Стратегическое планирование развития дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Стратегическое планирование как часть процесса управления
образовательной организацией 10
1.2. Дистанционное образование как форма предоставления
образовательной услуги 23
1.3. Особенности предоставления образовательных услуг детям с
ограниченными возможностями здоровья 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ 41
2.1. Нормативно-правовое регулирование дистанционного образования
для детей с ОВЗ 41
2.2. Организация дистанционного образования для детей инвалидов в
Российской Федерации 48
2.3. Реализация Проекта «Дистанционное образование детей
инвалидов» в Свердловской области 57
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 68
3.1. Представление вариативной модели стратегического развития
дистанционного образования детей с ОВЗ 68
3.2. Экономическая оценка предложенных вариантов модели
стратегического развития ДО для детей с ОВЗ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Стратегическое планирование как часть процесса управления
образовательной организацией 10
1.2. Дистанционное образование как форма предоставления
образовательной услуги 23
1.3. Особенности предоставления образовательных услуг детям с
ограниченными возможностями здоровья 33
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ 41
2.1. Нормативно-правовое регулирование дистанционного образования
для детей с ОВЗ 41
2.2. Организация дистанционного образования для детей инвалидов в
Российской Федерации 48
2.3. Реализация Проекта «Дистанционное образование детей
инвалидов» в Свердловской области 57
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 68
3.1. Представление вариативной модели стратегического развития
дистанционного образования детей с ОВЗ 68
3.2. Экономическая оценка предложенных вариантов модели
стратегического развития ДО для детей с ОВЗ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В современном мире динамично развивающиеся информационные технологии ставят практически перед каждым необходимость в понимании и понимаемом применении данных технологий. Информационно-коммуникационные технологии внедряются практически в каждую сферу деятельности человека побуждая осваивать нововведения.
Внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий обуславливается требованиями определенными в нормативно-правовых документах. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначенной в 2010 Президентом Российской Федерации рассматриваются значимые направления развития и модернизации системы образования. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. <...> В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» [91]. Одной из составляющих успешного обеспечения данных требований является внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Это не только нормативное требование, но и требование современного течения жизни и развития общества.
Образование детей, и в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений политики государства. В этом направлении приняты целевые программы развития («Доступная среда», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» и другие) которые реализуются в каждом регионе страны.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в регионах нашей страны реализован федеральный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». Основной задачей данного проекта было 3
включение в активную образовательную деятельность детей-инвалидов находящихся на домашнем обучении. Результатами данного проекта на федеральном уровне стало создание в каждом регионе центров реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий. Данную программу в Свердловской области реализует ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Результатом работы учреждения стал охват 98% обучающихся детей-инвалидов находящихся на домашнем обучении, вовлечение их в образовательный процесс, активная социализация каждого.
Активное включение в образовательную деятельность обучающихся вынужденно, по состоянию здоровья, находящихся на домашнем обучении способствует снижению социальной напряженности, позволяет находить эффективные решения не доступные при других условиях. Достижение таких решений в планировании деятельности не возможно без учета особенностей развития информационных технологий.
В связи с этим перед каждым учреждением реализующим обучение с использованием дистанционных образовательных технологий встает необходимость грамотного планирования своей деятельности с учетом современных научно-методических разработок. «Стратегическое планирование деятельности является основой разработки Концепции развития учреждения в частности и Программы развития учреждения в целом» [59]. В рамках концепции определяются идеи и основные направления развития учреждения, формируется представление к какому результату необходимо прийти.
Социальный запрос, в часности, запрос родительского сообщества на обучение детей-инвалидов с помощью дистанционных образовательных технологий ставит перед учреждением задачу прогнозирования возможных путей развития, достижения необходимых результатов деятельности.
Однако в условиях работы с особенными обучающимися для организации значимо найти понимание какими путями должно быть внедрено в образовательный процесс дистанционное образование, как далее его развивать, на какие методы необходимо опираться в планировании развития, какие факторы необходимо учесть.
Таким образом, важность выбранной темы продиктована стремительным развитием информационных технологий, учетом особенностей и динамики этого развития и внедрения в образовательный процесс.
