Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 8
1.1. Становление экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности формирования экологической культуры старших
дошкольников 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Реализация педагогических условий для формирования
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром 45
2.3. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 8
1.1. Становление экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности формирования экологической культуры старших
дошкольников 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Реализация педагогических условий для формирования
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром 45
2.3. Диагностика уровня сформированности экологической
культуры у детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации российской системы дошкольного образования наиболее приоритетной становится проблема экологического образования дошкольников. Обосновано это тем, что кризис во взаимоотношениях природы и общества в настоящее время стремительно возрастает и образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. Высшая цель экологического образования - не только понять, но и «обустроить» мир так, чтобы человек мог найти в нем свое место, занять свою экологическую нишу и найти гармонию - и с природой и в самом себе. Согласно Указу Президента Российской Федерации 2017 год объявлен «Годом экологии», что еще более актуализирует проблему исследования.
В системе образования экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
Значимая роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Именно маленький ребенок психологически более податлив на влияние внешнего окружения. Его нравственные и мировоззренческие позиции весьма не устойчивы, а, порой, еще не сформированы. Следовательно, они активно развиваются и утверждаются. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие становления экологической культуры на основе формирования опыта позитивного взаимодействия человека с миром природы. Становясь взрослыми, современные дошкольники входят в реальную жизнь с ее разнообразными проблемами. Важное место среди них занимают экологические, которые они будут вынуждены решать. Успех этой деятельности зависит от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры.
Формирование экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблемы формирования экологической культуры дошкольников внесли: Н.Н. Кондратьева, П.Г Саморукова, И.А. Хайдурова и др. Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического образования дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности. Осмысливая проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова, З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.). Однако до сих пор еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отсутствует единый отбор его содержания, не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной организации.
Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью экологического образования старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили тему квалификационной работы: Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников .
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы .
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); положение об экологическом образовании (Н.Н. Вересова, Е.А. Когай, С.Л. Новоселовой и др.); положение по вопросам экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в процессе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования экологической культуры старших дошкольников посредством краеведческого подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В системе образования экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
Значимая роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Именно маленький ребенок психологически более податлив на влияние внешнего окружения. Его нравственные и мировоззренческие позиции весьма не устойчивы, а, порой, еще не сформированы. Следовательно, они активно развиваются и утверждаются. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие становления экологической культуры на основе формирования опыта позитивного взаимодействия человека с миром природы. Становясь взрослыми, современные дошкольники входят в реальную жизнь с ее разнообразными проблемами. Важное место среди них занимают экологические, которые они будут вынуждены решать. Успех этой деятельности зависит от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры.
Формирование экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблемы формирования экологической культуры дошкольников внесли: Н.Н. Кондратьева, П.Г Саморукова, И.А. Хайдурова и др. Кроме того, в настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического образования дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности. Осмысливая проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова, З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.). Однако до сих пор еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отсутствует единый отбор его содержания, не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в дошкольной организации.
Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью экологического образования старших дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выявленное противоречие определили тему квалификационной работы: Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологической культуры старших дошкольников .
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы .
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); положение об экологическом образовании (Н.Н. Вересова, Е.А. Когай, С.Л. Новоселовой и др.); положение по вопросам экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в процессе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования экологической культуры старших дошкольников посредством краеведческого подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; сравнительно - сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи.
1. Изучены и проанализированы теоретические основы формирования экологической культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Основным условием формирования экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с природой, так как именно в процессе ознакомления с природой дети получают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
Признаками экологической культуры можно считать обогащение положительного научного и практического опыта взаимоотношений человека и социо-природной среды; формирование ответственного отношения к природе, материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа - человек».
2. Выявлены педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Важнейшим условием формирования экологической культуры дошкольников является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Одним из таких условий является краеведение. Именно краеведение дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным играм, обычаям, традициям. С дошкольниками особенно эффективными являются краеведческие занятия на материале фольклора, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Приобщение детей к фольклору во взаимосвязи с экологией 67
способствуют тому, что дети начинают замечать красоту родной природы. В процессе таких занятий дети учатся бережному отношению к живой природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
3. Проведена диагностика уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Исследование проводилось на базе: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Целью исследования было определение уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных мы выявили, что большинство детей имеют средние показатели уровня экологической культуры, а также имеются дети с низким уровнем экологической культуры, поэтому дальнейшая наша работа заключалась в разработке занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.
4. Опытно-поисковым путем подтверждена эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание занятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников разрабатывалось с учетом краеведческих принципов и особенностей фольклора народов севера. В занятия были включены календарные праздники и обряды, приметы, мифы, легенды, сказания и сказки коренных народов севера.
Темы занятий определены в соответствии с сезонностью и содержанием программы экологического образования в дошкольном учреждении. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.
Занятия проводились в течение месяца, 2 раза в неделю.
С целью выявления эффективности разработанных занятий, направленных на формирование экологической культуры была проведена диагностика уровня экологической культуры старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы.
На основании полученных данных выявлено, что результатом реализации разработанных нами занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников стало повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы подтвердили, что процесс ознакомления с окружающим миром с использованием краеведческого подхода посредством фольклора является эффективным средством формирования экологической культуры старших дошкольников.
1. Изучены и проанализированы теоретические основы формирования экологической культуры старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Основным условием формирования экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с природой, так как именно в процессе ознакомления с природой дети получают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
Признаками экологической культуры можно считать обогащение положительного научного и практического опыта взаимоотношений человека и социо-природной среды; формирование ответственного отношения к природе, материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа - человек».
2. Выявлены педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Важнейшим условием формирования экологической культуры дошкольников является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Одним из таких условий является краеведение. Именно краеведение дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным играм, обычаям, традициям. С дошкольниками особенно эффективными являются краеведческие занятия на материале фольклора, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Приобщение детей к фольклору во взаимосвязи с экологией 67
способствуют тому, что дети начинают замечать красоту родной природы. В процессе таких занятий дети учатся бережному отношению к живой природе, что в свою очередь способствует становлению осознанно-правильного отношения к объектам природы, являющимся показателем экологической культуры личности.
3. Проведена диагностика уровня экологической культуры у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Исследование проводилось на базе: МБДОУ Детский сад № 6 «Дюймовочка», г. Урай. В исследовании принимали участие 10 воспитанников старшей группы. Возраст детей от 5-6 лет.
Целью исследования было определение уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных мы выявили, что большинство детей имеют средние показатели уровня экологической культуры, а также имеются дети с низким уровнем экологической культуры, поэтому дальнейшая наша работа заключалась в разработке занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.
4. Опытно-поисковым путем подтверждена эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание занятий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников разрабатывалось с учетом краеведческих принципов и особенностей фольклора народов севера. В занятия были включены календарные праздники и обряды, приметы, мифы, легенды, сказания и сказки коренных народов севера.
Темы занятий определены в соответствии с сезонностью и содержанием программы экологического образования в дошкольном учреждении. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.
Занятия проводились в течение месяца, 2 раза в неделю.
С целью выявления эффективности разработанных занятий, направленных на формирование экологической культуры была проведена диагностика уровня экологической культуры старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы.
На основании полученных данных выявлено, что результатом реализации разработанных нами занятий, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников стало повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы подтвердили, что процесс ознакомления с окружающим миром с использованием краеведческого подхода посредством фольклора является эффективным средством формирования экологической культуры старших дошкольников.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



