Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №98841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи у детей
дошкольного возраста 8
1.1.1. Общая характеристика психологических особенностей
дошкольников 8
1.1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 12
1.1.3. Коммуникативные качества речи 15
1.2. Лингво-методические основы развития выразительности речи
детей 17
1.3. Театрализованная деятельность как средство формирования
выразительности речи 25
1.4. Анализ ФГОС и общеобразовательных программ дошкольного
образования 30
ГЛАВА 2. ОПИСНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика первоначального уровня развития интонационной
выразительности у детей среднего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс занятий, упражнений и игр по развитию интонационной
выразительности речи детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61

Речь - одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и выражения мыслей. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь является каналом развития интеллекта. Раннее освоение речи обеспечивает легкое и полное усвоение знаний.
Формирование речи ребенка во многом зависит от его речевой практики, которая начинается с момента его рождения, а также от его речевого окружения, социального статуса окружающих его взрослых. Речь формируется от момента зарождения до конца жизни человека параллельно с его физическим и умственным развитием, а также служит показателем его общего развития и не является врожденной способностью.
В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где гаджеты заменили живое общение взрослых между собой и с детьми. Неблагополучная наследственность, экология нашего мира, социальные факторы сказываются на развитии речи дошкольников. В связи с этим речь детей не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, словарный запас очень беден и т. д. Дошкольный возраст является периодом активного освоения детьми разговорного языка, развития всех его сторон и поэтому педагоги дошкольного образования должны со всей ответственностью подойти к этой проблеме.
Качественной характеристикой речи является выразительность, именно поэтому она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, насыщена выразительными особенностями. Под влиянием эмоций легко и непринужденно появляются средства речевой выразительности.
Театрализованная деятельность является одним из эффективных способов воздействия на речь и помогает улучшить уровень развития речи детей дошкольного возраста.
Многие педагогические задачи, касающиеся способствования развитию выразительной речи детей, а также их интеллектуального и творческого воспитания помогает решать театрализованная деятельность в детском саду. Принимая участие в различных инсценировках, играх-драматизациях, играх в уголках театрализованной деятельности и т. п., дети становятся участниками разных жизненных ситуаций людей, животных и даже растений, тем самым они на себе могут прочувствовать и ощутить эмоции героев, их чувства, а также окружающий их мир, культуру общения.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 №273-ФЗ,) в статье 3 п. 7 главный акцент ставится на «свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создании условий для самореализации каждого человека, свободном развитии его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания», а в п. 6 подчеркивается «светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Исходя из вышесказанного театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность педагога с детьми.
Существует несколько программ по организации театрализованной деятельности в дошкольных образовательных организациях. Программа Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокиной «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр», Программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Театрализованные игры в детском саду - авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Е. С. Петровой, Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой и др.
Актуальность исследования: заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования интонационной выразительности речи у дошкольников.
Цель: формирование интонационной выразительности речи у дошкольников в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Изучить лингвометодические основы развития выразительности у детей дошкольного возраста.
3. Изучить основы театрализованной деятельности как средства формирования интонационной выразительности речи.
4. Провести анализ федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ дошкольного образования.
Дети быстрее и легче усваивают родную речь, если параллельно с пониманием ее лексических и грамматических единиц происходит восприятие и их выразительности.
Усвоение речевой выразительности возможно только, если работа по ее развитию будет начата уже в дошкольном возрасте. Способность к усвоению выразительности, приобретенная в детстве, помогает гораздо глубже, будучи взрослым человеком, увидеть, прочувствовать и понять красоту поэзии, художественной прозы и умение насладиться этой красотой.
Необходимо научить детей понимать выразительность речи так же, как и воспринимать смысловую ее сторону: показывать образцы выражения чувств и эмоций в речи и заботиться о том, чтобы чувства эти дошли до ребенка, вызвали у него ответные эмоции.
Структура ВКР. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 46 источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы и проектировочную работу по проблеме развития выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность доступна и интересна для детей дошкольного возраста, в ней наиболее ярко проявляются их творческие способности. Она со всех сторон действует на ребенка музыкой, действием, художественным словом, а также изобразительным искусством. Она помогает достичь быстрых и высоких результатов в развитии творческих способностей детей. Позволяет удерживать внимание на высоком уровне и через интерес повышает их умственную активность. Потребность в игре у детей дошкольного возраста очень велика, именно поэтому театрализованная деятельность так близка детям. Дети умеют менять мир по своей «фантазийности», а потом жить и действовать в своем воображаемом мире, изображать своих неведомых героев. Очень важно правильно использовать детскую фантазию и суметь направить ее в нужное творческое направление.
