Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование жизнестойкости подростков с задержкой психического развития

Работа №98940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы158
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Исследование жизнестойкости в зарубежной и отечественной
литературе 12
1.2. Определение, причины возникновения, классификации задержки
психического развития в отечественной и зарубежной литературе 23
1.3. Влияние личностных характеристик детей и подростков с задержкой
психического развития на проявления у них жизнестойкости 37
Выводы по главе 1 60
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 61
2.1. Организация и методы исследования 61
2.1.1. Описание методик исследования 63
2.2. Особенности проведения исследования 74
2.2.1. Результаты, полученные по «Тесту жизнестойкости» С. Мадди 79
2.2.2. Результаты, полученные по «Опроснику совладания со стрессом» 84
2.2.3. Результаты, полученные по опроснику «Стиль саморегуляции
поведения» 88
2.2.4. Результаты, полученные по опроснику «Большая пятерка» 93
2.2.5. Результаты, полученные по опроснику «Шкала психологической
разумности» 98
2.3. Статистическая обработка данных 103
2.3.1. Сравнительный анализ 103
2.3.2. Корреляционный анализ 114
2.3.3. Факторный анализ 116
Выводы по главе 2 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130
ПРИЛОЖЕНИЕ А 145
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 153

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в нашей стране и в мире в целом возрастает интерес к изучению и оказанию психоло­го-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ). Рассматриваются различные аспекты жизни данной категории лиц, происходит переход от парадигмы отношения к ним, как к «инвалидам», до выявления их способностей, внутренних ресурсов, развития сильных сто­рон личности, способствующих успешной адаптации в социуме.
Одним из менее выраженных, однако, требующих оказания специаль­ной помощи проявлений ограниченных возможностей здоровья является за­держка психического развития (ЗПР). Изучением причин ЗПР, особенностей, динамики занимались многие отечественные психологи, педагоги и врачи: Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, К. С. Лебе­динская. Само определение «задержка психического развития» в нашей стране было введено Г. Е. Сухаревой в 1959 году.
Задержка психического развития - это замедление скорости формиро­вания, становления основных функций: когнитивных процессов, логического и образного мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, памяти. При ЗПР уровень развития не соответствует или значительно отстает от об­щепринятых норм, характерных для того или иного возрастного периода.
Симптомы ЗПР наиболее ярко проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Однако данная категория детей получает цен­зовое образование и к окончанию школьного возраста должна полностью выйти на уровень развития своих сверстников, не имеющих особенностей.
Безусловно, для успешной адаптации и социализации лица с ЗПР нуж­даются не только в поддержке при освоении школьной программы, но и при формировании и развитии различных сторон личности. На наш взгляд, боль­шое значение в данном направлении приобретает задача формирования у них жизнестойкости.
Понятие «жизнестойкость личности» охватывает различные сферы адаптации человека к жизни, что делает его особенно интересным и актуаль­ным при рассмотрении относительно лиц с теми или иными особенностями развития, в том числе, с ЗПР.
При этом период старшего школьного возраста, когда подростки нахо­дятся на границе детства и взрослости, является одним из наиболее благо­приятных для формирования и развития жизнестойких черт личности, что может лечь в основу повышения уровня их физического и психического здо­ровья, помочь в выработке эффективных способов преодоления возникаю­щих трудностей, найти свое место в жизни и стать полноценными успешны­ми и полезными членами общества.
Разработанность проблемы. Комплексный подход к изучению ЗПР как специфического отклонения развития в детском возрасте получил широ­кое распространение в отечественной специальной педагогике и психологии в 60-е годы ХХ века. Главным образом это было связано с переходом начального и среднего образования на новые усложненные программы обу­чения, что привело к увеличению количества неуспевающих учеников. Были обозначены более четкие границы между теми, кто успешно справляется со школьной программой и теми, кто «застревает» на месте, сталкиваясь с труд­ностями, и, как следствие, теряет интерес к учебному процессу.
Сложившаяся обстановка требовала всесторонней клинико-психолого­педагогической диагностики этих особенностей, с тем, чтобы выработать эффективные методы коррекции и помочь школьникам в адаптации.
Направления изучения ЗПР выбирались в основном, исходя из запросов системы образования. На первое место встала задача повышения успеваемо­сти, тогда как жизни ребенка вне школы уделялось гораздо меньше внима­ния. При этом, на наш взгляд, успех человека в жизни зависит во многом от умения приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружаю­щей среды, а не только от полученного им при рождении набора физических данных, черт характера, темперамента и т.п. Способность человека с макси­мальной эффективностью использовать свои сильные стороны и является ос­новополагающей при решении жизненных задач, будь то обучение в школе или противостояние проблемам на бытовом уровне. Все это лежит в основе понятия «жизнестойкость личности», которое может быть рассмотрено в контексте любой сферы жизни человека, независимо от его возрастных, по­ловых, этнических особенностей, религиозных предпочтений, образования, уровня жизни, интересов и т.п...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию особенностей жизнестойкости подростков с задержкой психического развития. В теоретической части ис­следования показаны подходы отечественных и зарубежных авторов к изуче­нию понятий «жизнестойкость» и «задержка психического развития», описа­ны причины возникновения и классификация ЗПР, рассмотрена зависимость личностных характеристик детей и подростков с ЗПР и проявлений у них жизнестойкости, а также выбора стратегий совладающего поведения.
В эмпирической части рассмотрена методология и методики изучения жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченности, контроля, принятия рис­ка), стратегий совладающего поведения и личностных характеристик под­ростков с ЗПР и подростков без особенностей развития, описана процедура исследования, особенности выборки испытуемых, представлены результаты (первичная и статистическая обработка данных), их анализ и интерпретация.
Анализ специализированной литературы по данной проблеме позволил определить цель исследования и выдвинуть гипотезы, которые проверялись в ходе его проведения. Цель и гипотезы исследования легли в основу выбора комплекса диагностических методик, в который вошли 5 опросников, позво­ляющих выявить степень проявления жизнестойкости и ее компонентов (во­влеченности, контроля, принятия риска), определить личностные характери­стики и преобладающие стратегии совладающего поведения подростков с ЗПР и подростков без особенностей развития.
Всего в исследовании приняли участие 52 испытуемых, 25 из них - с задержкой психического развития, 27 - без особенностей развития.
По результатам анализа полученных данных основная гипотеза иссле­дования о том, что подростки с ЗПР имеют более низкие показатели жизне­стойкости и ее составляющих (вовлеченности, контроля, принятия риска) по сравнению с подростками без особенностей развития не подтвердилась. По- 127 казатели жизнестойкости обеих групп, экспериментальной и контрольной, преимущественно распределились в пределах средних значений (50 % для группы подростков с ЗПР, 45 % для группы подростков без особенностей развития).
Первая дополнительная гипотеза о том, что подростки с ЗПР в сложных жизненных ситуациях чаще, чем подростки без особенностей развития ис­пользуют пассивные стратегии совладающего поведения, направленные на отрицание, отвлечение, уход от решения проблем и т.п., не подтвердилась.
Для группы подростков с ЗПР в стрессовых ситуациях свойственно применение стратегий совладающего поведения, преимущественно направ­ленных на стабилизацию эмоционального состояния и активное решение проблем.
Вторая дополнительная гипотеза о том, что подростки с ЗПР имеют слабовыраженные жизнестойкие черты личности, менее способны понимать и контролировать свое эмоциональное состояние, более подвержены депрес­сии, тревожности, чем подростки без особенностей развития не подтверди­лась.
Были выявлены следующие жизнестойкие черты личности, свойствен­ные подросткам с ЗПР: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, сдер­жанность, экспрессивность, способность к саморегуляции. Выраженность данных черт личности имеет прямую положительную связь со степенью про­явления жизнестойкости.
В отношении эмоционального состояния подросткам с ЗПР свойствен­ны беззаботность, расслабленность, эмоциональные комфортность и ста­бильность.
Результаты исследования показали достаточно высокие заинтересован­ность подростков обеих групп в сфере своих переживаний, а также понима­ние пользы от обсуждения переживаний с окружающими. Однако у подрост­ков с ЗПР и подростков без особенностей развития были выявлены понижен­ные доступность собственных переживаний и желание и готовность обсуж- 128
дать их с другими людьми, что может быть объяснено спецификой данного возрастного периода.
Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что под­ростки с ЗПР в 14-15 лет, в период старшего школьного возраста, не имеют значительных отличий в проявлении у них жизнестойкости по сравнению с подростками без особенностей развития, что, на наш взгляд, позволяет сде­лать вывод об успешной и эффективной психокоррекционной работе педаго­гов-воспитателей и психологов школы-интерната.
Перспективными направлениями исследования в обозначенной теме нами видятся изучение иных личностных и поведенческих особенностей де­тей и подростков с ЗПР на более широкой выборке, а также сравнение жиз­нестойкости подростков с ЗПР, обучающихся в специализированных и не­специализированных учебных заведениях.
Полученные данные могут быть использованы в практике работы школьных педагогов и психологов для составления психокоррекционных программ различного направления, а также родителями для организации оп­тимального воспитательного процесса детей и подростков с ЗПР.


