Введение 3
Глава 1. Концепции любви и пола в философии XX века 9
Глава 2. Любовь к ближнему и родительская любовь в рассказах А.
Платонова 1930-40-х гг 39
2.Е «Ущемлять и приспосабливать свою душу ради приближения к другой, всегда завороженной, закутанной человеческой душе...» 41
2.2. «Ребятишки - дело непокупное, и для сердца они больны, как смерть».52
Глава 3. «Разделение тягости и счастья второй, незнакомой жизни...»: половая любовь в рассказах А. Платонова 1930-40-х гг 67
Заключение 101
Библиографический список 105
«В нашей литературе по складу натуры нет писателя, близкого А. Платонову не по умению, а по инстинкту любить человека» [Васильев, 1990, с. 125], - писал В. Васильев, фиксируя платоновское стремление оправдать и возвысить даже тех, кто, казалось бы, этого недостоин. Искренняя, почти бессознательная тяга к ближнему и желание преодолеть неродственное, небратское состояние человечества, пронизывают платоновскую прозу. Любовь, в различных ее ипостасях, занимает значимое место в произведениях писателя. Неудивительно, что в одном из писем он называет ее «мерой одаренности жизнью людей» [Платонов, 2013, с. 650].
Многие исследователи пытались раскрыть закономерности в изображении Платоновым любовного чувства. В частности, это делают авторы работ, дающие общий очерк жизни и творчества писателя: Л. Шубин1, В. В. Васильев2, А. Варламов3. Эти литературоведы описывают психологию платоновских героев, но почти не касаются духовных основ их любовной связи. Существует определенное количество работ, направленных на отыскание метафизических истоков любовного чувства в платоновском мире. Некоторые мысли по этому поводу высказывает Е. Толстая в работе «Идеологические контексты Платонова»4. Статья «“Тайное тайных” Андрея Платонова: эрос и пол», посвященная указанной тематике, написана С. Семеновой5. Касается платоновской философии любви X. Костов в монографии о романе «Счастливая Москва»6. Христианскую основу любви платоновских героев показывает Н. Сейранян7. Метафизике пола и любви в прозе Платонова посвящена статья Н. Патрикеевой8. Все указанные исследователи отмечают близость платоновских воззрений на любовь взглядам таких русских философов, как Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, а также мысли Нового Завета.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на данный момент проблема духовных истоков любовного чувства в платоновском мире разработана недостаточно системно. При этом данный вопрос является, на наш взгляд, одним из важнейших для понимания своеобразия творческой индивидуальности А. Платонова.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые целенаправленно анализируется метафизика любви и пола в зрелых рассказах А. Платонова.
Интерпретация Платоновым любовного чувства менялась на протяжении его творческого пути. Особенно это замечание относится к половой любви9. В платоновской прозе 1920-х - первой половины 30-х годов изображение такого типа любви, размышления о ней занимают немного места, несмотря на насыщенность произведений (особенно это относится к «Чевенгуру») явными и скрытыми эротическими мотивами. Характерно, что писатель не показывает в произведениях этого периода «истинной» любви10, предполагающей, помимо плотской связи, также и духовную близость мужчины и женщины.
В середине 1930-х годов Платонов вступает в принципиально новый творческий период. Н. Пенкина характеризует его специфику следующим образом: «Утопические и идеологические темы уступают вопросам частной человеческой жизни. Сущность человека раскрывается через экзистенциалы, то есть структурные определители целостного человеческого опыта. Образ человека раскрывается в единстве внутреннего и внешнего мира» [Пенкина 2012, с. 19]. В прозе этого периода начинают стремиться к равновесию духовное и телесное, что делает Платонова близким художественному канону классической литературы. Тема любви становится основной во многих произведениях, созданных в это время. Платонов изображает различные лики этого чувства: любовь к человечеству, любовь к ближнему, родительскую любовь, любовь половую. Основным жанром, в котором разрабатывается тема любви, является рассказ.
Исходя из указанных особенностей проявления интересующей нас темы в платоновском творчестве, мы можем определить объект работы. Мы включаем в него рассказы, написанные А. Платоновым в период с середины 1930-х до 40-х годов. Среди достаточно большого количества рассказов, созданных в это время, останавливаемся на тех, в которых тема любви является ключевой для понимания общего смысла произведения: «Третий сын», «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Свежая вода из колодца», «Семен», «На заре туманной юности», «Старый механик», «По небу полуночи», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире», «Афродита», «Возвращение». Жанровая модель рассказа, как показывает В. И. Тюпа, предполагает соединение начал притчи и анекдота11. В рассказах А.
Платонова 1930-40-х гг., притчевое начало очень сильно, в то время как анекдотическое присутствует слабо либо совсем нивелируется. Это предопределяет философичность платоновских рассказов, их направленность на постижение наиболее общих закономерностей человеческого бытия.
