ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Становление и перспективы развития экологического образования
дошкольников 7
1.2 Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 11
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий для
формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования 19
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Сформированность знаний о природе у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 27
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний о
природе у детей старшего дошкольного возраста и анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
Актуальность исследования: в наше время решение экологических проблем приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, так как наша страна решает важнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. В условиях прогрессивного развития экологической ситуации, принципиальна экологизация всей системы образования дошкольников.
Существует возможность выхода из образовавшейся ситуации путем формирования человечеством нового миропонимания, приобретения сознательного взгляда на взаимодействие общества с природой и изменение практики жизнедеятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе и экологической.
Еще в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста формируются экологические знания о растительном, животном, человеческом мире, представления о них как о живых существах; о взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и человека; о многообразии существующих природных ценностей, а именно: познавательной, оздоровительной, эстетической, нравственной,
практической; о том, что без природы человек не выживет.
Формирование знаний о природе - одно из важнейших условий воспитания осознанного и бережного отношения к ней, к человечеству, к источникам природного происхождения, к материалам рукотворного мира.
Степень разработанности проблемы: в последние годы активно ведутся поиски и разрабатываются новые пути исследований специалистами в области экологического образования.
У исследователей в области философии, педагогики, психологии, культурологии, экологии (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Б.Т. Михачев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и др.) сформировалось понимание данного явления посредством того, что на рубеже происходящих цивилизационных сдвигов, обширных изменений, происходящих в мире, и именно экологическая культура должна выступать в качестве ядра человеческой личности, которая сможет предотвратить разрушения в природной среде, вывести экологическую ситуацию на новый уровень развития.
Само понятие экологическая культура рассматривается с культурологических позиций, в котором пересекаются два процесса: воспитание и образование человека и его развития и становления как индивида социокультурного пространства.
На сегодняшний момент в России создано значительное количество разнообразных культурных экологических программ воспитания дошкольников, среди которых так же представлены авторские программы психологов, целью которых является формирование психологических аспектов экологического образования дошкольников.
Например, программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Также сегодня активно организуются и распространяются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию среди населения, в том числе и детей. Отдельные требования сформированы в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей».
ФГОС ДО четко закрепил требования к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования, которое подразумевает, что ребенок должен знать природу, которая его окружает.
Проблема исследования состоит в определении педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке на практике эффективности комплекса педагогических условий, направленных на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций.
Задачи:
1) проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности формирования знаний о природе у дошкольников;
3) теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей;
4) опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий формирования знаний о природе у старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ - детский сад №10, город Екатеринбург, старшая группа. Количество детей: 20. МБДОУ № 10 работает по программе «Детство» (Т.И. Бабаева, В.И. Логинова), а также парциальной программе «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (50 источников) и приложений (5 ед.).
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми дошкольного возраста.
Экологическая культура - это результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.
Важнейшим компонентом экологической культуры личности выступает гуманное отношение к природе, которое рассматривается как вид взаимосвязи человека с природной средой, обеспечивающий гармоничное единение с ней, проявляющийся в восприятии, переживании и оценке природы, как ценности, последовательном познании законов и закономерностей её развития, утверждению нравственно-экологических принципов природопользования и активной созидательной деятельности по её сбережению, сохранению и восстановлению.
Дошкольный возраст выступает начальным периодом формирования личности как субъекта деятельности. Переход к школьному возрасту характеризуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипуляторные действия, а уже есть основа для формирования целеполагания, эмоционально-волевого компонента личности. Период старшего дошкольного возраста выступает в качестве сензитивного для формирования экологической культуры дошкольника.
Для создания необходимых педагогических условий при формировании экологических знаний о природе у детей дошкольного возраста нами было организовано экспериментальное исследование на территории ДОУ.
По типу экспериментальное исследование является педагогическим экспериментом с констатирующим, формирующим и контрольным этапами, с тестированием до и после воздействия.
