ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ
"БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ" У УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Общенаучное понятие «банковское кредитование» 7
1.2 Формирование общенаучного понятия «банковское кредитование» как
предмет педагогического исследования на экономических дисциплинах 13
Вывод по главе 23
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ» У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 24
2.1 Состояние владения понятием «банковское кредитование»
учащимися высшего учебного заведения (на основе констатирующего эксперимента) 24
2.2 Реализация курса "Основы финансовой грамотности" 31
2.3 Результаты реализации методической системы по формированию
банковское кредитование у учащихся в процессе обучения 43
Вывод по главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность исследования. Современная российская школа находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию курсов, методов преподавания, расширяется спектр предметов, изучаемых в школе. Одним из таких предметов является экономика - дисциплина, являющаяся одной из важнейших составляющих гуманитарного образования, позволяющая сформировать целостное мировоззрение современного школьника, вооружить его базовыми знаниями об основах экономических отношений и широким спектром социально-экономических компетенций.
На сегодняшний день кредит является одним из условий развития нынешней экономики, ее составляющим звеном. Поэтому банковское кредитование физических лиц получило очень широкое распространение. Для банков это одно из приоритетных и доходных направлений деятельности. Каждый банк формирует свою кредитную политику.
Распространение новых продуктов и банковских услуг реализовывается с учетом потребностей различных возрастных и социальных категорий населения в кредитах: на образовательные цели; на покупку потребительских товаров и неотложные нужды; на приобретение жилья; автомобиля и т. д. Следовательно, кредитные отношения стали жизненной нормой в современном обществе.
В условиях рыночной экономики человеку, который не разбирается в финансовых инструментах, сложно продуктивно организовать управление личными денежными средствами или рассчитать уровень возможной задолженности по кредиту, а еще труднее противостоять различным экономическим угрозам, в том числе мошенничеству. Следует отметить, что менее экономически образованный индивид чаще всего сталкивается с негативными последствиями от принимаемых решений в различных сферах экономики, и, как следствие, снижается его финансовая активность, вплоть до избегания операций на рынке .
Именно поэтому проблема постоянного повышения уровня финансовой грамотности остается актуальной и нуждается в подробном изучении, анализе, а также поиске эффективных путей решения
Одним из факторов формирования работников нового типа является экономическое воспитание - основная часть трудового воспитания. Экономическое воспитание учащихся - не разовый процесс. Он начинается в семье и в школе, продолжается в трудовых коллективах и по месту жительства - идет везде и всегда.
Тема «Банковское кредитование» является одной из важных тем преподавания экономики в школе. Будущим выпускникам необходимо изучить механизм кредитования, особенности оформления документов для получения кредита. Воспитание финансовой грамотности по теме «Банковское кредитование» с применением различных методов обучения на каждом этапе урока окажет помощь в повышении экономического воспитания будущих выпускников.
Экономическую подготовку как средство экономической социализации рассматривают А.Л. Журавлёв , Т.В. Дробышева , Е.Н. Землянская и др.
О финансовой грамотности населения в целом проведено гораздо больше исследований, чем о грамотности в этой сфере школьников. О финансовой грамотности молодежи выпущены исследования О. Е. Кузиной , М. Э. Паатовой, М. Ш. Дауровой . Работы М. И. Подболотовой, Н. В. Деминой посвящены финансовой грамотности выпускников общеобразовательных школ . Методологическими и методическими вопросами финансовой грамотности занимается М. Ю. Шевяков .
Объект исследования: процесс формирования экономических понятий в системе среднего образования.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования понятия банковское кредитование у обучающихся системы среднего образования
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать модель использования комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование формирования понятия банковское кредитование у обучающихся в системе среднего образования.
Задачи исследования:
- исследовать теоретические основы формирования понятия "банковское кредитование" у учащихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию общенаучного понятия «банковское кредитование» у учащихся в процессе обучения.
В соответствии; с целью исследования была сформулирована, гипотеза исследования, если в процессе обучения студентов в системе среднего образования использовать комплекс педагогических условий по формированию понятия "банковское кредитование", то позволит эффективно использовать полученные знания в любой области экономической жизни.
