РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТА «СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ» НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.2. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
1.3. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И
СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА 18
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА 23
2.1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА 23
2.2. ОБЗОР ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 28
2.3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА 33
3. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТА 37
3.1. ЭТАПЫ ПРОЕКТА, РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ 37
3.2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА, ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 50
3.3. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность темы исследования:
Актуальность состоит в том, что сфера дополнительного образования более двух десятилетий не вызывала у государства должного внимания, отсутствие такого внимания и отсутствие государственного инвестирования в развитие неформального образования привело систему дополнительного образования в плачевное состояние. Для выхода из сложившейся ситуации, когда рост потребности в получении дополнительного образования стабильно растет причем в разы уменьшается период необходимого обновления информации для того чтобы быть «в теме». Для удовлетворения потребностей современного общества система дополнительного образования нуждается в кардинальной трансформации. Обширное информационное пространство делает систему непрерывного образования как обязательный и необходимый продуктом рынка платных образовательных услуг.
Актуальность проекта заключается в том, что в Екатеринбурге отсутствуют крупные, центры дополнительного образования, соответствующие нормативам и эстетическим требованиям современного общества. Практически во всем мире уже изменился подход не только к самой системе дополнительного образования, но и к архитектурно-строительным и организационнопространственным решениям учебных заведений. Существующие в России учреждения дополнительного образования в большей степени созданы в Советский период и не могут отвечать современным потребностям и в первую очередь не могут мотивировать общество к развитию.
Цель и задачи исследования:
Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении и разработке концепции инвестиционно-строительного проекта «Строительство центра дополнительного образования в городе Екатеринбурге» на коммерческой основе, обладающего качествами, удовлетворяющими современное общество.
В соответствии с выбранной тематикой диссертационной работы и поставленной целью, в диссертации отмечены следующие задачи:
• проанализировать и оценить сферу дополнительного образования города Екатеринбурга;
• рассмотреть проблемы развития системы дополнительного образования, разобрать основные недостатки современного состояния инфраструктуры дополнительного образования;
• изучить особенности и потребности непрерывного образования;
• провести социально-демографический анализ города Екатеринбурга;
• выполнить обзор существующих объектов образовательной инфраструктуры;
• разработать концепцию проекта по созданию центра дополнительного образования;
• произвести расчет и описать этапы реализации проекта по строительству образовательного центра;
• произвести оценку экономической эффективности проекта;
• рассмотреть и описать основные проблемы социально-экономического характера, решаемые путем реализации данного проекта.
Предмет и объект исследования;
Предметом диссертационного исследования является разработка концепции инвестиционно-строительного проекта «Строительство
образовательного центра в городе Екатеринбурге» на коммерческой основе и оценка социально-экономического эффекта от создания такого объекта.
Объектом диссертационного исследования является образовательный центр размещение которого планируется в квартале улиц Татищева - Пирогова - Ключевская - Крылова.
Методы исследования:
В качестве информационной базы использовались специальная, справочная и научная литература, специализированные периодические издания, результаты полевых исследований, опросы и анкетирование, статистические сборники, материалы с официальных источников статистики, материалы интернет-источников, посвященные исследованию рынка недвижимости, разработке девелоперских проектов, описанию социально-экономических проблем.
Для проведения диссертационного исследования использовались методы сбора информации, сравнительного анализа, системного и статистического анализа, группировки и сопоставления, методы инвестиционного анализа, методы принятия управленческих решений, метод экспертных и качественных оценок.
Степень разработанности темы:
Проведенные исследования опирались на фундаментальные работы в области инвестиционной-строительной деятельности, девелопмента и
экономической эффективности инвестиций таких авторов, как Асаул А.Н., Александер Г., Бороненкова С.А., Бэйли Дж., Войтоловский Н.В., Городнова Н.В., Караваева, Н. М., Ларионова В.А., Платонов А.М., ШарпУ.
Значимый вклад в решение проблем развития дополнительного образования и образовательных услуг внесли: Т. Ю. Быстрова, В. А. Ларионова, М. Осборн, А. М. Платонов,
Однако, постоянные изменения, происходящие в сфере дополнительного образования, требует соответствующего уровня развития существующих теоретических и методических основ в области управления инвестиционной привлекательностью девелоперских проектов и учета особенностей их реализации. В сложившейся ситуации необходим новый концептуальный подход и выбор новых критериев в создании образовательной инфраструктуры. Обозначенные обстоятельства обуславливают актуальность темы диссертационного исследования.
