ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ 10
1.1. Конфликтологическая культура: анализ психолого -
педагогической литературы 10
1.2. Характеристика профессиональной деятельности педагога 23
1.3. Значимость конфликтологической подготовки педагога в его
профессиональной деятельности 36
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ 50
2.1. Показатели и уровни сформированности конфликтологической
культуры педагогов, характеристика методов и методики исследования 50
2.2. Формирование конфликтологической культуры педагогов
МБДОУ № 203 на основе обучающего комплекса мероприятий.... 62
2.3. Оценка эффективности и анализ результатов комплекса мероприятий по формированию конфликтологической культуры у педагогов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования определяется тем, что современное образование становится все более сложной системой, в которой приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем возрастающие требования ко всем участникам образовательного процесса, которые выражены, в том числе, и стремлением к формированию эффективной воспитательно-образовательной деятельности в контексте потребностей и запросов современного социума.
С другой стороны, это важная социально-психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает основы современного общества. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений в образовательной среде, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой и т.п.
Проблема формирования конфликтной компетентности у участников конфликта показывает, что он не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда есть достаточная глубина теоретических знаний, понимание истинных причин возникновения конфликта, его динамики, закономерностей развития и способов разрешения. Такое понимание возможно только на основе интеграции теоретических знаний и практических наработок по формированию конфликтологической культуры. Ситуация такова, что с одной стороны, педагоги не обладают достоверными знаниями и умениями, каким образом осуществлять диагностику конфликтного поведения в процессе образовательной деятельности, а с другой - как осуществлять необходимое формирование конфликтологической культуры.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема формирования уровня конфликтологической культуры педагогов. В практическом плане - это проблема разработки комплекса мероприятий, осуществляющего формирование конфликтологической культуры педагогов.
Место и значение рассматриваемой проблемы в науке и практике определяется тем, что большинство современных исследователей, как отмечает Н.Т. Рожков, считают проблему предупреждения и преодоления конфликта более важной для достижения высокой эффективности в деятельности, как отдельного человека, так и коллектива, чем диагностика данного явления [65, с. 4].
При этом исследование конфликтов является одним из перспективных направлений современной психологической науки. Многие отечественные авторы разрабатывают методологию изучения межличностных конфликтов и способы их разрешения (А.Я. Анцупов Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов и другие). В большинстве работ конфликт понимается как проявление ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного, группового и социального столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны неприязнь, обиду, протест, нежелание общаться с данным субъектом (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов и другие). Внимание исследователей привлекают причины возникновения конфликтов в педагогической среде (В.К. Елисеев, Е.Е. Ефимова, Н.В. Самсонова), а также поведение субъектов образовательного процесса в конфликте (например, К. Томас, Н.В. Гришина).
Специальных работ по данной проблеме нет, особенно в контексте современных условий развития образовательного процесса и применительно к деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
С учетом актуальности и выявленных противоречий была выбрана тема исследования: «Формирование конфликтологической культуры педагогов в образовательном учреждении».
Объект исследования: процесс формирования конфликтологической культуры педагогов в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию конфликтологической культуры педагогов в МБДОУ № 203.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития конфликтологической культуры педагогов, уточнить возможности их реализации в практике образовательного процесса МБДОУ № 203.
Гипотеза исследования: конфликтологическая культура педагогов дошкольного образования должна эффективно развиваться, если будет создан комплекс мероприятий, направленный на формирование конфликтологической культуры через соответствующие компоненты:
- рациональный - система теоретических знаний о конфликте, его видах, структуре, динамике и способах разрешения;
- эмоциональный - эмоциональное состояние личности в ситуации конфликтного взаимодействия;
- поведенческий - система практических умений и навыков по предупреждению и конструктивному решению конфликтов.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной рассматриваемой проблеме.
- Выделить и дать характеристику компонентам конфликтологической культуры, подобрать соответствующие методики для их исследования.
