ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 11
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» в
психолого-педагогической литературе, его цели и задачи 11
1.2. Особенности развития духовно-нравственных ориентиров у
младших школьников 18
1.3. Педагогические условия развития духовно-нравственных
ориентиров у младших школьников 21
1.4. Требования ФГОС НО к содержанию духовно-нравственного
воспитания младшего школьника 23
Вывод по Главе 1 28
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 30
2.1. Методы и средства развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников 30
2.2. Уроки литературного чтения как средство развития духовно - нравственных ориентиров у младших школьников 34
2.3. Развитие духовно-нравственных ориентиров у младших
школьников во внеурочной деятельности 40
2.4. Анализ УМК по литературному чтению в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников 43
Вывод по Главе 2 47
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 49
3.1. Диагностика исходного уровня сформированности нравственных
ориентиров у младших школьников 49
3.2. Реализация комплекса классных и внеклассных уроков
литературного чтения по развитию нравственных ориентиров у младших школьников 58
3.3. Результаты опытной работы по развитию нравственных
ориентиров у младших школьников на уроках литературного чтения 72
Вывод по Главе 3 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
Актуальность исследования. Вопрос духовно-нравственного воспитания стал на сегодняшний день очень актуальным. Воспитание человека знающего, уважающего и любящего свою Родину, как гражданина и патриота, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
В современном обществе установилась неблагоприятная ситуация в вопросе как духовного, так и нравственного воспитания молодого поколения. Основными предпосылками данной ситуации явились, в числе прочих, отсутствие четко очерченных положительных ориентиров жизни для молодежи, а так же резкое ухудшение моральной и нравственной ситуации в обществе [18].
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана еще и с тем, что наше общество особенно остро нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только глубокими знаниями, но и замечательными чертами личности.
Отдельно образование не может гарантировать достаточно высокий или даже средний уровень духовной и нравственной воспитанности, в связи с тем, что воспитанность является, в первую очередь, качеством личности, которое характеризуется поведением человека в его повседневной жизни, а так же его отношением к другим людям. В основе воспитанности лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Одной из главных проблем в настоящее время стало создание перспективной системы образования, которая способна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современной цивилизации. Согласно Конституции Российской Федерации, а так же Закону Российской Федерации «Об образовании» система образования является социальным институтом, и призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения. Только человек, творческий, способный критически мыслить, а так же правильно и активно действующий в разнообразных ситуациях, способен принести весомую пользу обществу, сможет восполнить духовный потенциал России.
Анализ научной литературы показал, что психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности освещены в трудах П. Ф. Каптерева, Ш. И. Ганелина, Н. А. Константинова, К. В. Ельницкого и других. В работах таких известных исследователей нравственного воспитания, как О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, Д. М. Гришин, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачев показано, что чаще всего у учащихся бывают недостоверные мнения о нравственных нормах и правилах (принципиальность ассоциируется с упрямством, уважение к другим людям с лицемерием). Данные несоответствия часто приводят к не соблюдению нравственных норм, требований, и даже к аморальным поступкам. Вопросам диагностики и разработки критериев эффективности воспитания детей посвящены работы таких исследователей, как Л. И. Шиловой, Б. Т. Битинаса, Н. И. Монахова, Н. Г. Голубева.
Интересующая нас проблема применительно к сфере педагогики рассматривается в работах некоторых исследователей, например, в работах Ю. П. Сокольникова анализируется системный подход к воспитанию, Л. И. Новикова и В. А. Караковский анализируют в своих исследования образ жизни школьного коллектива и личности, Е. В. Бондаревская и Н. Е. Щуркова - личностно-развивающую функцию воспитания и духовное развитие личности, Ю. С. Мануйлова изучает связь развития личности со средой, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, А. Я. Журкина занимаются вопросом образования и воспитания в связи с трудовой деятельностью. В данных работах выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания. Исходя из анализа литературы по данной проблеме, мы сделали вывод, что методическое обеспечение достижения младшими школьниками предметных результатов подготовлено в достаточной степени, однако недостаточно разработаны пути, методы духовно-нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения.
В связи с этим, нами были выявлены следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в духовно и нравственно развитой личности ребенка и реальным уровнем развития;
- необходимостью развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условия для обеспечения данного процесса;
- между высокой значимостью духовно-нравственных качеств для
своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности их у детей младшего школьного возраста;
Выявленные несоответствия определили актуальность проблемы определения содержания педагогических условий развития духовно-нравственных понятий у детей младшего школьного возраста. Названная проблема обусловила выбор темы: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы пути духовно-нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения.
