ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 7
1.1. Понятие мышления и особенности его развития в дошкольном
возрасте 7
1.2. Арифметическая задача как средство развития мышления
дошкольников 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития мышления
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 25
2.1. Диагностическое исследование развития мышления
дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 25
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 45
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию
мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс методов и приёмов по обучению детей 66
решению задач с использованием логических операций
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План консультации для родителей 97
Как известно, огромную роль в подготовке детей к началу обучения в дошкольном возрасте играет развитие психических процессов, необходимо учитывать закономерность их развития в том или ином возрасте. Для этого всем участникам образовательного процесса не стоить забывать о том, чтобы ребёнок развивался полноценно не только физически, но и психически, то есть был всесторонне развит, должны быть созданы специальные с педагогической и психологической точки зрения условия. Дошкольники легко поддаются обучению, этому способствует то, что их организм и нервная система находятся в стадии становления, формирования, поэтому можно не ломая природу ребёнка формировать его личность. Чтобы это произошло, необходим настрой ребёнка, создание для этого соответствующих условий.
Доказано, что если правильно построить процесс, то в дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление, появляются и закрепляются зачатки логического мышления, ребёнок овладевает такими мыслительными операциями, как умение анализировать, обобщать, классифицировать, что пригодится ему в школе. У дошкольника формируется речь, развивается творческое мышление.
Все вышеназванные качества имеют огромное значение не только в дошкольном возрасте, но и когда ребёнок станет взрослым. Доказано, что то, что упущено в детстве, не сформировано должным образом, будет очень трудно, а подчас и невозможно восполнить в старшем возрасте.
В период дошкольного возраста мышление ребёнка основывается на представлении, на использовании его личного опыта. Способность оперировать представлениями и образами значительно расширяет границы познания ребёнка, даёт ему возможность выходить за пределы воспринимаемой ситуации.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется умение рассуждать, появляется потребность задавать вопросы. В этих вопросах можно проследить: как ребёнок видит мир, что его интересует в данный момент, чем он озабочен. Если у ребёнка развиты мыслительные операции, есть тяга к познанию, он задаёт вопросы. Чаще всего они возникают у ребёнка при встрече с неизвестным, новым объектом, по которому у ребёнка нет опыта прошлых знаний. Ребёнок задаёт вопросы, чтобы найти место этому объекту в прошлом опыте усвоенных знаний.
С введением ФГОС дошкольного образования [51], изменились требования к периоду дошкольного детства. Теперь дошкольное образование является начальной ступенью образования. В документе перечислены целевые ориентиры, которыми должен обладать дошкольник. В тексте ФГОС ДО [51] прописано «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области ... математики ...; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Одним из условий для развития целевого ориентира любознательность являются арифметические задачи, так как они направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы доказать эффективность подобранных условий для развития мышления детей при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП с целью формирования у них целевого ориентира любознательность, что требует от нас сегодня принятие ФГОС дошкольного образования.
Актуальность нашего исследования является основанием выбора объекта, предмета и цели исследования.
Объект исследования: педагогический процесс развития мышления дошкольников.
Предмет исследования - условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Цель исследования: выявить условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Исходя из проблемы, цели и предмета исследования поставлены задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить условия развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП;
3) проверить эффективность выявленных условий развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
—педагогический эксперимент, предусматривающий констатирующий, формирующий и итоговый этапы.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых - психологов, педагогов, методистов. Использовались труды Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [13], Г.А. Урунтаевой [48], М. Н. Перова [38] и др.
Исследователями мотивационной сферы детей П.Я. Гальперин [14], Л.С. Выготским [13] и др. доказано, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами условия по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОО, методистов.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 65, г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6-6,5 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам познакомиться с особенностями проявления и развития мышления старших дошкольников:
— с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появления произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника находится на достаточно высоком уровне;
— мыслительная деятельность ребёнка непосредственно связана с его знаниями;
— старший дошкольный возраст является сензитивным к таких показателей мышления как анализ, обобщение, классификация, синтез;
— систематическое включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выработаны условия для развития мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей на занятиях по ФЭМП:
1) вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
2) создание ситуации успеха;
3) комплекс методов и приёмов по обучению детей решению задач с использованием логических операций.
Для проверки эффективности выбранных нами условий были определены критерии для определения уровня развития мыслительных операций и уровня сформированности умения решать арифметические задачи, подобран необходимый игровой и демонстрационный материал, комплекс методов и приёмов по обучению детей арифметическим задачам.
В данной исследовательской работе была выявлена эффективность выбранных условий развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
В процессе проведенного эксперимента были разработаны условия использования задач в развитии мыслительных операций старших дошкольников.
Исследование позволило установить позитивную динамику в развитии мыслительных операций у старших дошкольников. У дошкольников, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены более высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей экспериментальной группы стали более целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились анализировать, обобщать и классифицировать, использовать полученные знания при решении арифметических задач. У детей были сформированы показатели умения решать арифметические задачи. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа, классификации, обобщения). Об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования свидетельствует то, что у детей повысился уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
В результате проведённой работы было выявлено, что выбранные нами условия формирования мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей будут эффективными при систематической реализации, о чём свидетельствует повышение уровня мышления у детей экспериментальной группы.
Выполненное нами исследование эффективности использования подобранных условий для формирования мыслительных операций старших дошкольников в процессе знакомства детей с понятием «задача» вносит определенный вклад в решение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Но подобранные нами условия позволят повысить уровень мыслительных операций и уровень навыков решения арифметических задач.
Таким образом, мы считаем, что использование данных условий с правильно подобранным комплексом методов и приёмов по обучению решению арифметических задач, можно порекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений.