- Разработать комплекс мероприятий, состоящий из различных форм и методов, направленных на формирование конфликтологической культуры педагогов и апробировать его в практической деятельности.
- Систематизировать полученные в ходе исследования результаты и оценить эффективность использования разработанного комплекса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные философские, психологические, социологические и педагогические теории, ориентированные на целостное изучение личности и процесса ее формирования в единстве всех ее объективных начал, в частности:
- социальная теория конфликта (Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, Т. Парсонс и другие), методология исследования конфликта в образователь-ном процессе (В.И. Журавлев, Г. И. Козырев, М. М. Рыбакова и др.);
- психологические теории личности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С. А. Рубинштейн и др.), теории индивидуальной регуляции (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и др.), теории социализации личности (Г.М. Андреева, Б.С. Волков, И.С. Кон, А.А. Радугин и др.);
- концепции управления конфликтом в различных социальных процессах (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, А.И. Донцов, В.П. Дурин, Э. Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, Э. Эриксон и др.);
- общеметодологические идеи педагогов о структуре и функциях педагогической деятельности, о педагогическом профессионализме (Г.С. Бережная, Б.С. Гершунский В.И. Горовая, В.И. Грищенко, О.А. Лапина Н.Н. Пядушкина Е.Н. Шиянова, В.А. Якунин и др.);
Источниками выявления конфликта в педагогических отношениях явились работы: В.К. Елисеева, Е.Е. Ефимовой, М.И. Дьяченко, Е.С. Игнатовой, М.М. Кашапова, Э.И. Киршбаум, М.В. Клименских, Е.Л. Ушаковой и других.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, конфликтологической, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование педагогов, методы математической статистики, опытно-поисковая работа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида № 203 г. Екатеринбурга.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ конфликтологической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования конфликтной компетентности у педагогов детского дошкольного учреждения, проанализированы методологические подходы к конфликтологическому обучению, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности формирования конфликтной компетентности у педагогов детского дошкольного учреждения.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания программы по формированию конфликтологической культуры у педагогов детского дошкольного учреждения, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы формирования конфликтологической культуры у педагогов детского дошкольного учреждения при обращении к разнообразным формам конфликтологической подготовки, что позволяет избежать трудностей в формировании отношений между педагогами МБДОУ № 203 в процессе их педагогической деятельности, и способствует повышению эффективности труда педагогов.
2. Разработаны содержание и структура комплекса мероприятий по формированию конфликтологической культуры у педагогов детского дошкольного учреждения, реализуемые поэтапно в образовательном процессе ДОУ. Теоретический этап - направлен на получение знаний о конфликтах, причинах их возникновения, способах поведения в конфликтных ситуациях; практический этап - связан с умениями и навыками педагогов взаимодействовать друг с другом, предупреждать конфликтные ситуации, находить конструктивные способы выхода из них.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Полученные данные позволяют расширить представления о сущности, структуре и методах формирования конфликтной компетентности как одного из определяющих факторов профессионального развития.
2. Подтверждена идея взаимосвязи между уровнем профессионального мастерства и уровнем сформированности компонентов конфликтологической культуры.
3. Полученные результаты могут служить теоретическим основанием для формирования конфликтологической культуры специалистов, работающих в диаде «педагог-педагог».
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение формирования конфликтологической культуры у педагогов детского дошкольного учреждения, включающее мероприятия различных форм проведения, которые могут быть использованы, как в педагогическом процессе МБДОУ № 203, так и любом образовательном учреждении данного типа.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования были опубликованы и обсуждались на сайте всероссийских и межрегиональных научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональную деятельность педагога следует оценивать как динамичное интегративное знание и умение, проявляющееся на личностном (профессионально-ролевая позиция, выраженность системы мотивационно-ценностных ориентации, комплекс профессионально значимых качеств) и деятельностном уровнях (сформированность профессионально-значимых знаний и умений), обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.
2. Конфликтологическая культура педагогов характеризуется различным уровнем проявлений и психологическим содержанием ее составляющих у педагогов, имеющих различный профессиональный уровень.