Актуальность исследования обуславливается необходимостью соблюдения требований нормативно-правовой документации в организации дистанционного образования в учреждении; запросом родительского сообщества об обучении в доступной форме детей с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим слабой разработанностью данной темы в литературе, а так же необходимостью нахождения компромиссного практического решения в организации дистанционного образования.
Противоречие, выявленное в настоящей работе формируется между динамично развивающимися информационно-коммуникационными
технологиями и:
1) отсутствием единой системы внедрения новаций в образовательный процесс;
2) необходимостью учета имеющихся изменений в обучении детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий;
3) сложностями внедрения этих технологий в образовательный процесс.
Проблема - отсутствие нормативно выстроенной системы стратегического планирования не обеспечивает достижение нормативно требуемых результатов в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ.
Цель выделить стратегические направления развития дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект система дистанционного образования детей с ОВЗ.
Предмет стратегическое планирование в организациях реализующих дистанционное образование для детей с ОВЗ
Гипотеза. Стратегическое планирование будет успешным, если:
- в организации принята и нормативно закреплена необходимость стратегического планирования;
- внедрение в организации системы дистанционного образования для детей с ОВЗ будет реализовываться с учетом стратегии развития.
Задачи:
1. Выяснить на основе теоретического анализа сущность дистанционного обучения как педагогической технологии применительно к детям с ОВЗ, рассмотреть основы дистанционного образования и их методического и нормативно-правового обеспечения.
2. Обобщить особенности и практику применения нормативно-правого обеспечения и реализации дистанционного образования применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать теоретическую модель дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, целевой компонент которых согласуется с требованиями ФГОС.
Теоретической основой исследования являются: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, о необходимости включения каждого ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство, закрепленные в Конвенции о правах ребёнка 1989 года; основные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями 1994 года; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года и концепция «Наша новая школа»; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» результатами которой должны стать «внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья» [74]. Концепция о необходимости творческого подхода при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности (С.А. Миронова, Е.А. Стребелева, В.И. Селиверстов, Л.М. Шипицына); Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).
В педагогической науке проблемы дистанционного обучения рассматриваются в различных аспектах, как относительно системы высшего образования, так и относительно вопросов среднего образования. При этом дистанционное обучение является специфическим предметом исследования в кандидатских и докторских диссертациях по педагогике. Также необходимо отметить, что в качестве специфического предмета исследования выступает и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, исследований, посвященных проблеме формирования и развития дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не проводилось и работ посвященных этой тематике опубликовано немного.
В экономической науке проблемы дистанционного образования также исследуются, особенно в контексте формирования и развития системы дистанционного образования в высших учебных заведениях. Вопросы управления системой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не затрагивались и не изучались.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение работ в области методологии, психологии, педагогики, стратегического менеджмента; анализ нормативных и программных документов об образовании; моделирование;
- эмпирические: изучение документации образовательных организаций, контент-анализ;
- математические: графические и табличные интерпретации данных.
Этапы проведения исследования.
На первом этапе исследования (2015 - 2016) изучена нормативно-правовая база основных направлений исследования; проведен анализ литературных источников; определены ключевые дефиниции; сформулированы цель, задачи исследования.
На втором этапе (2016 -2017) проведен анализ реализации Проекта «Развитие дистанционного образования» на федеральном и региональном уровне; разработана модель стратегии развития дистанционного образования; сформулирована социально-экономическая значимость развития дистанционного образования для лиц с ОВЗ.
Автор диссертации считает, что предмет настоящей работы находится в междисциплинарной области: на стыке между экономикой и педагогикой. В этом контексте проблема не исследовалась и не изучалась. Таким образом, само по себе рассмотрение формирования и развития системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обладает научной новизной, как междисциплинарное исследование, предполагающее создание теоретической и прикладной основы формирования и развития системы дистанционного обучения детей с ОВЗ. Автор работы предполагает, что совершенствование региональной системы образования должно осуществляться в аспекте создания доступной образовательной среды, которая охватывает все категории детей, и в которой учитывается множество социальных интересов. В частности, для этого необходимо формирование и развитие системы дистанционного обучения детей с ОВЗ в регионе и в конкретных муниципальных образованиях.
