Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное самоопределение школьников при обучении технологии

Работа №98876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Профессиональное самоопределение школьников к рабочей профессии 7
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы 7
1.2 Основные моменты профессионального самоопределения личности 11
1.3 Трудности самоопределения школьников при выборе рабочей профессии 13
1.4. Возрастная динамика профессионального самоопределения 20
Глава 2 Методическая часть 23
2.1 Содержание, формы и методы профориентационной работы для успешного самоопределения школьников 23
2.2 Содержание профориентационной работы в школе 23
2.3 Формы профориентационной работы в школе 26
2.4 Методы профориентационной работы в школе 28
2.5 Профориентационная работа на уроках технологии 33
Глава 3 Организация опытно-поисковой работы и анализ ее результатов 39
3.1 Общие сведения об опытно-поисковой работе 39
3.2 Этапы опытно-поисковой работы 42
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1 54
Приложение 2 58
Приложение 3 67
Приложение 4 69



«Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим»
Выбор будущей профессии - один из решающих шагов в жизни, который делают будущие выпускники. Очень часто учащиеся опираются при выборе профессии не на свои способности и желания, а также востребованность на рынке труда, а на то, как котируется профессия в обществе. В этот момент, большое значение имеет правильная ориентация школьников в разнообразном мире профессий. Важно оказать им квалифицированную помощь в принятии правильного решения, так сказать помочь определиться в профессиональном плане, раскрыть возможности различных профессий, чтобы в дальнейшем они не испытывали сложностей с трудоустройством.
Поэтому профессиональное самоопределение - непростой и многозначительный шаг в жизни человека.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно сформированных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий подход к своей профессии, обогащение своей личности профессиональными приемами, соответственно, он с более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.
Выбор профессии это только начало профессионального самоопределения. Оно на этом не заканчивается, так как человек в течение своей трудовой деятельности постоянно делает профессиональный выбор (в процессе обучения, повышения квалификации, смене работы или должности и даже при потере работоспособности и др.).
Правильно выбрать профессию - значит выбрать свое место в жизни. Как говорят, если работа приносит удовольствие, значит это не работа, а хобби. При этом человек испытывает удовольствие от того, чем он занимается и это сказывается на всей его жизни. Такого человека можно назвать счастливым. Прогнозируя свое профессиональное будущее человек осуществляет траекторию от себя сегодня е к себе завтра.
Президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Именно качественные рабочие места, по мнению президента, должны стать «локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан». Позже, выступая на расширенном заседании правительства, он отметил, что нужно «не просто механически увеличить количество рабочих мест, а создавать эффективные, следовательно, высокооплачиваемые рабочие места взамен старых».
Очень правильное высказывание, но важно предусмотреть, чтобы эти рабочие места было кому занять. А в наше время это довольно проблематичная ситуация, учитывая, что престиж рабочих профессий очень низок. Молодое поколение делает свой выбор в пользу престижных профессий. А даже та толика молодежи, получившая рабочую специальность, очень часто не соответствует требованиям работадателей. Что может побудить людей преодолеть негативное отношение к рабочим профессиям? Что может заставить их передумать и вместо «массового» высшего образования выбрать профессиональное?
Существует много интересных, необходимых рабочих профессий. И если в школе грамотно ведется профессиональная ориентация, в процессе которой упор идет не на престижность профессий, поскольку престижность - это понятие временное, а на востребованность, стабильность и дальнейшую возможность карьерного роста, то выбор рабочей профессии школьником может стать осознанным, а не безвыходным шагом.
Правильная подача информации о рабочих профессиях, перспективы развития и трудоустройства - это уже большая часть работы, помогающая выпускникам в профессиональном самоопределении к рабочим профессиям.
В первую очередь решающим моментом является материальный фактор. Достойная «белая» зарплата, стабильное и постоянное место работы, социальные гарантии. Чтобы люди пошли на производство, они должны чувствовать себя защищенными и способными обеспечить себя и свою семью.
Следующий момент это возрождение престижа человека труда. Немаловажную роль в этом играют средства массовой информации. Нужно славить рабочего человека, доносить значимость данного вида труда, что бы молодежь ни пыталась «строить карьеру», что возможно только с получением высшего образования в их понимании, а обратили свое внимание в другую сторону. Важно понимать, что современной экономике нужно не так много специалистов с высшим образованием. А вот квалифицированные специалисты с высокими профессиональными навыками и компетенциями очень необходимы. Поэтому нужно достойно вознаграждать рабочих, обладающих высокой квалификацией.