Для развития выразительности речи детей необходимо каждого ребенка ставить в различные ситуации, чтобы он мог проявить свои эмоции не только в простом, повседневном разговоре, но и при выступлении на большую аудиторию не смущался бы незнакомых ему людей. К этому нужно и важно начинать приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, боятся и избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых людей. В этом большую помощь может оказать театрализованная деятельность в дошкольных образовательных организациях: выступления на различных утренниках (рассказывание стихов, участие в инсценировках, пение и т. д.).
Выразительность является качественной характеристикой речи именно поэтому, она рассматривается нами в данной работе, как важный показатель речевой культуры личности.
Театрализованная деятельность в детском саду - это не просто игры в театр, исполнение каких-либо ролей, это, прежде всего организованный педагогический процесс, направленный на воспитание детей, с целью становления творческой личности ребёнка.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в развитии уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны, и расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи (словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т. д.) - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованной деятельности.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей, а также способностей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, а значит и навыков речи, навыков общения.



1. Акулова О. Театрализованные игры // «Дошкольное воспитание». 2005. № 4. С. 24-26.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи
дошкольников. М.: АСТ: Астрель, 2007. 61 с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:
Просвещение, 2001. 127 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение дeтeй. М.: «Мозаика- Синтез», 2000. 272 с.
6. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. 280 с.
7. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дeтeй в ДОУ: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
9. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2001. 539 с.
10. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования: (пилотный
вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: «Мозаика-Синтез», 2014. 335 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999.
352 с.
12. Выготский Л.С. Психология. Серия: Мир психологии. М.: Эксмо- Пресс, 2002. 1008 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский; под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. - М.: Изд- во АПН, 1960. 130 с.
14. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов по спец. «Русс. яз. и лит.» . 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. 320 с.
15. Доронова Т.Н. Радуга. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.А. Екжанова, С.Г. Якобсон. М.: Просвещение, 2014. 232 с.
16. Ермолаева М.В. Психологические методы развивающей и
коррекционной работы с детьми. М.: Изд-во «Институт практической
психологии», 2001. 327 с.
17. Ковшиков В.А. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. М.: Астрель. Ростов н/Д : МарТ, 2006. 319 с.
18. Козлянинова И.П. Тайны нашего голоса / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. Екатеринбург: Диамант, 1992. 320 с.
19. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1973. 160 с.
20. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: учебно-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.
21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2002. 208 с.
Т1. Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / О.А. Ларина, Т.В. Каратьян, А.В. Акрушенко. М.: Эксмо, 2008. 28 с.
23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Изд. 4-е. М.: Смысл, 2005. 310 с.
24. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 96 с.
25. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005. 252 с.
26. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
27. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошк. учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 169 с.
28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда. М.: ТЦ Сфера, 2007. 192 с.
29. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Изд-во: КАРО, 2007. 176 с.
30. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. М.: «Школьная Пресса», 2001. 128 с.
31. Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика. Берлин: Гос. изд-во РСФСР, 1922. 123 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
33. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. трудов/ под ред. Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. М.: АПН СССР, 1987. 120 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: серия «Мастера психологии». СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973. 433 с.
36. Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики. Минск: Изд-во МИУ, 2010. 364 с.
37. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1 / Под ред. А.П. Евгеньевой.
4-е изд. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. 702 с.
38. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 192 с.
39. Ушакова О.С. Программа развития речи в детском саду: 4-е изд., перераб. М., 2017. 96 с.
40. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.
41. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. 208 с.
42. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие 5-е изд. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
43. Цапкова Ю.А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
в процессе театрализованной деятельности. // Педагогическое мастерство:
материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
44. Чернова Т.В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР / Т.В. Чернова, И.Ю. Лебеденко // Дошк. педагогика. 2007. № 2. С. 48-51.
45. Швачкин Н. Х. Развитие первых слов ребенка. М.: НПО «МОДЭК», 2001. 138 с.
46. Шевцова Е. Е.Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. Изд-во: АСТ, Астрель , 2009. 222 с.
47. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 4-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, 2007. 17 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