Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности

Работа №99019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие счетной деятельности и счета в методической
литературе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ дошкольных программ по разделу «Количество и
счёт» 16
1.4. Педагогические условия обучения детей дошкольного
возраста счёту 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности умения считать у детей среднего возраста 31
2.2 Реализация условий по обучению детей среднего дошкольного возраста счёту 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Актуальность темы исследования заключается в том, что счет - это деятельность, сущность которой состоит в установлении взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности предметов и числами натурального ряда. Результатом счета является определение численности множества на основе выделения итогового числа как показателя его мощности.
Экспериментальное изучение проблемы формирования счетной деятельности у детей первых лет жизни было начато в 50 х годах ХХ века (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская и др.) и далее продолжено в исследованиях В.В. Даниловой, Г.П. Новиковой, Л.Н. Павловой, Н. А. Пискаревой, Н.И. Чуприковой и др. По мнению А.М. Леушиной, В.В. Даниловой, Л.С. Метлиной, обучение детей счету должно начинаться только на пятом году жизни. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова считают целесообразным включать задачи формирования счетной деятельности в работу с детьми лишь старшего дошкольного возраста. Авторы полагают, что освоению счета должен предшествовать длительный «дочисловой» период, характеризующийся формированием у детей представлений о множестве как структурно-целостном единстве, умений осуществлять непосредственное (способом наложения или приложения) сопоставление количества элементов однородных множеств, выражая результаты сравнения с помощью слов «больше / меньше / поровну».
Исследователи отмечают, что в этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел, употребляя слова «один / много / мало». Между тем еще Я.А. Коменский отмечал, что обучение счету следует начинать на третьем году жизни ребенка. Дети раннего возраста, как свидетельствуют наблюдения, проводимые А.Н. Гвоздевым, Н.А. Менчинской, Н.И. Чуприковой, проявляют особый интерес к употреблению числительных, охотно отзываются на предложения взрослого сосчитать те или иные предметы, к трехлетнему возрасту осваивая последовательность натуральных чисел в пределах пяти. Кроме того, по мнению Г. Домана, Р. Грина и В. Лаксона, численность множеств может правильно определяться детьми раннего возраста и без счета.
Расхождение теоретических позиций обостряет проблему определения задач и содержания дошкольного образования в рассматриваемой области. Так, в программе «Развитие» задачи формирования счетной деятельности включаются в работу с детьми, начиная со старшей группы, в программе «От рождения до школы»- со средней группы, в программах «Радуга», «Мир открытий» - с младшей группы. Составляемые педагогами - практиками программы «раннего развития» предусматривают обучение счету детей третьего года жизни. Отсутствие однозначности в определении возрастных возможностей овладения счетной деятельностью и соответствен но содержания программ дошкольного образования актуализировало проведение исследования, направленного на изучение особенностей овладения счетом детьми третьего года жизни.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема исследования «Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
В связи с этим нами была поставлена проблема: как обеспечение педагогических условий в обучении детей среднего дошкольного возраста счётной деятельности.
Объектом исследования - процесс обучения счёту детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия обучения счету детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие счетной деятельности счёта в методической литературе.
2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ дошкольных программ по разделу «Количество и счёт».
4. Определить условия формирования счётной деятельности детей дошкольного возраста
5. Выявить начальный уровень сформированности счёта у детей среднего возраста.
6. Проверить эффективность выделенных условий обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: в основу исследования легли научные труды таких ученных, как Г.Ф. Банщиковой, Л.Б. Баряевой, А. В .Белошистой, Л.В. Божович, О.П. Булановой, Б.С. Волковой, М. А. Габовой, Д. Денисовой, А.М. Леушиной и др.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сопоставление, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, определение уровня формирования счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, представляющие практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей среднего возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 443 города Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя теоретический анализ научных трудов авторов по проблеме исследования, педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности, мы пришли к выводу, что, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет очень разнообразные направления. Одним из самых важных мест в нем являются количественные представления.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников являются педагогическое проектирование, которое заключается в конкретизации модели на уровне перестройки основных компонентов системы в соответствии с вновь введенными требованиями; логико-математического развития детей, которое предполагает развитие умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности); следующим немаловажным педагогическим условием является предметно-развивающая среда; ещё одним значимым педагогическим условием является интеграция.
Так как теоретические аспекты изучения проблемы исследований, были недостаточно разработаны, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста с помощью диагностических заданий, которые разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатьевой, А.А. Смоленцовой, И.И. Щербининой.
На констатирующем этапе исследования детям необходимо было выполнить диагностические задания с целью выявления умение считать в пределах 5, умения правильно пользоваться количественным и порядковым отсчётов в пределах 5, умения сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (неравенстве), умения сравнивать и сопоставлять предметы по счёту. По результатам исследования на констатирующем этапе исследования было выявлено 26% высокого уровня, 70% среднего уровня и 4% низкого уровня. Из-за недостаточно развитого уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста, мы провели на формирующем этапе исследования содержание работы на протяжение трёх месяцев, для того, что проследить динамику. На контрольном этапе исследования нами были выявлены повышенные результаты исследования, где низкий уровень отсутствовал, средний уровень упал в показателях с 70% до 46%, а высокий уровень возрос с 26% до 54%.
Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные условия являются эффективными для формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста и необходимы для дальнейшей работы, для повышения формирования счетной деятельности


1. Банщикова, Г. Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий [Текст] / Г. Ф. Банщикова // Современные дети - какие они?: материалы Всерос.
науч. - практ. конф. 22-24 дек. 2010 г. - Мурманск: МГГУ, 2012 - Т. 1. - С. 14-18.
2. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов / Л.Б. Баряева. - СПб. : Каро, 2007. - 279 с.
3. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование
первичных представлений о натуральных числах[Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 56-59.
4. Белошистая, А.В. Знакомство с арифметическими действиями [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. 2013. - № 8. - С. 4
5. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] : монография / А. В.
Белошистая // М - во образования и науки Рос. Федерации, Мурманский гос. пед. ун - т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 140 с.
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]/ А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 400 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избранные психологические труды / Л. И. Божович. под ред. Д. И. Фельдштейна. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Буланова, О. П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет[Текст]/ О. П. Буланова // Дошк. педагогика. -
2010. - № 5. - С. 29-34.
9. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект, 2013. - 668 с.
10. Габова, М. А. Средства математического развития ребенка: история и современность [Текст]/ М. А. Габова // Детский сад: теория и
практика. - 2011. - № 3. - С. 18-27
11. Габова, М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений [Текст] / М. А. Габова // Дет.сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29
12. Денисова, Д. Счет, форма, величина [Текст] : для занятий с детьми от 5 до 6 лет / Д. Денисова, Т. Чижкова. - М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 15 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
14. Егошина, С. Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] / С. Н. Егошина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. - 2015. - С. 76-82.
15. Захарова, С. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами ИКТ [Текст] / С. В.Захарова, М. М. Морозова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016.- №5.
16. Новоселова, С. А. Игра дошкольника [Текст] / С. А. Новоселова.
- М. : АСТ-пресс, 2012. - 152 с.
17. Играем, считаем, учимся. Математические игры дома и на улице от 3 до 6 лет [Текст] / К. Чарнер, М. Мерфи, Ч. Кларк. - М. [и др.] : Питер, -
2011. - 173 с.
18. Лаврова, Л. Н Развитие математического мышления в
дошкольном детстве [Текст] / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - № 2 (29). - С. 54-61.
19. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 2014. - 368 с.
20. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника [Текст]/ И. Л. Матасова // Психолог в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 51-76.
21. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста [Текст]/ З. А. Михайлова // Дошк. педагогика. - 2014.
- № 4. - С. 22-24.
22. Михайлова, З. А. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошк. возраста. Диагностика освоенности математ. представлений: метод. пособие для педагогов ДОУ [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - С. 78.
23. Новикова, В. П. Математика в детском саду: сценарии занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / А. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 78 с.
24. Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений [Текст]/ Е. О. Овчинникова // Дошкольное воспитание. 2015. - № 8.
25. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
26. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: метод. рекомендации: ч. 1 и 2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - М. : Ювента, 2012. - 223 с.: ил., табл.
Т1. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : краткий конспект лекций / В. Ф. Петрова. - Каз. федер. ун-т. - Казань, 2013. - 203 с.
28. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е.
В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
29. Рыжов, В. Н. Математическое развитие дошкольников [Текст]: курс лекций / В. Н. Рыжов. - Саратов, 2014. - 59 с.
30. Семенова, Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Текст]: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития» / Е.В. Семенова. - СПБ. : 2014. - 14 с.
31. Стожарова, М. Ю. Математика - учимся играя [Текст] / М. Ю. Стожарова . - Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 264 с.
32. Хасанова, Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры [Текст] / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. - Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. - С. 398-399.
33. Черникова, Е. Ф. Учим ребенка считать: пособие для родителей [Текст] / Е. Ф. Черникова. - М. : «ДОМ век», 2011. - № 2. - С. 45.
34. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учеб. пособие/ Е. И. Щербакова. - М. : Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
35. Баженова, Л. М. Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества [Электронный ресурс] // Детские сады Тюменской области: информ. портал.
URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-
opyit/news1412.html (дата обращения: 24.04.2017).
36. Карева, Е.А. Методика обучения дошкольников составлению и
решению задач [Электронный ресурс] // Nsportal.ru: соц. сеть работников образования, URL: http: //nsportal. ru/detskiy-
sad/matematika/2014/03/15/konsultatsiya - dlya - pedagogov-dou - metodika- obucheniya-doshkolnikov... (дата обращения: 27.04.2017)
37. Математическое и логико-математическое развитие детей
дошкольного возраста. Знакомство с математикой [Электронный ресурс] / подгот. материала: Е. В. Михеева // Фьюжн. Центр развития для детей и взрослых. URL: http://fusionpiter.ru/articles/logical-mathematical(дата
обращения: 24.04.2017).
38. Ражева, Л.Р. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/matematika/2013/02/11/ispolzovanie-poznavatelnykh-knig-matematicheskogo- soderzhaniya-i... (дата обращения: 24.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