Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста

Работа №98842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития и
развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития активного словаря у детей
младшего дошкольного возраста 19
1.3. Анализ ФГОС ДО и основных общеобразовательных программ
дошкольного образования в области развития словаря у детей младшего дошкольного возраста 25
1.4. Методы и приемы словарной работы с детьми младшего
дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности словаря
у детей младшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию
активного словаря у детей младшего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69


Дошкольное детство - это отрезок времени интенсивного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и развития всех сторон его речи - фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный этап развития [39].
В дошкольный период детства расширяется круг общения. Становясь более самостоятельными, дети выходят за пределы узкосемейных связей и начинают поддерживать связь с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Увеличение круга общения требует от ребенка полноценного овладения способами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и бесспорным остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна.
Основываясь на данном положении, мы в своей работе особое внимание уделяем методам и приемам развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. Это положение определило тему выпускной квалификационной работы: «Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание вопроса по формированию активного словаря у детей.
2) Раскрыть методы и приемы формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
3) На первичном этапе проектировочной работы подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
4) Составить и провести комплекс занятий, направленный на формирование активного словаря и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
5) Представить в приложении подробный комплекс педагогических мероприятий по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Методологическая основа:
- труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого по проблеме развития словаря дошкольников в отечественной методике;
- основы методики развития активного словаря дошкольников в работах М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.;
- проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.). Названными авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, а также созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря у детей.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
- анализ программно-методического обеспечения по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
- экспериментальные методы изучения развития словаря у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- методы диагностики.
- качественный и количественный анализ результатов деятельности, представление их в таблицах и гистограммах.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе 2-ой младшей группы МАДОУ № 58 г Екатеринбурга. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 44 источника, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Своевременное и полноценное освоение речи считается важным первоначальным условием формирования у ребенка полноценной психики и последующего правильного ее развития. Своевременное - следовательно, начатое с первых же дней после появления на свет ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала.
В дошкольном возрасте ребенок обязан освоить такой словарь, который позволил бы ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благополучно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Дошкольный возраст - это период интенсивного освоения ребенком разговорного стиля языка, развития и формирования всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Невозможно выделить главенствующую задачу речевого развития ребенка в этот период. Развитие единиц всех уровней языка и речи одинаково важно. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Наша работа была ориентирована на исследование сформированности активного словаря в младшем дошкольном возрасте.
В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, проанализированы особенности формирования активного словаря младших дошкольников.
Решение поставленных задач, а именно формирование активного словаря, мы осуществляли в процессе проектировочной работы через использование комплекса занятий:
- выявлен исходный уровень формирования активного словаря у детей младшего дошкольного возраста;
- составлен и апробирован комплекс занятий, направленный на формирование активного словаря и развитие речи у детей;
- по наблюдениям прослежена положительная динамика в формировании активного словаря.
В Приложении 1 представлен составленный учебно-тематический план комплекса занятий, направленный на формирование активного словаря и развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
В Приложении 2 представлен план работы с родителями по формированию и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста, включающий конспекты консультации, мастер-класса и папки передвижки для родителей по проблеме исследования.
В Приложении 3 представлена картотека дидактических игр по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация активного и пассивного словарного запаса (при использовании различных методов и приемов работы).
Таким образом, использование комплекса занятий в формировании активного словаря и развитии речи позволило сделать деятельность детей эффективной и интересной.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 272 с.
3. Бондаренко, М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / М. Бондаренко. - Воронеж : Издательство «Учитель», 2004. - 272 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Академия, 1981. - 256 с.
5. Веракса, Н. Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» [Текст] : вторая младшая группа / М. А. Васильева, Т. С. Комарова. - М. : Изд. Мозаика-Синтез, 2011. - 292 с.
6. Волкова, В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов сада / В. Н. Волкова, Н. В. Степанова. - Воронеж : Учитель, 2004. - 392 с.
7. Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст] : методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2002. - 158 с.
8. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.
9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : вторая младшая группа / В. В. Гербова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 96 с.
10. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада [Текст] : конспекты занятий / О. В. Дыбина. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 - 64 с.
11. Дьяченко, О. М. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко, П. И. Невская. - М. : Просвещение, 1990. - 160 с.
12. Карабанова, О. А. Закономерности речевого онтогенеза ребенка в «детской психологии» К. И. Чуковского [Текст] / О. А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 85-112.
13. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» [Текст] : вторая младшая группа / Авт.-сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, У. В. Павлова; под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. - Волгоград : Учитель, 2012. - 262 с.
14. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2004.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2000. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
16. Матухно, И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей [Текст] / И. Матухно // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97.
17. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и др. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с.
18. Немов, Р. С. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов - М. : ВЛАДОС, 2003. - 496 с.
19. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
20. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] : программа «Я и человек»; кн. 1; младшая и средняя группы / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 128 с.
21. Плотникова, С. В. Лексикон ребенка [Текст] : закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие / С. В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 216 с.
22. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
23. Придумай слово [Текст] : речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. - 3-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие : с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164с. + Прил. (268 с. Ил.).
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.
26. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. -
3- е изд., дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с. - (Развиваем речь).
27. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения, конспекты занятий / Авт.-сост. О. С. Ушакова [и др.]; под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Сфера, 2005. - 144 с.: ил. - (Сер. «Развитие речи детей»).
28. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Ф. А. Сохин; РАО, Моск. психолого¬соц. ин-т. - М. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
29. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Стародубова -
4- е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
30. Смирнова, Е. Развиваем речь в игре [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное образование (Прил. к газ. «Первое сентября»). - 2012. - № 2. - С. 17-20.
31. Справникова, И. Н. Слово на ладошке [Текст] : [родительское собрание] / И. Н. Справникова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 82-85.
32. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800 с.
33. Справочник школьника [Текст] / Под ред. В. Славкина. - М. : Филологическое общество «СЛОВО», 1994. - 510 с.
34. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Яшина [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (Высшее проф. образование).
35. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 291 с.
36. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком [Текст] : развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - (Развиваем речь).
37. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейного образования РАО. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240 с.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
40. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] : методическое пособие / О. С. Ушакова. - 2-е изд., дополн. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 с.
41. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2003.
42. Ушакова, О. С. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина // Педагогическое образование и наука. - № 1. - 2008. - С. 11-13.
43. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.: ил. - (Высшее образование).
44. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