Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки туристского потенциала страны .... 6
1.1 Туристский потенциал и его компоненты: аттрактивность и ресурсы .6
1.2 Методы оценки туристского потенциала территории 13
Глава 2. Анализ и оценка туристского потенциала Туркменистана 20
2.1 Общая характеристика страны 20
2.2 Социально-эколого-экономическое положение в стране 24
2.3 Культурно-исторические туристские ресурсы 31
2.4 Природно-рекреационные туристские ресурсы 40
2.5 Анализ состояния инфраструктуры туризма 48
Глава 3. Современное состояние индустрии туризма Туркменистана 58
3.1 Положение Туркменистана на арене международного туризма 58
3.2 Международный въездной туризм: статистика, виды, страны-
поставщики туристов, цели путешествий, отзывы туристов 64
3.3 Основные проблемы и перспективы развития туризма в
Туркменистане 78
Заключение 83
Источники и литература 88
В настоящее время туризм и рекреация являются одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей современного мирового хозяйства. В отличие от тех стран, где туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, вклад туризма в развитие экономики Туркменистана остается пока несущественным.
Туркменистан - государство в Центральной Азии, которое ранее входило в состав Советского Союза. После распада СССР судьбы союзных республик сложились по-разному. Многие из них успешно интегрировались в современный мир, наладив прочные культурные и экономические связи с другими государствами. Однако в связи с внутриполитическими особенностями Туркмения по сей день считается одним из самых закрытых государств в мире.
Пик посещения Туркменистана туристами пришелся на 80-е годы XX века. Десятки тысяч путешественников отдыхали не только на море, но и ездили в экскурсионные туры по городам и походы по горам и пустыням. Сегодня попасть в Туркменистан обычному туристу уже не так просто, такие поездки считаются экзотикой, а в пустыне оказывается не больше трех или пяти групп за год.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в экономике Туркменистана туризм играет ничтожную роль, в то время как во многих других странах туризм вносит существенный вклад в экономику государства. Развитие туризма в стране находится на низком уровне. Главной проблемой, тормозящей развитие международного туризма в Туркменистане, является строгий визовый режим. Туркменистан является страной, для посещения которой гражданам всех государств требуется виза.
Новизна работы заключается в недостаточной изученности современного состояния туристической сферы в Туркменистане. Кроме того, по сравнению с другими государствами Центральной Азии Туркменистан является страной со слабо развитым туризмом и занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. Обладая богатыми культурно - историческими и природно -рекреационными ресурсами, страна стоит перед проблемой создания динамично -развивающейся индустрии туризма, которая могла бы привлечь иностранных туристов со всего мира.
Объектом исследования является туристическая отрасль в Т уркменистане.
Предметом исследования в данной работе являются проблематика и перспективы развития индустрии туризма в Туркменистане.
Цель работы заключается в оценке современного состояния и перспектив развития индустрии туризма в Туркменистане.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты оценки туристского потенциала территории;
• оценить туристские ресурсы, имеющиеся в стране;
• выполнить анализ состояния инфраструктуры туризма в Туркменистане;
• оценить современное состояние индустрии туризма в Туркменистане
• выявить основные тенденции и проблемы развития туристской отрасли в Туркменистане;
• предложить пути преодоления выявленных в ходе исследования проблем.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых. По рекреационной географии и туризму были использованы работы Ю.А. Веденина, H.A. Даниловой, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, А.И. Зырянова, Н.П. Крачило, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, В.С. Преображенского, В.Г. Гуляева, А.В. Дроздова, Е.Ю. Колбовского, А.С. Кускова, С.А. Севастьяновой, П.С. Ширинкина, Д.А. Постникова, К.И. Эрингс, А.Р. Будрюнас, Т.О. Юргенс.
Из зарубежных авторов важную роль сыграли J. Krippendorf, J. Swarbrooke, J.C. Ribeiro, M. Clawson, L.C. Vareiro, S. Saraniemi.
Информационными источниками для написания работы послужили сайт Государственного Комитета по туризму в Туркменистане, официальный сайт посольства Туркменистана в России, официальный сайт Миграционной службы Туркменистана, сайт Федерального агентства по туризму в России, сайты туристских предприятий, периодические издания, блоги с заметками и отзывами о поездках в Туркменистан, а также другие сведения, полученные через глобальную сеть Интернет.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список литературы .
В ведении сформулированы актуальность, цель и задачи работы. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты, а именно определение терминов «туристский потенциал» и «туристские ресурсы», а также анализ наиболее удачных методов оценки туристского потенциала территории.
Вторая глава посвящена анализу туристского потенциала Туркменистана. В ней мы рассмотрим общую характеристику Туркменистана, ее социально-экономическое положение, наличие историко -культурных и природно-рекреационных ресурсов на территории, а также дадим оценку инфраструктуре туризма в стране.