Основные пункты научной новизны диссертации:
Предложена концепция реализации инвестиционно-строительного проекта строительства центра дополнительного образования, включающая в себя участие частного инвестора в строительстве объекта и отличающая формированием арендных отношений между инвестором и арендаторами предметом, которых являются коммерческие площади, предназначенные для ведения в первую очередь образовательной деятельности и необходимой для ее комфортной деятельности вспомогательной инфраструктуры. Реализация проекта позволяет обеспечить необходимый уровень дополнительного образования детей, подростков и взрослых, а также позволит удовлетворить непрерывное образование в городе.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость инвестиционно-строительного проекта заключается в возможности применения разработанной концепции с целью решения проблем в сфере дополнительного образования.
Результаты исследования могут быть использованы современными застройщиками, инвесторами, девелоперами и органами власти при обосновании инвестиционной привлекательности данного девелоперского проекта и в развитии прилегающих территорий.
Эмпирическая база:
В ходе исследования были написаны опубликованы 4 статьи.
Структура диссертации:
Структура магистерской диссертации отражает поставленную цель и состоит из введения, трех глав, заключения. Магистерская диссертация содержит 81 страниц печатного текста, в диссертации представлены 26 рисунков, 28 таблиц, список используемых источников включает 46 наименования.
В представленной диссертационной работе разработана концепция инвестиционно-строительного проекта «Строительство центра дополнительного образования в городе Екатеринбурге» на коммерческой основе. В результате диссертационного исследования, можно сделать вывод о том, что цель магистерской диссертации достигнута.
• в рамках выполнения работы проработаны следующие задачи:
• раскрыты проблемы развития системы дополнительного образования;
• рассмотрена структура и общие характеристики системы образования России;
• выявлены основные недостатки существующих объектов образовательной деятельности;
• рассмотрены современные направления в проектировании и строительстве объектов образовательного сектора;
• выполнен анализ и оценка социально-экономического развития города;
• выполнен расчёт экономической эффективности проекта;
• произведена оценка социального эффекта от реализации данного проекта.
Реализация разработанной концепции инвестиционно-строительного проекта «Строительство центра дополнительного образования в городе Екатеринбурге» на коммерческой основе снизит уровень потребности города в объектах дополнительного образования и повысит уровень интеллектуального и творческого развития детей и взрослых.
Благодаря данному проекту на прилегающей территории и в городе в целом появится возможность добиться повышения следующих показателей социальной эффективности:
• появление новых рабочих мест;
• создание нового современного объекта сферы дополнительного образования;
• появление социального объекта позволит увеличить разнообразие досуга детей и взрослых;
• качественное улучшение занятости позволит повысить нравственную и интеллектуальную составляющую в развитии нового поколения;
• отсутствие необходимости у родителей возить детей в разные районы города по кружкам и секциям;
• на городском уровне в первую очередь снижается необходимость в обеспечения населения учреждениями дополнительного образования;
• способствует реализации концепции непрерывного образования.
Также появление образовательного центра повысит привлекательность города и станет новой точкой притяжения населения, что повлечет за собой улучшение демографической ситуации.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 22.06.2017) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 2738-ФЗ (принят ГД РФ 21.12.2012, одобрен СФ 26.12.2012, действующая редакция). [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
8. Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Принят Государственной Думой 03.07.2015). [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
9. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
10. «Система проектной документации для строительства. Общие
положения. ГОСТ Р 21.1001-2009» (утвержден. Приказом Ростехрегулирования от 31.07.2009 N 273-ст) [Электронный ресурс]: Режим доступа:
ГОСТ Р 21.1001-2009;
11. Закон Свердловской области от 12 октября 2015 года № 111-ОЗ
«О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области» (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 6 октября 2015 года). [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс»: Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
12. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 г. № 1034/пр «Об утверждении СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
13. Правила землепользования и застройки городского округа -
муниципального образования «город Екатеринбург» утверждены приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29.06.2017 № 704 - П [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://minstroy.midural.ru/ дата обращения 04.04.2018;
14. Решение Екатеринбургской городской думы шестого созыва от
22.12.2015 № 61/44 Об утверждении Нормативов градостроительного
проектирования городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург»;
15. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/ дата обращения 04.06.2018;
16. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности/ А.Н. Асаул -СПб. Питер, 2013. -352 с...