Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Лингвистические основы формирования навыков этикетной
речи у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Методические основы формирования навыков этикетной речи у
детей старшего дошкольного возраста
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности навыков этикетной речи у детей
старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Лингвистические основы формирования навыков этикетной
речи у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Методические основы формирования навыков этикетной речи у
детей старшего дошкольного возраста
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности навыков этикетной речи у детей
старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данного исследования основана на том, что современное общество желает видеть подрастающее поколение нравственно воспитанным, уважительно относящимся к старшим людям, а также умеющим ценить и в последующем передавать положительный опыт, связанный с дружбой, товариществом и другими ценностями нашей жизни. Немаловажную роль в нравственном воспитании ребенка играет этикетная речь. Очень важно, чтобы ребенок-дошкольник с раннего детства научился обращаться к другим людям уважительно, умел благодарить старших за оказанную ему помощь или иное благодеяние по отношению к нему, а также умел различать общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Стандарт дошкольного образования (ФГОС) решает ряд задач. Одна из таких задач заключается в «формировании общей культуры воспитанников, развитии их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формировании предпосылок учебной деятельности».
Тема развития и формирования этикетных норм в период детства разрабатывалась и разрабатывается в трудах различных авторов. К их числу относятся, например, такие авторы, как М. М. Алексеева, В. В. Гербова, В. Г. Дмитриева, И. Н. Курочкина, Г. П. Шалаева, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, О. С. Ушакова, В. С. Мухина, М. И. Лисина, А. А. Бодалёв, Е. И. Тихеева, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Г. Арушанова, Л. К. Граудина и др.
В. А Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры» Не всегда можно встретить ребенка, который первым здоровается, говорит слова «спасибо», «пожалуйста», хотя это необходимо для современного общества. Дети - это наше будущее. Именно они передадут культурное наследие нашего языка последующим поколениям. И если сейчас не заниматься данным вопросом, то со временем будет намного сложнее учить детей простым, но в то же время необходимым для целостного развития общества, правилам и нормам этикетной речи. С первого взгляда, может показаться, что этикетная речь - это не тот вопрос, который требует столь пристального внимания. Но если заглянуть глубже, можно увидеть, что то, какие слова ребенок употребляет в своей речи, определяет его как личность, выявляет степень его воспитанности и дает увидеть дальнейшую перспективу его развития, как гражданина.
Родители, которые являются главным примером в жизни ребенка, не должны поверхностно относиться к данному вопросу. Педагог может формировать, корректировать навыки этикетной речи ребенка, но основы воспитания в целом, и в области речевого этикета, закладываются в семье. Ответственность родителей высока. Педагог также является одним из главных помощников для ребенка в процессе приобретения норм и правил речевого этикета и их усвоения. Проблема состоит в том, что чаще всего ребенок не имеет примера для подражания. Наше общество не всегда задумывается о будущем, поэтому нам свойственно вести себя так, будто сказанное нами в присутствии ребенка, не имеет никакого значения, или же наоборот, взрослый в присутствии ребенка сам может не сказать простых слов, таких, как «спасибо», «пожалуйста» в адрес других людей.
По словам А. Г. Асмолова, детство - это время вопросов, время «почемучек». Ребенок в старшем дошкольном возрасте в связи с особенностями его возраста, уже не задает то количество вопросов, какое было в его ранние годы, но мысленный процесс ребенка продолжается, ребенок продолжает искать объяснения различным явлениям, и это напрямую связано с областью речевого этикета. Педагог и родители должны объяснять ребенку, почему вежливые слова имеют столь значимую роль в нашей жизни. Нельзя сказать, что это просто хорошо. Нужно помочь ребенку осознать важность тех слов, которые он употребляет в своей речи, а затем закреплять полученные навыки.
Процесс обучения детей правильной, грамматически-выстроенной, этикетной речи представляет собой совокупность различных способов и методов, с помощью которых педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети, места и людей, которые их окружают.
