Введение 3
Глава 1. Понятие правового обучения, воспитания и просвещения в общеобразовательных учебных заведениях в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества
в современной России 8
§1. Понятия правового обучения, воспитания и просвещения 8
§2. Семья как первоисточник правомерного поведения 11
§ 3. Православие - фундамент национального самосознания 16
Глава 2. Формы и методы правового образования, правовой воспитательной работы в условиях современной образовательной школы 21
§1. Правовое образование на современном этапе 21
§2. Правовое воспитание в современных школах зарубежных стран 28
Глава 3. Проект программы правового просвещения родителей учащихся общеобразовательных учреждений 37
Заключение 62
Библиография 69
Приложение
Актуальность выбранной темы работы характеризуется тем, что трансформация публичных отношений, колеблющаяся экономическая обстановка в стране, вакуум понятной для всех системы национальных ценностей, стремительно происходящие изменения в социуме, другими словами общая неустойчивость современной жизни в России, прежде всего, сказывается на подрастающем поколении, с их еще не сформировавшимися взглядами на жизнь, принципами, что возлагает свой, чаще всего незабываемый, отпечаток на судьбы молодого поколения, приводит к увеличению количества детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях. Прежде всего, на молодежную преступность влияют такие обстоятельства, как негативные воздействия в семье, в близкой окружающей среде, провоцирование на противоправные деяния со стороны более взрослых правонарушителей, продолжительное отсутствие общеполезной занятости, недочеты в учебно-воспитательной деятельности и в отсутствии организации плодотворного времяпрепровождения несовершеннолетних. В результате чего неуклонно растет криминальная активность детей в возрасте от 16 до 17 лет. Наблюдаемый процесс омоложения преступности несовершеннолетних приводит, в том числе, к возрастанию количества противоправных и зачастую социально-агрессивных поступков, учиняющих детьми в возрасте до 16 лет.
Таким образом, насущность темы данной работы состоит в том, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные показатели без сомнений могут считаться прогнoстическими для всего криминалитета. Следовательно, профилактику преступлений среди несовершеннолетних необходимо рассматривать как первостепенный фактор предупреждения преступности в обществе в целом.
По оценкам экспертов длительный период наблюдается рост всех видов преступности и противоправного поведения несовершеннолетних, таких как, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических и одурманивающих веществ, бродяжничество. Наблюдается рост количества враждебных к социуму неформальных молодежных группировок, происходят и иные неблагоприятные преображения молодого еознания с все более возрастающей, основанной на корысти, установкой и тому подобное. Так, в Свердловской области на протяжении нескольких последних лет также наблюдается рост подростковой преступности.
По итогам 2015 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием выросло на 13,9% по отношению к предыдущему периоду и составило 3053. При этом на треть увеличилась доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. Необходимо отметить, что в структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстной направленности - 73,9% от общего количества. По занятости большинство преступивших закон (76,1%) являлись учащимися общеобразовательных школ, процент не занятых общественно полезной деятельностью составил 20,6%, среди работающих подростков преступность составила 1,3%, и наименьшее количество противоправных деяний было совершено студентами - 0,9%, что в свою очередь свидетельствует о правовом нигилизме среде подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.
Согласно официальным цифрам ФСИН России на 31 декабря 2016 года в 24 воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы содержалось 1655 несовершеннолетних, из них осуждены за убийство 167 человек, а 315 воспитанников отбывают наказание за совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений, при этом 28 детей ранее были неоднократно судимы. При всем этом количество осужденных сирот и лиц до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, составило незначительную долю, а именно 271 человек.
Выбранная тема для данной работы свидетельствует о моей непосредственной заинтересованности в улучшении процесса правового образования и воспитания несовершеннолетних, правового просвещения участников образовательного процесса, что в свою очередь возможно поспособствует активизации деятельности в части превентивности молодежной преступности и раскрытии преступлений как в среде самих несовершеннолетних, так и в их окружении, а так же снижению уровня правового нигилизма среди подростков. Необходимо понимать, что состояние молодежной преступности определяет не только нравственный уровень и облик общества в целом, но и характеризует степень развития общества, его морали и гражданственно-правовой зрелости. И, конечно же, влияет на общесоциальное, политическое и экономическое положение в стране.
Объектом исследования является процесс правового воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Предметом же исследования данной работы являются теоретические начала структуры правововоспитания обучающихся общеобразовательных школ, сущность, формы и методы реального осуществления образовательного и воспитательно-превентивного потенциала.
Цель работы заключается в теоретическом, методическом обосновании системы правового воспитания подростков.