Выбор возрастной категории испытуемых обоснован следующими причинами. Во-первых, последующий за исследуемым этап в жизни ребенка это подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов их социализации и воспитания являются освоенные им нравственные понятия. Следовательно, своевременное освоение духовно-нравственных понятий в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать себя в будущем, так как духовно-нравственное воспитания является одним из основных элементов всесторонне развитой личности.
Считаем необходимым уточнить: в настоящем исследовании мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно - поисковым путем проверить эффективность модели духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели развития духовно-нравственных ориентиров младших школьников.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что развитие духовно-нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения будет более эффективным при наличии следующих педагогических условий:
- отборе духовно-нравственных понятий, который будет произведен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- использовании специально созданной модели развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
- включении в модель структурных блоков, направленных на работу с детьми в рамках уроков литературного чтения и во внеурочное время, работу с родителями и создание специальной среды;
- наличии единства требований соблюдения духовно-нравственной культуры всеми участниками, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме и теме исследования;
2. Уточнить понятие «духовно-нравственное воспитание»;
3. Рассмотреть особенности и условия развития духовно-
нравственных понятий у младших школьников;
4. Изучить требования ФГОС НО к содержанию духовно - нравственного воспитания младших школьников;
5. Раскрыть методические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников;
6. Адаптировать критериально-диагностический инструментарий сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
7. Разработать и реализовать модель развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
8. Оценить результативность опытно-поисковой работы.
Методы исследования. Теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы, анализ документации, обобщение теоретических и опытно-поисковых данных; моделирование педагогических ситуаций, методы математической статистики. Эмпирические: включенное наблюдение, беседа, адаптированные тесты.
Теоретическая новизна заключается в том, что в исследовании выявляются основные особенности формирования духовно-нравственных понятий, определены теоретические основы для решения проблемы формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников, выявлены психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста, проведен анализ современной ситуации по вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Уточнено понятие «духовно-нравственное воспитание», адаптирован критериально-диагностический инструментарий сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников, а также создана модель духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании модели развития духовно-нравственных ориентиров, которые внедрены в практическую деятельность Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - школа №5 г. Богданович, и использованы другими педагогами.
Элементы новизны:
1. Анализ и синтез понятий духовно-нравственного воспитания;
2. Модифицированная диагностика, направленная на выявление уровня сформированности духовно-нравственных понятий у младших школьников;
3. Созданная и адаптированная модель развития духовно-нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения;
4. Результаты проведенной опытно-поисковой работы;
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - школа № 5 г. Богданович. В исследовании приняли участие 20 учащихся 1 класса.
Структура магистерской диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы без приложений составил 87 страниц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника мы рассматриваем как педагогически организованный процесс, осуществляемый в учебной и внеучебной деятельности, направленный на усвоение и принятие обучающимися традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
2. Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников, соответствующих федеральным государственным стандартам второго поколения, достигается путём отбора педагогических условий и разработки модели мероприятий.
3. Процесс развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников характеризуется этапностью (организационный, деятельный, результативный), логичностью (путем разработки модели мероприятий и внедрения ее в учебный процесс), единством целей, содержания, форм и методов (программа мероприятий).
4. Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств представляет собой совокупность методик (анкетирование, опрос, тестирование), направленных на системное изучение качеств младших школьников, соответствующих когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были отражены в публикациях:
1. Старкова М. О. Уроки литературного чтения как средство формирования нравственных понятий у младших школьников [Электронный ресурс] // Инфоурок. 2017. URL:https ://infourok.ru/ uroki-literaturno go-chteniya-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennih-ponyatiy-u-mladshih-shkolnikov-2116512.html(дата обращения: 20.09.2017).
2. Старкова М. О. Формирование духовно-нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Инфоурок. 2017. URL:https://infourok.ru/formirovanie-duhovnonravstvennih-orientirov-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2116515.html(дата обращения: 20.09.2017).
Вопрос духовно-нравственного воспитания является на сегодняшний день очень актуальным. Воспитание человека как гражданина и патриота, знающего, уважающего и любящего свою Родину, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала являться одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
Анализ литературы позволил нам вывести определение понятия духовно-нравственное воспитания младшего школьника: духовно-нравственное воспитание младшего школьника мы рассматриваем как педагогически организованный процесс, осуществляемый в учебной и внеучебной деятельности, направленный на усвоение и принятие обучающимися традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
Проведенное исследование позволило нам сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе недостаточно разработаны пути, методы духовно-нравственного развития младших школьников. Так же нет единства в понимании и сущности и содержании понятия духовно-нравственное воспитание. Не определены структура и уровни сформированности нравственных ориентиров у младших школьников, что существенно затрудняет работу педагогов по их совершенствованию.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что:
- высокий уровень воспитанности у ребенка не всегда соответствует высокому уровню сформированности у него тех или иных нравственных понятий;
- большая часть детей умеет взаимодействовать друг с другом в паре, однако, не всегда в соответствии с общепринятыми в обществе нравственными нормами;
Именно эти пункты, требующие, по нашему мнению, особого внимания и коррекции у детей данной возрастной категории мы попытались сформировать в процессе опытно-поисковой работы. Следует отметить, что в выборе формируемых нравственных ориентиров мы не противоречили ФГОС НОО. Нравственные ориентиры, включенные нами в содержание, отражены стандартом.
