1. Теоретические аспекты экологического воспитания школьников 6
1.1. Экологическое воспитание как важнейшая проблема современного
образования 6
1.2. Обзор методической литературы, посвященной изучению вопросов
экологии в школе 10
1.3. Роль учебного предмета «Технология» в экологическом воспитании
школьников 19
2. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения технологии 26
2.1. Методы экологического воспитания и их применение на уроках
технологии 26
2.2. Роль внеурочной деятельности по технологии в экологическом воспитании школьников 35
3. Опытно-экспериментальная работа экологического воспитания детей младшего школьного возраста 44
3.1. Выявление уровня экологической воспитанности детей 44
3.2. Анализ результатов проведенной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность экологического воспитания заключается в том, что экология - наука молодая и бурно развивающаяся. При этом окружающий мир постоянно изменяется и развивается, вследствие чего меняется наше отношение к нему, расширяется познание природы человеком, который овладевает новыми подходами во взаимодействии с окружающим миром. Наряду с этим совершенствуются методы и средства экологического воспитания, развития ребенка.
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий большой страны.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста - важная составляющая процесса воспитания в школе. Экологическое воспитание проходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в том числе посредством различных предметов: математика, естествознание, ИЗО, русский язык и литературное чтение, технология.
Экологическое воспитание направлено на то, чтобы целенаправленным педагогическим воздействием сформировать у детей основы экологической культуры, которая заключается, прежде всего, в интересе к явлениям природы, понимании специфики живого, желании сберечь его; эмоциональном отклике на любые проявления природы, ее красоту.
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление в педагогике, решается в основном на формировании природоведческих знаний, усваиваемых на этапах детства (Н.Н.Вересова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморукова и другие).
Методика экологического образования рассматривалась в трудах С.А.Веретенниковой, Э.И.Залкинд, Л.А.Каменевой, Н.Н.Кондратьевой, В.И.Логиновой, Л.М.Маневцевой, М.М.Марковской, П.Г.Саморуковой,
З.Д.Сизенко-Казанец, В.Г.Фокиной и других авторов.
Однако остаются открытыми вопросы относительно наиболее эффективных средств, форм и методов, направленных на более качественное экологическое воспитание детей школьного возраста. Так и на уроках технологии, область исследования малоразработанная, и по-прежнему является актуальной.
Таким образом, актуальность заявленной темы определяется рядом факторов, среди которых:
- Социальный заказ современного общества на личность, обладающего основами экологической воспитанности как базисным основанием личности.
- Потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогического комплекса условий и средств формирования экологической воспитанности младших школьников.
- Отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической воспитанности школьника на уроках технологии.
На основании вышесказанного возникает проблема исследования: каковы особенности комплексного использования средств, форм и методов экологического воспитания школьников посредством учебного предмета «технология»?
Объект исследования: процесс обучения технологии в школе.
Предмет исследования: методы экологического воспитания школьников при обучении технологии.
Цель: проанализировать влияние комплексного использования в процессе обучения технологии средств, форм и методов экологического воспитания школьников на уровень их экологической воспитанности.
Гипотеза: комплексное применение при обучении технологии средств, форм и методов экологического воспитания школьников (на основе экспериментирования, моделирования, игровой и проектной технологий) может значительно повысить уровень их экологической воспитанности.
Задачи:
1. Изучить теоретические особенности экологического воспитания школьников.
2. Провести исследование уровней экологической воспитанности школьников.
3. Экспериментально проверить эффективность использования таких средств и форм как: экспериментирование, моделирование, игровой и проектной технологий в экологическом воспитании школьников посредством учебного предмета «технология».
Основные методы исследования: наблюдение, беседы, диагностика.
Также были использованы анализ и синтез научной и методической литературы по теме исследования. Методологический подход основан на методах экологического воспитания школьников, педагогическом
эксперименте, методах качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что основные подходы могут быть использованы в практике работы педагогов образовательных учреждений, экологическом воспитании школьников посредством учебного предмета «технология» с помощью различных форм, средств и методов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Квалификационная работа посвящена изучению проблемы организации экологического воспитания школьников.