Исходя из этого, сформулированы основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработана вариативная модель, обеспечивающая стратегическое (долгосрочное и многоаспектное) развитие системы дистанционного обучения детей с ОВЗ в рамках региональной и муниципальной системы образования.
2. На основании разработанной модели предложены три варианта организации развития системы дистанционного образования детей с ОВЗ и ее финансирования.
3. С учетом социально-экономических условий в конкретном регионе или муниципалитете возможно выбирать различные варианты модели стратегического развития системы дистанционного обучения детей с ОВЗ и выбирать соответствующую модель финансирования, что особенно актуально в ситуации экономического кризиса и сокращения бюджетного финансирования.
Теоретическая значимость. Использование результатов проведенного исследования позволит расширить теоретическую основу работы образовательных организации при формировании ими стратегий развития в отношении применения дистанционных образовательных технологии и при работе с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной модели стратегии развития дистанционного образования в образовательных организациях, что позволит обеспечить реализацию обучения детей с ОВЗ с помощью ДОТ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 6 рисунками и 21 таблицей. Диссертация построена исходя из логики проведения исследований. В главе 1 проведено исследование основных составляющих работы - стратегическое планирование, дистанционное образование, обучение детей с ОВЗ. Во второй главе рассмотрены аспекты реализации дистанционного образования для детей-инвалидов. В третьей главе представлена вариативная модель развития дистанционного образования для детей с ОВЗ, предложены три варианта реализации модели, проработаны экономические обоснования.
Внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий обуславливается требованиями определенными в нормативно-правовых документах. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначенной в 2010 Президентом Российской Федерации рассматриваются значимые направления развития и модернизации системы образования. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. <...> В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» [91]. Одной из составляющих успешного обеспечения данных требований является внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Это не только нормативное требование, но и требование современного течения жизни и развития общества.
Образование детей, и в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из приоритетных направлений политики государства. В этом направлении приняты целевые программы развития («Доступная среда», «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» и другие) которые реализуются в каждом регионе страны.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в регионах нашей страны реализован федеральный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». Основной задачей данного проекта было 3
включение в активную образовательную деятельность детей-инвалидов находящихся на домашнем обучении. Результатами данного проекта на федеральном уровне стало создание в каждом регионе центров реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий. Данную программу в Свердловской области реализует ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Результатом работы учреждения стал охват 98% обучающихся детей-инвалидов находящихся на домашнем обучении, вовлечение их в образовательный процесс, активная социализация каждого.
Активное включение в образовательную деятельность обучающихся вынужденно, по состоянию здоровья, находящихся на домашнем обучении способствует снижению социальной напряженности, позволяет находить эффективные решения не доступные при других условиях. Достижение таких решений в планировании деятельности не возможно без учета особенностей развития информационных технологий.
В связи с этим перед каждым учреждением реализующим обучение с использованием дистанционных образовательных технологий встает необходимость грамотного планирования своей деятельности с учетом современных научно-методических разработок. «Стратегическое планирование деятельности является основой разработки Концепции развития учреждения в частности и Программы развития учреждения в целом» [59]. В рамках концепции определяются идеи и основные направления развития учреждения, формируется представление к какому результату необходимо прийти.
Социальный запрос, в часности, запрос родительского сообщества на обучение детей-инвалидов с помощью дистанционных образовательных технологий ставит перед учреждением задачу прогнозирования возможных путей развития, достижения необходимых результатов деятельности.
Однако в условиях работы с особенными обучающимися для организации значимо найти понимание какими путями должно быть внедрено в образовательный процесс дистанционное образование, как далее его развивать, на какие методы необходимо опираться в планировании развития, какие факторы необходимо учесть.
Таким образом, важность выбранной темы продиктована стремительным развитием информационных технологий, учетом особенностей и динамики этого развития и внедрения в образовательный процесс.