А что бы профессиональное самоопределение школьников состоялось в пользу рабочей профессии, должна проводиться планомерная совместная работа родителей, школы и общественности-государства.
Необходима и социальная реклама, и фильмы, передачи, пропагандирующие рабочую профессию, хотя лучшей рекламой может стать высокий общественный статус квалифицированного рабочего.
Но начнем по порядку. В работе будут рассмотрены вопросы о самоопределении учащихся в выборе рабочих профессий и желающих связать свою профессиональную деятельность именно с данной сферой.
Цель работы: изучение форм и методов профориентационной работы на уроках технологии с целью профессионального самоопределения школьников к рабочей профессии
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью изучения теоретических основ профессионального определения школьников
• выявить трудности самоопределения школьников при выборе рабочей профессии.
• рассмотреть возрастные особенности школьников в процессе профессионального самоопределения
• рассмотреть дидактические возможности учебного предмета «Технология» для профессионального самоопределения школьников к рабочей профессии
• предложить формы и методы профориентационной работы со школьниками при обучении технологии
• провести опытно-поисковую работу с целью проверки гипотезы исследования
Объект исследования: процесс обучения технологии в школе
Предмет исследования: профессиональное самоопределение школьников к рабочим профессиям в процессе обучения технологии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение форм и методов профориентационной работы на уроках «Технологии» влияет на повышение престижа рабочих профессий.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны
следующие методы исследования:
• анализ психологической литературы;
• наблюдение;
• анкетирование;
• беседа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В наше время, рынок труда заполнен специалистами интеллектуальных профессий, а людей с рабочей профессией не хватает. Стремления у молодого поколения получить специальность рабочего, практически нет. Хотя, учитывая реальную ситуацию, можно отметить, что хороший рабочий получает гораздо больше дипломированного выпускника ВУЗа, работающего в офисе. Можно сделать вывод, что заработная плата не единственный фактор, влияющий на выбор рабочей профессии.
Выбор профессии для молодого человека, это важный фактор его жизненного самоопределения. Очень важно в процессе профориентационной работы со школьниками славить человека труда, изменить стереотипный взгляд на рабочую профессию. Помочь в этом, призваны формы и методы профориентационной работы.
Все, вышесказанное, обусловило выбор темы для написания дипломной работы.
Цель работы, которая заключалась в изучении форм и методов профориентационной работы на уроках технологии с целью профессионального самоопределения школьников к рабочей профессии достигнута.
Задачи, поставленные в начале исследования, реализованы, а именно:
• проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература;
• выявлены трудности самоопределения школьников при выборе рабочей
профессии и рассмотрены возрастные особенности школьников в процессе профессионального самоопределения
• предложены формы и методы профориентационной работы в процессе
обучения технологии
• проведена опытно-поисковая работа с целью выявления влияния форм и
методов профориентационной работы на уроках «Технологии» на повышение престижа рабочих профессий.
В процессе исследования гипотеза подтвердилась. Рассмотрены темы по технологии с включением в различные этапы уроков методов и форм профориентационной работы. Со стороны учащихся заметно повысилось уважение к человеку труда, расширился кругозор о сфере рабочих профессий, а часть ребят заинтересовались рабочей профессией.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы учителей технологии с целью повышения престижа рабочих профессий.
Профориентационная работа в школе должна представлять комплекс систематических мероприятий для учащихся и их родителей с учетом возрастных и психологических особенностей, и этапом обучения школьников. Учитывая возраст школьников, важно планировать такие профориентационные беседы, игры, экскурсии, упражнения которые окажут соответствующий результат, и сформируют знания о разнообразии рабочих профессий, а так же помогут разобраться в собственных профессиональных предпочтениях.



Бабушкина Т. А. Школа и начало трудового пути. - М.:
Педагогика.2002 - 98 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
М.: Просвещение, 1988. - 464 с.
Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков //
Вопросы психологии. 1995, №1, с. 98-107.
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования
личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976, №6, с. 45-53
Бабушкина Т. А. Школа и начало трудового пути. - М.:
Педагогика.2002 - 98 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
М.: Просвещение, 1988. - 464 с.
Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков //
Вопросы психологии. 1995, №1, с. 98-107.
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования
личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976, №6, с. 45-
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