РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 7
1.1. Понятие мышления и особенности его развития в дошкольном
возрасте 7
1.2. Арифметическая задача как средство развития мышления
дошкольников 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития мышления
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 25
2.1. Диагностическое исследование развития мышления
дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 25
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 45
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию
мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс методов и приёмов по обучению детей 66
решению задач с использованием логических операций
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План консультации для родителей 97
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 7
1.1. Понятие мышления и особенности его развития в дошкольном
возрасте 7
1.2. Арифметическая задача как средство развития мышления
дошкольников 11
1.3. Психолого-педагогические условия развития мышления
дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА» 25
2.1. Диагностическое исследование развития мышления
дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 25
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 45
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию
мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Комплекс методов и приёмов по обучению детей 66
решению задач с использованием логических операций
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План консультации для родителей 97
Как известно, огромную роль в подготовке детей к началу обучения в дошкольном возрасте играет развитие психических процессов, необходимо учитывать закономерность их развития в том или ином возрасте. Для этого всем участникам образовательного процесса не стоить забывать о том, чтобы ребёнок развивался полноценно не только физически, но и психически, то есть был всесторонне развит, должны быть созданы специальные с педагогической и психологической точки зрения условия. Дошкольники легко поддаются обучению, этому способствует то, что их организм и нервная система находятся в стадии становления, формирования, поэтому можно не ломая природу ребёнка формировать его личность. Чтобы это произошло, необходим настрой ребёнка, создание для этого соответствующих условий.
Доказано, что если правильно построить процесс, то в дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление, появляются и закрепляются зачатки логического мышления, ребёнок овладевает такими мыслительными операциями, как умение анализировать, обобщать, классифицировать, что пригодится ему в школе. У дошкольника формируется речь, развивается творческое мышление.
Все вышеназванные качества имеют огромное значение не только в дошкольном возрасте, но и когда ребёнок станет взрослым. Доказано, что то, что упущено в детстве, не сформировано должным образом, будет очень трудно, а подчас и невозможно восполнить в старшем возрасте.
В период дошкольного возраста мышление ребёнка основывается на представлении, на использовании его личного опыта. Способность оперировать представлениями и образами значительно расширяет границы познания ребёнка, даёт ему возможность выходить за пределы воспринимаемой ситуации.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется умение рассуждать, появляется потребность задавать вопросы. В этих вопросах можно проследить: как ребёнок видит мир, что его интересует в данный момент, чем он озабочен. Если у ребёнка развиты мыслительные операции, есть тяга к познанию, он задаёт вопросы. Чаще всего они возникают у ребёнка при встрече с неизвестным, новым объектом, по которому у ребёнка нет опыта прошлых знаний. Ребёнок задаёт вопросы, чтобы найти место этому объекту в прошлом опыте усвоенных знаний.
С введением ФГОС дошкольного образования [51], изменились требования к периоду дошкольного детства. Теперь дошкольное образование является начальной ступенью образования. В документе перечислены целевые ориентиры, которыми должен обладать дошкольник. В тексте ФГОС ДО [51] прописано «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области ... математики ...; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Одним из условий для развития целевого ориентира любознательность являются арифметические задачи, так как они направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы доказать эффективность подобранных условий для развития мышления детей при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП с целью формирования у них целевого ориентира любознательность, что требует от нас сегодня принятие ФГОС дошкольного образования.
Актуальность нашего исследования является основанием выбора объекта, предмета и цели исследования.
Объект исследования: педагогический процесс развития мышления дошкольников.
Предмет исследования - условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Цель исследования: выявить условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Исходя из проблемы, цели и предмета исследования поставлены задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить условия развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП;
3) проверить эффективность выявленных условий развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
—педагогический эксперимент, предусматривающий констатирующий, формирующий и итоговый этапы.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых - психологов, педагогов, методистов. Использовались труды Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [13], Г.А. Урунтаевой [48], М. Н. Перова [38] и др.
Исследователями мотивационной сферы детей П.Я. Гальперин [14], Л.С. Выготским [13] и др. доказано, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами условия по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОО, методистов.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 65, г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6-6,5 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.
Доказано, что если правильно построить процесс, то в дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться наглядно-образное мышление, появляются и закрепляются зачатки логического мышления, ребёнок овладевает такими мыслительными операциями, как умение анализировать, обобщать, классифицировать, что пригодится ему в школе. У дошкольника формируется речь, развивается творческое мышление.
Все вышеназванные качества имеют огромное значение не только в дошкольном возрасте, но и когда ребёнок станет взрослым. Доказано, что то, что упущено в детстве, не сформировано должным образом, будет очень трудно, а подчас и невозможно восполнить в старшем возрасте.
В период дошкольного возраста мышление ребёнка основывается на представлении, на использовании его личного опыта. Способность оперировать представлениями и образами значительно расширяет границы познания ребёнка, даёт ему возможность выходить за пределы воспринимаемой ситуации.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется умение рассуждать, появляется потребность задавать вопросы. В этих вопросах можно проследить: как ребёнок видит мир, что его интересует в данный момент, чем он озабочен. Если у ребёнка развиты мыслительные операции, есть тяга к познанию, он задаёт вопросы. Чаще всего они возникают у ребёнка при встрече с неизвестным, новым объектом, по которому у ребёнка нет опыта прошлых знаний. Ребёнок задаёт вопросы, чтобы найти место этому объекту в прошлом опыте усвоенных знаний.
С введением ФГОС дошкольного образования [51], изменились требования к периоду дошкольного детства. Теперь дошкольное образование является начальной ступенью образования. В документе перечислены целевые ориентиры, которыми должен обладать дошкольник. В тексте ФГОС ДО [51] прописано «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области ... математики ...; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Одним из условий для развития целевого ориентира любознательность являются арифметические задачи, так как они направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы доказать эффективность подобранных условий для развития мышления детей при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП с целью формирования у них целевого ориентира любознательность, что требует от нас сегодня принятие ФГОС дошкольного образования.