Образовательное учреждение, в котором проводилось исследование - МБОУ СОШ № 18 (г. Асбест, пос. Белокаменный)
Цель исследования: определить и теоретически обосновать методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть лингвистические основы формирования навыков этикетной речи.
4) Рассмотреть методы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5) Проанализировать программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6) Провести диагностику формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
7) Определить комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ и обобщение материала, полученного в ходе проектировочной работы, диагностика, беседа, наблюдение, проектировочная работа, анализ работ учащихся, анализ детских высказываний.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (69 источников).
Стандарт дошкольного образования (ФГОС) решает ряд задач. Одна из таких задач заключается в «формировании общей культуры воспитанников, развитии их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формировании предпосылок учебной деятельности».
Тема развития и формирования этикетных норм в период детства разрабатывалась и разрабатывается в трудах различных авторов. К их числу относятся, например, такие авторы, как М. М. Алексеева, В. В. Гербова, В. Г. Дмитриева, И. Н. Курочкина, Г. П. Шалаева, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, О. С. Ушакова, В. С. Мухина, М. И. Лисина, А. А. Бодалёв, Е. И. Тихеева, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Г. Арушанова, Л. К. Граудина и др.
В. А Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры» Не всегда можно встретить ребенка, который первым здоровается, говорит слова «спасибо», «пожалуйста», хотя это необходимо для современного общества. Дети - это наше будущее. Именно они передадут культурное наследие нашего языка последующим поколениям. И если сейчас не заниматься данным вопросом, то со временем будет намного сложнее учить детей простым, но в то же время необходимым для целостного развития общества, правилам и нормам этикетной речи. С первого взгляда, может показаться, что этикетная речь - это не тот вопрос, который требует столь пристального внимания. Но если заглянуть глубже, можно увидеть, что то, какие слова ребенок употребляет в своей речи, определяет его как личность, выявляет степень его воспитанности и дает увидеть дальнейшую перспективу его развития, как гражданина.
Родители, которые являются главным примером в жизни ребенка, не должны поверхностно относиться к данному вопросу. Педагог может формировать, корректировать навыки этикетной речи ребенка, но основы воспитания в целом, и в области речевого этикета, закладываются в семье. Ответственность родителей высока. Педагог также является одним из главных помощников для ребенка в процессе приобретения норм и правил речевого этикета и их усвоения. Проблема состоит в том, что чаще всего ребенок не имеет примера для подражания. Наше общество не всегда задумывается о будущем, поэтому нам свойственно вести себя так, будто сказанное нами в присутствии ребенка, не имеет никакого значения, или же наоборот, взрослый в присутствии ребенка сам может не сказать простых слов, таких, как «спасибо», «пожалуйста» в адрес других людей.
По словам А. Г. Асмолова, детство - это время вопросов, время «почемучек». Ребенок в старшем дошкольном возрасте в связи с особенностями его возраста, уже не задает то количество вопросов, какое было в его ранние годы, но мысленный процесс ребенка продолжается, ребенок продолжает искать объяснения различным явлениям, и это напрямую связано с областью речевого этикета. Педагог и родители должны объяснять ребенку, почему вежливые слова имеют столь значимую роль в нашей жизни. Нельзя сказать, что это просто хорошо. Нужно помочь ребенку осознать важность тех слов, которые он употребляет в своей речи, а затем закреплять полученные навыки.
Процесс обучения детей правильной, грамматически-выстроенной, этикетной речи представляет собой совокупность различных способов и методов, с помощью которых педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети, места и людей, которые их окружают.
Образовательное учреждение, в котором проводилось исследование - МБОУ СОШ № 18 (г. Асбест, пос. Белокаменный)
Цель исследования: определить и теоретически обосновать методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть лингвистические основы формирования навыков этикетной речи.
