НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ 11 ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Нормирование труда: понятие, сущность, социальная 11 значимость
1.2 Необходимость выработки новых подходов к 22 нормированию труда в системе государственной гражданской службы
1.3 Правовое регулирование нормирования труда на 40 государственной гражданской службе: современное состояние и перспективы развития
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 51
НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Организационно-функциональные основы 51
деятельности Управления по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области
2.2 Особенности нормирования труда государственных 64
гражданских служащих Управления по работе с
обращениями граждан Губернатора Свердловской
области и Правительства Свердловской области
2.3 Проблемы нормирования труда государственных 73 гражданских служащих и направления их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ 11 ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
1.1 Нормирование труда: понятие, сущность, социальная 11 значимость
1.2 Необходимость выработки новых подходов к 22 нормированию труда в системе государственной гражданской службы
1.3 Правовое регулирование нормирования труда на 40 государственной гражданской службе: современное состояние и перспективы развития
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 51
НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Организационно-функциональные основы 51
деятельности Управления по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области
2.2 Особенности нормирования труда государственных 64
гражданских служащих Управления по работе с
обращениями граждан Губернатора Свердловской
области и Правительства Свердловской области
2.3 Проблемы нормирования труда государственных 73 гражданских служащих и направления их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Актуальность работы определяется следующим. На сегодняшний день в нашей стране как в научных исследованиях, так и в публикациях средств массовой информации уделяется пристальное внимание вопросам повышения эффективности функционирования органов государственной власти всех уровней и поиску путей организационного совершенствования процесса исполнения служебных обязанностей различными категориями государственных гражданских служащих.
Необходимость ведения научных исследований в этой области определяется тем, что неэффективное функционирование существующих в России государственно-властных систем подрывает доверие граждан к органам государственной власти и проводимой ими политике, становится одной из причин формирования негативного отношения со стороны общества к государственным служащим. Все это, как указывает Н. Н. Клищ, «ухудшает деловой климат в России, отрицательно сказывается при взаимодействии государства и общества, замедляет развитие эффективных государственных институтов».
В последние годы в нашей стране в целях изменения ситуации был принят значительный объем нормативных правовых актов, нацеленных на совершенствование процедур организации и проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих как внутри отдельных ведомств, так и в сфере межведомственного взаимодействия. Большое значение, в частности, имела разработка различных регламентов, как внутриведомственных, так и межведомственных. В частности, серьезную роль сыграло принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № 30 «О Типовом
регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»1, а также внедрение в деятельность органов государственной власти и управления нового типа регламентирующих документов - административных регламентов. Однако на сегодняшний день принятые процедуры проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, и в том числе - процедуры разработки административных регламентов деятельности органов власти, нуждаются в уточнении и корректировке их методологии. Существующая методология не всегда опирается на точные расчетные основания, и, как следствие, процедурные моменты, определяющие порядок осуществления профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, не всегда являются оптимальными. На сегодняшний день представляется важным включить в существующую методологию проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих принципы научного нормирования, так как именно нормирование позволяет дать твердую основу для обоснования длительности различных административных процессов и процедур, последовательности их выполнения, оптимизировать взаимодействие субъектов и прочее.
Вопрос о том, в каких видах и формах нормирование должно сегодня использоваться в деятельности органов государственной власти и регулировании труда государственных служащих, неоднократно вызывал дискуссии в научной среде.