Исходя из указанной цели, в написании данной работы, были поставлены следующие задачи:
- поиск актуальных способов правового образования и воспитания учащихся;
- методов воздействия на сознание родителей несовершеннолетних путем правового просвещения;
- рассмотреть общие понятия и сущность правового обучения, воспитания и просвещения;
- проанализировать влияние семьи и традиционных конфессий на правовое самосознание подрастающего поколения;
- показать практическую значимость правового воспитания несовершеннолетних и правового просвещения родителей учащихся.
При написании работы использовались международно-правовые документы, учебная и научная литература по педагогике, психологии и социологии.
Методологическую и теоретическую основы настоящего исследования составляют общенаучные методы познания социальных и правовых процессов: системный, а так же сравнительно - правовой. Эмпирической же базой для написания работы явился анализ правонарушений и преступлений, проведенный, в том числе с участием автора, на основе статистических данных Главного управления министерства внутренних дел по Свердловской области и Федеральной службы исполнения наказаний России.
В диссертационной работе нашли свое применение официальные материалы органов законодательной и исполнительной властей Российской Федерации и статистические материалы. Проанализированы и обобщены теоретические и практические источники, касающиеся различных аспектов правового воспитания несовершеннолетних как советских, так и современных авторов - правоведов, социологов, а именно Ю.В. Березутского «Социальная кристаллизация ненормативности сознания молодежи», Т.В. Вологиной «Правовое воспитание и роль семьи в процессе социализации и формирования норм поведения», Б.Ф. Сергеева «Стать гением. От инстинкта к разуму», А. Малера «Православие - фундамент русского самосознания», В.В. Меркурьева «Пенитенциарные горизонты борьбы с экстремистской деятельностью», В. Хамраева, М. Иванова, Н. Сергеева «Профилактика и свобода», В.А. Пронникова, И.Д. Ладанова «Японцы (этнопсихологические очерки)».
На основании изложенного, и в заключение, хотелось бы отметить, что реальность сегодняшнего российского социума, связанная с реконструкцией социально-экономических отношений; внешнеполитический, экономический кризис и как следствие кризис в экономике страны; длящееся падение уровня жизни существенной части населения, рост уровня безработицы, бедность; нравственный и духовный кризис; рост количества беспризорных и безнадзорных детей; алкоголизация и наркозависимость в среде подрастающего поколения приводят к изменениям количественных и качественных характеристик преступности несовершеннолетних в современной России.
Приведенные в работе данные свидетельствуют о том, что все предпринимавшиеся в прошлые годы меры по борьбе с подростковой преступностью посредством правового воспитания и просвещения оказались явно недостаточными, что в полной мере имеющиеся проблемы, насущные задачи не разрешены, и не выявлены эффективные средства их решения, что преступность несовершеннолетних продолжает угрожать национальной безопасности и будущему российского государства, а также о том, что до сих пор данная проблема требует от законодательной, исполнительной и судебной властей принятия исчерпывающих мер по усовершенствованию системы правового образования и воспитания несовершеннолетних.
В настоящее время действующее законодательство, безответственность специалистов образовательного процесса и недальновидность родителей, человеколюбивые судебные решения, неблагонадежность органов структуры профилактики, приводят не к формированию правовой культуры несовершеннолетних, а лишь укрепляют их убежденность в безнаказанности, позволяют считать себя «человеком, на котором боженька заснул» , что, в свою очередь, влечет, как минимум правовой инфантилизм, и как максимум правовой нигилизм подрастающего поколения, о чем наглядно свидетельствует рост ночной и уличной преступности в Свердловской области.
В 2015 году в целях реализации закона Свердловской области от 16.07.2009 № 73-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей» сотрудниками полиции совместно с заинтересованными структурами было доставлено в территориальные органы МВД практически девять тысяч подростков (8932), пятая часть из которых в ночное время (1171).
Кроме того, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, проблема наркотизации несовершеннолетних также остается актуальной. Многочисленные жизненные трудности, проблемы, отсутствие жизненного опыта и навыков преодоления стрессовых ситуаций, позволяющих сохранить индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни, недостаточное внимание к проблемам ребенка со стороны родителей и педагогов приводят к росту злоупотребления алкогольной продукцией, а также наркотических средств. В Свердловской области к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств в 2015 году было привлечено 227 несовершеннолетних. А количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения увеличилось на треть по сравнению с 2014 годом (585). За 2015 год только в Свердловской области сотрудниками полиции было выявлено 3611 административных правонарушений, связанных с употреблением несовершеннолетними алкогольной продукции, наркотических средств или одурманивающих веществ, из них 1478-лицами младше 16 лет.