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление особенностей различных компонентов и уровней развития института банковского кредитования студентов, который включал в себя эмпирические и теоретические методы.
Теоретические основы исследования состояли в изучении и анализе экономической и юридической литературы по вопросам данного понятия; анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение, моделирование.
База исследования послужили школьники среднеобразовательного учреждения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.
Таким образом, для учащихся общеобразовательной школы отсутствие финансовых знаний и умений становится причиной снижения уровня благосостояния, возникновения финансовых потерь, неудовлетворенности и разочарования в профессиональной деятельности, сокращения возможностей грамотно отстаивать свои экономические права. Финансовые знания необходимы каждому человеку, не зависимо от возраста и опыта профессиональной деятельности. Но особенно это важно для молодых людей, только вступающих в самостоятельную жизнь и начинающих профессиональную деятельность. Финансово грамотный молодой человек знает, как принять рациональное решение о покупке финансовой услуги, как оградить себя от последствий роста цен, как эффективнее использовать личные сбережения в целях обеспечения финансового благополучия.
Формирование навыков грамотного управления личными финансами должно способствовать воспитанию нового поколения граждан, активно вовлеченных в процессы обсуждения и выработки бюджетных, финансовых и инвестиционных решений, что обеспечит поступательное развитие финансового рынка и рост конкурентоспособности отечественной экономики.
Можно констатировать, что результаты экспериментального исследования, выявили и были направленны на повышение состояния финансовой грамотности школьников, в том числе по теме "банковское кредитование".
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы повышения финансовой грамотности учащихся образовательной школы.
В связи с этим содействие повышению уровня финансовой грамотности старших школьников и развитию финансового воспитания. Одним из главных направлений проекта является реализация программ повышения финансовой грамотности и формированию понятий банковское кредитование у учащихся в процессе обучения.
Далее мы предложили в рамках повышения уровня знаний обучающихся в сфере понятия «банковское кредитование» проведение элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Применения элективного курса финансовой грамотности и проведение различных мероприятий, направленных на повышение уровня знаний в сфере банковского кредитования, позволит повысить уровень не только теоретических финансовых знаний среди учащихся, но и активизировать управление своими сбережениями, принятие инвестиционных решений, способствуя, таким образом, социально-экономическому развитию страны.
Экономика в школе, одна из общественных наук, которая является неотъемлемым элементов в общеобразовательной системе страны. Воспитание членов общества, умеющих правильно понять экономические процессы - вот главная задача необходимости экономического образования в школе. Всесторонняя развитость современного общества достигается за счет структурных взаимосвязей экономики и экономических знаний, техники, политики, природы. Эти основы могут быть не совсем понятными школьнику, исходя только из повседневного опыта.
Поэтому, система образования, которая обеспечивает сегодня преподавание экономических знаний, необходимых для понимания экономических и политических процессов, а также для получения специальных профессиональных знаний, дает возможность школьникам получить их, и научиться избегать ошибок при принятии жизненно важных решений в настоящем и будущем.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования»// Режим доступа СПС «Консультант Плюс»
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»//Режим доступа СПС «Консультант Плюс»
Литература
4. Абросимова Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., юридический профиль / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 160 с.
5. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., СПО, детские дома и школы-интернаты / А. П. Архипов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 с
6. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., СПО, детские дома и школы-интернаты / А. П. Архипов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 112 с.
7. Басик Н.Ю. Исследовательская и проектная деятельность в обществознании (10-11 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2015. № 1. С. 32-38.
8. Ащеулов А.Т. Кредитные правоотношения колхозов. М.: Юридическая литература, 1970. 256
9. Белотелова Н.П. Деньги. Кредит. Банки: Учебник, 2014 г. - С.152-153
10. Белехова Г.В. Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения // Проблемы развития территории. 2012. № 4 (60). С. 96-109.
11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований: В 5 томах. М.: Статут, 2006. Т. 1. 736 с.
12. Гришаев С.П. Кредитный договор: содержание, виды, исполнение. Специально для системы "ГАРАНТ", 2015. С. 2.
13. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. - Т. 1. - С. 412-444.
14. Гришаев С.П. Кредитный договор: содержание, виды,
исполнение. Специально для системы "ГАРАНТ", 2015. С. 2.
15. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.
...