При этом не раз обращалось внимание на то, что государственная гражданская служба обладает целым рядом особенностей, что не позволяет использовать в данной сфере традиционные нормы и стандарты труда, характерные для других областей общественного производства, и требует выработки собственных, уникальных норм, которые бы в полной мере отражали все основные особенности труда госслужащих (административные, формально-логические и эвристические). Это в свою очередь ориентирует на поиск инновационных подходов к разработке норм труда государственных гражданских служащих, так как и методологии нормирования, используемые в прочих отраслях, зачастую неприменимы в сфере государственного управления. В частности, при выработке норм профессиональной служебной деятельности весьма ограниченно может использоваться метод аналогии, поскольку многие административные процессы уникальны и не имеют аналогов в других сферах.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время можно констатировать, что проблема нормирования труда государственных гражданских служащих в России находится в начальной стадии разработки. Углубленно данной проблемой занимается лишь несколько отечественных исследователей, в частности, И. Б. Омельченко. Согласно ее мнению, использование действующих в настоящее время методологических походов к нормированию труда в системе государственной гражданской службы не позволяет «в должной мере раскрыть и использовать человеческий потенциал» работников органов власти и управления»2, и в этой связи проблема нуждается в углубленной проработке. И. Б. Омельченко3 была предложена собственная методика нормирования труда государственных служащих, однако она ориентирована на весьма узкий аспект, а именно - на нормирование численности персонала органов государственной власти, при этом автор постарался учесть своеобразие административного (управленческого) характера их труда. Однако при этом в расчетных показателях не были учтены такие трудно поддающиеся нормированию виды труда служащих, как формально-логический и эвристический труд...
Необходимость ведения научных исследований в этой области определяется тем, что неэффективное функционирование существующих в России государственно-властных систем подрывает доверие граждан к органам государственной власти и проводимой ими политике, становится одной из причин формирования негативного отношения со стороны общества к государственным служащим. Все это, как указывает Н. Н. Клищ, «ухудшает деловой климат в России, отрицательно сказывается при взаимодействии государства и общества, замедляет развитие эффективных государственных институтов».
В последние годы в нашей стране в целях изменения ситуации был принят значительный объем нормативных правовых актов, нацеленных на совершенствование процедур организации и проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих как внутри отдельных ведомств, так и в сфере межведомственного взаимодействия. Большое значение, в частности, имела разработка различных регламентов, как внутриведомственных, так и межведомственных. В частности, серьезную роль сыграло принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № 30 «О Типовом
регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»1, а также внедрение в деятельность органов государственной власти и управления нового типа регламентирующих документов - административных регламентов. Однако на сегодняшний день принятые процедуры проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, и в том числе - процедуры разработки административных регламентов деятельности органов власти, нуждаются в уточнении и корректировке их методологии. Существующая методология не всегда опирается на точные расчетные основания, и, как следствие, процедурные моменты, определяющие порядок осуществления профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, не всегда являются оптимальными. На сегодняшний день представляется важным включить в существующую методологию проектирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих принципы научного нормирования, так как именно нормирование позволяет дать твердую основу для обоснования длительности различных административных процессов и процедур, последовательности их выполнения, оптимизировать взаимодействие субъектов и прочее.
Вопрос о том, в каких видах и формах нормирование должно сегодня использоваться в деятельности органов государственной власти и регулировании труда государственных служащих, неоднократно вызывал дискуссии в научной среде.
При этом не раз обращалось внимание на то, что государственная гражданская служба обладает целым рядом особенностей, что не позволяет использовать в данной сфере традиционные нормы и стандарты труда, характерные для других областей общественного производства, и требует выработки собственных, уникальных норм, которые бы в полной мере отражали все основные особенности труда госслужащих (административные, формально-логические и эвристические). Это в свою очередь ориентирует на поиск инновационных подходов к разработке норм труда государственных гражданских служащих, так как и методологии нормирования, используемые в прочих отраслях, зачастую неприменимы в сфере государственного управления. В частности, при выработке норм профессиональной служебной деятельности весьма ограниченно может использоваться метод аналогии, поскольку многие административные процессы уникальны и не имеют аналогов в других сферах.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время можно констатировать, что проблема нормирования труда государственных гражданских служащих в России находится в начальной стадии разработки. Углубленно данной проблемой занимается лишь несколько отечественных исследователей, в частности, И. Б. Омельченко. Согласно ее мнению, использование действующих в настоящее время методологических походов к нормированию труда в системе государственной гражданской службы не позволяет «в должной мере раскрыть и использовать человеческий потенциал» работников органов власти и управления»2, и в этой связи проблема нуждается в углубленной проработке. И. Б. Омельченко3 была предложена собственная методика нормирования труда государственных служащих, однако она ориентирована на весьма узкий аспект, а именно - на нормирование численности персонала органов государственной власти, при этом автор постарался учесть своеобразие административного (управленческого) характера их труда. Однако при этом в расчетных показателях не были учтены такие трудно поддающиеся нормированию виды труда служащих, как формально-логический и эвристический труд...