На формирующем этапе уделено особое внимание экологической тропе, работе в уголке живой природы, наблюдению за живой и неживой природой, организованной образовательной деятельностью экологической направленности.
Таким образом, в целом, у детей произошло повышение уровня знаний экологической культуры соответствующих их возрастным и индивидуальным возможностям.
Включение старших в проектную деятельность, которая содержит детское экспериментирование, природных акций, экскурсий, наблюдений позволило нам создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам и тем самым повысить уровень экологического образования детей.
Следовательно, используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников является эффективным.
На контрольном этапе определено, что большинство участников исследования в экспериментальной группе характеризуются большим уровнем выраженности представлений о природе.
Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование знаний о природе у дошкольников будет протекать эффективно, если в непрерывный образовательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и проведение природоведческих акций, внедрение комплекса организованной образовательной деятельности в этой сфере, считается доказанной.
1. Андриенко, А. С. Взаимодействие ДОО с родителями в рамках
работы по формированию основ экологической культуры старших дошкольников [Электронный ресурс] / А. С. Андриенко // Научные исследования современных ученых : сб. материалов XV Междунар. науч.- практ. конф., 30 окт. 2016 г. - М., 2016. - С. 384-386. - URL : http: //olimpiks .ru/d/1340546/d/sbornik_materialov_xv_konferentsii. pdf (дата
обращения: 11.03.2017).
2. Андросова, Т. М. Формирование экологической культуры дошколь-ника [Электронный ресурс] / Т. М. Андросова // Инфоурок. - URL : https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-u-doshkolnikov-991568- html(дата обращения: 12.01.2017).
3. Антонова, М. Ю. Формирование элементов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Антонова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : материалы науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / Моск. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. П. Ходакова, А. В. Калинченко. - М., 2015. - С. 193-196.
4. Безлепкина, П. В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении [Текст] / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6. - С. 4-8.
5. Бирюкова, Н. А. Становление и развитие системы непрерывного
экологического образования в России: (на примере профессионального медицинского образования) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 /
Н. А. Бирюкова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - М., 2006. - 311с.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1-4 классы [Текст] : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана Граф, 2005. - 240 с.
7. Газина, О. М. Знакомим дошкольников с природными явлениями [Текст] / О. М. Газина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 7. - С. 35-43.
8. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. - 416 с.
9. Женпиесова, Ж. М. Экологическое воспитание детей в условиях ДОО [Текст] / Ж. М. Женпиесова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / Чуваш. гос. ун-т им. Н. И. Ульянова ; гл, ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2016. - С. 78-82.
10. Зебзеева, В. А. Дети в экологической субкультуре детства: особенности взаимоотношений с природой [Текст] / В. А. Зебзеева // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.- практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2010. - С. 291-297.
11. Зебзеева, В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 45-49.
12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспита¬ние. - 2005. - № 7. - С. 3-9.
13. Иваненко, М. А. К вопросу формирования экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / М. А. Иваненко // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении : сб. ст. и тез. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. А. В. Жукова. - Екатеринбург, 2008. - Ч. 2. - С. 192-200.
14. Исаева, Н. Н. Дети познают тайны природы [Текст] : занятия по ручному труду с дошкольниками / Н. Н. Исаева // Начальная школа: плюс- минус. - 2002. - № 2. - С. 36-39.
15. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании
дошкольников [Текст] : развитие естествн.-науч. представлений /
Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
16. Каюрова, А. Н. Формирование экологической воспитанности у
детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. Н. Каюрова,
Л. В. Кудрина, В. Ф. Попова // Актуальные вопросы современной педаго¬гики : материалы II Междунар. науч. конф., июль 2012 г., г. Уфа. - Уфа, 2012. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2567/(дата обращения:
11.02.2017).
17. Клепинина, З. А. Природоведение. 2-3 классы [Текст] : учеб. для трёхлет. нач. шк. / З. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.
18. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М. : Аркти, 2005. - 248 с.