В заглавии нашей работы мы используем термин «метафизика». Метафизика понимается как учение о предельных, императивных основах мира и человеческого существования. Проблема пола и любви открывает возможность метафизического аспекта исследования, поскольку она является основополагающей для понимания человека. Н. Бердяев писал об этом: «С полом и любовью связана тайна разрыва в мире и тайна всякого соединения; с полом и любовью связана также тайна индивидуальности и бессмертия. Это мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он так же безмерно важен, как и вопрос о поддержании жизни и смерти» [Бердяев, 2013, с. 24]. Применительно к платоновскому универсуму, исследователями отмечалась важность темы пола и любви для понимания действующих в нем закономерностей. Так, Л. Пушкарева пишет: «На первый взгляд, собственно о любви А. Платонов написал всего несколько произведений (“Фро”, “Река Потудань”, “Афродита”, “Возвращение”), тем не менее эта тема, как никакая другая, помогает понять законы единого художественного мира писателя» [Пушкарева, 2014, с. 178].
Указанный аспект изучения позволяет сформулировать предмет исследования. Он включает в себя те элементы художественного мира рассказов А. Платонова, которые позволяют напрямую выйти к проблемам любви и пола. Это в первую очередь система персонажей-образов и нравственная сторона их взаимоотношений...
Целью данной работы было изучение метафизики любви и пола в зрелых рассказах А. Платонова в контексте философской мысли первой половины XX века. В результате предпринятого исследования мы пришли к ряду выводов.
Первоначально нами были описаны философские концепции любви и пола Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, Н. Лосского, 3. Фрейда, О. Вейнингера. В ходе работы подтвердилось предположение о том, что А. Платонову мировоззренчески близки русские религиозные философы, в то время как влияние на него работ 3. Фрейда и О. Вейнингера крайне незначительно. Среди мыслителей особенно важных для понимания проблематики, связанной с любовью и полом в платоновских рассказах, стоит назвать Н. Федорова и В. Соловьева. Платонов художественно воплощает федоровскую идею о необходимости восстановления братских отношений между людьми и родственного отношения к миру, изображая героев- праведников, таких как Егор Альвин или Юшка. По мысли писателя, приближение утопии, описанной Федоровым, возможно, если хотя бы один человек начнет претворять нравственный идеал деятельной любви к ближнему. Также важны идеи Н. Федорова при интерпретации родительской любви в платоновских рассказах. В «Третьем сыне» и «Семене» писатель проводит мысль о том, что рождение ребенка есть одновременно и смерть родителя, восходящую к «Философии общего дела». У В. Соловьева берет начало важная для Платонова идея о необходимости жить другим человеком, находить в нем положительное восполнение своего существа. Имеется сходство соловьевской и платоновской мысли в интерпретации половой любви. Оба говорят об эросе как о высшей форме любовного чувства и подчеркивают важность духовной связи между любящими.
Наиболее фундаментальный тип любви в платоновских рассказах из выделенных нами, - это любовь к ближнему. Те, кто не одарен способностью к этому чувству, ведут по мысли писателя неполноценное существование.
Платонов неоднократно показывает, как недостаток сочувствия к окружающим приводит героев к катастрофам. Для некоторых из них это оказывается шагом к духовному перерождению. Так, машинист Мальцев становится виновником крушения поезда и слепнет, что является авторской оценкой его неспособности «возлюбить ближнего». Благодаря дружбе напарника, Кости, Мальцев прозревает, понимает необходимость единения с людьми. Становится виновником катастрофы и Аркадий Михайлович Благих, который был жесток к своей племяннице, но Платонов не показывает его преображения. Вероятно, в этом герое изначально отсутствует потенциал человечности, недаром, описывая его, автор указывает на сходство с животным: «Изнутри комнаты отдернули занавеску, и оттуда на Ольгу поглядело большое лицо пожилого человека, обросшего густой черной бородой; он быстро проглотил что-то, словно испугавшись, что к нему пришли отнимать пишу, и внимательно всмотрелся во тьму своими глазами, такими маленькими, что они казались кроткими, как бывает у животных» [Платонов 2011, т.5, с. 490]. Таким образом, не каждый, по мысли Платонова, способен осуществлять описанный им этический идеал жизни в другом человеке.
Родительская любовь - самая прочная, самая непреложная связь в платоновском мире. Платоновские отцы и матери жертвуют собой ради детей, что художественно совершенно реализовано писателем в рассказах «Третий сын» и «Семен». Платоновским родителям «не прощается» даже незначительное невнимание к своим детям. Так, в рассказе «Июльская гроза» отца Наташи и Антошки лишают права управляться с племенным быком, поскольку он не уследил за дочерью и сыном. В «Возвращении» Платонов показал, насколько сложно восстановить семейные связи, разрушенные войной. Вернувшийся домой капитан Иванов, понимает, что семья стала ему чужой: старший сын фактически занял его место хозяина дома, жена имела связь с другим мужчиной. Иванов решает уехать и только вид детей, бегущих за поездом, заставляет его выйти из эгоистической замкнутости, вернуться к семье.