Итак, проведенное диссертационное исследование показало, что нормирование труда представляет собой сложный и комплексный, многоуровневый и опирающийся на измерения и статистические расчеты процесс разработки и обоснования норм труда применительно к различным процессам, выполняемым в организациях и на предприятиях.
Нормирование труда призвано способствовать оптимизации штатной численности работников организации; координации и перераспределению штата внутри нее с учетом наиболее функционально загруженных зон и участков работы; предупреждению и разрешению социальных конфликтов в сфере трудовых отношений; адекватной оценке труда работников и укреплению внутренней дисциплины в организации; усилению трудовой мотивации работников и их стремления к повышению эффективности производственных и сервисных процессов в организации.
Социальная значимость нормирования труда в системе государственной гражданской службы определяется, прежде всего, его социально-защитной функцией, призванной обеспечивать благоприятные возможности для роста удовлетворения государственных служащих содержанием и условиями их труда, а также наиболее полного использования их интеллектуального потенциала.
Основой для эффективного нормирования труда в современных условиях государственной гражданской службы должны служить научнообоснованные методы: аналитические методы, связанные с разделением процесса служебно-трудовой деятельности госслужащих на этапы и элементы, исследованием этих элементов и получением технически и научно обоснованных норм труда; а также суммарные методы, опирающиеся на опыт или статистику и позволяющие получить и обосновать опытностатистические нормы в сфере труда.
Анализ теоретических источников, проведенный в ходе диссертационного исследования, показал, что пока принципиально новых, прорывных технологий нормирования труда в сфере государственной гражданской службы учеными России не предложено. Новое, что предлагается в научных работах, в основном касается лишь частных аспектов нормирования труда в государственных органах, в частности, алгоритмов расчета нормативов численности государственных гражданских служащих и не касается рассмотрения с позиции развития человеческого потенциала и трудозатрат на единицу рабочего времени.
Однако сегодня для государства более значимо не только и не столько выработка нормативов численности чиновников, сколько объективное исследование состава всех видов трудозатрат, которые государственные гражданские служащие несут в процессе исполнения тех или иных должностных обязанностей, выявление оптимальной величины таких трудозатрат на единицу рабочего времени, на процедуру, оценку их влияния на общую длительность оказания государственных услуг и пр.
На наш взгляд, это и есть базовый и глубокий уровень нормирования труда, который сегодня требует детального исследования, поскольку без понимания того, сколько требуется сил и затрат на осуществление определенных трудовых операций государственными гражданскими служащими невозможно эффективно рассчитывать их общую численность и оценить эффективность государственной службы.
Поэтому затраты человеческого труда, требуемые для выполнения определенных государственных процедур и функций, должны быть детально измерены, табулированы во всех органах государственной власти, ибо на сопоставлении результатов таких измерений можно будет выявить некий усредненный норматив трудозатрат. В дальнейшем именно данный показатель можно будет брать за основу нормирования штатной численности государственных гражданских служащих и оценку эффективности их служебной деятельности. Другими словами, нормирование трудозатрат по функциям и процедурам, выполняемым государственными гражданскими служащими, должно предшествовать нормированию их штатной численности и собственно разработке нормативов и стандартов оказания государственных услуг. Без этой базы ни один норматив (штатный, процедурный, процессный) не может считаться мотивированным и теоретически обоснованным.
В 2013 году в Приказе Минтруда РФ № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда» впервые были предложены новые методологические подходы к нормированию труда государственных гражданских служащих. В частности, рекомендовано в качестве аналитического инструментария для исследования фактических трудозатрат по видам и формам государственных функций использовать такие методы прикладных исследований, как хронометраж, фотохронометраж и метод математической статистики. Применение данных методов позволяет подвести основу под все стандарты и нормы профессиональной деятельности госслужащих...
