ГЛАВА 1.ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 7
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» 7
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков 8
1.3. Признаки и формы девиантного поведения 11
1.4.Основные методы воспитания детей с девиантным поведением. 14 1.5. Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с
девиантным поведением 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ 20
2.1 Значение преподавания экономики в средней школе 20
2.2 Организация преподавания экономики в школе на различных
ступенях образования 24
2.3 Современные методы обучения, используемые в преподавании
экономики в школе 27
2.4. Методика проведения уроков экономики в школе 33
ГЛАВА 3. ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ:
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 42
3.1. Разработка урока-лекции для учащихся 9 классов по теме:
"Конкуренция и безработица" 42
3.2. Разработка практического занятия для учащихся 9 классов по
теме: "Формирование семейного бюджета" 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Пояснить причины, требования и условия, социального явления, стало существенной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопросы о социальной норме и об отклонениях от нее. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» [29, с.74].
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [31, с.208].
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее - презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?» [6, с.3]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода, как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля - бандитам убивать, ворам - воровать, интеллигентам - свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [15, с.35].
Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.
Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. На сегодняшний день, девиантное поведение значительной массы населения, воплощает наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому, возникает необходимость во введении на уроках экономики форм и методов обучения детей с девиантным поведением. Это является актуальностью данной работы.
Проблема исследования определяется в отсутствии возможности повысить уровень знаний учащихся с девиантным поведением в области «экономика» без применения особых форм и методов обучения.
Объектом исследования является преподавание экономической науки для школьников с девиантным поведением.
Предмет исследования - использование организационных и методологических особенностей преподавания экономики в школе для детей с девиантным поведением.
Цель работы: исследование организационного и методологического процесса преподавания экономики в школах.
Гипотеза исследования: процесс реализации форм и методов обучения экономике детей с признаками девиантного поведения будет протекать успешно, если определена структура форм и методов ведения урока.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать исследования понятия «девиантное поведение» в философской, психолого-педагогической, методической литературе и его роль в процессе обучения;
2) классифицировать методы, используемые при преподавании экономических дисциплин;
3) рассмотреть различные методы обучения экономике в школе;
4) разработать конспект урока с использованием различных форм и методов обучения экономике для детей с девиантным поведением.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: индукции, наблюдения.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные конспекты уроков по экономике с применением форм и методов обучения детей с девиантным поведением могут быть использованы учителями в их профессиональной деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованной литературы и приложений.
Проблема девиантного поведения детей и подростков становится все более важной для будущего России. Масштабы распространения девиантного поведения детей и подростков продиктовали необходимость принятия органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях соответствующих превентивных мер.
Проведен анализ исследований понятия «девиантное поведение», когда рассматривались вопросы «девиации» в философской, психолого-педагогической, методической литературе и их роль в процессе.
Девиантное поведение можно определить, как систему действий либо единичные действия, противоречащие установленным в мире законным и нравственным нормам. Его суть состоит в неверном осознании собственного места и направления в мире, в конкретных недостатках нравственного и законного сознания ребенка и молодых людей.
Провели и рассмотрели классификацию методов, используемых при преподавании предмета «экономика», а так же: по определенному признаку системы (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Голант, М.Н. Скаткин и др.); методы различного вида обучения; метод контроля и обратной связи; активные методы обучения и др.
Применение различных методов обучения, комбинирование их, дает возможность достижения наилучшего результата в обучении экономики школьников, получении им разносторонних знаний по предмету, развитии творческого мышления, умению ставить перед собой задачи и решать их.
Ребенок, окончив школу, будет иметь представление об основах экономики, важнейших терминах и понятиях, ученых, повлиявших на современное состояние экономики. Также школьник должен понимать взаимосвязь экономики с другими отраслями знаний, понимать ее важность и значение.
Работа, проводимая в классе с «трудными» обучающимися позволила выработать систему адекватных воспитательных мер, способствующих созданию условий, при которых ученик захотел бы изменить свое поведение.
Разработанные конспекты урока с использованием различных форм и методов обучения экономике для детей с девиантным поведением, подтвердили выдвинутую нами гипотезу: если определена структура ведения урока, то процесс реализации форм и методов обучения экономике детей с признаками девиантного поведения будет протекать успешно.
Таким образом, задачи данной работы выполнены. Цель исследования достигнута.
1. Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект - Пресс, 1995. - 71 с.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 199 с.
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский //Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Наука, 1983. Т.5. - 537 с.
5. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль/ Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.
6. Солженицин А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета, 1994. 13 июля. - 3 с.
7. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
8. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального
образования. 2005
9. Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга
для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2007 г. - 184 с.
10. Иванов С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории» пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. СПб: Вита-Пресс, 2005г. -302с.
11. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах / Ю.А. Клейберг. - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.
12. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005. - 368 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон.- М.: Аст - Пресс,
1989. - 246 с.
14. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996. - 439 с.
15. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. № 35. С. 35
...