Половая любовь, согласно Платонову, открывает самое глубокое духовное измерение человеческого бытия. Она способствует перерождению любящих и становится тем центром, вокруг которого человек выстраивает свою жизнь (это особенно видно на примере образов Фро и Назара Фомина). Наиболее репрезентативны для понимания платоновской концепции эротической любви рассказы «Река и Потудань» и «Фро», которые, на наш взгляд, можно объединить в своеобразную дилогию. Их сближает утверждение экзистенциальной концепции личности, для которой существование предшествует сущности. В «Реке Потудани» присутствует коллизия столкновения живых интересов личности с родовой стихией, которая не приемлет ничего выбивающегося из установившегося цикла. Конфликт рассказа разрешается тем, что личное начало одерживает верх в Любе и Никите, прошедших своеобразные испытания, способствовавшие их духовному перерождению. В финале произведения герои обретают подлинную близость. В центре рассказа «Фро» героиня, которую любовь наделяет полнотой бытия. Все действия Фро, которые она совершает по ходу повествования (поступление на курсы железнодорожной сигнализации, служба на почте и т.д.) оказываются напрямую связаны с ее возлюбленным, причем это не ведет за собой утерю героиней своего «я». Во Фро очевидно личностное начало, выражающееся в самостоятельности ее поступков и суждений, что, на наш взгляд, делает не совсем корректной сопоставление платоновской героини с чеховской Душечкой, которая лишена способности выбирать собственную жизненную позицию и пользуется готовыми, чужими самоопределениями. В платоновских рассказах 1940-х годов мы видим понимание половой любви как «чувства тихой привязанности». Такая философия воплощена в рассказе «Афродита». Назар Фомин не знает жива ли его жена, но все равно готов ждать ее. Он верит, что благодаря тому, что все вещи в мире связаны друг с другом, он сможет получить весть от своей подруги. Любовь к Наталье Владимировне, Афродите, помогла Фомину
сохраниться во всех испытаниях, она способствовала становлению его как
личности.
Любовь в разных ее ипостасях занимает значительное место в рассказах Платонова. Способность или не способность к любви является важным критерием оценки героев писателем, причем это замечание стоит распространить не только на рассказы, ставшие объектом нашего исследования, но и на прозаическое наследие Платонова в целом. Герои, проявляющие жестокость по отношению к окружающим, ведущие безлюбовное существование занимают крайне низкое место в платоновском антропологическом универсуме. Как мы показали, писатель даже отказывает им в праве на духовное перерождение, не верит в то, что они смогут обрести единение с ближним.
Перспектива данного исследования видится в расширении исследуемой проблематики. Мы считаем актуальным рассмотрение платоновских произведений в контексте этических идей русских и зарубежных мыслителей1. Также нужным представляется изучение того, какое философское осмысление у писателя получают такие этические категории, как добро, зло, совесть, счастье и т.д. Платонов пережил несколько войн, сталинский террор, личные трагедии, но при этом сохранил трепетное, благоговейное отношение к личности другого человека. Очевидно, этот духовный опыт заслуживает пристального изучения и понимания.
1. Достоевский, Ф. М. Записки из подполья. СПб.: Азбука, 2013. - 256 с.
2. Нагибин Ю. М. Еще о Платонове // Андрей Платонов: воспоминания современников: [материалы к биографии]. М.: Современный писатель, 1994. С. 74 - 79.
3. Нагибин, Ю. М. Платонов в театре [Электронный ресурс] / Ю. М.
Нагибин. Режим доступа:
http://rulibs.eom/ru_zar/prose_contemporary/nagibm/6/j21.html
4. Пастернак, Б. Н. Доктор Живаго. М.: Эксмо, 2011. - 704 с.
5. Переписка В. В. Розанова и М. О. Гершензона. 1909 - 1918. // Новый мир, №3, 1991. С. 215-243.
6. Платонов, А. П. Записные книжки: материалы к биографии. М.: ИМЛИ РАН, 2006. - 421 с.
7. Платонов А. П. Краткое изложение темы киносценария с условным названием «Семья Иванова» // Андрей Платонов: воспоминания современников: [материалы к биографии]. М.: Современный писатель, 1994. С. 455 - 457.
8. Платонов, А. П. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Время, 2011.
9. Платонов, А. П. Я прожил жизнь: письма [1920-1950 гг.]. М.: Астрель, 2013. - 688 с.
10. Ремарк, Э.-М. На западном фронте без перемен. Возвращение: Романы: Пер. с нем. - М.: Худож. лит., 1988. - 399 с.
11. Тарковский, А. А. Вот и лето прошло. М.: Эксмо, 2009. - 352 с.
12. Толстой, Л. Н. Война и мир: Т. 3-4. М.: Худ. литература, 1967. - 736 с.
13. Хемингуэй, Э. Фиеста (И восходит солнце). Прощай оружие! Романы; Старик и море: повесть; Рассказы. / пер. с англ. - М.: Худож. лит., 1988. - 558 с.
14. Чехов, А. П. Собрание сочинений: в 8 т. / А. П. Чехов. - М.: Правда, 1970. Т.6.-488 с...