Нормирование труда призвано способствовать оптимизации штатной численности работников организации; координации и перераспределению штата внутри нее с учетом наиболее функционально загруженных зон и участков работы; предупреждению и разрешению социальных конфликтов в сфере трудовых отношений; адекватной оценке труда работников и укреплению внутренней дисциплины в организации; усилению трудовой мотивации работников и их стремления к повышению эффективности производственных и сервисных процессов в организации.
Социальная значимость нормирования труда в системе государственной гражданской службы определяется, прежде всего, его социально-защитной функцией, призванной обеспечивать благоприятные возможности для роста удовлетворения государственных служащих содержанием и условиями их труда, а также наиболее полного использования их интеллектуального потенциала.
Основой для эффективного нормирования труда в современных условиях государственной гражданской службы должны служить научнообоснованные методы: аналитические методы, связанные с разделением процесса служебно-трудовой деятельности госслужащих на этапы и элементы, исследованием этих элементов и получением технически и научно обоснованных норм труда; а также суммарные методы, опирающиеся на опыт или статистику и позволяющие получить и обосновать опытностатистические нормы в сфере труда.
Анализ теоретических источников, проведенный в ходе диссертационного исследования, показал, что пока принципиально новых, прорывных технологий нормирования труда в сфере государственной гражданской службы учеными России не предложено. Новое, что предлагается в научных работах, в основном касается лишь частных аспектов нормирования труда в государственных органах, в частности, алгоритмов расчета нормативов численности государственных гражданских служащих и не касается рассмотрения с позиции развития человеческого потенциала и трудозатрат на единицу рабочего времени.
Однако сегодня для государства более значимо не только и не столько выработка нормативов численности чиновников, сколько объективное исследование состава всех видов трудозатрат, которые государственные гражданские служащие несут в процессе исполнения тех или иных должностных обязанностей, выявление оптимальной величины таких трудозатрат на единицу рабочего времени, на процедуру, оценку их влияния на общую длительность оказания государственных услуг и пр.
На наш взгляд, это и есть базовый и глубокий уровень нормирования труда, который сегодня требует детального исследования, поскольку без понимания того, сколько требуется сил и затрат на осуществление определенных трудовых операций государственными гражданскими служащими невозможно эффективно рассчитывать их общую численность и оценить эффективность государственной службы.
Поэтому затраты человеческого труда, требуемые для выполнения определенных государственных процедур и функций, должны быть детально измерены, табулированы во всех органах государственной власти, ибо на сопоставлении результатов таких измерений можно будет выявить некий усредненный норматив трудозатрат. В дальнейшем именно данный показатель можно будет брать за основу нормирования штатной численности государственных гражданских служащих и оценку эффективности их служебной деятельности. Другими словами, нормирование трудозатрат по функциям и процедурам, выполняемым государственными гражданскими служащими, должно предшествовать нормированию их штатной численности и собственно разработке нормативов и стандартов оказания государственных услуг. Без этой базы ни один норматив (штатный, процедурный, процессный) не может считаться мотивированным и теоретически обоснованным.
В 2013 году в Приказе Минтруда РФ № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда» впервые были предложены новые методологические подходы к нормированию труда государственных гражданских служащих. В частности, рекомендовано в качестве аналитического инструментария для исследования фактических трудозатрат по видам и формам государственных функций использовать такие методы прикладных исследований, как хронометраж, фотохронометраж и метод математической статистики. Применение данных методов позволяет подвести основу под все стандарты и нормы профессиональной деятельности госслужащих...
Подобные работы
- Профессиональный отбор на государственной и гражданской службе
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Удержание высококвалифицированного персонала в организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Реализация кадровой политики в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ «УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ).
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эффективности использования персонала пути её повышения
(на примере ОАО «Строительный трест №13» республика Беларусь)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





