Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 7
1.2 Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 11
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий для
формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Сформированность знаний о природе у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 27
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний о
природе у детей старшего дошкольного возраста и анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 7
1.2 Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 11
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий для
формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Сформированность знаний о природе у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 27
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний о
природе у детей старшего дошкольного возраста и анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
Актуальность исследования: в наше время решение экологических проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, так как наша страна решает важнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. В условиях прогрессивного развития экологической ситуации, принципиальна экологизация всей системы образования дошкольников.
Существует возможность выхода из образовавшейся ситуации путем формирования человечеством нового миропонимания, приобретения сознательного взгляда на взаимодействие общества с природой и изменение практики жизнедеятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе и экологической.
Еще в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста формируются экологические знания о растительном, животном, человеческом мире, представления о них как о живых существах; о взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и человека; о многообразии существующих природных ценностей, а именно: познавательной, оздоровительной, эстетической, нравственной,
практической; о том, что без природы человек не выживет.
Формирование знаний о природе - одно из важнейших условий воспитания осознанного и бережного отношения к ней, к человечеству, к источникам природного происхождения, к материалам рукотворного мира.
Степень разработанности проблемы: в последние годы активно ведутся поиски и разрабатываются новые пути исследований специалистами в области экологического образования.
У исследователей в области философии, педагогики, психологии, культурологии, экологии (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Б.Т. Михачев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и др.) сформировалось понимание данного явления посредством того, что на рубеже происходящих цивилизационных сдвигов, обширных изменений, происходящих в мире, и именно экологическая культура должна выступать в качестве ядра человеческой личности, которая сможет предотвратить разрушения в природной среде, вывести экологическую ситуацию на новый уровень развития.
Само понятие экологическая культура рассматривается с культурологических позиций, в котором пересекаются два процесса: воспитание и образование человека и его развития и становления как индивида социокультурного пространства.
На сегодняшний момент в России создано значительное количество разнообразных культурных экологических программ воспитания дошкольников, среди которых так же представлены авторские программы психологов, целью которых является формирование психологических аспектов экологического образования дошкольников.
Например, программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Также сегодня активно организуются и распространяются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию среди населения, в том числе и детей. Отдельные требования сформированы в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей».
ФГОС ДО четко закрепил требования к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования, которое подразумевает, что ребенок должен знать природу, которая его окружает.
Проблема исследования состоит в определении педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике эффективности комплекса педагогических условий, направленных на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций.
Задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности формирования знаний о природе у дошкольников;
3) теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей;
4) опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ - детский сад №10, город Екатеринбург, старшая группа. Количество детей: 20. МБДОУ № 10 работает по программе «Детство» (Т.И. Бабаева, В.И. Логинова), а также парциальной программе «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (50 источников) и приложений (5 ед.).
Существует возможность выхода из образовавшейся ситуации путем формирования человечеством нового миропонимания, приобретения сознательного взгляда на взаимодействие общества с природой и изменение практики жизнедеятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе и экологической.
Еще в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста формируются экологические знания о растительном, животном, человеческом мире, представления о них как о живых существах; о взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и человека; о многообразии существующих природных ценностей, а именно: познавательной, оздоровительной, эстетической, нравственной,
практической; о том, что без природы человек не выживет.
Формирование знаний о природе - одно из важнейших условий воспитания осознанного и бережного отношения к ней, к человечеству, к источникам природного происхождения, к материалам рукотворного мира.
Степень разработанности проблемы: в последние годы активно ведутся поиски и разрабатываются новые пути исследований специалистами в области экологического образования.
У исследователей в области философии, педагогики, психологии, культурологии, экологии (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Б.Т. Михачев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и др.) сформировалось понимание данного явления посредством того, что на рубеже происходящих цивилизационных сдвигов, обширных изменений, происходящих в мире, и именно экологическая культура должна выступать в качестве ядра человеческой личности, которая сможет предотвратить разрушения в природной среде, вывести экологическую ситуацию на новый уровень развития.
Само понятие экологическая культура рассматривается с культурологических позиций, в котором пересекаются два процесса: воспитание и образование человека и его развития и становления как индивида социокультурного пространства.
На сегодняшний момент в России создано значительное количество разнообразных культурных экологических программ воспитания дошкольников, среди которых так же представлены авторские программы психологов, целью которых является формирование психологических аспектов экологического образования дошкольников.