В последние десятилетия проблеме экологического воспитания подрастающего поколения уделяется большое значение, и начинать его надо именно в детском саду. Главная цель экологического воспитания детей школьного возраста - это формирование начал экологической культуры, а именно правильного отношения к окружающей живой и неживой природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам природного происхождения, которыми он пользуется.
Апробированная педагогическая технология, включающая различные педагогические формы, методы и средства, использованные в экологическом воспитании школьников, включавших в себя экспериментирование, моделирование, проекты, игровые технологии позволили получить положительную динамику становления экологической воспитанности детей.
Наблюдения показали, что наиболее эффективно процесс формирования экологического развития детей идет в условиях интеграции естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического через такие способы деятельности как активное наблюдение,
экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация, прогнозирование, игра, художественная деятельность.
Поэтому при внедрении разработанных педагогических форм, методов и средств рекомендуется использование технологий развивающего обучения (или хотя бы их отдельных элементов), таких как сюжетно-ролевая и имитационная игра, праздник, защита проектов, путешествие, работа на экологической тропе, постановка экологического эксперимента. Содержательная часть этих форм может претерпевать глубокие изменения, что связано с изменением интеллектуального уровня и кругозора детей, их возрастных особенностей и возможностей.
Определение уровня экологического развития детей показало значительные положительные изменения к концу эксперимента. Знания, демонстрируемые детьми носят более разносторонний характер (из области естествознания, экологии), для них более характерно оперирование как элементарными объективными знаниями, основанными на научной информации, так и субъективными, почерпнутыми из личного опыта, опыта других.
Проведение эксперимента позволило выявить особенности развития экологической воспитанности у детей. Разработанные диагностические задания на выявление уровня сформированности экологического развития у детей могут быть использованы в практике педагогов школы. Слежение за становлением экологического развития необходимо организовать путем повторной диагностики.
В данной работе доказано, что использование представленных педагогических форм, методов и средств в экологическом образовании, значительно повлияют на уровень экологического развития детей посредством образовательной области «технология».
Обеспечение содержания «Технологии» экологической ориентацией является важным условием успешной адаптации людей к современным социальным условиям окружающей среды. Эффективность технологической и экологической направленности образования обеспечивается: его
непрерывным характером; интеграцией содержания технологического и общего образования; организацией экологически ориентированной деятельности учеников, в процессе которых их образовательный и социальный опыт воспроизводится и совершенствуется, обогащая его технологической и экологической составляющей образования и воспитания; сочетанием образования социально-экологических качеств школьников с их самообразованием; отсутствие перегрузки от внедрения экологических материалов в учебном процессе в исследовании «Технологии».
Установлено, что экологическое образование школьников в исследовании «Технологии» способствует расширению мировоззрения. В то же время исследование подтвердило тезис о том, что экологическое мышление и навыки являются эффективным фактором в укреплении совмещения теории с практикой, подготовке школьников к трудовой жизни. Отсюда необходимость и важность систематического развития экологического мышления при изучении технологии.
Эффективность проведенной исследовательской работы подтверждается результатами повторной диагностики эксперимента, которые показывают значительное повышение интереса, знаний и умений разрабатывать экологические проекты, анализировать экологические проблемы природной среды.
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / - Ярославль: «Академия развития», 2013. - 240 с. - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
2. Афанасьева Е. Экология не знает границ /- Юный натуралист. - 1999. - №1. - С.30-32.
3. Балабанова, В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2012. - 154 с.
4. Барышникова, Г.Б. Содержание и создание игровых занятий по экологическому воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. -
2012. - №1. - с. 58.
5. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. - 2014. - №5. - с. 83-88.
6. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологические беседы в школе: Учебно- метод. пособие. - Мичуринск, 2001. - 53 с.
7. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. - Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2014. - 80 с.
8. Васильева, И.Н. Формирование эколого-валеологической концепции обучающихся // Справочник заместителя директора школы. -
2013. - №7. - с.33.
9. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2014. - 288 с.
10. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 64 с.
11. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Природоведение и экология: Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. - СПБ.: «Специальная Литература», 2017. - 176 с.
12. Заикина, Е.А. Формирование экологической ответственности // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - №11. - с.9.
13. Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении/- М.: 2009, С.20-28.
14. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. - 1985. - №12. - С.10-12.
15. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.:
Педагогика й, 2010. - 184с.
...