Поэтому я считаю, что законодателю необходимо принять срочные и действенные меры по внедрению системного правового воспитания всех участников образовательного процесса способствующего развитию гражданского демократического общества и правого государства. А все субъекты образования и воспитания должны освоить новые правовые начала нынешней школы и реформировать весь правообразовательный и правовоспитательный процесс на этой основе.
На мой взгляд, к числу таких мер, относятся:
- разработка комплексной программы юридического и педагогического освоения законодательства, как правового фундамента образования с участием всех субъектов образовательного и воспитательного процесса;
- введение отдельного правообразовательного курса и правовоспитательного учебного предмета в общеобразовательных школах;
- внедрение в общеобразовательных школах такого обособленного предмета как «Православие» или «Основы православной культуры» в качестве одной из гуманитарных дисциплин;
- организация систематической деятельности по правовому просвещению родителей учащихся, направленной на утверждение у родителей навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на правовых и моральных ценностях общества, профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством, освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношения к праву как общественной ценности, развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции;
- создание исчерпывающих условий для становления школы субъектом гражданского общества и воспитания несовершеннолетних законопослушными гражданами, патриотами демократического государства;
- разработка интегрированной культурно-исторической, мировоззренческой, психологической, этической, социальной базы понимания детьми ключевых правовых идей и понятий в системе общественных и гуманитарных учебных дисциплин;
- построение специализированных правоoриентированных программ развития несовершеннолетних на базе всех блоков учебных дисциплин;
- разработка программ и методов развивающего обучения во всех учебных дисциплинах, побуждающих несовершеннолетних aктивно осваивать и развивать свои права и обязанности;
- организация системного взаимодействия школы с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, уполномоченными по правам ребенка в регионах, представителями традиционных конфессий и иными субъектами профилактики по вопросам правового воспитания несовершеннолетних, правового просвещения участников образовательной деятельности и профилактике aсоциального поведения детей;
- создание критериев оценки правовой развитости и воспитанности несовершеннолетних;
- систематическая организация и проведение правоoриентированных конференций, собраний, конкурсов, фестивалей и праздников во вне урочное время с участием родителей обучающихся и приглашением сторонних специалистов;.
- совершенствование преподавания правоведения, oбществознания как системного правового воспитания в общеобразовательной школе;
- постепенное вытеснение авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в общеобразовательной школе;
- последовательное и осознанное принятие руководством и специалистами учебного учреждения нового общественного идеала - демократического гражданского общества и правового государства;.
- развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: КДН и ЗП, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комитеты по делам молодежи и тому подобных. Главным направлением совершенствования деятельности этих органов должно являться: подбор и подготовка кадров, совершенствование методик работы, обновление и увеличение образовательных и иных молодежно-адаптационных программ, материальное обеспечение;
- государственное содействие общественным и религиозным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных, общественных и религиозных организаций в воздействии на сознание несовершеннолетних, так как на данное направление должно быть ориентировано само ебщество через воспитание подрастающего поколения, прививание подросткам уважения к нравственным ценностям, законам и социальным нормам, развития самоуважения, умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувства гражданственности и общественного долга;
- развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом;
- организация правового и военно-патриотического воспитания подростков;
- ориентация педагогических кадров на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания и увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности;
- ужесточение карательной практики в отношении лиц, применяющих насилие в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность, в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. В настоящее время одной из проблем, в применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в отношении таковых лиц по-прежнему остается длительность процесса привлечения к уголовной ответственности;
- повышение уровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики. Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения и некарательного воздействия на личность подростка в целях коррекции криминогенных качеств. Развитие сети специальных школ, учреждений для «трудных» подростков (детей с аномалиями психики, нравственно запущенных), специализированных центров психологической и социальной реабилитации несовершеннолетних преступников (правонарушителей и подростков, входящих в «группу риска»). Подготовка сотрудников таковых учреждений должна соответствовать сложности возникающих проблем (наиболее адекватно зарекомендовавшие себя педагоги, психологи, криминологи), а особые финансовые и материальные гарантии позволили бы привлечь в эти учреждения лучших специалистов своего дела.
Подводя окончательный итог работы, хотелось бы надеяться, что перспектива улучшения правового образования и воспитания в формате, поставленных в работе задач, будет так же модифицироваться, как будут реформироваться морально-психологические, воспитательно-патриотические еоциально-бытовые и другие факторы нашей жизнедеятельности.