Актуальность исследования обуславливается необходимостью соблюдения требований нормативно-правовой документации в организации дистанционного образования в учреждении; запросом родительского сообщества об обучении в доступной форме детей с ограниченными возможностями здоровья и в связи с этим слабой разработанностью данной темы в литературе, а так же необходимостью нахождения компромиссного практического решения в организации дистанционного образования.
Противоречие, выявленное в настоящей работе формируется между динамично развивающимися информационно-коммуникационными
технологиями и:
1) отсутствием единой системы внедрения новаций в образовательный процесс;
2) необходимостью учета имеющихся изменений в обучении детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий;
3) сложностями внедрения этих технологий в образовательный процесс.
Проблема - отсутствие нормативно выстроенной системы стратегического планирования не обеспечивает достижение нормативно требуемых результатов в реализации дистанционного образования детей с ОВЗ.
Цель выделить стратегические направления развития дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект система дистанционного образования детей с ОВЗ.
Предмет стратегическое планирование в организациях реализующих дистанционное образование для детей с ОВЗ
Гипотеза. Стратегическое планирование будет успешным, если:
- в организации принята и нормативно закреплена необходимость стратегического планирования;
- внедрение в организации системы дистанционного образования для детей с ОВЗ будет реализовываться с учетом стратегии развития.
Задачи:
1. Выяснить на основе теоретического анализа сущность дистанционного обучения как педагогической технологии применительно к детям с ОВЗ, рассмотреть основы дистанционного образования и их методического и нормативно-правового обеспечения.
2. Обобщить особенности и практику применения нормативно-правого обеспечения и реализации дистанционного образования применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать теоретическую модель дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, целевой компонент которых согласуется с требованиями ФГОС.
Теоретической основой исследования являются: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, о необходимости включения каждого ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство, закрепленные в Конвенции о правах ребёнка 1989 года; основные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями 1994 года; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года и концепция «Наша новая школа»; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» результатами которой должны стать «внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья» [74]. Концепция о необходимости творческого подхода при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности (С.А. Миронова, Е.А. Стребелева, В.И. Селиверстов, Л.М. Шипицына); Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).
В педагогической науке проблемы дистанционного обучения рассматриваются в различных аспектах, как относительно системы высшего образования, так и относительно вопросов среднего образования. При этом дистанционное обучение является специфическим предметом исследования в кандидатских и докторских диссертациях по педагогике. Также необходимо отметить, что в качестве специфического предмета исследования выступает и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, исследований, посвященных проблеме формирования и развития дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не проводилось и работ посвященных этой тематике опубликовано немного.
В экономической науке проблемы дистанционного образования также исследуются, особенно в контексте формирования и развития системы дистанционного образования в высших учебных заведениях. Вопросы управления системой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не затрагивались и не изучались.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение работ в области методологии, психологии, педагогики, стратегического менеджмента; анализ нормативных и программных документов об образовании; моделирование;
- эмпирические: изучение документации образовательных организаций, контент-анализ;
- математические: графические и табличные интерпретации данных.
Этапы проведения исследования.
На первом этапе исследования (2015 - 2016) изучена нормативно-правовая база основных направлений исследования; проведен анализ литературных источников; определены ключевые дефиниции; сформулированы цель, задачи исследования.
На втором этапе (2016 -2017) проведен анализ реализации Проекта «Развитие дистанционного образования» на федеральном и региональном уровне; разработана модель стратегии развития дистанционного образования; сформулирована социально-экономическая значимость развития дистанционного образования для лиц с ОВЗ.
Автор диссертации считает, что предмет настоящей работы находится в междисциплинарной области: на стыке между экономикой и педагогикой. В этом контексте проблема не исследовалась и не изучалась. Таким образом, само по себе рассмотрение формирования и развития системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обладает научной новизной, как междисциплинарное исследование, предполагающее создание теоретической и прикладной основы формирования и развития системы дистанционного обучения детей с ОВЗ. Автор работы предполагает, что совершенствование региональной системы образования должно осуществляться в аспекте создания доступной образовательной среды, которая охватывает все категории детей, и в которой учитывается множество социальных интересов. В частности, для этого необходимо формирование и развитие системы дистанционного обучения детей с ОВЗ в регионе и в конкретных муниципальных образованиях.
