ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Исследование жизнестойкости в зарубежной и отечественной
литературе 12
1.2. Определение, причины возникновения, классификации задержки
психического развития в отечественной и зарубежной литературе 23
1.3. Влияние личностных характеристик детей и подростков с задержкой
психического развития на проявления у них жизнестойкости 37
Выводы по главе 1 60
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 61
2.1. Организация и методы исследования 61
2.1.1. Описание методик исследования 63
2.2. Особенности проведения исследования 74
2.2.1. Результаты, полученные по «Тесту жизнестойкости» С. Мадди 79
2.2.2. Результаты, полученные по «Опроснику совладания со стрессом» 84
2.2.3. Результаты, полученные по опроснику «Стиль саморегуляции
поведения» 88
2.2.4. Результаты, полученные по опроснику «Большая пятерка» 93
2.2.5. Результаты, полученные по опроснику «Шкала психологической
разумности» 98
2.3. Статистическая обработка данных 103
2.3.1. Сравнительный анализ 103
2.3.2. Корреляционный анализ 114
2.3.3. Факторный анализ 116
Выводы по главе 2 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130
ПРИЛОЖЕНИЕ А 145
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 153
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в нашей стране и в мире в целом возрастает интерес к изучению и оказанию психолого-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются различные аспекты жизни данной категории лиц, происходит переход от парадигмы отношения к ним, как к «инвалидам», до выявления их способностей, внутренних ресурсов, развития сильных сторон личности, способствующих успешной адаптации в социуме.
Одним из менее выраженных, однако, требующих оказания специальной помощи проявлений ограниченных возможностей здоровья является задержка психического развития (ЗПР). Изучением причин ЗПР, особенностей, динамики занимались многие отечественные психологи, педагоги и врачи: Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская. Само определение «задержка психического развития» в нашей стране было введено Г. Е. Сухаревой в 1959 году.
Задержка психического развития - это замедление скорости формирования, становления основных функций: когнитивных процессов, логического и образного мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, памяти. При ЗПР уровень развития не соответствует или значительно отстает от общепринятых норм, характерных для того или иного возрастного периода.
Симптомы ЗПР наиболее ярко проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако данная категория детей получает цензовое образование и к окончанию школьного возраста должна полностью выйти на уровень развития своих сверстников, не имеющих особенностей.
Безусловно, для успешной адаптации и социализации лица с ЗПР нуждаются не только в поддержке при освоении школьной программы, но и при формировании и развитии различных сторон личности. На наш взгляд, большое значение в данном направлении приобретает задача формирования у них жизнестойкости.
Понятие «жизнестойкость личности» охватывает различные сферы адаптации человека к жизни, что делает его особенно интересным и актуальным при рассмотрении относительно лиц с теми или иными особенностями развития, в том числе, с ЗПР.
При этом период старшего школьного возраста, когда подростки находятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благоприятных для формирования и развития жизнестойких черт личности, что может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здоровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникающих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешными и полезными членами общества.
Разработанность проблемы. Комплексный подход к изучению ЗПР как специфического отклонения развития в детском возрасте получил широкое распространение в отечественной специальной педагогике и психологии в 60-е годы ХХ века. Главным образом это было связано с переходом начального и среднего образования на новые усложненные программы обучения, что привело к увеличению количества неуспевающих учеников. Были обозначены более четкие границы между теми, кто успешно справляется со школьной программой и теми, кто «застревает» на месте, сталкиваясь с трудностями, и, как следствие, теряет интерес к учебному процессу.
Сложившаяся обстановка требовала всесторонней клинико-психологопедагогической диагностики этих особенностей, с тем, чтобы выработать эффективные методы коррекции и помочь школьникам в адаптации.
Направления изучения ЗПР выбирались в основном, исходя из запросов системы образования. На первое место встала задача повышения успеваемости, тогда как жизни ребенка вне школы уделялось гораздо меньше внимания. При этом, на наш взгляд, успех человека в жизни зависит во многом от умения приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, а не только от полученного им при рождении набора физических данных, черт характера, темперамента и т.п. Способность человека с максимальной эффективностью использовать свои сильные стороны и является основополагающей при решении жизненных задач, будь то обучение в школе или противостояние проблемам на бытовом уровне. Все это лежит в основе понятия «жизнестойкость личности», которое может быть рассмотрено в контексте любой сферы жизни человека, независимо от его возрастных, половых, этнических особенностей, религиозных предпочтений, образования, уровня жизни, интересов и т.п...
Данная работа посвящена исследованию особенностей жизнестойкости подростков с задержкой психического развития. В теоретической части исследования показаны подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению понятий «жизнестойкость» и «задержка психического развития», описаны причины возникновения и классификация ЗПР, рассмотрена зависимость личностных характеристик детей и подростков с ЗПР и проявлений у них жизнестойкости, а также выбора стратегий совладающего поведения.
