Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98837

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 7
1.1.1. Общая характеристика психологических особенностей
дошкольников 7
1.1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 11
1.2. Лингвистические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.1. Методы и приемы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.2. Анализ программ и пособий ДОУ с точки зрения возможности
формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у детей старшего
дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В период дошкольного возраста дети активно овладевают связной речью. Именно развитая устная речь является показателем развития ребенка. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет большую роль в познании мира, в котором мы живем.
В период дошкольного детства формируется две формы связной речи: диалог и монолог. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов. Г.Я. Солганик отмечал: «Реальная единица общения - текст, будь то короткий разговор, статья в газете или дипломатическая нота. Поэтому искусство писать и говорить предполагает прежде всего изучение текстов, знание законов их строения и функционирования» [35, с. 226].
Текстовая деятельность осуществляется определенным набором текстовых умений, которые основываются на знаниях о тексте, о стилях и типах речи, о композиции текста, о теме и основной его мысли, и т.п. Текстовые умения строятся на речевых видах деятельности, таких как чтение, слушание, письмо, говорение. Формирование и совершенствование данных умений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивают их полноценное речевое развитие. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, грамматического строя речи, словаря, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Необходимо развивать у детей не только навыки правильной речи, но и формировать речь выразительную, образную.
В период дошкольного детства ребенок овладевает важной формой речевого общения - устной речью, поэтому одной из главных задач детского сада является развитие у детей связной речи. Обучение детей связной речи имеет в отечественной дошкольной методике богатые традиции и определены в работах М.М. Алексеевой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой. Проблемы содержания и методов обучения детей монологической речи в ДОУ разрабатывались такими авторами, как А.М. Бородич, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др., чьи рекомендации и методики успешно реализуются педагогами и сегодня.
На сегодняшний день есть необходимость в комплексном решении проблемы речевого развития и всестороннего формирования личности ребенка. Обучение его работе с текстом, формирование текстовой компетенции и текстовых умений в целом становятся особенно значимыми. Проблема понимания текста, которая является одним из компонентов текстовой компетенции, имеет междисциплинарный характер, её обсуждением и изучением занимаются педагоги, психологи, лингвисты, методисты и ученые других специальностей. В большинстве исследований подчеркивается сложность и многоплановость процессов восприятия и понимания текста, указывается их тесная взаимосвязь.
Достижение значимых результатов в образовательном процессе во многом зависит от применяемых методов обучения, которые мотивируют учащихся к мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Педагогу необходимо уметь соотносить и использовать те или иные методы и приемы работы для достижения наилучшего результата в обучении детей.
Успешное освоение связной речи подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов. Однако проблема формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста еще не решена в полной мере. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - на основании анализа уровней развития текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста составить комплекс упражнений и игр, направленный на формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1. изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. проанализировать программы и методические пособия ДОУ с точки зрения возможности формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. путем диагностики определить уровни сформированности текстовых умений у детей шестого года жизни;
4. составить комплекс упражнений и игр, направленный на формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. практические: диагностика, количественный и качественный анализ данных диагностики.
База исследования: работа проводилась на базе МБДОУ города Екатеринбурга «Детский сад компенсирующего вида № 101» в старшей группе «Лучики» № 102.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников, и 1 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из самых важных навыков ребенка является владение родным языком. Соответствующее восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение формулировать развернутые ответы на вопросы, логически мыслить и ясно выражать свои мысли - от всего этого, и не только, зависит успешность обучения детей в школе. Данные учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Анализ теоретической и методической литературы показал, что в современных условиях модернизации системы образования предъявляются повышенные требования как к работникам ДОУ, так и к детям в плане речевой компетенции. В связи с этим воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в области педагогических методик (технологий) и уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать поставленные перед ним задачи речевого развития. Данные задачи описываются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разный возрастной период.
Достижение значимых результатов в образовательном процессе во многом зависит от применяемых методов обучения, которые мотивируют дошкольников к мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Педагогу необходимо использовать разные методы и приемы в зависимости от содержания занятия и его задач, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Целью нашей работы было составить комплекс упражнений и игр, направленный на формирование у детей старшего дошкольного возраста текстовых умений. Для реализации поставленной цели была проанализирована литература на предмет изучения методов и приемов, а также были рассмотрены программы и пособия ДОУ.
