Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов

Работа №98838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря ребенка
старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические основы формирования словаря ребенка
старшего дошкольного возраста
1.2. Лингвистические основы развития словаря детей старшего
дошкольного возраста
1.3. Методические основы формирования словаря детей.
Глава 2. Описание проектировочной деятельности по формированию
словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на
парадигматические связи слов
2.1. Констатирующий этап опытной работы
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование словаря детей
Заключение
Список литературы

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении отводится существенное место. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя владение речью как: средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Стоит отметить, что программах ДОУ не дается указаний относительно объема лексики дошкольников. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Теоретико-методологическая основа исследования - проблема обогащения и расширения словаря детей дошкольного возраста освещена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.Г. Морозовой, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, М.М. Кониной, Ю.С. Ляховской, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой. Влияние предметного мира на развитие словаря детей изучено и представлено в работах Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой, Т.А. Марковой, Н.А. Стародубовой, положения, сформулированные в трудах Л.С Выготского, М.Р. Львова, Ф.А. Сохина и других об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления. Методика развития активного словаря дошкольников представлена в работах А.М. Леушиной, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской и др. Аспекты методов и содержания развития словаря детей дошкольного возраста раскрываются в работах В.В. Гербовой, А.М. Бородич, Н.А. Орлановой, Л.Г. Шадриной, Е.А. Смирновой, Н.Ф.
Виноградовой и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
Цель работы - описать методические основы формирования словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов.
Объект работы - словарь ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы и приемы, направленные на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические аспекты для развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
• Провести анализ ФГОС и программ ДОУ по речевому развитию дошкольников;
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики, методы количественного и качественного анализа данных, методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения развивающей литературы в организации образовательного процесса.
В ходе работы мы предложили, что развивающие книги, детские журналы, дидактические игры выступают эффективным средством развития словаря детей старшего дошкольного возраста, его активизации и обогащения.
Практика использования дидактических игр позволяет сделать вывод, что их использование в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением: 1. Современность и актуальность учебного материала. 2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала. 3. Эстетичность и наглядность. 4. Обучение через игровую или практическую деятельность 5. Повышение интереса к проблеме.
Использование дидактических игр и детских журналов в образовательном процессе позволяет: - усилить образовательные эффекты; - повысить качество усвоения материала; - осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем; -организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Использование дидактических игр в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, обогащает словарь детей, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.



• Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
• Баранов М.Т. (ред.) Методика преподавания русского языка в школе. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
• Безрукова О.А. Слова родного языка. М.: Профессионал, 2005. — 192 с.
• Бородич А.М. Методика развития словаря // Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981. - С.89-110.
• Величкова Л. В, Абакумова О.В. Путь к языку: Данные речевого онтогенеза. Билингвизм. Пособие по психолингвистике. Выпуск 1/ Под редакцией доктора филологических наук, профессора Л. В. Величковой. — Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. — 58 с.
• Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
• Выгоцкий Л.С. Мышление и речь. // . Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1996. - 504 с.
• Выгоцкий Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // . Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с
• Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы и конспекты занятий. — М.: Мозаика—Синтез, 2010. — 164 с.
• Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: ИЗД. 3-е перераб.- 244 с.- СПБ.: Детство- Пресс, 2008.
• Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста [речевой онтогенез] // Логопед. - 2005. - № 4. - С.18-28.
• Ершова Е., Малкина О. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников. М.: Астрель, 2011. - 64 с
• Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
• Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999.
• Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. -160 с.
• Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973 - 160 с.
• Ладутько, Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа» /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.
— Мозырь: Содействие, 2010. —152 с
• Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669.
• Леоньтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.,1997.
• Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд-е 3-е, переработанное. Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС. 2004 г. - 244 с.
• Львов М.Р. Методика работы над словарем //Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987. - С.329-343
• Мальцева В.Н., Чуешева Н.А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием, Барнаул, 7 апреля 2011года. - Барнаул: АлтГПА, 2011. С. 71-89
• Некрасова Т.П.// Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 9. - С. 64-68.
• Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет. - СПБ. : Паритет, 2008.- 128 с.
• Носенко Н.П. Развитие речи в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие.
- М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
• Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. — Томск: ТОИПКРО, 2015. — т. 2.—С. 80-84.
• Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.,1997
• Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. Москва: НОУ ВПО «МПСУ»2013 - 64 с.
• Рок И. Введение в зрительное восприятие. Москва: Педагогика, 1980. - 312 с.
• Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. — 256 с.
• Свирская Л., Роменская Л. ФГОС дошкольного образования. Великий Новгород: НИРО, 2014. — 60 с.
• Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Мозаика-Синтез, 2006, 96 с
• Стерликова В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические таблицы). Москва: Флинта, 2014. - 203 с.
• Текучева И.В. Методическая система развития речи учащихся в трудах К.Б. Бархина // Среднее профессиональное образование. № 9. 2012. С. 28-33
• Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГ1П1У, 2006. — 272 с.
• Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Москва Просвещение 1981 г. 111 с.
• Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас Серия "Эффективные образовательные технологии". Рабочая тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008. — 24 с.
• Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие
успешного личностного развития: лекции 5-8. М.: Педагогический
университет Первое сентября 2010. — 80 c Лекция 5.
• Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника М.: Сфера, 2008. - 240 с.
• Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 10-ти томах. Том IX. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1950. - 627 с.
• Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.: Учпедгиз, 1939. — 94 с.
• Харитонова Н.Ю., Шахватова Г.В. Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. М: Педагогическая газета, 2012 г. - 14 с.
• Цейтлин С.Н. и др. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. Издательство: КАРО, 2006. - 128 с.
• Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение Издательство: Либроком. 2009. - 310 с.
• Шульгина Е.В., Третьяк Н.Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. СПб. Детство-Пресс,2011. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