В эмпирической части рассмотрена методология и методики изучения жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска), стратегий совладающего поведения и личностных характеристик подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития, описана процедура исследования, особенности выборки испытуемых, представлены результаты (первичная и статистическая обработка данных), их анализ и интерпретация.
Анализ специализированной литературы по данной проблеме позволил определить цель исследования и выдвинуть гипотезы, которые проверялись в ходе его проведения. Цель и гипотезы исследования легли в основу выбора комплекса диагностических методик, в который вошли 5 опросников, позволяющих выявить степень проявления жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска), определить личностные характеристики и преобладающие стратегии совладающего поведения подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития.
Всего в исследовании приняли участие 52 испытуемых, 25 из них - с задержкой психического развития, 27 - без особенностей развития.
По результатам анализа полученных данных основная гипотеза исследования о том, что подростки с ЗПР имеют более низкие показатели жизнестойкости и ее составляющих (вовлеченности, контроля, принятия риска) по сравнению с подростками без особенностей развития не подтвердилась. По- 127 казатели жизнестойкости обеих групп, экспериментальной и контрольной, преимущественно распределились в пределах средних значений (50 % для группы подростков с ЗПР, 45 % для группы подростков без особенностей развития).
Первая дополнительная гипотеза о том, что подростки с ЗПР в сложных жизненных ситуациях чаще, чем подростки без особенностей развития используют пассивные стратегии совладающего поведения, направленные на отрицание, отвлечение, уход от решения проблем и т.п., не подтвердилась.
Для группы подростков с ЗПР в стрессовых ситуациях свойственно применение стратегий совладающего поведения, преимущественно направленных на стабилизацию эмоционального состояния и активное решение проблем.
Вторая дополнительная гипотеза о том, что подростки с ЗПР имеют слабовыраженные жизнестойкие черты личности, менее способны понимать и контролировать свое эмоциональное состояние, более подвержены депрессии, тревожности, чем подростки без особенностей развития не подтвердилась.
Были выявлены следующие жизнестойкие черты личности, свойственные подросткам с ЗПР: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, сдержанность, экспрессивность, способность к саморегуляции. Выраженность данных черт личности имеет прямую положительную связь со степенью проявления жизнестойкости.
В отношении эмоционального состояния подросткам с ЗПР свойственны беззаботность, расслабленность, эмоциональные комфортность и стабильность.
Результаты исследования показали достаточно высокие заинтересованность подростков обеих групп в сфере своих переживаний, а также понимание пользы от обсуждения переживаний с окружающими. Однако у подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития были выявлены пониженные доступность собственных переживаний и желание и готовность обсуж- 128
дать их с другими людьми, что может быть объяснено спецификой данного возрастного периода.
Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что подростки с ЗПР в 14-15 лет, в период старшего школьного возраста, не имеют значительных отличий в проявлении у них жизнестойкости по сравнению с подростками без особенностей развития, что, на наш взгляд, позволяет сделать вывод об успешной и эффективной психокоррекционной работе педагогов-воспитателей и психологов школы-интерната.
Перспективными направлениями исследования в обозначенной теме нами видятся изучение иных личностных и поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР на более широкой выборке, а также сравнение жизнестойкости подростков с ЗПР, обучающихся в специализированных и неспециализированных учебных заведениях.
Полученные данные могут быть использованы в практике работы школьных педагогов и психологов для составления психокоррекционных программ различного направления, а также родителями для организации оптимального воспитательного процесса детей и подростков с ЗПР.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абраменко В. И. Психология характера школьников подросткового возраста / В. И. Абраменко. - Киев: Киев. пед. ин-т., 1974. - 155 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
4. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбасс- вузиздат. - 2004. - Вып. 2. - С. 82 - 90.
5. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л. А. Александрова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - Том 51. - № 7. - С. 57 - 86.
6. Альбрехт Э. Я., Бертынь Г. П., Блюмина М. Г. и др. Учащиеся вспомогательной школы / под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979. - 230 с.
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14. - № 2. - С. 34 -37.
8. Афанасьева Н. Н. Особенности взаимоотношений детей с ЗПР // IV Всесоюз. конф. педагог. чтений. Тез. докл. - 1976. - Т. 2. - С. 44 - 48.
9. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Н. В. Бабкина. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
10. Белкин А. С. Диагностика педагогической запущенности учащихся: учеб. пособие / А. С. Белкин. - Свердловск: СПИ, 1979. - 107 с.
11. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Белопольская Н. Л.; МГУ. Фак. психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 21 с.
12. Берне Р. Развитие я-концепции и воспитания // Психология подростка / Сост. Ю. И. Фролов. - 1997. - С. 176 - 232.
13. Бертынь Г. П., Дунаева З. М., Лебединская К. С. и др. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127 с.
14. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2001. - 136 с.
15. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С. А. Богомаз, Д. Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23 - 28...