Исходя из этого, сформулированы основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработана вариативная модель, обеспечивающая стратегическое (долгосрочное и многоаспектное) развитие системы дистанционного обучения детей с ОВЗ в рамках региональной и муниципальной системы образования.
2. На основании разработанной модели предложены три варианта организации развития системы дистанционного образования детей с ОВЗ и ее финансирования.
3. С учетом социально-экономических условий в конкретном регионе или муниципалитете возможно выбирать различные варианты модели стратегического развития системы дистанционного обучения детей с ОВЗ и выбирать соответствующую модель финансирования, что особенно актуально в ситуации экономического кризиса и сокращения бюджетного финансирования.
Теоретическая значимость. Использование результатов проведенного исследования позволит расширить теоретическую основу работы образовательных организации при формировании ими стратегий развития в отношении применения дистанционных образовательных технологии и при работе с детьми с ОВЗ.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной модели стратегии развития дистанционного образования в образовательных организациях, что позволит обеспечить реализацию обучения детей с ОВЗ с помощью ДОТ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 6 рисунками и 21 таблицей. Диссертация построена исходя из логики проведения исследований. В главе 1 проведено исследование основных составляющих работы - стратегическое планирование, дистанционное образование, обучение детей с ОВЗ. Во второй главе рассмотрены аспекты реализации дистанционного образования для детей-инвалидов. В третьей главе представлена вариативная модель развития дистанционного образования для детей с ОВЗ, предложены три варианта реализации модели, проработаны экономические обоснования.
Происходящие в нашей стране социально - экономические и политические изменения, вызвавшие переосмысление принципов, целей и задач образования, поставили муниципальные системы образования и образовательные организации в условия выбора оптимальных путей развития. В связи с этим существенные преобразования произошли в области управления: выстраивается новая вертикаль управления, основанная на принципиально отличающихся от прежних подходов принципах: разграничения компетенции, федерализации и муниципализации образовательного пространства, автономизации образовательных учреждений.
В современных условиях, когда кардинально меняется роль управления, серьезные изменения должны произойти и в планировании. Должна усилиться прогностическая, «задающая» функция муниципального управления, формирующая структуру и пропорции, направления и темпы развития городской системы образования в долгосрочной перспективе.
Именно поэтому мы считаем, что наступил период стратегического планирования развития системы образования, средством управления которого выступают стратегические программы развития образования.
Это необходимо для того, чтобы выполняемые роли и назначение управления образованием были прогнозируемыми, отвечали ожиданиям директоров образовательных учреждений, детей и родителей, общественности, государства.
Стратегическое планирование как деятельность, как процесс предполагает прогнозирование, определение «вектора» стратегических изменений; диагностику состояния системы образовательной организации с учетом определенных прогнозов; определение концептуальных позиций и стратегической цели; разработку конкретных условий и задач; выбор необходимых для воплощения задач сил и средств; разработку и осуществление мероприятий по достижению цели, коррекцию (при необходимости) управленческих действий.
Анализ теоретических основ стратегического планирования дистанционного образования детей с ОВЗ показал, что:
1. В существующей образовательной реальности мало внимания уделяется обучению лиц с ограниченными возможностями с помощью ДОТ, стоит отметить слабость и недостаточность нормативно-правовой базы регулирования этого вида педагогической деятельности.
2. Стратегическое планирование в образовательной организации предполагает собой процесс формирования целей и задач образовательной организации на долгосрочную перспективу с учетом положений нормативно-правовых актов и особенностей развития территориальных систем образования.
3. Для целей стратегического планирования должен быть проведен анализ внутренней и внешней среды, оценено текущее состояние образовательной системы на уровне РФ, субъекта РФ и в муниципальном образовании и конкретной организации.
4. Особенности предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ связаны с обеспечением условий формирования специализированных методов обучения, иных по сравнению с обычными условиями школьной среды. Поскольку в нашей стране гарантируется предоставление общего образования всем гражданам для отдельных детей должны быть сформированы специальные методы обучения и технические средства в рамках доступной среды.