В третьей главе рассматривается современное состояние индустрии туризма в Туркменистане: оценивается положение страны на международном туристическом рынке, проводится анализ международного въездного туризма, в частности статистики прибытий иностранных туристов, организаторов туров и их специфика. Далее определяются основные проблемы туристической сферы и тенденции ее развития.
В заключение работы будет дана общая оценка современного состояния развития туризма в Туркменистане, а также предложены рекомендации по повышению эффективности функционирования этой отрасли в стране.
На сегодняшний день туризм является одной из важнейших, а в некоторых случаях основной статьей дохода многих стран мира, а также ключевым фактором в развитии, процветании и благополучии. Еще с середины прошлого века международный туризм и туристические услуги становятся объектом международного регулирования, а уже в наши дни он стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
По прогнозам экспертов ЮНВТО в 21 веке рост туризма будет продолжаться. Однако, какими бы не были прогнозы, для того чтобы преуспеть в туристской деятельности требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента подход к организации производства, продвижения и реализации туристического продукта.
В ходе исследования было выявлено, что современное состояние международного туризма в Туркменистане говорит о том, что страна еще не занимает высокого положения в экономике, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого природного и культурного наследия, государство занимает скромное место на мировом туристическом рынке и существенно отстает от соседних государств.
Основной причиной отставания Туркменистана от лидирующих стран в области международного туризма является закрытость страны, и как результат строгий визовый режим. Следует отметить, что д оля отказов в туркменской визе достигает 98%.
Также большим препятствием развития туризма служит отсутствие рекламно-информационного поля, низкое качество услуг , слаборазвитая туристская инфраструктура, несовершенство информационно -статистической и правовой базы . В открытом доступе не имеется никаких статистических данных, касающихся сферы туризма в Туркменистане, что существенно ограничивает возможности анализа современного состояния туристического комплекса.
Следует также отметить явный недостаток опыта привлечения и приема иностранных туристов и нехватку специалистов, владеющих иностранными языками в регионах.
Что касается туристского потенциала Туркменистана, то в ходе исследования была дана оценка наличия природно-рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия на его территории. Показано , что туристические ресурсы по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработать диверсифицированны й конкурентоспособный туристский продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: культурно-познавательные, исторические, экологические, спортивные, пляжные, программы кратковременного обслуживания транзитных потоков, а также различные виды специализированных программ.
Кроме того, туристские ресурсы Туркменистана прекрасно отвечают растущему среди европейских любителей путешествий спросу на исторические туры по местам с природной экзотикой, контрастом старины и современности.
Состояние инфраструктуры на современном этапе развития туризма Туркменистана оценено как удовлетворительное. Внимание государственных властей сосредоточено на развитии основных туристских центрах страны. Транспортная и гостиничная инфраструктуры имеют развитие только в крупных городах, в то время как за их пределами они находится в плачевном состоянии. Более того, небольшой выбор гостиниц, а также отсутствие международных отельных сетей свидетельствует о минимальных гостиничных мощностях на территории страны.
Однако главной проблемой туристской инфраструктуры в Туркменистане является ненадлежащее информационное обеспечение на всей территории страны. В эпоху информационного общества Туркменистан до сих пор является страной с ограниченным доступом в Интернет. Как результат, в стране отсутствуют онлайн-каналы бронирования туристических услуг, информационно -туристские порталы, официальные сайты туристских компаний, а также ряд других необходимых для каждого туриста Интернет - ресурсов.
Для оценки современного состояния туризма в Туркменистане было проанализировано положение страны на международной туристической арене, ее присутствие в предложениях как отечественных туристских предприятий, так и зарубежных. В следствие чего было выявлено, что хоть Туркменистан и участвует на международных туристических в ыставках, туристский потенциал государство раскрывает не полностью. В выставочных павильонах Туркменистан позиционирует себя только как страну, через которую проходил Великий Шелковый путь, в то время как остальные возможности дестинации не используются.
Что касается туров в Туркменистан, то компаний, предлагающих их незначительное количество. В основном это туркменские компании, а также несколько компаний Ближнего Зарубежья. Важно отметить, что стоимость туров довольна высокая и доходит от 1000 до 3000 до лларов за человека, а подготовка к ним может занимать около месяца из-за оформления визы. Таким образом, проблемой является то, что турист отдаст предпочтение стране, куда попасть будет быстрее и менее затратным.
По результатам проведенного исследования можно дать следующие рекомендации по повышению эффективности функционирования и развития туристической отрасли в Туркменистане:
1. Упрощение визового режима, так как это является наиболее эффективным способом повышения туристической привлекательности страны.
2. Развитие и модернизация туристской инфраструктуры. Подразумевается увеличение предприятий, предоставляющих услуги по размещению и питанию, расширение дополнительных услуг в отелях, улучшение качества обслуживания, развитие информационных технологий (возможность онлайн -бронирования номеров и туров, навигация по городам, создание информационных туристских сайтов о стране, а также сайтов туристских организаций)
3. Улучшение транспортной доступности за счет увеличения числа авиасообщений с различными странами, а также открытия международного железнодорожного и морского сообщения...