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 030300 / К. А. Абульханова-Славская; М. Наука, 2016.— 178с.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. Училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков. — 3-е изд. — М.: Просвещение; 1984.— 335с.
3. Безруких, М. М. Чему и как учить до школы [Текст] / М. М.
Безруких // Дошкольное воспитание. — 2015. — №3. - С.62-65.
4. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2015. — №8.— С. 30-39.
5. Белошистая, А. В. Как обучить дошкольников решению задач [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2005. — №8. — С. 101-106.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2015. -400 с.
7. Бильчугов, Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет [Текст]: дис. ... канд. псих. наук: 000300. / Л. Ф. Бильчугов; МГУ. — М., 2014. — 56 с.
8. Бодалев, А. А. Популярная психология для родителей [Текст] / А.
А. Бодалев. — М.: Просвещение, 2015. — 256с.
9. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. —191с.
10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском
саду. — 6-е изд. [Текст]: / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С.
Комарова.— М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 208с.
11. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 2015. — 250 с.
12. Воробьёв, Д. П. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. [Текст] / Д. П. Воробьёв. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016.— 144с.
13. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский; Собр. соч. Т.3. - М.: Педагогика, 2014. — 423с.
14. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин.— М.: Институт практической психологии, 2016. — 277с.
15. Доронова, Т. Н. Из детства — в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова и др. - М: Просвещение, 2017. — 260с.
16. Дуткевич, Т. В. Детская психология — [электронный ресурс] //
Библиотека русских учебников. URL: https://uchebnikionline.com/
psihologia/dityacha_psihologiya_—_dutkevich_tv/dityacha_psihologiya_— _dutkevich_tv.htm (дата обращения: 19.10.2017).
17. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
18.Зак, А. С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. С. Зак — М.: Аркти, 2015. — 144с.
19.Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.
В. Запорожец, М. И. Лисина — М.: Академия, 2015. — 283с.
20. Иванова, А. И. Методика исследования способности к обучению [Текст] / А. И. Иванова — М.: ИМАТОН, 2015. — 256с.
21. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Иванов — М.: Наука, 1984. — 176с.
22. Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / Е. В. Колесникова — М.: Сфера, 2016. — 112с.
23 .Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» (старшая и подготовительная к школе группы). Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова — М.: Творческий центр Сфера, 2014. —32с.
24. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] / В. К. Котырло — Киев: Радянська школа, 1971. — 128с.
25. Леонтьев, А. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) [Текст] / А. А. Леонтьев, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и другие. — М.: Баласс, 2015.— 240 с .
26. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.— 368с.
27. Люблинская, А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — 415с.
28. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.
С. Метлина. — М.: Просвещение, 2014.— 255с.
29. Методика "последовательность событий" [Электронный ресурс] Методика предложена А.Н. Бернштейном , но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. // studfiles.net6. Методика "последовательность событий" Методика предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. URL: https://studfiles.net/preview/1809983/page:6/(дата обращения: 02.10.2017).
30. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой.— Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. — 18с.
31. Михайлова, З. А Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. — 144с.
32. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Центр Владос, 2002. — 688с.
33. Немов, Р. С. Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Центр ВЛАДОС, 2015. —688с.
34.Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений [Текст] / Е. Овчинникова // Дошкольное воспитание. — 2005. - №8.— С.42.
35.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2014. — 188с.
36. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Павлов - Магнитогорск, 1999. — 179с.
37. Панова, Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Панова // Начальная школа. — 2014. — №6. — С.56-59.
38. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: пособие для учителя / М. Н. Перова — М.: Просвещение, 2015. — 144с.
39. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [Текст] / Г. Г. Петроченко. — Минск: 2017. — 145с.
40. Психология. Словарь [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.; под ред. Под общ. ред. А. В.Петровского — 2 изд. — М.: 1990. — 494 с.
41. Российская педагогическая энциклопедия [ текст] в 2 т / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.— 1160с.
42. Савенков, А. И. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников [Текст] / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. — 2015.
— №10. —С.25-28.
43. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебник для
педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова — М.: Школа-Пресс, 1997.
— 287с.
44. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батишева, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, Э. С. Комарова, Т. Г. Максимова, В. А. Недоспасова, Кимарова ; под ред. Н. Н. Поддьяковой, А. Ф. Говорковой. — М.: Педагогика, 1985. — 200с.
45. Рубинштейн С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн.— СПб: Питер, 2000.— 712с.
46. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. — М.: Аркти, 2016. — 72 с.
47. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст]: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стреблева. — М.: Центр ВЛАДОС, 2001. — 184с.
48. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А. А. Столяра.- М.: Просвещение,1988. — 303с.
49. Столяренко, Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах [Текст] / Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.— 301с.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2016. — 336с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]: // ptaobraz.ruФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения: 02.10.2017).
52. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. — М.: Просвещение, 2015. — 160с.
53. Филатов, Ф. Р. Психология: для студентов [Текст] / Ф. Р. Филатов.— Ростов н/Д: Феникс, 2004.— 248 с.
54. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. А. А.Столяра. — М.: Просвещение, 1988. — 303с.
55. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст]: Учителю математике о пед. Психологии / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1983. — 160с.
56. Шагреева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова. — М.: Академия, 2016. — 208с.
57. Шеляховская, Н. К. О проявлении и развитии математического мышления дошкольников. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение [Текст] / Н. К. Шеляховская, Т. Н. Дацюк: Сб. науч. Тр. - М.: Академия, 2002. —С.76-86.
58. Щербакова, Е. И. Методика обучения в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. — М.: Асайегша, 2015. — 272с.
59. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: уч. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2015. — 392с.