Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 6
1.1. Связная речь и закономерности ее развития у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 20
1.3. Организация работы по развитию связной монологической речи
старших дошкольников ДОУ 27
1.4. Анализ программ ДОО в аспекте темы исследования 35
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 43
2.1. Диагностика сформированности связности речи старших
дошкольников в процессе творческого рассказывания 43
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи
старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 6
1.1. Связная речь и закономерности ее развития у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 20
1.3. Организация работы по развитию связной монологической речи
старших дошкольников ДОУ 27
1.4. Анализ программ ДОО в аспекте темы исследования 35
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 43
2.1. Диагностика сформированности связности речи старших
дошкольников в процессе творческого рассказывания 43
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи
старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
В дошкольном возрасте обучение детей родному языку является приоритетной задачей педагогов. Речь является тем важнейшим средством, которое обеспечивает плодотворное развитие, восприятие окружающего мира и социума, приобретение навыков коммуникации.
Речь ребенка совершенствуется в любой сфере жизнедеятельности, в любой образовательной области. Совокупность развития всех сторон речи является основой усвоения и познания родного языка.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
В обучении связной речи первостепенным развивающим потенциалом определяется профессионализм педагога, его способность владеть языком и умением общаться. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность осознавать воспринимаемое и выражать в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Под связной речью понимается подробно раскрытое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно, точно и логично, грамматически правильно и образно.
В формировании связной речи особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно говорить о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики развития связной речи старших дошкольников.
3. Составить комплекс мероприятий для обучения творческому рассказыванию старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи.
Методологической основой исследования являются концепции связности речи (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Л.П. Якубинский); исследования особенностей формирования детского словесного творчества (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.М. Леушина, О.С. Ушакова, Н.А. Ветлугина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс мероприятий, направленный на совершенствование связной монологической речи дошкольников при обучении творческому рассказыванию, может быть использован в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
База исследования. Исследование происходило на базе МАДОУ № 3 в подготовительной группе города Североуральска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Речь ребенка совершенствуется в любой сфере жизнедеятельности, в любой образовательной области. Совокупность развития всех сторон речи является основой усвоения и познания родного языка.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
В обучении связной речи первостепенным развивающим потенциалом определяется профессионализм педагога, его способность владеть языком и умением общаться. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность осознавать воспринимаемое и выражать в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Под связной речью понимается подробно раскрытое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно, точно и логично, грамматически правильно и образно.
В формировании связной речи особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно говорить о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики развития связной речи старших дошкольников.
3. Составить комплекс мероприятий для обучения творческому рассказыванию старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи.
Методологической основой исследования являются концепции связности речи (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Л.П. Якубинский); исследования особенностей формирования детского словесного творчества (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.М. Леушина, О.С. Ушакова, Н.А. Ветлугина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс мероприятий, направленный на совершенствование связной монологической речи дошкольников при обучении творческому рассказыванию, может быть использован в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
База исследования. Исследование происходило на базе МАДОУ № 3 в подготовительной группе города Североуральска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате проведенного исследования нам удалось выполнить поставленные задачи, а именно нами было установлено, что обучение творческому рассказыванию требует соблюдения педагогический условий, к числу которых относятся:
1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
Вышеперечисленные условия учитывались при проведении проектировочной работы, направленной на развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
В результате проведения диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита связная монологическая речь, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по развитию связной монологической речи.
Предположив, что проведения занятий, а также использование заданий, предусматривающих творческое рассказывание, будет способствовать повышению уровня развития связной монологической речи, нами был разработан комплекс мероприятий, предполагающий использование заданий, упражнений и игр по творческому рассказыванию.
1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
Вышеперечисленные условия учитывались при проведении проектировочной работы, направленной на развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
В результате проведения диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита связная монологическая речь, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по развитию связной монологической речи.
Предположив, что проведения занятий, а также использование заданий, предусматривающих творческое рассказывание, будет способствовать повышению уровня развития связной монологической речи, нами был разработан комплекс мероприятий, предполагающий использование заданий, упражнений и игр по творческому рассказыванию.
Подобные работы
- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по развитию связной монологической речи у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



