ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие счёта в методической литературе 7
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3 Сравнительный анализ программных задач по разделу
«Количество и счёт» 15
1.4 Особенности управления процессом обучения детей старшего
дошкольного возраста счёту 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЁТУ 32
2.1 Изучение начального уровня сформированности умения считать у
старших дошкольников 32
2.2 Методическая работа по обучению детей счёту 39
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования. На сегодняшний день данная тема довольно актуальна, так как формирование счётной деятельности у детей дошкольного возраста является особенно трудной и требует огромного внимания, так как освоение счёта является основой для дальнейшего обучения в школе.
Ребёнок очень многое способен усвоить впервые годы жизни. Это период дошкольного детства по сравнению со всей жизни человека длиться совсем недолго, однако весьма насыщен познанием.
Математическое развитие дошкольников - позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций [34, с. 38].
Дошкольный возраст - в воспитании и формировании личности является самым важным периодом. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых детям в школе. Подготовка ребёнка к школе - это сложная, многогранная проблема, содержащая психическое, физическое и интеллектуальное развитие, в котором существенное место занимает математическое развитие.
Математика по своей структуре является очень сложной наукой, которая может вызвать у детей определённые трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонность к обладанию математического развития. Поэтому при дальнейшей подготовке к школе очень важно познакомить детей с основами счёта, поэтому их необходимо учить считать. Главнейшим понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Многочисленные исследования педагогов и психологов (А.М. Леушина, Г.С. Костюк, В.В. Данилова и др.) показали, что овладение детьми счётом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов [35, с. 109]. Работа по формированию навыков счётной деятельности у детей, ведётся на протяжении 3-х лет: в средней, в старшей и подготовительной группах. И далее продолжается в начальных классах школы. В старшей группе детского сада дошкольники продолжают знакомиться со счётом. Упражнения, занятия и игры, обучающие ребёнка счёту, обучают его думать, логически размышлять, расширяют их представления об окружающем мире.
Счёт - является одним из основных понятий в математике. Человечество научилось считать уже в глубокой древности. Началом развития счётной деятельности учёные находят уже у первобытных народов. С развитием цивилизации потребность в счёте и в умении производить арифметические действия стремительно возросло. Дошкольная педагогика также не обошла своим вниманием обучение детей счёту. Длительное время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счёту строились либо на основе умозрительных теоретических построениях, либо опытным путём.
На современном этапе счёт является основной ступенью в образовании человека. Ещё с раннего возраста человеку стремятся преподать навыки счёта, которые используются и усовершенствуются всю оставшуюся жизнь. Началом развития умения считать является дошкольное обучение математике в детском саду.
Формирование элементарных математических представлений - это не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [38, с. 65].
Математика для детей считается очень важным предметом обучения. Так как это точная наука, которая учит наших детей правильно размышлять и выполнять вычисления. В современном мире сейчас невозможно найти такой сферы, в которой бы не присутствовала математика.
Для более эффективного внедрения математики в сознание ребёнка, изучение её должно начинаться, в детском саду. В дошкольном возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если дети порой не всё понимают, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса запоминается в его памяти. Мозг ребёнка начинает привыкать к новым полученным данным.
Весьма немаловажно вызвать интерес дошкольника математикой, найдя правильный подход. Необходимо заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, используя развивающие и обучающие дидактические игры. Если проводить строгие занятия без игр, то такие занятия быстро станут ребёнку скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Цель исследования изучить особенности управления процессом обучения счёту детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения детей счёту.
Предметом исследования является особенности управления процессом обучения детей дошкольного возраста счёту.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Сравнить программные задачи по разделу «Количество и счёт».
4. Изучить особенности управления процессом обучения счёту старших дошкольников.
5. Выявить уровни сформированности умений считать у старших дошкольников.
6. Провести методическую работу по обучению детей счёту.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач, использовался следующий комплекс методов исследования.
1. Анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ.
З. Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Сравнение.
6. Анализ полученных данных.
Теоретические основы. Труды учёных по обучению дошкольников счёту: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, В.А. Лай, Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.
База исследования: п.г.т. Луговой, муниципальное казённое образовательное учреждение Луговская СОШ, старшая группа «Солнышко».
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, были изучены особенности управления процессом обучения счёту детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основные знания, нужные ребёнку в школьные годы. Математика считается очень сложной наукой, которая способна вызвать некоторые затруднения во время школьного обучения детей. Тем более далеко не все дети склонны к обладанию математического склада ума. Некоторым детям математика даётся с большим трудом, поэтому при подготовке к школе детей, немаловажно познакомить с основами счёта.
Навыки счёта считаются необходимо важным критерием математического развития детей в дошкольном возрасте.
Проблемой развития навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста занимались многие учёные педагоги и методисты, такие как: Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьёва, Л.А. Венгер и многие другие.
И преподаватели, и родители знают, что математика - это самый сильный фактор умственного развития детей, развитие их познавательных и творческих способностей. Самое основное - это привить детям интерес к познанию, для этого на занятиях ребёнок не должен скучать. Занятия в детском саду должны протекать в занимательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сосредоточить внимание и заинтересовать даже самых неорганизованных детей. В начале детей привлекают только лишь игровые действия, а в процессе самой игры ребёнок получает знания, чему учит та или иная игра. Со временем у ребёнка просыпается интерес и к самому предмету обучения.
Приступать к работе следует начинать уже с раннего возраста в дочисловой период обучения (два-три года). Данная деятельность просто необходима перед началом знакомства ребёнка с числами. В данном возрастном периоде закладываются основы для дальнейшего развития счётной деятельности.
