ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕ
СКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ
КОВ 6
1.1. Страхи и фобические реакции как предмет психологического исследования 6
1.2. Особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте 17
1.3. Коррекции страхов средствами арт-терапии: изобразительное искусство,
глинотерапия, песочная терапия 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 47
2.1. Методы и процедуры исследования 47
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 49
2.3. Результаты формирующего эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Проблема детских страхов является одной из самых распространенных тем среди обращений родителей к психологам и педагогам, и ввиду этого производится достаточно широкое научное изучение данной тематики. Вместе с тем, эксперимент с данными состояниями представляется затруднительным ввиду прямого влияния на психологическое состояние субъекта и разнообразие предметов и ситуаций страха. Вместе с тем, работа с данными состояниями представляется двоякой: с одной стороны, важно понимать, что страх иногда формируется в случае реальной необходимости избежать нежелательных последствий, с другой же стороны - важно не допустить излишнего проявления страха там, где это помешает взаимодействию с миром, и тем более не усилить его при работе с фобическим состоянием. Поэтому при работе с данными проявлениями необходимо детально понимать ситуацию формирования страха и окружение ребенка для получения наиболее полноценного результата работы. Также вопрос методологии работы со страхами и продуктивности методик остается открытым и наличествует параллельно аспекту выравнивания представлений ребенка соответственно актуальному окружению и его свойствам. Начиная с различий в теоретических подходах к пониманию страхов, и продолжая в методологии подходов к коррекции данных состояний. В связи с перечисленными аспектами, наша работа представляется актуальной как с практической, методологической стороны, так и в теоретическом научном плане.
Цель исследования - изучение процесса коррекции страхов старших дошкольников средствами арт-терапии (изо-терапия, глинотерапия).
Задачи исследования:
1) Дать общее психологическое описание страхам и фобическим реакциям.
2) Определить особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте.
3) Провести коррекционные занятия по работе со страхами средствами арт-терапии: изобразительное искусство, глинотерапия, песочная терапия.
4) Дать общее описание методам и процедурам эмпирического исследования.
5) Сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.
Объект исследования - страхи у младших школьников.
Предметом исследования - средства коррекции страхов у младших школьников с помощью разработанной методической программы.
Гипотеза исследования: изо-терапия и глинотерапия как инструмент арт-терапии имеют терапевтическое влияние на проявленные страхи детей младшего школьного возраста.
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой проблеме. Эмпирические методы: «Методика М.А. Панфиловой и А.И. Захарова «Страхи в домиках» и методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
Количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: были использованы коэффициент корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона, Критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования.
В исследовании приняли участие 70 детей первоклассников в возрасте 7 лет МАОУ Гимназии № 120. Среди них 34 мальчика и 36 девочек.
В первой части работы мы рассмотрели актуальность и проблемное поле исследования психологических средств коррекции страхов у младших школьников.
В виду научной и практической актуальности темы мы сформировали проблемное поле по исследуемой тематике, выявили цели, сформулировали задачи, определили гипотезу.
В настоящей работе были раскрыты такие темы, как причины возникновения страха у детей младшего школьного возраста, психологическая интерпретация и подходы к коррекции страха, методы коррекции страха средствами арт-терапии. По каждому разделу теоретической части были сделаны разветвленные выводы, примененные в дальнейшем в разработке экспериментального плана и компоновки экспериментального воздействия, а также интерпретации результатов эмпирического исследования. На основании раскрытых теоретических и методических аспектов были подобраны необходимые процедуры экспериментального воздействия и проведено исследование с участием детей младшего школьного возраста.
До начала проведения исследования нами были изучены возможные внешние переменные настоящего эксперимента, которые затем были балансированы или контрбалансированы соответственно возможности управления ими. Была проведена процедура исследования дескриптивной статистики полученных результатов и наглядно представлены в виде графиков распределений.
В целях поиска различий между группами нами были выбраны непараметрические критерии Вилкоксона и Манна-Уитни. Также нами был выбран непараметрический критерий связи Спирмена для статистического исследования корреляции показателей тестовых методик и экспериментального воздействия. Мы провели статистическое исследование и подтвердили значимые связи экспериментального воздействия и и результатов испытуемых по использованным методикам, закрепив также в численном выражении общее влияние экспериментального воздействия и двух форм экспериментального воз-действия по отдельности, выделив также форму экспериментального воздействия с наибольшей выраженностью благоприятного результата.
Благодаря полученным данным от статистического исследования критериев различий и связей, пришли к выводу, что арт-терапия, как метод коррекции страхов имеет положительный результат, что является подтверждением гипотезы данного исследования. Полученные нами результаты могут иметь множество приложений как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми младшего школьного возраста инструментами арт-терапии по проблемам страхов и фобических состояний. Разработанная нами программа может быть использована специалистами в рамках частной работы, проведения обязательных мероприятий психологической коррекции в детских садах и школах, а также применены в процессе дополнительных коррекционных мероприятий. Элементы данной работы также могут быть использованы при составлении информационных и методических материалов для широкого круга лиц касательно тематики психокоррекционной работы со страхами и фобическими состояниями.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабаков, М. Перре. -СПб.: Речь, 2004.-С. 20-35
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студ. ВУЗов. - М.: Академический проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000.-513 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.- С. 20-35.
4. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р Бернс; Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986.- 98 с.
5. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства / В.М. Бехтерев. - М., 1982. - 88 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Прогресс, 1968.- С. 39-44.
7. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ,- 112-210 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М Бреслав.- М.: Педагогика, 1995.- 45 с.
9. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе / Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1998. - 71 с.
10. Вард И. Фобия. / И. Вард. - М.: Проспект, 2002.- С. 9-13.
11. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984.- 155 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии / Б.С. Волков. - М.: Просвещение, 1991.- 34 с.
13. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО Пресс, 2002. - С. 125-150
14. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - Собр. Соч. - М., 1982. - т. 4 - С. 88-100.
15. Гульянц Э.К., Гриднёва С.В., Тащеева А.И. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии / Э.К. Гульянц, С.В. Гриднёва, А.И. Тащеева.- Современная семья: проблемы и перспективы. - 1994.- 2-7 с...