3. Разработанный комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня сформированное™ конфликтологической культуры педагогов дошкольного образования, эффективно развивается через компоненты конфликтологической культуры, а именно: рациональный (система теоретических знаний в области конфликтологии), эмоциональный (эмоциональное состояние личности при конфликтном взаимодействии), поведенческий (система практических умений и навыков по предупреждению конфликтов и конструктивных выходов из них).
4. Формирование конфликтологической культуры педагогов МБДОУ № 203 будет эффективным, если будет осуществляться усвоение теоретического материала параллельно с овладением практическими навыками конструктивного выхода личности из конфликтной ситуации.
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Одной из особенностей педагогической деятельности является коммуникативная насыщенность труда педагога. Данное лицо в процессе своей деятельности вступает во взаимоотношения с разными категориями людей. Важной профессиональной функцией педагога является умение поддерживать отношения сотрудничества с разными субъектами образовательного процесса: детьми, их родителями, коллегами и администрацией. Тем не менее, отношения работника, осуществляющего педагогическую деятельность к другим лицам, в ходе решения профессиональных задач, нередко переходят в разряд конфликтных, хотя в самом феномене конфликта нет ничего противоестественного: это постоянно существующее, неотъемлемое явление объективной реальности, явление жизни, ведущее к изменению, которое способствует развитию и обогащению личности. Конфликт в этом смысле понимается как противоречие между взглядами, ценностями, потребностями, желаниями субъектов образовательного процесса.
Разрешение конфликтной ситуации - это возможность перехода на новую стадию развития личности. В зависимости от степени конструктивности, с которой будет разрешен конфликт, новый виток в развитии будет направлен либо вверх, либо вниз.
Важным моментом, характеризующим успешность профессионального общения и деятельности педагога, является его конфликтологическая куль-тура, как составляющая часть социально-психологической культуры.
В рамках исследования нами были выявлены конкретные проблемы и трудности, возникающие у педагогов МДОУ № 203 в процессе конфликтологического взаимодействия с коллегами и администрацией: отсутствие теоретических знаний в области конфликтологии, несформированность навыков управления своими эмоциями, неумение рационально выходить из конфликтной ситуации.
Результаты исследования на начальном этапе свидетельствует о недостаточной готовности педагогов к разрешению конфликтных ситуаций и доказывает необходимость целенаправленного формирования их конфликтологической культуры.
Исходя из этого, для педагогов МБДОУ № 203 был организован и проведен цикл занятий в виде обучающего комплекса мероприятий, направленного на овладение педагогами теоретических знаний о конфликте и совершенствование практических умений, необходимых для разрешения и предупреждения конфликта в профессиональной педагогической деятельности.
Данный комплекс состоит из 10 занятий разной формы: круглый стол, семинар-практикум, тренинг, ролевая игра, мастер-класс, деловая игра. На занятиях применяются такие методы обучения как мини-лекции, ролевые игры, моделирование конфликтных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссии, а также игры-упражнения на сплочение коллектива.
Таким образом, формирование конфликтологической культуры педагогов МБДОУ № 203 осуществлялось по трем компонентам: рациональный - через усвоение педагогами теоретического материала, эмоциональный - создание дружеской обстановки в коллективе и поведенческий - анализ конструктивных способов поведения личности в конфликте.
Проведенные нами исследования позволяют с уверенностью сказать, что разработанный комплекс по формированию конфликтологической культуры педагогов эффективен.
По результатам исходного этапа низким уровнем обладает 37% педагогов, средним - 45%, высоким 18% педагогов.
По результатам контрольного этапа низкий уровень сформированности конфликтологической культуры не был выявлен, средний уровень был обнаружен у 45% педагогов, высокий у 55%.
Сравнительный анализ результатов диагностики на исходном и контрольном этапах исследования подтверждает эффективность применения данного комплекса для формирования конфликтологической культуры педагогов дошкольного образования.
