Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания

Работа №98830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 6
1.1. Связная речь и закономерности ее развития у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 20
1.3. Организация работы по развитию связной монологической речи
старших дошкольников ДОУ 27
1.4. Анализ программ ДОО в аспекте темы исследования 35
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 43
2.1. Диагностика сформированности связности речи старших
дошкольников в процессе творческого рассказывания 43
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи
старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75


В дошкольном возрасте обучение детей родному языку является приоритетной задачей педагогов. Речь является тем важнейшим средством, которое обеспечивает плодотворное развитие, восприятие окружающего мира и социума, приобретение навыков коммуникации.
Речь ребенка совершенствуется в любой сфере жизнедеятельности, в любой образовательной области. Совокупность развития всех сторон речи является основой усвоения и познания родного языка.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
В обучении связной речи первостепенным развивающим потенциалом определяется профессионализм педагога, его способность владеть языком и умением общаться. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его способность осознавать воспринимаемое и выражать в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Под связной речью понимается подробно раскрытое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно, точно и логично, грамматически правильно и образно.
В формировании связной речи особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно говорить о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать инструментарий для диагностики развития связной речи старших дошкольников.
3. Составить комплекс мероприятий для обучения творческому рассказыванию старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез литературы по
рассматриваемой проблеме;
- практические: проведение проектировочной работы; диагностика уровня развития связной монологической речи.
Методологической основой исследования являются концепции связности речи (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Л.П. Якубинский); исследования особенностей формирования детского словесного творчества (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, А.М. Леушина, О.С. Ушакова, Н.А. Ветлугина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс мероприятий, направленный на совершенствование связной монологической речи дошкольников при обучении творческому рассказыванию, может быть использован в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
База исследования. Исследование происходило на базе МАДОУ № 3 в подготовительной группе города Североуральска.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нам удалось выполнить поставленные задачи, а именно нами было установлено, что обучение творческому рассказыванию требует соблюдения педагогический условий, к числу которых относятся:
1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ).
Вышеперечисленные условия учитывались при проведении проектировочной работы, направленной на развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
В результате проведения диагностики было установлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно развита связная монологическая речь, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по развитию связной монологической речи.
Предположив, что проведения занятий, а также использование заданий, предусматривающих творческое рассказывание, будет способствовать повышению уровня развития связной монологической речи, нами был разработан комплекс мероприятий, предполагающий использование заданий, упражнений и игр по творческому рассказыванию.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 400 с.
2. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 87-99.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. С. 4-16.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2004. 156 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 62-76.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
10. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук: (13.00.01) / АПН СССР. НИИ дошкол. воспитания.Москва : [б. и.], 1978. 20 с
11. Гайдук О.С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета. Орск, 2014. № 14. С. 124-129.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть 2. / Под ред. С.И. Абакумова. М.: АПН РСФСР, 1949. 192 с.
13. Городилова В.И. Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.: Учпедгиз, 1952. 121 с.
14. Дементьева А.М. Методика обучения рассказыванию в детском саду. М.: Учпедгиз, 1963. 109 с.
15. Дьяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2. С.107-114.
16. Детская речь и пути ее совершенствования // Сб. науч. трудов. Свердловск: СГПИ, 1999. 109 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
18. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. М.: Лабиринт, 2009. 287 с.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. М.: Учпедгиз, 2013. 448 с.
20. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: М.: Саратовского университета, 1996. 164 с.
21. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2014. 161 с.
22. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь, 2007. 144 с.
23. Киселева О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству. Томск: Изд. ТГПУ, 2006. 84 с
24. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в
детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для
руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. 32 с.
25. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвещение, 1978. 112 с.
26. Короткова Э.П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. М.: Академия, 1999. с. 202.
27. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. М.: Учитель, 1974. 160 с.
28. Кувалова С.В. Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http: //nsportal .ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/30/metodika-obucheniya- monologicheskoy-rechi-detey-starshego (дата обращения: 10.06.2017).
29. Лаврик М.С. Методика развития речи дошкольников. Под ред. Е.Н. Ботезату. М.: Лумина,1985. 203 с.
30. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
31. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 2008. 318 с.
32. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.:
Просвещение 1972. 256 с.
33. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1984. 223с.
34. Михеева Т.В. Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/09/19/osobennosti-razvitiya- svyaznoy-rechi-u-detey-srednego(дата обращения: 25.06.2017).
35. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
37. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 13-17
38. Плешкова Е.В. Новые подходы при развитии у детей связной
монологической речи [Электронный ресурс]. URL: http://ped-
kopilka.ru/blogs/elena-vladislavovna-pleshkova/doklad-k-semenaru-po- razvitiyu-rechi-na-temu-novye-podhody-pri-razviti-u-detei-svjaznoi- monologicheskoi-rechi.html (дата обращения: 13.07.2017).
39. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
40. Радуга: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования. ФГОС / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. М.: Просвещение, 2016. 232 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2 изд. испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд. «Питер», 2000. 712 с.
43. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 560с
44. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство. СПб.: Детство-пресс», 2013. 208 с.
45. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников. М.:, Учитель, 2006. 254с.
46. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010. 40 с.
47. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). М.: АРКТИ, 2004. 80 с.
48. Слама-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей // Вопросы психологии. 2001. №2. С 59-70
49. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. 2011. № 12. 23 с.
50. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966. 176 с.
51. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
52. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.А. Стародубова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 256 с.
53. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Проблемы
индивидуальных различий. М.: Академии наук РСФСР. 1961. 180 с.
54. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
55. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: «Ювента», 2008. 24 с.
56. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. М.: «Владос», 2014. 47 с.
57. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. 256 с.
58. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: РАО, 1994. 50 с.
59. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
60. Ушинский К.Д. Психологические и логопедические основы обучения // Изб. Пед. соч. в 2-х т. Т.2. М.,1954.
61. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Н.А. Кошелевой. М.: Сфера, 1985. 176 с.
62. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.
63. Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.: Учпедгиз, 1939. 94 с.
64. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика. 288 с.
65. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. На материале онтогенеза речи. М.: Наука, 1990.
288 с.
66. Шушляева К.Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Народное образование. Педагогика. 2015. № 27. С. 12-14.
67. Папанова Н.Ш. Развитие связной речи детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2013/11/27/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 22.06.2017).
68. Часовских Р. Обучение дошкольников монологической речи
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-doshkolnikov-monologicheskoirechi.html (дата обращения: 11.06.2017).
69. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1998. 560 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