1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абраменко В. И. Психология характера школьников подростко­вого возраста / В. И. Абраменко. - Киев: Киев. пед. ин-т., 1974. - 155 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
4. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбасс- вузиздат. - 2004. - Вып. 2. - С. 82 - 90.
5. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л. А. Александрова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - Том 51. - № 7. - С. 57 - 86.
6. Альбрехт Э. Я., Бертынь Г. П., Блюмина М. Г. и др. Учащиеся вспомогательной школы / под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979. - 230 с.
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: пе­реосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14. - № 2. - С. 34 -37.
8. Афанасьева Н. Н. Особенности взаимоотношений детей с ЗПР // IV Всесоюз. конф. педагог. чтений. Тез. докл. - 1976. - Т. 2. - С. 44 - 48.
9. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Н. В. Бабкина. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
10. Белкин А. С. Диагностика педагогической запущенности уча­щихся: учеб. пособие / А. С. Белкин. - Свердловск: СПИ, 1979. - 107 с.
11. Белопольская Н. Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Белопольская Н. Л.; МГУ. Фак. психоло­гии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 21 с.
12. Берне Р. Развитие я-концепции и воспитания // Психология под­ростка / Сост. Ю. И. Фролов. - 1997. - С. 176 - 232.
13. Бертынь Г. П., Дунаева З. М., Лебединская К. С. и др. Актуаль­ные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127 с.
14. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,
2001. - 136 с.
15. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент ин­новационного потенциала человека / С. А. Богомаз, Д. Ю. Баланев // Сибир­ский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23 - 28...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