5. Дистанционное образование в отношении детей с ОВЗ может стать важнейшим компонентом доступной образовательной среды, как на уровне РФ, так и в отдельных регионах.
6. В концепциях дистанционного образования услуга в сфере дистанционного обучения рассматривается только применительно к высшим учебным заведениям, если же речь идет о школе, то отмечаются только какие-то нюансы или технологические тонкости (как работать на каких платформах, что подходит, а что нет).
7. Вопросы организации дистанционного обучения в школе, таким образом, не систематизированы и не обобщены в единую концепцию или общую модель, что требует значительной теоретической проработки данных вопросов.
Таким образом, проблема формирования стратегического планирования развития системы дистанционного образования детей с ОВЗ является теоретически обоснованной.
Анализ развития элементов системы дистанционного обучения применительно к детям с ОВЗ касался нормативно-правового регулирования и реальной практики функционирования образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области обучения детей с ОВЗ. Необходимо отметить следующие положительные моменты:
1. Проект «Дистанционного образования детей-инвалидов» реализуемый на федеральном уровне в каждом из регионов обладает своей уникальной спецификой. Данный проект реализуемый в Свердловской области в Центре «Ресурс» позволил осуществить формирование инфраструктуры дистанционного обучения и достичь установленных показателей.
2. Внедряются образовательные программы с применением электронного обучения и ДОТ для различных категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Вместе с тем, анализируя имеющиеся документы стоит обратить внимание на отсутствие упоминания в общеобразовательных организациях, на любом из уровней документов, о маркетинговой составляющей. Вероятными причинами можно назвать отсутствие жесткой конкуренции, стабильно высоким потоком клиентов, регулярностью финансирования.
В результате проведенных исследований автором данной работы предложена Вариативная модель стратегического развития дистанционного образования для детей с ОВЗ представленная в 3 главе работы.
В рамках практического применения модели разработаны три возможных варианта развития дистанционного образования для детей с ОВЗ на базе различных образовательных организаций:
Вариант 1. Реализация дистанционного образования в Центре ДО.
Вариант 2. Реализация дистанционного образования в рамках подразделения в Центре ППМСП.
Вариант 3. Функционирование «Отделения дистанционного образования» как структурного подразделения ОО
Для каждого из вариантов во втором параграфе третьей главы проведено финансовое обоснование и рассчитана калькуляция.
По статистике инвалиды всех возрастов составляют 8,6% от всего населения страны, людей имеющих ограничения здоровья еще больше. Не учитывать эти цифры в планировании деятельности нельзя. Обучая сегодня ребенка, не важно с инвалидностью или любого другого, надо понимать что завтра он займет свою место в обществе формирование которого закладывается в том числе педагогами и системой образования. Ребенок видящий заботу и внимание к соей личности и особенностям скорее станет полноправным социально адаптированным членом общества, занимающим активную гражданскую позицию.
В современных условиях, когда кардинально меняется роль управления, серьезные изменения должны произойти и в планировании. Должна усилиться прогностическая, «задающая» функция муниципального управления, формирующая структуру и пропорции, направления и темпы развития городской системы образования в долгосрочной перспективе.
Именно поэтому мы считаем, что наступил период стратегического планирования развития системы образования, средством управления которого выступают стратегические программы развития образования.
Это необходимо для того, чтобы выполняемые роли и назначение управления образованием были прогнозируемыми, отвечали ожиданиям директоров образовательных учреждений, детей и родителей, общественности, государства.
Стратегическое планирование как деятельность, как процесс предполагает прогнозирование, определение «вектора» стратегических изменений; диагностику состояния системы образовательной организации с учетом определенных прогнозов; определение концептуальных позиций и стратегической цели; разработку конкретных условий и задач; выбор необходимых для воплощения задач сил и средств; разработку и осуществление мероприятий по достижению цели, коррекцию (при необходимости) управленческих действий.
Анализ теоретических основ стратегического планирования дистанционного образования детей с ОВЗ показал, что:
1. В существующей образовательной реальности мало внимания уделяется обучению лиц с ограниченными возможностями с помощью ДОТ, стоит отметить слабость и недостаточность нормативно-правовой базы регулирования этого вида педагогической деятельности.
