ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 8
1.1. Становление экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности формирования экологической культуры старших
дошкольников 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Реализация педагогических условий для формирования
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром 45
2.3. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации российской системы дошкольного образования наиболее приоритетной становится проблема экологического образования дошкольников. Обосновано это тем, что кризис во взаимоотношениях природы и общества в настоящее время стремительно возрастает и образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. Высшая цель экологического образования - не только понять, но и «обустроить» мир так, чтобы человек мог найти в нем свое место, занять свою экологическую нишу и найти гармонию - и с природой и в самом себе. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2017 год объявлен «Годом экологии», что еще более актуализирует проблему исследования.
В системе образования экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
Значимая роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Именно маленький ребенок психологически более податлив на влияние внешнего окружения. Его нравственные и мировоззренческие позиции весьма не устойчивы, а, порой, еще не сформированы. Следовательно, они активно развиваются и утверждаются. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие становления экологической культуры на основе формирования опыта позитивного взаимодействия человека с миром природы. Становясь взрослыми, современные дошкольники входят в реальную жизнь с ее разнообразными проблемами. Важное место среди них занимают экологические, которые они будут вынуждены решать. Успех этой деятельности зависит от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры.
Формирование экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблемы формирования экологической культуры дошкольников внесли: Н.Н. Кондратьева, П.Г Саморукова, И.А. Хайдурова и др. Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического образования дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности. Осмысливая проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова, З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.). Однако до сих пор еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отсутствует единый отбор его содержания, не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной организации.
Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью экологического образования старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили тему квалификационной работы: Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников .
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы .
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); положение об экологическом образовании (Н.Н. Вересова, Е.А. Когай, С.Л. Новоселовой и др.); положение по вопросам экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в процессе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования экологической культуры старших дошкольников посредством краеведческого подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи.
1. Изучены и проанализированы теоретические основы формирования экологической культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Основным условием формирования экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с природой, так как именно в процессе ознакомления с природой дети получают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
Признаками экологической культуры можно считать обогащение положительного научного и практического опыта взаимоотношений человека и социо-природной среды; формирование ответственного отношения к природе, материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа - человек».
2. Выявлены педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Важнейшим условием формирования экологической культуры дошкольников является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Одним из таких условий является краеведение. Именно краеведение дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным играм, обычаям, традициям. С дошкольниками особенно эффективными являются краеведческие занятия на материале фольклора, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Приобщение детей к фольклору во взаимосвязи с экологией 67
способствуют тому, что дети начинают замечать красоту родной природы. В процессе таких занятий дети учатся бережному отношению к живой природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
3. Проведена диагностика уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Исследование проводилось на базе: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Целью исследования было определение уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных мы выявили, что большинство детей имеют средние показатели уровня экологической культуры, а также имеются дети с низким уровнем экологической культуры, поэтому дальнейшая наша работа заключалась в разработке занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.
4. Опытно-поисковым путем подтверждена эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание занятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников разрабатывалось с учетом краеведческих принципов и особенностей фольклора народов севера. В занятия были включены календарные праздники и обряды, приметы, мифы, легенды, сказания и сказки коренных народов севера.
Темы занятий определены в соответствии с сезонностью и содержанием программы экологического образования в дошкольном учреждении. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.
Занятия проводились в течение месяца, 2 раза в неделю.
С целью выявления эффективности разработанных занятий, направленных на формирование экологической культуры была проведена диагностика уровня экологической культуры старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы.
На основании полученных данных выявлено, что результатом реализации разработанных нами занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников стало повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы подтвердили, что процесс ознакомления с окружающим миром с использованием краеведческого подхода посредством фольклора является эффективным средством формирования экологической культуры старших дошкольников.
1. Ашиков, В. И. Семицветик [Текст] : Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 37-53.
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] / В. А. Алексеев. - Ярославль : Академия развития, 1998. - 240 с.
3. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными [Текст] / Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7. - С. 99-105.
4. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Детство, 1997. - 126 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1998. - 464 с.
6. Бондаренко, Т М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Учитель, 2002. - 159 с.
7. Белавина, И. Г. Планета - наш дом [Текст] / И. Г. Белавина - М. : ЛАЙДА, 1995. - 95 с.
8. Бочарова, Н. И. Организация прогулок - походов с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Бочарова. - Орел. : Пресс- тайм, 2008. - 200 с.
9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 23-27.
10. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /
А. И. Васильева. - Мн. : Нар. асвета, 1992. - 130 с.
11. Вагатова, М. «Огонь - камень» Сказки народов Тюменского Севера [Текст] / М. Вагатова, Т. Чучулина, А. Конькова. - Екатеринбург : Средне - Уральское кн. изд.-во, 1992. - 55 с.
12. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н. Ф. Виноградова - М. : Просвещение, 2008. - 140 с.
13. Вересов, Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 1993. - №7. - С. 39-43.
14. Веретенникова, С. А. Воспитание у старших дошкольников любви к природе [Текст] / С. А. Веретенникова // Дошкольное воспитание.
- 2001. - №5. - С. 20-22.
15. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1990. - 42 с.
16. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
17. Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии [Текст] / С. Н. Глазачев, Е. А. Когай. - М. : Горизонт, 2003. - 174 с.
18. Горбатенко , О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О. Ф. Горбатенко. - Волгоград : 2009. - 96 с.
19. Галичева, Г. В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы [Текст] / Г. В. Галичева // Экология и диалектика. - 2006.
- №6. - С. 218-231.
20. Гирусов, Э. В. Основы социальной экологии [Текст] / Э. В. Гирусов - М. : Изд-во РУДН, 2008. - 172 с.
21. Горелов, А. А. Экология [Текст] / А. А. Горелов. - М. : Изд-во Академия. 2006. - 233 с.
22. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1999. - 287 с.
23. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 363 с.
24. Диагностика экологической культуры дошкольников. // [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. - URL:
http://dmee.ru/docs/100/index-34937.html?page=6 (дата обращения:
20.04.2017).
25. Дошкольный возраст. Развитие детей дошкольного возраста //
[Электронный ресурс] Дошкольный возраст, дошкольное воспитание. URL: http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm(дата обращения:
22.05.2017).
26. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. И. Егоренков - М. : АРКТИ, 2000. - 128 с.
27. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы [Текст] / Е. И. Золотова - М.: Просвещение , 1992. - 96 с.
28. Зацепина, В. Планета Земля - наш общий дом [Текст] /
В. Зацепина // Дошкольное образование. - 2006. - № 7. - С. 26-28.
29. Зенина, Т Г. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т Г. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 58-63.
30. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст] / А. И. Иванова - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 108 с.
31. Иванова А. И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М. : Учитель, 2007. - 205 с.
32. Иванова, А. И. Живая экология [Текст] : программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2006. - 80 с.
33. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости [Текст] / Н. М. Крылова, В. Т Иванова. - Пермь : Книжный мир, 2010. - 107 с.
34. Климова, Т Мы открываем мир: программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т Климова, Н. Таранкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 20-25.
35. Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. Н. Кондратьева. - СПб. : Мозаика-Синтез, 1992. - 153 с.
36. Когай, Е. А. Экология культуры: предметное поле исследования [Текст] / Е. А. Когай // Социально гуманитарные знания. - 2011. - №5. - С. 136-145.
37. Корнилова, В. М. Экологические окна в детском саду [Текст] / В. М. Корнилова. - М. : Творческий центр, 2008. - 134 с.
38. Кларина, Л. М. Формирование экологической культуры старших дошкольников в ДОУ [Текст] / Л. М. Кларина. - Волгоград : Учитель, 2006. - 150 с.
39. Кондратьева, Н. Н. Мы. [Текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 240 с.
40. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / Л. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
41. Кузнецова, Л. М. Творчество народов Севера [Текст] / Л. М. Кузнецова. - Нижневартовск : Заря, 2007. - 93 с.
42. Красногорская Н. Н. Словарь экологических терминов // [Электронный ресурс] Уфимский государственный авиационный технический университет. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/1003994(дата обращения: 13.05.2017).
43. Лыкова, И. Летняя мастерская. Время развивать воображение [Текст] / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №7, - С. 79-86.
44. Лихачев, Б. Т. Экология личности [Текст] / Б. Т Лихачев // Педагогика. - 1993. - №2. - С. 38- 39.
45. Лапшина, Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Лапшина. - Воронеж : Октябрь, 2010. - 170 с.
46. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный Колледж, 1995. - 144 с.
47. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду. [Текст] / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1994. - 160 с.
48. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева - М. : АРКТИ, 2014. - 130 с.
49. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1991. - 132 с.
50. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] /
С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С. 86-89.
51. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 204 с.
52. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2006. - 160 с.
53. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 109 с.
54. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - С. 36¬43.
55. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина. - М. : Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. - 102 с.
56. Потапова, Т. В. Детский сад - эталон экологической культуры [Текст] / Т. В. Потапова. - М. : ВООП, РЭФИА, 2003. - 146 с.
57. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] : программа экологического воспитания дошкольников / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 26-34.
58. Рыжова, Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 38-43.
59. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду
[Электронный ресурс]. - URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=
200502310 (дата обращения: 22.04.2017).
60. Рянжин, С. В. Экологический букварь [Текст] : для детей и взрослых / С. В. Рянжин. - СПб. : Печатный двор, 1994. - 113 с.
61. Саморукова, П. Г. Систематизазия знаний детей о природе [Текст] / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4. - С. 76-78.
62. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т А. Серебрякова. - М. : Академия, 2006. - 208 с.
63. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование дошкольников [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2010. - 87с.
64. Смирнова, В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду [Текст] / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова - Спб. : Изд-во ПТЛУ им. А.М. Герцена, 2003. - 208 с.
65. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5. - С. 34-38.
66. Сухомлинский, В. А. Природа, труд, мировоззрение [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1987. - 556 с.
67. Сказки народа ханты [Текст] / Е. Е. Ковгае, Н. Б. Кошкарёва, В. Н. Соловар. - С-Петербург : ТОО «Алфавит», 2005. - С. 40-42.
68. Токмакова, Л. Земля - наш дом родной [Текст] / Л. Токмакова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 81-85.
69. Ушинский, К. Д. О методике наблюдения предметов окружающего мира в аспекте современного экологического воспитания детей. [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
70. Уланова, Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет [Текст] / Л. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб. : Детство - пресс, 2007. - 160 с.
71. Хайдурова, И. А. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / И. А. Хайдурова. - Иркутск : Новая школа, 1997. - 102 с.
72. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов [Текст] / Т В. Хабарова, Н. В. Шаффигуллина. - СПб. : Детство-пресс. 2010. - 128 с.
73. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. [Текст] / Ю. Л. Хотунцев. - М. : Академия, 2004. - 410 с.
74. Харитонова, Л. Исследовательская деятельность дошкольника [Текст] / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 33¬34.
75. Федорова, Л. В. Учебное пособие по краеведению [Текст] /
Л. В. Федорова. - Тюмень : ИПОС СО РАН, 2013. - 152 с.
76. Цавкаева, Л. С. Проект «Зелёный детский сад» [Текст] /
Л. С. Цавкаева // Дошкольная педагогика. - 2009. - №3. - С. 42-43.
77. Экологическое просвещение от теории к практике [Текст] / Т И. Регеранд. - Петрозаводск : Книга, 2014. - 126 с.
78. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2001. - 208 с.