1. Алферов, Ю. С. Мониторинг развития российского образования [Текст] / Ю. С. Алферов. - М.: ИНФРА-М, 2010. -179 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - М. : НОРМА, 2011. - 344 с.
3. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность: Методические указания [Текст] / М. В. Башкин. - Ярославль. : Изд-во ЯрГУ, 2014. - 75 с.
4. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 210 с.
5. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст] / Г. С. Бережная. - М. : Академический проект, 2012. -195 с.
6. Бондаревская, Е. В. Образование в поисках человеческих смыслов [Текст] / Е. В. Бондаревская, - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 170с.
7. Браже, Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя [Текст] / Т. Г. Браже // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 24-29.
8. Витлин, Ж. М. Педагогическая работа с учащимися [Текст] / Ж. М. Витлин. - СПб. : Лань, 2009. - 144 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: проблема развития психики [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Высшая школа, 1996. - 345 с.
10. Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика [Текст] / Б. С. Гершунский. - М. : Педагогика, 2006. - 292 с.
11. Гришин, Д. М. В помощь классному руководителю и воспитателю [Текст] / Д. М. Гришин. - М. : Новая жизнь, 2010. -108 с.
12. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2010. - 464 с.
13. Грищенко, В. И. Построение типологии учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики для применения в профессиональной деятельности педагогов [Текст] / В. И. Грищенко. - М. : МГУ, 2015. - 216 с.
14. Гордеева, Н. Г. Формирование технологической компетентности будущих лингвистов-переводчиков [Текст] : автореф. канд. пед. наук : 09.00.01 / Н.Г. Гордеева; Магнитогор. гос. ун -т - Магнитогорск, 2012. - 24 с.
15. Горовая, В. И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования [Текст] / В. И. Горовая. - СПб. : Изд-во СПБГУ, 2005. - 197 с.
16. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации [Текст] / Т. Г. Грушевицкая. - М. : Юнити-Дана, 2002. - 167 с.
17. Деркач, А. А. Акмеология [Текст] / А. А. Деркач. - М. : НОРМА, 2008. - 233 с.
18. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - М. : Академия, 2010. - 211 с.
19. Ефимова, Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя [Текст] / Е.Е. Ефимова. - СПб. : Алитейя, 2009. - 190 с.
20. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса [Текст] / А. Г. Здравомыслов. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 194 с.
21. Зигерт, В. Руководить без конфликтов: сокр. пер. с нем. [Текст] / В. Зигерт, Л. Ланг / Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. - М. : Экономика, 2005. - 335 с.
22. Елисеев, В. К. Рефлексивная компетенция учителя и ее роль в раз-решении педагогических затруднений [Текст] / В. К. Елисеев, Е.Л. Ушакова // Психология и педагогика на современном этапе: материалы II Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. - С. 3-8.
23. Иванова, Е. Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации [Текст] / Е. Н. Иванова // Психологические проблемы само-реализации личности. - 2006. - № 10. - С. 3-9.
24. Игнатова, Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение преподавателей и студентов в конфликте [Текст] / Е. С. Игнатова. - СПб. : Лань, 2008. - 199 с.
25. Кармин, А. С. Культурология [Текст] / А.С. Кармин. - СПб. : Алетейя, 2003. - 182 с.
26. Карякин, К. И. Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе [Текст] / К. И. Карякин. - Ставрополь : Изд-во СтавГУ, 2007. - 245 с.
27. Кашапов, М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Текст] учеб. пособие для педвузов / М. М. Кашапов. - Ярославль. : Ремдер, 2003. - 166 с.
28. Киршбаум, Э. И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе [Текст] / Э. И. Киршбаум. - СПб. : Лань, 2006. - 224 с.
29. Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе [Текст] / М. В. Клименских. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2015. - 154 с.
30. Козер, Л. Функции социального конфликта [Текст] / Л. Козер. - М. : Идея-пресс, 2000. -192 с.
31. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
32. Конаржевский, Ю. А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя школы и учителя [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - Челябинск : Изд -во ЧелГУ, 2009. - 128 с.
33. Корниенко, С. М. Педагогическое проектирование [Текст] / С. М. Корниенко. - М. : Академия, 2010. - 189 с.
34. Кочнева, Е. Н. Модульно-компетентностный подход к созданию профессиональных образовательных программ [Текст] / Е. Н. Кочнева // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №10. - С. 38-43.
35. Кузьмина, Н. В. Введение в профессионально -педагогическую специальность [Текст] / Н. В. Кузьмина. - СПб. : Питер, 2012. - 201 с.
36. Куклева, Н. В. Формирование конфликтологической компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель» [Текст] / Н. В. Куклева. - Ставрополь: Изд -во СтаГУ, 2006. - 190 с.
37. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. / Гл. ред. С. Левит [Текст] / С. Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. -304 с.
38. Курочкина, И. А. Конфликты в школьном возрасте [Текст] / И. А. Курочкина. - М. : Остров, 2010. - 190 с.
39. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2007. - 177 с.
40. Манько, Н. Н. Технологическая компетентность педагога [Текст] / Н. Н. Манько // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 34-41.
41. Майорова, Т. Е. Формирование конфликтной компетентности педагогов, имеющих профессиональную деформацию [Текст] / Т. Е. Майорова. - СПб. : Лань, 2009. - 192 с.
42. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 1993. - 192 с.
43. Мезинов, В. Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учеб. пособие для педвузов / В. Н. Мезинов. - М. : Высш. шк., 2005. - 140 с.
44. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М. : Флинта, 1998. - 200 с.
45. Митяева, А. М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов [Текст] / А. М. Митяева // Известия ИГУ. Серия «Психология». - 2012. - Т.1. - № 2. - С. 63-79.
46. Моисеев, Д. Л. Особенности межличностных конфликтов педагогов и пути их разрешения [Текст] / Д. Л. Моисеев. - М. : Академия, 2007 - 179 с.
47. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение - детский сад комбинированного вида № 203 г. Екатеринбурга [Электронный ресурс] // URL: http: www.203.tvoysadik.ru(дата обращения: 12.07.2017).
48. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр -271 [Электронный ресурс] // URL: http: www. consultant. ru (дата обращения: 12.07.2017).
49. Науменко, Л. С. Формирование профессионально -технологической готовности педагога к работе с персональным блогом [Текст] / Л. С. Науменко. - Челябинск : Изд-во ЧПГУ, 2015. - 188 с.
50. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс] // URL: http: www. consultant. ru (дата обращения: 12.07.2017).
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, 2013. - 1246 с.
52. Парсонс, Т. Концепция социетального общества [Текст] / Т. Парсонс. - М. : Прогресс, 1998. - 194 с.
53. Петров, В.П. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы [Текст] / В. П. Петров. - М. : Гардарики, 2009. - 170 с.
54. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Высшая школа, 2008. - 307 с.
55. Петровская, Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности. [Текст] / Л. А. Петровская // Вестник МГУ. - 1997. - № 4. - С. 41-45.
56. Писаренко, В. И. Педагогическая этика [Текст] / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. - М. : Высшая школа, 2005. - 177 с.
57. Платон, Государство. Книга первая [Текст] / Платон. - М. : Гардарики, 2002. - 390 с.
58. Платонов, К. К. Психология личности [Текст] / К.К. Платонов. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 177 с.
59. Поваренков, Ю.П. Психологический анализ профессионализации [Текст] / Ю. П. Поваренков // Психологические закономерности профессионализации: сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Коробов. - Ярославль, 1991. - Ч. 1. - С. 95-109.
60. Полякова, Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова // Педагогика. - 2003. - 127 с.
61. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: от 22 декабря 2011 г. // Российская газета. - 2011. - 23 декабря. - С. 1-4.
