Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие счетной деятельности и счета в методической
литературе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ дошкольных программ по разделу «Количество и
счёт» 16
1.4. Педагогические условия обучения детей дошкольного
возраста счёту 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности умения считать у детей среднего возраста 31
2.2 Реализация условий по обучению детей среднего дошкольного возраста счёту 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие счетной деятельности и счета в методической
литературе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ дошкольных программ по разделу «Количество и
счёт» 16
1.4. Педагогические условия обучения детей дошкольного
возраста счёту 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности умения считать у детей среднего возраста 31
2.2 Реализация условий по обучению детей среднего дошкольного возраста счёту 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность темы исследования заключается в том, что счет - это деятельность, сущность которой состоит в установлении взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности предметов и числами натурального ряда. Результатом счета является определение численности множества на основе выделения итогового числа как показателя его мощности.
Экспериментальное изучение проблемы формирования счетной деятельности у детей первых лет жизни было начато в 50 х годах ХХ века (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская и др.) и далее продолжено в исследованиях В.В. Даниловой, Г.П. Новиковой, Л.Н. Павловой, Н. А. Пискаревой, Н.И. Чуприковой и др. По мнению А.М. Леушиной, В.В. Даниловой, Л.С. Метлиной, обучение детей счету должно начинаться только на пятом году жизни. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова считают целесообразным включать задачи формирования счетной деятельности в работу с детьми лишь старшего дошкольного возраста. Авторы полагают, что освоению счета должен предшествовать длительный «дочисловой» период, характеризующийся формированием у детей представлений о множестве как структурно-целостном единстве, умений осуществлять непосредственное (способом наложения или приложения) сопоставление количества элементов однородных множеств, выражая результаты сравнения с помощью слов «больше / меньше / поровну».
Исследователи отмечают, что в этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел, употребляя слова «один / много / мало». Между тем еще Я.А. Коменский отмечал, что обучение счету следует начинать на третьем году жизни ребенка. Дети раннего возраста, как свидетельствуют наблюдения, проводимые А.Н. Гвоздевым, Н.А. Менчинской, Н.И. Чуприковой, проявляют особый интерес к употреблению числительных, охотно отзываются на предложения взрослого сосчитать те или иные предметы, к трехлетнему возрасту осваивая последовательность натуральных чисел в пределах пяти. Кроме того, по мнению Г. Домана, Р. Грина и В. Лаксона, численность множеств может правильно определяться детьми раннего возраста и без счета.
Расхождение теоретических позиций обостряет проблему определения задач и содержания дошкольного образования в рассматриваемой области. Так, в программе «Развитие» задачи формирования счетной деятельности включаются в работу с детьми, начиная со старшей группы, в программе «От рождения до школы»- со средней группы, в программах «Радуга», «Мир открытий» - с младшей группы. Составляемые педагогами - практиками программы «раннего развития» предусматривают обучение счету детей третьего года жизни. Отсутствие однозначности в определении возрастных возможностей овладения счетной деятельностью и соответствен но содержания программ дошкольного образования актуализировало проведение исследования, направленного на изучение особенностей овладения счетом детьми третьего года жизни.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема исследования «Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
В связи с этим нами была поставлена проблема: как обеспечение педагогических условий в обучении детей среднего дошкольного возраста счётной деятельности.
Объектом исследования - процесс обучения счёту детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия обучения счету детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие счетной деятельности счёта в методической литературе.
2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ дошкольных программ по разделу «Количество и счёт».
4. Определить условия формирования счётной деятельности детей дошкольного возраста
5. Выявить начальный уровень сформированности счёта у детей среднего возраста.
6. Проверить эффективность выделенных условий обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: в основу исследования легли научные труды таких ученных, как Г.Ф. Банщиковой, Л.Б. Баряевой, А. В .Белошистой, Л.В. Божович, О.П. Булановой, Б.С. Волковой, М. А. Габовой, Д. Денисовой, А.М. Леушиной и др.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сопоставление, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, определение уровня формирования счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, представляющие практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей среднего возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 443 города Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Экспериментальное изучение проблемы формирования счетной деятельности у детей первых лет жизни было начато в 50 х годах ХХ века (А.М. Леушина, Н.А. Менчинская и др.) и далее продолжено в исследованиях В.В. Даниловой, Г.П. Новиковой, Л.Н. Павловой, Н. А. Пискаревой, Н.И. Чуприковой и др. По мнению А.М. Леушиной, В.В. Даниловой, Л.С. Метлиной, обучение детей счету должно начинаться только на пятом году жизни. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова считают целесообразным включать задачи формирования счетной деятельности в работу с детьми лишь старшего дошкольного возраста. Авторы полагают, что освоению счета должен предшествовать длительный «дочисловой» период, характеризующийся формированием у детей представлений о множестве как структурно-целостном единстве, умений осуществлять непосредственное (способом наложения или приложения) сопоставление количества элементов однородных множеств, выражая результаты сравнения с помощью слов «больше / меньше / поровну».
