ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРЩЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Характеристика понятия «творческое воображение».... 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Возможности изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1 Диагностическое исследование развития творческого творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой
работы 31
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по развитию
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно — творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, правильно олицетворять его в своем рисунке, используя при этом все многообразие изученных приемов и способов изображения.
Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. В первую очередь — это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств — это те индивидуально-психологические особенности, которые дают возможность ребенку легко, быстро и качественно усваивать способы художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять освоенное в совершенно иных и непредсказуемых ситуациях. Большую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно значительны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в склонности находить и применять новое в своей деятельности.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) решает немало задач развития и воспитания дошкольников, одна из которых, «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой» [74].
Условием творческого развития детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Говоря о художественно-творческих способностях, нужно помнить о том, что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями. Необходимо формирование таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении лучшего результата.
В настоящее время наблюдается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является чувствительным в развитии всех сфер личности. Именно дошкольное детство — начало развития человека. То, что будет заложено в ребенка в детстве, даст свои плоды во взрослой жизни.
Тема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В современных педагогических и психологических исследованиях подтверждается потребность занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, приобщенных настоящей теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют реального превосходства для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для развития целостной творческой личности в будущем.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что развитие творческих способностей у детей помогает всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Нужно расширять опыт ребенка, если мы хотим создать в достаточной степени крепкое начало для его творческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительному искусству направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё выше сказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительному искусству направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: теоретической основой работы явились исследования по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, Д.Б. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова), работы посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (А.В. Ильина, Р.Г. Казакова и др.).
Методы научного исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по творческому развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость продукта изобразительной деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования: опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ №3 города Североуральска, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: в работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы (78 источников), приложение.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Очень важно развивать у ребенка творчество в изобразительной деятельности. Прежде всего, потому, что творческое развитие является одним из самых значимых компонентов эстетического воспитания. А эстетическое воспитание, в свою очередь, есть одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка. Творческое развитие способствует становлению эстетического вкуса, подталкивает ребенка к творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на совершенствование условий, необходимых для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. Уточнена сущность понятия «Творческое развитие». Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творческое развитие ребенка старшего дошкольного возраста - это одна из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности.
Таким образом, развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности влияют на повышение не только уровня художественных способностей, но и личностного роста детей старшего дошкольного возраста.
2. По методической литературе Т.С Комаровой, Е.А.Флериной, Н.В.Шайдуровой, Т.Н.Дороновой, М.В. Ильиной, Г.Г. Григорьевой проанализировали психолого-педагогические особенности способности вносить в знакомый образ элементы новизны, способности к придумыванию, высказыванию нескольких идей, способности к оригинальному исполнению замысла, владению изобразительными материалами. Необходимым условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Все необходимые качества воображения (гибкость, беглость, активность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку старшего дошкольного возраста нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и творческое воображение будет значительно отставать в развитии.
3. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, являясь важнейшим средством развития творческого воображения, выступает одним из естественных специфических видов деятельности детей, причём самой интересной для них. «Изобразительная деятельность — эффективное средство формирования творческой личности в непрерывном единстве познания и воображения, практической деятельности и психических процессов» [76, с. 189].В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Для развития способности вносить в знакомый образ элементы новизны используются следующие методы работы: рисование сказочных героев «Необычная фигурка», фантастических образов в рисунках «Незаконченная фигура», пластические этюды, игры-имитации. Для развития способности к придумыванию, высказывание нескольких идей используются следующие методики: лепка фигуры человека, сказочного героя, например, «Слепи что-нибудь необычное», аппликация «Волшебная мозаика». Для развития способность к оригинальному исполнению замысла, владение изобразительными материалами: пластилинография, монотипия, выполнения рисунка в технике «оттиск», «набрызг», рисование ладошкой.
4. Педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на выявление уровней творческого воображения по заданным критериям и показателям, а именно: уровень способности к воображению (беглость) (способность вносить в знакомый образ элементы новизны; активности воображения (гибкость) (способность к придумыванию, высказывание нескольких идей; исполнению замысла (оригинальность) (способность к оригинальному исполнению замысла, владение изобразительными материалами. Рассмотрев характеристику показателей творческого воображения в процессе изобразительной деятельности, автор М.В. Ильина, сделали вывод о необходимости работы по данному направлению.
5. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач развития творческого воображения и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной, культурно-обрядовой и военной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Е. И Игнатьев отмечал, «... основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новые впечатления» [29, с. 190]. Подтвердилось, что значительное место в практике воспитания детей старшего дошкольного возраста должно отводиться развитию творческого воображения. Поисковая работа доказала эффективность, разработанного нами ряда занятий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.