ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРЭВЕЛ-ШОУ НА
ВЫБОР ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ТУРИСТА 6
1.1 Источники информации при планировании туристских путешествий 6
1.2 Трэвел-шоу как исследовательское понятие 11
1.3 Теоретические основы социологических опросов 19
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТРЭВЕЛ-ШОУ НА
ВЫБОР ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ТУРИСТА 38
2.1 Планирование, разработка и проведение опроса 38
3.2 Анализ данных 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А. БАЗА ТРЭВЕЛ-ШОУ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЭЛЕКТРОННАЯ АНКЕТА ОПРОСА
Тема выпускной квалификационной работы «Влияние современных трэвел-шоу на российском телевидении на выбор потенциального туриста» обусловлена высокой актуальностью трэвел-шоу на Российском телевидении, развитием внутреннего и выездного туризма в России, а также необходимостью в доступных и качественных источниках информации при планировании туристских путешествий. За последние годы на российских телеканалах появилось множество телешоу о путешествиях с различной тематикой. Тем самым, передачи такой направленности утверждаются в качестве источника для поиска информации для потенциальных туристов - людей, планирующих путешествие.
Целью данной ВКР является оценка влияния трэвел-шоу отечественного производства на выбор аспектов путешествия: направления, фонда размещения и ночлега, достопримечательностей, блюд местной кухни - российскими туристами при планировании путешествия или непосредственно в путешествии.
При написании работы необходимо выполнить следующие задачи:
• Перечислить и дать определение терминам, используемым в работе и связанным с туристической сферой;
• Обозначить источники поиска информации, используемые туристами при планировании путешествия и непосредственно в путешествии;
• Проследить динамику развития трэвел-шоу и трэвел-журналистики на российском телевидении, упорядочить этапы развития трэвел-шоу отечественного производства в хронологическом порядке;
• Провести возможные классификации трэвел-шоу;
• Рассмотреть методы социологических исследований и выбрать наиболее подходящий метод для достижения цели ВКР;
• Разобрать теоретические основы выбранного метода социологического исследования;
• Разработать и провести социологическое исследование, выбранное для достижения цели данной работы;
• Проанализировать данные, полученные в результате социологического исследования;
• Сформулировать выводы из анализа данных социологического исследования в соответствии с целью работы.
Объектом исследования являются потенциальные туристы, граждане России.
Предметом исследования является необходимость и заинтересованность потенциальных туристов в понятном и качественном источнике информации для планирования путешествий. С этой точки зрения в работе рассматриваются трэвел-шоу, оценивается степень их влияния на выбор потенциального туриста.
Исследование проводится с использованием качественных и количественных методов социологических исследований. Качественные методы заключаются в анализе источников по теме трэвел-журналистики и трэвел-шоу. Количественный метод представляет собой анкетный выборочный опрос со стихийным невероятностным способом формирования выборки.
В первой главе работы рассматриваются источники информации при планировании туристских путешествий, вводится понятие трэвел-шоу, описывается динамика развития шоу о путешествиях на отечественном телевидении, их классификация, разбираются теоретические основы методов социологического исследования, в частности метода социологического опроса.
Во второй главе работы пошагово описываются этапы подготовки, разработки и проведения социологического исследования способом стихийного выборочного социологического опроса в сети интернет. Далее, проводится анализ данных, полученных в результате опроса, и делаются выводы в соответствии с задачами поставленными в социологическом исследовании.
Анализ используемой литературы и источников. При написании данной работы был использован широкий круг источников по темам трэвел-жур- налистики, статистики туризма, социологических исследований и т.д. По теме трэвел-журналистики в работе были проанализированы научные статьи Пока- заньевой И.Н., Сергеевой Е. С., Фроловой Н. М, Константиновой Е.Г., книга Джона Гринмана «Introduction to travel journalism: on the road with serions intent». Для обзора и составления базы трэвел-шоу на российском телевидении использовались архив видеозаписей телепередач о путешествиях на официальных интернет-страницах телеканалов, а также база данных портала Кино Mail.ru, Для определения понятий в области туризма использовались правовые источники, такие как ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996, записка Генерального секретаря Г енеральной Ассамблеи ООН к Гаагской декларации по туризму 1989 года и международные рекомендации ООН по статистике туризма за 2008 год; учебное пособие по туризму под редакцией Писаревского Е.Л. По статистике туризма использовались данные Ростуризма, а также кросс-национального исследования Филадельфийского университета Тэмпл. По теории социологических исследований в общем и методике социологических опросов в частности использовались российские учебные пособия Дудиной В.И. и Смирновой Е.Э., Поляковой В.В. и Шабровой Н.В., а также ряд зарубежных книг и учебных пособий. Также для подведения итогов количественного исследования мнения потенциальных туристов в качестве основного источника были использованы анкеты, заполненные респондентами посредством социологического опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с 4 таблицами и 33 рисунками, заключения, списка литературы, в который включены 34 источника, а также 2 приложений с 1 таблицей и 9 рисунками.
Трэвел-шоу имеют богатую и долгую историю на отечественном телевидении. За время существования трэвел-шоу на телеэкранах они прошли путь от передач, позволяющих отправиться в путешествие «не выходя из дома» до достоверных источников информации при планировании путешествий. С ростом российской экономики наблюдается рост выездного и внутреннего туризма россиян. Имеется значительный спрос на понятные и достоверные источники информации для планирования туристских путешествий. Ответом на этот спрос стало резкое увеличение количества трэвел-шоу на российском телевидение в 21 веке. Ввиду динамичности развития трэвел-шоу, трудно уследить за их экспансией, приобретением ими все новых функций, а также становлением в качестве источников информации для туристов. Участникам бизнеса в сфере туризма и гостеприимства в России требуется учитывать эти тенденции для наиболее успешного ведения своей деятельности.