Так же следует иметь в виду, что многие ребятишки шести лет ещё до обучения на занятиях в детском саду знают многие цифры, с которыми им предстоит ознакомиться. Дети по начертанию различают номера домов, троллейбусов и т.д. К тому же у нынешнего поколения есть новые электронные игрушки, каких не было раньше - это мобильные телефоны, игровые планшеты и многие другие игрушки, где так же присутствуют цифры, которые способствуют ознакомлению детей с арифметической азбукой. Многие ребята перечисляют скороговорки числительных, могут осуществлять достаточно трудные действия с множествами. Данные познания пока что не достаточно устойчивы, требуют систематизации, и главное связи со знанием и образованием чисел.
Таким образом, дети старшей группы уже приступили ко второму этапу в обучении счёту, который начался ещё в средней группе, его основа для старших дошкольников - активное использование приёма пересчёта в сравнении множеств. Проводиться он с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, то есть их общего свойства, независимо от характера входящих в них объектов [11, с. 32].
На успешность обучения детей старшей группы счёту действуют следующие условия.
1.Задания должны проходить в занимательной игровой форме.
2.Обучая ребёнка счёту, следует включать разнообразные анализаторы: кинестетический, зрительный, рече - двигательный, слуховой, осязательный. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения.
З. Рационально от занятия к занятию делать наглядный и счётный материал наиболее многообразным и так же следует не забывать усложнять задания.
4. Наибольший упор идёт на наглядность и эмоциональное восприятие. Опора на приобретённые прежде элементарные математические представления и опыт решения определённых математических задач. Любое новое представление создаётся на основании введения его в систему прежде усвоенных знаний. Умения и навыки в счёте закрепляются в играх и упражнениях.
5. Развитию у детей математических представлений содействует применение всевозможных дидактических игр и игровых упражнений. В игре дети обретают новые знания, умения и навыки. Игры, оказывают содействие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления и развитию творческих способностей, направлены на интеллектуальное развитие дошкольников общем.
И так, исследовав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, было выявлено, что особенность управления процессом обучения счётом осуществляется на основе обратной связи педагога и воспитанника, то есть непрерывного или периодического контроля и учёта результатов деятельности ребёнка. Педагог регулярно получает данные о том, как любой ребёнок на любом этапе деятельности усваивает знания и овладевает практическими действиями. Новый материал развивается на основе включения его в систему прежде изученного.
Целеполагание и планирование считаются необходимыми функциями управленческой деятельности. Они являются основой управления и важным этапом управленческого цикла на всех уровнях управления.
Управление должно обеспечивать непрерывное функционирование дошкольного образовательного учреждения и его развитие. Изменения и перемену в соответствии с новыми педагогическими идеями.
1. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ [Текст] /
М. А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
2. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ООО Издательство Астрель, 2002. - 399 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст] : курс лекций для студентов дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 400 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 460 с.
5. Бугименко, П. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / П. А. Бугименко, Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2002. - 198 с.
6. Вересов, Н. Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников [Текст] / Н. Н. Вересов, П. Хаккарайнен. // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 37-46.
7. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. В. Волосовец, О. Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
8. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир [Текст] / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание. - 2000. -№1. - с. 100-106.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой [Электронный ресурс]. СПб. : Детство - Пресс, 2014. -280с. - URL:
http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
10. Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну»EduContest.Net:интернет-библиотека учебно-методических материалов [Электронный
ресурс]. Образовательный портал
https://educontestnet/ru/839393^3Mn-7/
11. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики [Текст] / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л .М. Волобуева; под ред. С. Ф. Егорова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 320 с.
12. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
13. Игра 2. Цветные фишки. НИИ Эврика: Научно - Исследовательский Институт [Электронный ресурс]. - URL: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-schitat-schyot-poryadkovyj-i-kolichestvennyj/
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
15. Контент - платформа Pandia: [Электронный ресурс]. 2009-2017 Pandia. - URL: http: //pandia.ru/text/78/441/77778-22.php
16. Кольман, Э. История математики в древности. [Электронный ресурс]. - М.: Физматгиз, 1961. - 236с. - URL: http://bookre.org/reader? file=728132&pg=18
17. Колесникова, Е. В. Математика для 5-6 лет. [Текст] : учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10»./
Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.
18. Корепанова, М. В. Управление коллективом ДОУ [Текст] / М. В. Корепанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
19. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развития ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175 с.
20. Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст] / В. С. Лазарев, Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева,
Т. И. Пуденко ; под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальной и
экономических исследований, 1995. - 153 с.
21. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя
дошкольного специального учреждения [Текст] : Инструктивно-
методическое направление / Л. С. Маркова. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
22. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л. С. Метлина.
-М.: Просвещение, 1984. - 256 с., ил.
23. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 304 с.
24. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с.
25. Мыхапленко, Н. Ребёнок в детском саду [Текст] : Новые программы для детских садов / Н. Мыхапленко // Дошкольное воспитание. - 2007. -№8.- С. 17-23.
26.Обухова, Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: 1981. - 191с.
27.От рождения до школы. : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Электронный ресурс]. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. - URL: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli. pdf
28.Опыт работы интегративного детского сада [Текст] / под ред. В. В. Алексеевой. - М.: Теревинф, 2004. - 184 с.
29. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. Том 1 [Текст] / И. Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - С. 167-168.
30. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. -80 с.
31. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс].
- СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - URL:
http://pedagogical_dictionary.academic.ru
32. Петерсон, Л. Г. Игралочка : практический курс математики для дошкольников [Текст] : Методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 2001. - 176 с.
33. Радуга. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / под редакцией Е.В. Соловьёвой [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 2014. -232 с. - URL: http://www.firo.ru/wp-content /uploads/2014/02/Raduga.pdf
34. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
35. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 1980. - 274 с.
36. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада пер. с польск. / сост. О. А. Павлович. - М.: 1981. - 234с.
37. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : уч. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2005. - 392 с.
38. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.