19. Лалетина, А. Ф. Формирование представлений дошкольников о природе средствами мультфильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Экологическая педагогика : сб. ст. по материалам XIV междунар. конф., 20-22 апр. 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Моисеева. - Екатеринбург, 2009. - С. 141-148.
20 Ларионова, Г. И на камнях растут цветы [Текст] / Г. Ларионова, А. Данюкова // Обруч. - 2004. - № 3. - С. 30-32.
21. Лучин, М. В. Детям о природе [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучин. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
22. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе [Текст] / М. Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. - С. 79-83.
23. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Акцидент, 1998. - 318 с.
24. Моисеева, Л. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 76 с.
25. Моисеева, Л. В. Экологическое образование в период детства [Текст] : монография / Л. В. Моисеева, В. М. Ворошилова, О. Н. Лазарева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 179 с.
26. Настольная книга методиста детского сада [Текст] / авт.-сост. Н. Ю. Честнова. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.
27. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 224 с.
28. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
29. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : система работы в ст. группе дет. сада : для работы с детьми 5-6 лет / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 152 с.
30. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
31. Никульшина, О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО [Электронный ресурс] / О. А. Никульшина, О. А. Скутина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 1 (3). - С. 229-231. - ГКД :
https://elibrary.ru/item.asp?id=24932194(дата обращения: 11.04.2017).
32. Новолодская, Е. Г. Методика изучения сезонных изменений с учащимися начальной школы [Текст] / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 7. - С. 60-68.
33. Плешаков, А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе [Текст] / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1988. - № 8. - C. 40-46.
34. Прокопова, А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Прокопова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - С. 86-92.
35. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 213 с.
36. Рыжова, Н. О программах экологического образования дошкольников [Электронный ресурс] / Н. Рыжова. - URL : http://detipriro- da.blogspot.ru/p/blog-page_442.html(дата обращения: 11.02.2017).
37. Самойлова, Л. Природа живая и неживая [Текст] / Л. Самойлова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 10-15.
38. Симонова, Л. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии [Текст] : учеб.-метод. пособие для нач. шк. / Л. П. Симонова. - М. : Агар : Мик, 1998. - 144 с.
39. Скуридина, Ю. Н. Слушать природу сердцем [Текст] : из опыта работы по экол. воспитанию / Ю. Н. Скуридина, Г. В. Соболева // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 7. - С. 40-45.
40. Стреха, Е. А. Возможности интерактивных методов обучения в процессе преподавания методики ознакомления дошкольников с природой [Текст] / Е. А. Стреха // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 37-41.
41. Суркина, С. А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / С. А. Суркина. - Саратов : Саратов. источник, 2011. -156 с.
42. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников [Текст] : учеб. пособие / С. А. Суркина. - Саратов : Саратов. источник, 2011. - 104 с.
43. Тайчинов, М. М. Духовно-нравственное воспитание в процессе
общения с природой [Электронный ресурс] / М. М. Тайчинов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. - С. 23-24. м URL :
http:ZZecsocman.hse.ru/data/2012/03Z11/1269111810/Taichinov.pdf (дата
обращения: 21.02.2017).
44. Теплюк, С. Осенняя прогулка с малышом [Текст] / С Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 86-92.
45. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе [Текст] : метод. пособие для воспитателей дет. садов и учителей нач. кл. / О. В. Буданова [и др.] ; отв. ред. Н. В. Микляева. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т / К. Д. Ушинский. - М. : Акад. пед. наук, 1952 - Т. 11. - 727 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https:ZZrg.ru/2013Z- 11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 11.01.2017).
48. Чорненькая, Т. В. Как вести себя на природе [Текст] : занятие по экологии для дошкольников / Т. В. Чорненькая // Поем, танцуем и рисуем. - 2017. - № 8. - С. 51-57
49. Чернякова, В. Н. Экологическая работа в ДОУ [Текст] : метод. пособие для воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, студентов вузов и колледжей / В. Н. Чернякова. - М. : Сфера, 2010. - 144 с.
50. Шорыгина, Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Прометей : Книголюб, 2003. - 104 с.