Первая глава работы сосредоточена на качественном исследовании трэвел-шоу как источника информации для планирования путешествий. В ней были рассмотрены источники информации при планировании туристских путешествий, введено понятие трэвел-шоу, описана динамика развития шоу о путешествиях на отечественном телевидении, их классификация, разобраны теоретические основы методов социологического исследования.
Основными выводами качественного исследования на основе анализа источников информации по тематикам статистики туризма, трэвел-журнали- стики и трэвел-шоу стали:
• По результатам прошлых исследований трэвел-шоу начали свое становление в качестве одного из наиболее важных источников информации при планирования путешествий, используемых дополнительно совместно с сетью интернет;
• Начиная с 2000 года на российском телевидение начался период резкого роста количества трэвел-шоу, вышло более 84 телешоу о путешествиях отечественного производства с различной тематикой;
• Вектор развития трэвел-шоу на российском телевидении направлен в сторону прикладных советов для туристов. Таким образом, трэвел-шоу все больше утверждаются в качестве источника информации для потенциальных туристов.
Вторая глава сосредоточена на количественном исследовании влияния трэвел-шоу на выбор потенциальных туристов. В ней пошагово описываются этапы подготовки, разработки, проведения и анализа данных исследования.
Основными выводами количественного социологического исследования на основе анкетного выборочного социологического опроса:
• Значительное число потенциальных туристов знакомы с форматом трэвел- шоу и смотрят их с определенной периодичностью.
• Часто путешествующие потенциальные туристы просматривают трэвел - шоу немного чаще, чем остальные.
• Возрастная группа «31-50 лет» менее регулярно просматривают трэвел- шоу, что может быть связано с их высокой социальной и трудовой занятостью.
• Наибольшим успехом среди потенциальных туристов пользуются передачи «Орел и Решка» и «Непутёвые заметки».
• Значительная часть потенциальных туристов регулярно следует советам трэвел-шоу, в особенности, в выборе достопримечательностей для осмотра, а также еды, блюд местной кухни.
• Чем чаще потенциальные туристы путешествуют, тем больше они следуют советам трэвел-шоу в вопросах выбора достопримечательностей для осмотра, а также еды, блюд местной кухни.
• Совершеннолетние молодые люди в возрасте 18-30 лет воспринимают трэвел-шоу как более авторитетный источник информации по сравнению со старшими возрастными группами.
• Сравнение результатов исследования с предыдущими исследованиями по теме показывает, что шоу о путешествиях продолжает закрепляться в качестве одного из авторитетных источников информации для планирования путешествия.
Таким образом, можно сделать общий вывод о существовании влияния современных трэвел-шоу на российском телевидении на выбор потенциальных туристов. Шоу о путешествиях входят в тройку наиболее влиятельных и предпочитаемых источников информации среди туристов (на основе ответов респондентов). Трэвел-шоу показывают тенденции диверсификации тематик и экспансии на телевидении и других видео ресурсах. Наибольшим авторитетом в качестве источника информации трэвел-шоу пользуются у молодых взрослых и часто путешествующих туристов.
1. Артемьева О. А., ‘Особенности Туристского Продукта На Основе Искусственной Аттракции’, Управленческие Науки, 1 (2012), 94-97
2. Беднов С., ‘На Телегида Надейся, а Сам Не Плошай’
2013/1292102_na_telegida_nadej sj a_a_sam_ne_ploshaj.html> [доступ 11.05.2018]
3. Дудина Виктория и Смирнова Е., Методология и Методы Социологических Исследований (Litres, 2017)
4. ‘Едящие Вместе: Как Работает Проект EatWith в России и Мире’, The Village, 2013 [доступ 07.05.2018]
5. Константинова Елена Григорьевна, ‘Популяризация Науки На Современном Российском Экране: Кризис Направления и Пути Преодоления | Электронный Научный Журнал «Медиаскоп»’ [доступ 11.05.2018]
6. Писаревский, Е. Л., Основы Туризма (Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014)
7. Показаньева, Инна Владимировна, ‘Генезис Отечественного НаучноПопулярного Телевидения Географической Тематики: Возникновение Телевизионной Трэвел-Журналистики’, Вопросы Теории и Практики Журналистики, 2014
8. ‘К Теоретизации Отношений Автора и Дестинации в Трэвел-Журнали- стике’, Universum: Филология и Искусствоведение, 2014
9. Полякова В. В. и Шаброва Н. В, Основы Теории Статистики: Учебное Пособие (Издательство Уральского университета, 2015)
10. Сергеева Е. С. И Фролова Н. М, ‘Трэвел-Журналистика На Отечественном Телевидении: Этапы Становления’, Медиаисследования, 2017, 166-172
11. « Следуй за мной » [доступ 20.05.2018]
12. ‘About | Couchsurfing’ [доступ 07.05.2018]
13. Bradburn, Norman M., Seymour Sudman, and Brian Wansink, Asking Questions: The Definitive Guide to Questionnaire Design-- for Market Research, Political Polls, and Social and Health Questionnaires, Revised edition (San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2004)
14. Brick, J Michael, ‘Explorations in Non-Probability Sampling Using the Web’, 6
15. Couper, Mick, and Seminario Internacional de Estadística en Euskadi, Web inkesten metodologia: interfazeen diseinua, laginketa eta inferentzia estatistikoa = Metodología de encuestas web : diseño de interfaces, muestreo e inferencia estadística (Vitoria-Gasteiz: Euskal Estatistika Erakundea = Instituto Vasco de Estadística, 2011)...