Например, программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Также сегодня активно организуются и распространяются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию среди населения, в том числе и детей. Отдельные требования сформированы в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей».
ФГОС ДО четко закрепил требования к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования, которое подразумевает, что ребенок должен знать природу, которая его окружает.
Проблема исследования состоит в определении педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике эффективности комплекса педагогических условий, направленных на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций.
Задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности формирования знаний о природе у дошкольников;
3) теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей;
4) опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ - детский сад №10, город Екатеринбург, старшая группа. Количество детей: 20. МБДОУ № 10 работает по программе «Детство» (Т.И. Бабаева, В.И. Логинова), а также парциальной программе «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (50 источников) и приложений (5 ед.).
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми дошкольного возраста.
Экологическая культура - это результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.
Важнейшим компонентом экологической культуры личности выступает гуманное отношение к природе, которое рассматривается как вид взаимосвязи человека с природной средой, обеспечивающий гармоничное единение с ней, проявляющийся в восприятии, переживании и оценке природы, как ценности, последовательном познании законов и закономерностей её развития, утверждению нравственно-экологических принципов природопользования и активной созидательной деятельности по её сбережению, сохранению и восстановлению.
Дошкольный возраст выступает начальным периодом формирования личности как субъекта деятельности. Переход к школьному возрасту характеризуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипуляторные действия, а уже есть основа для формирования целеполагания, эмоционально-волевого компонента личности. Период старшего дошкольного возраста выступает в качестве сензитивного для формирования экологической культуры дошкольника.
Для создания необходимых педагогических условий при формировании экологических знаний о природе у детей дошкольного возраста нами было организовано экспериментальное исследование на территории ДОУ.
По типу экспериментальное исследование является педагогическим экспериментом с констатирующим, формирующим и контрольным этапами, с тестированием до и после воздействия.
На формирующем этапе уделено особое внимание экологической тропе, работе в уголке живой природы, наблюдению за живой и неживой природой, организованной образовательной деятельностью экологической направленности.
Таким образом, в целом, у детей произошло повышение уровня знаний экологической культуры соответствующих их возрастным и индивидуальным возможностям.
Включение старших в проектную деятельность, которая содержит детское экспериментирование, природных акций, экскурсий, наблюдений позволило нам создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам и тем самым повысить уровень экологического образования детей.
Следовательно, используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников является эффективным.
На контрольном этапе определено, что большинство участников исследования в экспериментальной группе характеризуются большим уровнем выраженности представлений о природе.
Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций, внедрение комплекса организованной образовательной деятельности в этой сфере, считается доказанной.
Экологическая культура - это результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.
Важнейшим компонентом экологической культуры личности выступает гуманное отношение к природе, которое рассматривается как вид взаимосвязи человека с природной средой, обеспечивающий гармоничное единение с ней, проявляющийся в восприятии, переживании и оценке природы, как ценности, последовательном познании законов и закономерностей её развития, утверждению нравственно-экологических принципов природопользования и активной созидательной деятельности по её сбережению, сохранению и восстановлению.
Дошкольный возраст выступает начальным периодом формирования личности как субъекта деятельности. Переход к школьному возрасту характеризуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипуляторные действия, а уже есть основа для формирования целеполагания, эмоционально-волевого компонента личности. Период старшего дошкольного возраста выступает в качестве сензитивного для формирования экологической культуры дошкольника.
Для создания необходимых педагогических условий при формировании экологических знаний о природе у детей дошкольного возраста нами было организовано экспериментальное исследование на территории ДОУ.
По типу экспериментальное исследование является педагогическим экспериментом с констатирующим, формирующим и контрольным этапами, с тестированием до и после воздействия.
На формирующем этапе уделено особое внимание экологической тропе, работе в уголке живой природы, наблюдению за живой и неживой природой, организованной образовательной деятельностью экологической направленности.
Таким образом, в целом, у детей произошло повышение уровня знаний экологической культуры соответствующих их возрастным и индивидуальным возможностям.
Включение старших в проектную деятельность, которая содержит детское экспериментирование, природных акций, экскурсий, наблюдений позволило нам создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам и тем самым повысить уровень экологического образования детей.
Следовательно, используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников является эффективным.
На контрольном этапе определено, что большинство участников исследования в экспериментальной группе характеризуются большим уровнем выраженности представлений о природе.
Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций, внедрение комплекса организованной образовательной деятельности в этой сфере, считается доказанной.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