Исследователи отмечают, что в этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел, употребляя слова «один / много / мало». Между тем еще Я.А. Коменский отмечал, что обучение счету следует начинать на третьем году жизни ребенка. Дети раннего возраста, как свидетельствуют наблюдения, проводимые А.Н. Гвоздевым, Н.А. Менчинской, Н.И. Чуприковой, проявляют особый интерес к употреблению числительных, охотно отзываются на предложения взрослого сосчитать те или иные предметы, к трехлетнему возрасту осваивая последовательность натуральных чисел в пределах пяти. Кроме того, по мнению Г. Домана, Р. Грина и В. Лаксона, численность множеств может правильно определяться детьми раннего возраста и без счета.
Расхождение теоретических позиций обостряет проблему определения задач и содержания дошкольного образования в рассматриваемой области. Так, в программе «Развитие» задачи формирования счетной деятельности включаются в работу с детьми, начиная со старшей группы, в программе «От рождения до школы»- со средней группы, в программах «Радуга», «Мир открытий» - с младшей группы. Составляемые педагогами - практиками программы «раннего развития» предусматривают обучение счету детей третьего года жизни. Отсутствие однозначности в определении возрастных возможностей овладения счетной деятельностью и соответствен но содержания программ дошкольного образования актуализировало проведение исследования, направленного на изучение особенностей овладения счетом детьми третьего года жизни.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема исследования «Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности» актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
В связи с этим нами была поставлена проблема: как обеспечение педагогических условий в обучении детей среднего дошкольного возраста счётной деятельности.
Объектом исследования - процесс обучения счёту детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия обучения счету детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие счетной деятельности счёта в методической литературе.
2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ дошкольных программ по разделу «Количество и счёт».
4. Определить условия формирования счётной деятельности детей дошкольного возраста
5. Выявить начальный уровень сформированности счёта у детей среднего возраста.
6. Проверить эффективность выделенных условий обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: в основу исследования легли научные труды таких ученных, как Г.Ф. Банщиковой, Л.Б. Баряевой, А. В .Белошистой, Л.В. Божович, О.П. Булановой, Б.С. Волковой, М. А. Габовой, Д. Денисовой, А.М. Леушиной и др.
Методы исследования: теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сопоставление, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, экспериментальная работа, изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, определение уровня формирования счётной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, представляющие практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей среднего возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 443 города Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Проведя теоретический анализ научных трудов авторов по проблеме исследования, педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности, мы пришли к выводу, что, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет очень разнообразные направления. Одним из самых важных мест в нем являются количественные представления.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников являются педагогическое проектирование, которое заключается в конкретизации модели на уровне перестройки основных компонентов системы в соответствии с вновь введенными требованиями; логико-математического развития детей, которое предполагает развитие умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности); следующим немаловажным педагогическим условием является предметно-развивающая среда; ещё одним значимым педагогическим условием является интеграция.
Так как теоретические аспекты изучения проблемы исследований, были недостаточно разработаны, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста с помощью диагностических заданий, которые разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатьевой, А.А. Смоленцовой, И.И. Щербининой.
На констатирующем этапе исследования детям необходимо было выполнить диагностические задания с целью выявления умение считать в пределах 5, умения правильно пользоваться количественным и порядковым отсчётов в пределах 5, умения сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (неравенстве), умения сравнивать и сопоставлять предметы по счёту. По результатам исследования на констатирующем этапе исследования было выявлено 26% высокого уровня, 70% среднего уровня и 4% низкого уровня. Из-за недостаточно развитого уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста, мы провели на формирующем этапе исследования содержание работы на протяжение трёх месяцев, для того, что проследить динамику. На контрольном этапе исследования нами были выявлены повышенные результаты исследования, где низкий уровень отсутствовал, средний уровень упал в показателях с 70% до 46%, а высокий уровень возрос с 26% до 54%.
Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные условия являются эффективными для формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста и необходимы для дальнейшей работы, для повышения формирования счетной деятельности
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников являются педагогическое проектирование, которое заключается в конкретизации модели на уровне перестройки основных компонентов системы в соответствии с вновь введенными требованиями; логико-математического развития детей, которое предполагает развитие умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности); следующим немаловажным педагогическим условием является предметно-развивающая среда; ещё одним значимым педагогическим условием является интеграция.
Так как теоретические аспекты изучения проблемы исследований, были недостаточно разработаны, мы провели экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста с помощью диагностических заданий, которые разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатьевой, А.А. Смоленцовой, И.И. Щербининой.
На констатирующем этапе исследования детям необходимо было выполнить диагностические задания с целью выявления умение считать в пределах 5, умения правильно пользоваться количественным и порядковым отсчётов в пределах 5, умения сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (неравенстве), умения сравнивать и сопоставлять предметы по счёту. По результатам исследования на констатирующем этапе исследования было выявлено 26% высокого уровня, 70% среднего уровня и 4% низкого уровня. Из-за недостаточно развитого уровня сформированности умения считать у детей среднего дошкольного возраста, мы провели на формирующем этапе исследования содержание работы на протяжение трёх месяцев, для того, что проследить динамику. На контрольном этапе исследования нами были выявлены повышенные результаты исследования, где низкий уровень отсутствовал, средний уровень упал в показателях с 70% до 46%, а высокий уровень возрос с 26% до 54%.
Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные условия являются эффективными для формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста и необходимы для дальнейшей работы, для повышения формирования счетной деятельности
Подобные работы
- Условия обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Условия обучения дошкольников счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