Логика исследования привела нас к необходимости изучения педагогических условий как фактора, обеспечивающего эффективность педагогического образования в целом.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что развитие духовно-нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения будет более эффективным при наличии следующих педагогических условий:
- отборе духовно-нравственных понятий, который будет произведен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- использовании специально созданной модели развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
- включении в модель структурных блоков, направленных на работу с детьми в рамках уроков литературного чтения и во внеурочное время, работу с родителями и создание специальной среды.
- наличии единства требований соблюдения духовно-нравственной культуры всеми участниками, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В соответствии с выдвинутой гипотезой нами была разработан комплекс классных и внеклассных мероприятий по формированию духовно-нравственных ориентиров у младших школьниках на уроках литературного чтения.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено 9 уроков в классе, 2 творческих задания во внеучебное время, в качестве внеклассной работы, 3 классных часа с детьми, и одна экскурсия. Занятия соответствовали текущим темам и учебному плану. За основу была взята программа внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Данные занятия были направлены на формирование духовно-нравственных ориентиров у младших школьников и совершенствование их нравственного воспитания. В процессе обучения использовались, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры. На всех уроках помимо фронтальной использовалась парная и групповая работа. Так же в структуру нескольких родительских собраний был введен блок, посвященный духовно-нравственному воспитанию школьников. С родителями был проведен мастер -класс, а так же им были прочитаны 3 мини - лекции, посвященные теме нашего исследования.
Таким образом, в процессе исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу. После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников повысился как количественно, так и качественно: общение стало более конструктивным и целесообразным, уменьшилось количество конфликтов, дети стали более дружны, улучшилось взаимодействие с родителями.
Задачи исследования, представленные ниже, были полностью решены в данном исследовании.
- Проанализировать литературу по проблеме и теме исследования;
- Уточнить понятие «духовно-нравственное воспитание»;
- Рассмотреть особенности и условия развития духовно-нравственных понятий у младших школьников;
- Изучить требования ФГОС НО к содержанию духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- Раскрыть методические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- Адаптировать критериально-диагностический инструментарий
сформированности духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
- Разработать и реализовать модель развития духовно-нравственных ориентиров у младших школьников;
Стоит отметить, что вместе с нравственными ориентирами, у детей повысились и другие показатели. Дети стали увереннее чувствовать себя в окружении сверстников, успешнее вступать в общение, учащиеся стали вести себя более воспитанно и оперировали понятиями, изученными в течении комплекса уроков.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность комплекса мероприятий по формированию духовно-нравственных ориентиров у младших школьников на уроках литературного чтения, была достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Агаркова, Н. Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Школа России» [Текст] / Н. Г. Агаркова. - М. : Академкнига, 2015. - 224 с.
2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире [Текст] / Т. А. Алавидзе. - М. : Издательство АСТ, 2002. - 277 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2005. - 238 с.
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2008. - 318 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
6. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М. : Изд-во Просвещение, 1979. - 236 с.
7. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1973. - 270 с.
8. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М. : Питер, 2008. - 750 с.
9. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979. - 245 с.
10. Болотина, Л. Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов [Текст] / Л. Р. Болотина. - М. : Просвещение, 1978. - 145 с.
11. Васильева, З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З. Н Васильева. - М. : Просвещение, 1978. - 456 с.
12. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. -
Санкт-Петербург : Сударыня, 2007. - 320 с.
13. Воюшина, М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения [Текст] / М. П. Воюшина // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.39-41.
14. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников [Текст] / М. П. Воюшина. - М. : Высшая школа, 2003. - 186 с.
15. Выготский, Л. С. Избранные психологические труды [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 1986. - 296 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
17. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т. П. Гаврилова. - М. : Знание, 1984. - 256 с.
18. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения. 2007. URL:http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm(дата обращения: 19.07.2017).
19. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 19-23.
20. Данилов, М. А. Умственное воспитание [Текст] / М. А. Данилов // Советская педагогика. - 2004. - № 12. - С.70-86.
21. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов ; под общей ред. Б. П. Компова. - М. : АПН РСФСР, 2007. - 518 с.
22. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности [Текст] / О. Г. Дробницкий. - Л. : Ленинград, 1977. - 156 с.
23. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Просвещение, 1991. - 303 с.
24. Жабицкая, Л. Г. Психодиагностика для учителя [Текст] / Л. Г. Жабицкая. - Кишинев : Лубина, 1990. - 125 с.
25. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание
как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс] // Дети и школа. 2011.
URL:http://www.spbda.ru/news/a-551.html(дата обращения: 18.09.2017).
26. Капрова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Карпова. - М. : Просвещение, 1979. - 169 с.
27. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Каптерев. - М. : Педагогика, 1982. - 703 с.
28. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику. [Текст] / Н. Е. Ковалев. - М. : Просвещение, 1987. - 386 с.
29. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691. Изд. : Норматика, 2017. - 60 с.
30. Контарбаев, И. А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Контарбаев. - М. : Просвещение, 1996. - 126 с.
31. Кудина, Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла [Текст] / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. - М. : Интор, 1998. - 320 с.
32. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст] / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1988. - 80 с.
33. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем [Текст] / В. А. Левин. - М. : Лайда, 1994. - 192 с.
34. Левчук, Д. Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. - М. : Планета, 2003. - 63 с.
35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.
Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 210 с.
36. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2004. - 464 с.
37. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И. С. Марьенко. - М. : Просвещение, 1990. - 475 с.
38. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Изд.2-е доп. и перераб. [Текст] / Л. И. Матвеева. - М. : Цифра, 2009. - 126 с.
39. Миронова И. Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс] // Дети и школа. 2009.http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228(дата обращения: 01.05.2017).
40. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия 1998. - 156 с.
41. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1986. - 145 с.
42. Неводова, Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] / Д. П. Неводова // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С.25-27.
43. Немов, Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 640 с.
44. Низамова, М. Р. Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / М. Р. Низамова // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С.28-31.
45. Новлянская, З. Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе [Текст] / З. Н. Новлянская // Психологическая наука и образование. - 1996. - №1. - С.46-52.
46. Норчевская, Р. Д. Общение и формирование личности школьника [Текст] / Р. Д. Норчевская. - М. : Педагогика, 1987. - 152 с.
47. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] /
Р. В. Овчарова. - М. : Просвещение, 1996. - 352 с.
48. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов [Текст] / Р. В. Овчаров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
49. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению [Текст] / М. И. Оморокова. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
50. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя [Текст] / М. И. Оморокова. - М. : АРКТИ, 2001. - 160 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание. [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Светочъ, 1995. - 340 с.
52. Петракова, Т. И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно - нравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст] / Т. И. Петракова. - М. : Мартенс, 1999. - 296 с.
53. Петровский, М. Г. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. Г. Петровский. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
54. Петрошевский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петрошевский. - М. : Издательский центр Академия, 2000 . - 512 с.
55. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И. П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 576 с.
56. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина. - М. : ЭКСМО, 1999. - 416 с
57. Рализаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Т. Г. Рализаева. - СПб. : Специальная литература, - 1997. - 168 с.
58. Рохлина, Е. А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников [Текст] / Е. А. Рохлина // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С.66-69.
59. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. - Л. : ЛГУ, 1990. - 256 с.
60. Рыжкова, Т. В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие [Текст] / Т. В. Рыжкова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 381 с.
61. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2001 - 460 с.
62. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
63. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 - 288 с.
64. Столяренко, Л. Д. «Основы психологии» [Текст] / Л. Д. Столяренко. - М. : «Феникс», 2008. - 703 с.
65. Сметанникова Н. Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения. 2010. URL: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm(дата обращения: 11.06.2017).
66. Столыпина, Н. В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения [Текст] / Н. В. Столыпина, М. В. Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. - 2011. - № 1. - С.23-25.
67. Тарасова, Г. И. Нравственная значимость современного урока. [Текст] / Г. И. Тарасова // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.4-5.
68. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ. Издательство: Проспект, 2017. - 53 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Казакова А. А. Издательство: Просвещение, 2018 г. Серия: Стандарты второго поколения, 2017. - 48 с.
70. Чиндилова, О. В. К проблеме восприятия художественного произведения читателями разного возраста [Электронный ресурс] // О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс: до и после. - 2009. - №7. - С.50 -54. - URL:
http ://www. school2100.ru/upload/iblock/3bb/3bbd722d6cf2441ca4308510d62c6238.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
71. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 38 с.
72. Эльконин, Д. Б. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Наука, 1987. - 156 с.
73. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] : дис .... д-ра. пед. наук : 13.00.03 / Н. М. Яковлева; ЧГПУ. - Челябинск, 1992. - 403 с.