Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА»

Работа №99020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 7
1.1. Понятие мышления и особенности его развития в дошкольном
возрасте 7
1.2. Арифметическая задача как средство развития мышления
дошкольников 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития мышления
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 25
2.1. Диагностическое исследование развития мышления
дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 25
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 45
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию
мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс методов и приёмов по обучению детей 66
решению задач с использованием логических операций
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План консультации для родителей 97


Как известно, огромную роль в подготовке детей к началу обучения в дошкольном возрасте играет развитие психических процессов, необходимо учитывать закономерность их развития в том или ином возрасте. Для этого всем участникам образовательного процесса не стоить забывать о том, чтобы ребёнок развивался полноценно не только физически, но и психически, то есть был всесторонне развит, должны быть созданы специальные с педагогической и психологической точки зрения условия. Дошкольники легко поддаются обучению, этому способствует то, что их организм и нервная система находятся в стадии становления, формирования, поэтому можно не ломая природу ребёнка формировать его личность. Чтобы это произошло, необходим настрой ребёнка, создание для этого соответствующих условий.
Доказано, что если правильно построить процесс, то в дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление, появляются и закрепляются зачатки логического мышления, ребёнок овладевает такими мыслительными операциями, как умение анализировать, обобщать, классифицировать, что пригодится ему в школе. У дошкольника формируется речь, развивается творческое мышление.
Все вышеназванные качества имеют огромное значение не только в дошкольном возрасте, но и когда ребёнок станет взрослым. Доказано, что то, что упущено в детстве, не сформировано должным образом, будет очень трудно, а подчас и невозможно восполнить в старшем возрасте.
В период дошкольного возраста мышление ребёнка основывается на представлении, на использовании его личного опыта. Способность оперировать представлениями и образами значительно расширяет границы познания ребёнка, даёт ему возможность выходить за пределы воспринимаемой ситуации.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется умение рассуждать, появляется потребность задавать вопросы. В этих вопросах можно проследить: как ребёнок видит мир, что его интересует в данный момент, чем он озабочен. Если у ребёнка развиты мыслительные операции, есть тяга к познанию, он задаёт вопросы. Чаще всего они возникают у ребёнка при встрече с неизвестным, новым объектом, по которому у ребёнка нет опыта прошлых знаний. Ребёнок задаёт вопросы, чтобы найти место этому объекту в прошлом опыте усвоенных знаний.
С введением ФГОС дошкольного образования [51], изменились требования к периоду дошкольного детства. Теперь дошкольное образование является начальной ступенью образования. В документе перечислены целевые ориентиры, которыми должен обладать дошкольник. В тексте ФГОС ДО [51] прописано «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области ... математики ...; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Одним из условий для развития целевого ориентира любознательность являются арифметические задачи, так как они направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы доказать эффективность подобранных условий для развития мышления детей при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП с целью формирования у них целевого ориентира любознательность, что требует от нас сегодня принятие ФГОС дошкольного образования.
Актуальность нашего исследования является основанием выбора объекта, предмета и цели исследования.
Объект исследования: педагогический процесс развития мышления дошкольников.
Предмет исследования - условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Цель исследования: выявить условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Исходя из проблемы, цели и предмета исследования поставлены задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить условия развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП;
3) проверить эффективность выявленных условий развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
—педагогический эксперимент, предусматривающий констатирующий, формирующий и итоговый этапы.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых - психологов, педагогов, методистов. Использовались труды Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [13], Г.А. Урунтаевой [48], М. Н. Перова [38] и др.
Исследователями мотивационной сферы детей П.Я. Гальперин [14], Л.С. Выготским [13] и др. доказано, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами условия по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОО, методистов.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 65, г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6-6,5 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам познакомиться с особенностями проявления и развития мышления старших дошкольников:
— с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появления произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника находится на достаточно высоком уровне;
— мыслительная деятельность ребёнка непосредственно связана с его знаниями;
— старший дошкольный возраст является сензитивным к таких показателей мышления как анализ, обобщение, классификация, синтез;
— систематическое включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выработаны условия для развития мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей на занятиях по ФЭМП:
1) вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
2) создание ситуации успеха;
3) комплекс методов и приёмов по обучению детей решению задач с использованием логических операций.
Для проверки эффективности выбранных нами условий были определены критерии для определения уровня развития мыслительных операций и уровня сформированности умения решать арифметические задачи, подобран необходимый игровой и демонстрационный материал, комплекс методов и приёмов по обучению детей арифметическим задачам.
В данной исследовательской работе была выявлена эффективность выбранных условий развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
В процессе проведенного эксперимента были разработаны условия использования задач в развитии мыслительных операций старших дошкольников.
Исследование позволило установить позитивную динамику в развитии мыслительных операций у старших дошкольников. У дошкольников, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены более высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей экспериментальной группы стали более целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились анализировать, обобщать и классифицировать, использовать полученные знания при решении арифметических задач. У детей были сформированы показатели умения решать арифметические задачи. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа, классификации, обобщения). Об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования свидетельствует то, что у детей повысился уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
В результате проведённой работы было выявлено, что выбранные нами условия формирования мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей будут эффективными при систематической реализации, о чём свидетельствует повышение уровня мышления у детей экспериментальной группы.
Выполненное нами исследование эффективности использования подобранных условий для формирования мыслительных операций старших дошкольников в процессе знакомства детей с понятием «задача» вносит определенный вклад в решение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Но подобранные нами условия позволят повысить уровень мыслительных операций и уровень навыков решения арифметических задач.
Таким образом, мы считаем, что использование данных условий с правильно подобранным комплексом методов и приёмов по обучению решению арифметических задач, можно порекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений.



1. Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 030300 / К. А. Абульханова-Славская; М. Наука, 2016.— 178с.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. Училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюков. — 3-е изд. — М.: Просвещение; 1984.— 335с.
3. Безруких, М. М. Чему и как учить до школы [Текст] / М. М.
Безруких // Дошкольное воспитание. — 2015. — №3. - С.62-65.
4. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2015. — №8.— С. 30-39.
5. Белошистая, А. В. Как обучить дошкольников решению задач [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. — 2005. — №8. — С. 101-106.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2015. -400 с.
7. Бильчугов, Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет [Текст]: дис. ... канд. псих. наук: 000300. / Л. Ф. Бильчугов; МГУ. — М., 2014. — 56 с.
8. Бодалев, А. А. Популярная психология для родителей [Текст] / А.
А. Бодалев. — М.: Просвещение, 2015. — 256с.
9. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. —191с.
10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском
саду. — 6-е изд. [Текст]: / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С.
Комарова.— М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 208с.
11. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 2015. — 250 с.
12. Воробьёв, Д. П. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. [Текст] / Д. П. Воробьёв. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016.— 144с.
13. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский; Собр. соч. Т.3. - М.: Педагогика, 2014. — 423с.
14. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин.— М.: Институт практической психологии, 2016. — 277с.
15. Доронова, Т. Н. Из детства — в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова и др. - М: Просвещение, 2017. — 260с.
16. Дуткевич, Т. В. Детская психология — [электронный ресурс] //
Библиотека русских учебников. URL: https://uchebnikionline.com/
psihologia/dityacha_psihologiya_—_dutkevich_tv/dityacha_psihologiya_— _dutkevich_tv.htm (дата обращения: 19.10.2017).
17. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
18.Зак, А. С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. С. Зак — М.: Аркти, 2015. — 144с.
19.Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.
В. Запорожец, М. И. Лисина — М.: Академия, 2015. — 283с.
20. Иванова, А. И. Методика исследования способности к обучению [Текст] / А. И. Иванова — М.: ИМАТОН, 2015. — 256с.
21. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки [Текст] / Е. И. Иванов — М.: Наука, 1984. — 176с.
22. Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] / Е. В. Колесникова — М.: Сфера, 2016. — 112с.
23 .Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» (старшая и подготовительная к школе группы). Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова — М.: Творческий центр Сфера, 2014. —32с.
24. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников [Текст] / В. К. Котырло — Киев: Радянська школа, 1971. — 128с.
25. Леонтьев, А. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) [Текст] / А. А. Леонтьев, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и другие. — М.: Баласс, 2015.— 240 с .
26. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.— 368с.
27. Люблинская, А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — 415с.
28. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.
С. Метлина. — М.: Просвещение, 2014.— 255с.
29. Методика "последовательность событий" [Электронный ресурс] Методика предложена А.Н. Бернштейном , но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. // studfiles.net6. Методика "последовательность событий" Методика предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены. URL: https://studfiles.net/preview/1809983/page:6/(дата обращения: 02.10.2017).
30. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой.— Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. — 18с.
31. Михайлова, З. А Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. — 144с.
32. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Центр Владос, 2002. — 688с.
33. Немов, Р. С. Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Центр ВЛАДОС, 2015. —688с.
34.Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений [Текст] / Е. Овчинникова // Дошкольное воспитание. — 2005. - №8.— С.42.
35.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2014. — 188с.
36. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Павлов - Магнитогорск, 1999. — 179с.
37. Панова, Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Панова // Начальная школа. — 2014. — №6. — С.56-59.
38. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: пособие для учителя / М. Н. Перова — М.: Просвещение, 2015. — 144с.
39. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе [Текст] / Г. Г. Петроченко. — Минск: 2017. — 145с.
40. Психология. Словарь [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.; под ред. Под общ. ред. А. В.Петровского — 2 изд. — М.: 1990. — 494 с.
41. Российская педагогическая энциклопедия [ текст] в 2 т / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.— 1160с.
42. Савенков, А. И. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников [Текст] / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. — 2015.
— №10. —С.25-28.
43. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст]: учебник для
педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова — М.: Школа-Пресс, 1997.
— 287с.
44. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батишева, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, Э. С. Комарова, Т. Г. Максимова, В. А. Недоспасова, Кимарова ; под ред. Н. Н. Поддьяковой, А. Ф. Говорковой. — М.: Педагогика, 1985. — 200с.
45. Рубинштейн С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн.— СПб: Питер, 2000.— 712с.
46. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. — М.: Аркти, 2016. — 72 с.
47. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст]: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стреблева. — М.: Центр ВЛАДОС, 2001. — 184с.
48. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А. А. Столяра.- М.: Просвещение,1988. — 303с.
49. Столяренко, Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах [Текст] / Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.— 301с.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. [Текст] / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2016. — 336с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]: // ptaobraz.ruФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения: 02.10.2017).
52. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. — М.: Просвещение, 2015. — 160с.
53. Филатов, Ф. Р. Психология: для студентов [Текст] / Ф. Р. Филатов.— Ростов н/Д: Феникс, 2004.— 248 с.
54. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. А. А.Столяра. — М.: Просвещение, 1988. — 303с.
55. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст]: Учителю математике о пед. Психологии / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1983. — 160с.
56. Шагреева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова. — М.: Академия, 2016. — 208с.
57. Шеляховская, Н. К. О проявлении и развитии математического мышления дошкольников. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение [Текст] / Н. К. Шеляховская, Т. Н. Дацюк: Сб. науч. Тр. - М.: Академия, 2002. —С.76-86.
58. Щербакова, Е. И. Методика обучения в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. — М.: Асайегша, 2015. — 272с.
59. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: уч. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2015. — 392с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