При анализе Программ («Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», «Детство», «От рождения до школы») с точки зрения возможности формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены общие направления в обучении детей шестого года жизни в рамках ФГОС ДО. Необходимо уделять внимание обучению детей рассказыванию: последовательному пересказу небольших сказок и рассказов, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием. Необходимо продолжать учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин, которые формируют умения развивать сюжетную линию, придумывать названия рассказу в соответствии с его содержанием. В старшей группе детского сада продолжается работа по формированию понятий о структуре высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов. Также необходимо формировать умения составлять рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем, и продолжать работу по совершенствованию умения составлять рассказы на темы из личного опыта и придумывания своего сюжета, концовки рассказа.
Опытным путем был определен уровень сформированности текстовых умений у детей шестого года жизни. Был составлен диагностический комплекс на базе методики выявления уровня развития речи дошкольников, разработанной О.С. Ушаковой [40]. В основу данной методики входит комплекс заданий, направленный на выявление уровня сформированности текстовых умений, которые выступают оценочными критериями проведенной нами работы.
Анализ полученных результатов показал, что дети старшей группы имеют разные уровни сформированности текстовых умений. Преобладающим уровнем в диагностируемой группе является средний уровень, с показателем 68%. Высокий уровень показали 11% детей, и 21% имеют низкий уровень сформированности текстовых умений.
Наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста были задания на самостоятельное составление рассказов. Эти задания предполагали умения продолжить рассказ, развить сюжет и наполнить его содержанием. Дети активно делились своими впечатлениями, но при составлении рассказов из опыта по заданной теме неохотно выполняли задание. Дети могут самостоятельно составлять рассказы, но не всегда в соответствии с заданной темой. При описательных рассказах и рассказах на заданную тему наблюдались случаи нарушения последовательности, ухода от основной темы повествования. Главной причиной тому являлось переключение ребенка с заданной темы на тему более для него интересную (актуальную). При пересказе литературного текста подавляющее большинство детей не смогли в полной мере справиться с заданием: пересказать текст близко к первоисточнику. Пересказ проводился с помощью подсказок педагога. В рассказ практически не включались диалоги персонажей.
Данные, полученные в результате диагностики, позволили продумать комплекс занятий, включающий в себя дидактические упражнения и игры, направленные на формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста. Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими задачами, а также с задачами воспитания звуковой культуры речи. На занятиях по обучению рассказыванию упражнения, направленные на развитие связной речи, тесно связаны со словарной работой.
При составлении комплекса учитывался принцип преемственности, усложнение материала, его повторение, что подразумевает последовательное усвоение детьми навыков и умений.
Работа по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает их полноценное речевое развитие, что способствует в дальнейшем успешному обучению в школе и социально-личностному развитию ребенка.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект,
2000. 672 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2001. 127 с.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999. 352с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. 130 с.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е стереотипное. М: КомКнига, 2007. 144 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет: Наглядно-дидактическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 12 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
12. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.М. Ковшиков: Изд-во: АСТ, 2007. 318 с.
13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 528 с.
14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
15. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С /О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. М: Просвещение, 2009, 192 с.
16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2001. 432 с. (Серия «Психологи Отечества»).
17. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1974. 387 с.
19. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. №1. С. 10-14.
20. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 148 с.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. М.: Смысл, 2005. 310 с.
22. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Издательство АСТ,1990. 267 с.
23. Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1989. 94 с.
24. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005. 252 с.
25. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
26. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 169 с.
27. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
28. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
29. Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика. Берлин: Гос. изд-во РСФСР, 1922. 123 с.
30. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. 368 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с., ил., 4 л. ил.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973. 433 с.
33. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1 / Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. 702 с.
34. Словарь русского языка: В 4-х т. Т.3 / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. 752 с.
35. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2009. 256 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. Трудов / под ред. Ф. А. Сохина. М.: АПН СССР, 1987. 120 с.
37. Старжынская Н.С. Методика развития родного языка. Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. 287 с.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
39. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 256 с.
40. Ушакова О.С. Программа развития речи в детском саду. 4-е изд., перераб. М.: Сфера, 2017. 96 с.
41. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. 288 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. М.: Педагогическое образование, 2014. 32 с.
43. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
44. Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. Самара: Универс групп, 2007. 349 с.
45. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет. М: Мозайка-Синтез, 2008. 144 с.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентоввысш. учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина. 4-е изд. М.: «Академия», 2007. 194 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