Актуальность нашего исследования является основанием выбора объекта, предмета и цели исследования.
Объект исследования: педагогический процесс развития мышления дошкольников.
Предмет исследования - условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Цель исследования: выявить условия развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
Исходя из проблемы, цели и предмета исследования поставлены задачи:
1) изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2) выявить условия развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП;
3) проверить эффективность выявленных условий развития мышления дошкольников в процессе знакомства с понятием «задача» на занятиях по ФЭМП.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
—педагогический эксперимент, предусматривающий констатирующий, формирующий и итоговый этапы.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых - психологов, педагогов, методистов. Использовались труды Л.А. Венгера [11], Л.С. Выготского [13], Г.А. Урунтаевой [48], М. Н. Перова [38] и др.
Исследователями мотивационной сферы детей П.Я. Гальперин [14], Л.С. Выготским [13] и др. доказано, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами условия по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОО, методистов.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 65, г. Алапаевск. В исследовании принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы. Возраст детей от 6-6,5 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.
Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам познакомиться с особенностями проявления и развития мышления старших дошкольников:
— с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появления произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника находится на достаточно высоком уровне;
— мыслительная деятельность ребёнка непосредственно связана с его знаниями;
— старший дошкольный возраст является сензитивным к таких показателей мышления как анализ, обобщение, классификация, синтез;
— систематическое включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выработаны условия для развития мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей на занятиях по ФЭМП:
1) вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
2) создание ситуации успеха;
3) комплекс методов и приёмов по обучению детей решению задач с использованием логических операций.
Для проверки эффективности выбранных нами условий были определены критерии для определения уровня развития мыслительных операций и уровня сформированности умения решать арифметические задачи, подобран необходимый игровой и демонстрационный материал, комплекс методов и приёмов по обучению детей арифметическим задачам.
В данной исследовательской работе была выявлена эффективность выбранных условий развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
В процессе проведенного эксперимента были разработаны условия использования задач в развитии мыслительных операций старших дошкольников.
Исследование позволило установить позитивную динамику в развитии мыслительных операций у старших дошкольников. У дошкольников, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены более высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей экспериментальной группы стали более целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились анализировать, обобщать и классифицировать, использовать полученные знания при решении арифметических задач. У детей были сформированы показатели умения решать арифметические задачи. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа, классификации, обобщения). Об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования свидетельствует то, что у детей повысился уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
В результате проведённой работы было выявлено, что выбранные нами условия формирования мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей будут эффективными при систематической реализации, о чём свидетельствует повышение уровня мышления у детей экспериментальной группы.
Выполненное нами исследование эффективности использования подобранных условий для формирования мыслительных операций старших дошкольников в процессе знакомства детей с понятием «задача» вносит определенный вклад в решение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Но подобранные нами условия позволят повысить уровень мыслительных операций и уровень навыков решения арифметических задач.
Таким образом, мы считаем, что использование данных условий с правильно подобранным комплексом методов и приёмов по обучению решению арифметических задач, можно порекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам познакомиться с особенностями проявления и развития мышления старших дошкольников:
— с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умения анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появления произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника находится на достаточно высоком уровне;
— мыслительная деятельность ребёнка непосредственно связана с его знаниями;
— старший дошкольный возраст является сензитивным к таких показателей мышления как анализ, обобщение, классификация, синтез;
— систематическое включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выработаны условия для развития мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей на занятиях по ФЭМП:
1) вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
2) создание ситуации успеха;
3) комплекс методов и приёмов по обучению детей решению задач с использованием логических операций.
Для проверки эффективности выбранных нами условий были определены критерии для определения уровня развития мыслительных операций и уровня сформированности умения решать арифметические задачи, подобран необходимый игровой и демонстрационный материал, комплекс методов и приёмов по обучению детей арифметическим задачам.
В данной исследовательской работе была выявлена эффективность выбранных условий развития мышления дошкольников при формировании понятия «задача» на занятиях ФЭМП.
В процессе проведенного эксперимента были разработаны условия использования задач в развитии мыслительных операций старших дошкольников.
Исследование позволило установить позитивную динамику в развитии мыслительных операций у старших дошкольников. У дошкольников, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были выявлены более высокие результаты по сравнению с детьми, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Вместе с тем, после опытно-экспериментальной работы действия детей экспериментальной группы стали более целенаправленными и осознанными. Испытуемые научились анализировать, обобщать и классифицировать, использовать полученные знания при решении арифметических задач. У детей были сформированы показатели умения решать арифметические задачи. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Испытуемые научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.
В ходе исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о динамике развития мыслительных операций (анализа, классификации, обобщения). Об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования свидетельствует то, что у детей повысился уровень сформированности умения решать арифметические задачи.
В результате проведённой работы было выявлено, что выбранные нами условия формирования мышления дошкольников в процессе работы над арифметической задачей будут эффективными при систематической реализации, о чём свидетельствует повышение уровня мышления у детей экспериментальной группы.
Выполненное нами исследование эффективности использования подобранных условий для формирования мыслительных операций старших дошкольников в процессе знакомства детей с понятием «задача» вносит определенный вклад в решение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Но подобранные нами условия позволят повысить уровень мыслительных операций и уровень навыков решения арифметических задач.
Таким образом, мы считаем, что использование данных условий с правильно подобранным комплексом методов и приёмов по обучению решению арифметических задач, можно порекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Подобные работы
- Формирование конструктивных умений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с робототехникой в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Знакомство с фольклорными произведениями как средство развития образной памяти детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019



