - 47 с.
82. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ Школьных технологий, 2005. - 124 с.
83. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
84. Селевко, Г. К. Технологии развивающего образования [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ Школьных технологий, 2005. - 192 с.
85. Сюсюкина, И. Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников / И. Е. Сюсюкина // Начальная школа до и после. - 2010. - №1. - С. 81-85.
86. Сюсюкина, И. Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Е. Сюсюкина ; МГУ. - Магнитогорск:, 2010 - 21 с.
87. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] : кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М. : Просвещение, 1988. - 175с.
88. Титаренко, Н. Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников [Текст] / Н. Н. Титаренко // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 10-13.
89. Титаренко, Н. Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников [Текст] : автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. Н. Титаренко ; ЧГПУ. - Челябинск, 2004. - 159 с.
90. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31с.
91. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
92. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ю. Г. Фокин. - М. : Издательский дом «Академия», 2006. - 240 с.
93. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2003. - 245 с.
94. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - № 2. - С. 58-64.
95. Хуторской, А. В. Концепция Научной школы
человекосообразного образования [Текст] / А. В. Хуторской. — М. : Эйдос, 2015. - 24 с.
96. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Институт образования человека [Электронный ресурс]. URL:http: //eidos-institute. ru/j ournal/2012/0302. htm(дата обращения 11.03.2016)
97. Цукерман, Г. А. Как учителю построить интерпсихическое действие с первоклассниками [Текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, 2009. - №4. - С. 33-49.
98. Цукерман, Г. А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка [Текст]: Комментарии к видеозаписям уроков. - М. : АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
99. Цукерман, Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии, 1999. - №6. - С. 3-18.
100. Цукерман, Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе) [Текст] : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Г. А. Цукерман ; Научно-исследовательский ин-т общей и пед. психологии АПН. - Москва, 1980. - 23 с.
101. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности [Текст] / Д. Б. Эльконин // Педагогический родник. - 2008. - №6. - С. 6-8.
102. Энциклопедический словарь. Словарь русского языка. Target-Multimedia: 2008-2012. [Электронный ресурс]http://www.dict.t- mm.ru/enc sl/(дата обращения 27.10.2016)
103. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] : автореф. дис.... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Н. М. Яковлева ; ЧГПУ. - Челябинск, 1992. - 21 с.
104. Adler A. The education of children. - South bend, Indiana: Gateway Edition. Ltd, 2003. - 104 p.