62. Положение о правилах внутреннего трудового распорядка дня муниципального бюджетного дошкольного учреждения - детский сад комбинированного вида № 203 г. Екатеринбурга от 2 ноября 2016 г. [Электронный ре-сурс] // URL: http: www.203.tvoysadik.ru(дата обращения: 12.07.2017).
63. Положение о профессиональном кодексе педагога муниципального бюджетного дошкольного учреждения - детский сад комбинированного вида № 203 г. Екатеринбурга от 14 января 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http: www.203.tvoysadik.ru(дата обращения: 12.07.2017).
64. Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников [Текст] : автореф. дис. канд. пед наук : 13.00.01 / И. С. Почекаева ; Удмурт. гос. ун -т. - Пермь, 2010. - 215 с.
65. Рожков, Н.Т. Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы [Текст] / Н. Т. Рожков. - М. : Изд-во МПГУ, 2013. - 197 с.
66. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст] / Дж. Рубин, Д. Пруйт. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 243 с.
67. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] / М. М. Рыбакова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
68. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст] : монография д-ра пед. наук : 09.00.01 / Н. В. Самсонова ; Калининград. гос. ун -т.-Калининград, 2002. - 202 с.
69. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста [Текст] / Н. В. Самсонова // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - С. 124-128.
70. Семенова, Е. М. Напряженные ситуации педагогической деятельности [Текст] / Е.М. Семенова // Педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 29¬32.
71. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 192 с.
72. Сергейко, С. А. Общие основы педагогической профессии [Текст] / С. А. Сергейко. - М. : Педагогика, 2011. - 102 с.
73. Серебровская, Н. Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период [Текст] / Н. Е. Серебровская. - Н. Новгород : НИИМБ, 2011. - 195 с.
74. Сидоров, С. В. Введение в педагогическую профессию [Текст] / С. В. Сидоров // Педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 55-58.
75. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев.
- М. : Издательский центр ''Академия'', 2013. - 576 с.
76. Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием [Текст] / Е. Э. Смирнова // Народное образование. - 2003. - № 4. - С. 27-30.
77. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
78. Тагирова, З.А. К вопросу о становлении конфликтологической компетентности личности в период ранней юности [Текст] / З. А. Тагирова // Символ науки. - 2015. - № 7. - С. 157-166.
79. Тонконогая, Е. П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе [Текст] / Е. П. Тонконогая // Педагогика. -2009.- № 4. - С. 30-32.
80. Фомина С. Н. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста социальной сферы [Текст] / С.Н. Фомина, А.М. Митяева // Ученые записки РГСУ. - 2009. - № 11. - С. 57-63.
81. Хасан, Б. И. Ситуация обучения как продуктивный конфликт [Текст] / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов // Вопросы психологии. -2000. - № 2. - С.79-84.
82. Хасан, Б. И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М. : МИРОС, 2001. - 211 с.
83. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 58-60.
84. Шакуров, Р. Х. Опыт управления средним специальным учебным заведением: методические рекомендации [Текст] / Р.Х. Шакуров. - Казань : Изд-во Каз. ун-та, 2012. - 136 с.
85. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М. : Владос, 2002. - 320 с.
86. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликта [Текст] / Г. Шварц. - М. : «Издательство Вернера Регена», 2013. - 230 с.
87. Шиян, О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя [Текст] / О. М. Шиян // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 20-24.
88. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст] / Е. Н. Шиянов. - М. : Изд-во МГПУ, 2011. - 125 с.
89. Шурыгина, О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект [Текст] / О. В. Шурыгина // Актуальные вопросы современной психо-логии : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. К. В. Кольцов. - Челябинск, 2011. - Ч. 1. - С. 136-139.
90. Щербакова, О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии [Текст] / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. -2010.- № 2. - С. 34-37.
91. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 177 с.
92. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин. - М. : Академия, 2007. - 244 с.
93. Ярычев Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации [Текст] : автореф. дис. д-ра пед. наук : 44.03.01 / Н. У. Ярычев ; Челябинск. гос. ун-т. - 2011. - 24 с.