2. Стратегическое планирование в образовательной организации предполагает собой процесс формирования целей и задач образовательной организации на долгосрочную перспективу с учетом положений нормативно-правовых актов и особенностей развития территориальных систем образования.
3. Для целей стратегического планирования должен быть проведен анализ внутренней и внешней среды, оценено текущее состояние образовательной системы на уровне РФ, субъекта РФ и в муниципальном образовании и конкретной организации.
4. Особенности предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ связаны с обеспечением условий формирования специализированных методов обучения, иных по сравнению с обычными условиями школьной среды. Поскольку в нашей стране гарантируется предоставление общего образования всем гражданам для отдельных детей должны быть сформированы специальные методы обучения и технические средства в рамках доступной среды.
5. Дистанционное образование в отношении детей с ОВЗ может стать важнейшим компонентом доступной образовательной среды, как на уровне РФ, так и в отдельных регионах.
6. В концепциях дистанционного образования услуга в сфере дистанционного обучения рассматривается только применительно к высшим учебным заведениям, если же речь идет о школе, то отмечаются только какие-то нюансы или технологические тонкости (как работать на каких платформах, что подходит, а что нет).
7. Вопросы организации дистанционного обучения в школе, таким образом, не систематизированы и не обобщены в единую концепцию или общую модель, что требует значительной теоретической проработки данных вопросов.
Таким образом, проблема формирования стратегического планирования развития системы дистанционного образования детей с ОВЗ является теоретически обоснованной.
Анализ развития элементов системы дистанционного обучения применительно к детям с ОВЗ касался нормативно-правового регулирования и реальной практики функционирования образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области обучения детей с ОВЗ. Необходимо отметить следующие положительные моменты:
1. Проект «Дистанционного образования детей-инвалидов» реализуемый на федеральном уровне в каждом из регионов обладает своей уникальной спецификой. Данный проект реализуемый в Свердловской области в Центре «Ресурс» позволил осуществить формирование инфраструктуры дистанционного обучения и достичь установленных показателей.
2. Внедряются образовательные программы с применением электронного обучения и ДОТ для различных категорий детей, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Вместе с тем, анализируя имеющиеся документы стоит обратить внимание на отсутствие упоминания в общеобразовательных организациях, на любом из уровней документов, о маркетинговой составляющей. Вероятными причинами можно назвать отсутствие жесткой конкуренции, стабильно высоким потоком клиентов, регулярностью финансирования.
В результате проведенных исследований автором данной работы предложена Вариативная модель стратегического развития дистанционного образования для детей с ОВЗ представленная в 3 главе работы.
В рамках практического применения модели разработаны три возможных варианта развития дистанционного образования для детей с ОВЗ на базе различных образовательных организаций:
Вариант 1. Реализация дистанционного образования в Центре ДО.
Вариант 2. Реализация дистанционного образования в рамках подразделения в Центре ППМСП.
Вариант 3. Функционирование «Отделения дистанционного образования» как структурного подразделения ОО
Для каждого из вариантов во втором параграфе третьей главы проведено финансовое обоснование и рассчитана калькуляция.
По статистике инвалиды всех возрастов составляют 8,6% от всего населения страны, людей имеющих ограничения здоровья еще больше. Не учитывать эти цифры в планировании деятельности нельзя. Обучая сегодня ребенка, не важно с инвалидностью или любого другого, надо понимать что завтра он займет свою место в обществе формирование которого закладывается в том числе педагогами и системой образования. Ребенок видящий заботу и внимание к соей личности и особенностям скорее станет полноправным социально адаптированным членом общества, занимающим активную гражданскую позицию.
Подобные работы
- Совершенствование системы непрерывного образования персонала ГКУ СО «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Разработка дистанционного курса по 3D - моделированию для общеобразовательных учреждений
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Модель разработки дополнительных образовательных услуг в вузе с использованием технологии тьюторства
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое онлайн-консультирование в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Российский государственный социальный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2024