4) Рассмотреть методы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5) Проанализировать программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6) Провести диагностику формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
7) Определить комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ и обобщение материала, полученного в ходе проектировочной работы, диагностика, беседа, наблюдение, проектировочная работа, анализ работ учащихся, анализ детских высказываний.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (69 источников).
В нашем исследовании были рассмотрены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили, что психическое развитие детей данного возраста является прочной основой для формирования навыков этикетной речи. Также мы выявили особенности речевого развития детей данного возраста. Дети в этом возрасте начинают овладевать родным языком, что в значительной мере влияет на формирование навыков этикетной речи. Пример речи взрослых (родителей, педагога) помогает ребенку постепенно овладевать навыками этикетной речи. Также в нашем исследовании мы рассмотрели лингвистические основы формирования навыков этикетной речи. Мы увидели, что простое заучивание вежливых слов не поможет ребенку, нужно чтобы ребенок понимал, что он говорит, для чего он это говорит.
Нами были рассмотрены методы формирования навыков этикетной речи у детей данного возраста. Мы увидели, что существует большое количество методов, с помощью которых мы можем формировать у детей навыки этикетной речи, преподносить им материал по данной области в интересной для них форме. Нами были проанализированы программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Мы увидели, что в данных программах этикетной речи старших дошкольников уделяется немалое внимание. Образование ребенка - это не только приобретение им знаний, умений и навыков, но также и нравственное воспитание, в которое входит приобретение навыков этикетной речи.
Мы провели диагностику формирования навыков этикетной речи среди детей, и выявили тех, кто находится на низком, среднем и высоком уровнях. Исходя из данных диагностики, мы определили и провели комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенных мероприятий дали положительный результат. Дети стали намного вежливее, общение между детьми поменялось в лучшую сторону.
Таким образом, дети, имеющие положительный пример взрослых в области этикетной речи, намного быстрее и лучше овладевают навыками этикетной речи. Также детям помогает правильно-организованная работа педагога в данной области.
Результаты проведенных мероприятий с применением наших разработок в данной области показали, что правильно организованная работа педагога может существенным образом повлиять на формирование навыков этикетной речи детей, даже если они не видят положительного примера в этой области в своей семье. Мы, как педагоги, своим личным примером, индивидуальным подходом к каждому ребенку, используя различные методы, представляя область речевого этикета в интересной для детей форме, можем эффективно формировать у детей навыки этикетной речи.
Результаты исследования показали, что работа с родителями, коллективные занятия по теме этикетной речи с детьми положительным образом сказываются на нравственном воспитании детей, на их этикетной речи. Для совершенствования данных результатов следует обогащать педагогическую работу новыми разработками по данной области.
Нами были рассмотрены методы формирования навыков этикетной речи у детей данного возраста. Мы увидели, что существует большое количество методов, с помощью которых мы можем формировать у детей навыки этикетной речи, преподносить им материал по данной области в интересной для них форме. Нами были проанализированы программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Мы увидели, что в данных программах этикетной речи старших дошкольников уделяется немалое внимание. Образование ребенка - это не только приобретение им знаний, умений и навыков, но также и нравственное воспитание, в которое входит приобретение навыков этикетной речи.
Мы провели диагностику формирования навыков этикетной речи среди детей, и выявили тех, кто находится на низком, среднем и высоком уровнях. Исходя из данных диагностики, мы определили и провели комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенных мероприятий дали положительный результат. Дети стали намного вежливее, общение между детьми поменялось в лучшую сторону.
Таким образом, дети, имеющие положительный пример взрослых в области этикетной речи, намного быстрее и лучше овладевают навыками этикетной речи. Также детям помогает правильно-организованная работа педагога в данной области.
Результаты проведенных мероприятий с применением наших разработок в данной области показали, что правильно организованная работа педагога может существенным образом повлиять на формирование навыков этикетной речи детей, даже если они не видят положительного примера в этой области в своей семье. Мы, как педагоги, своим личным примером, индивидуальным подходом к каждому ребенку, используя различные методы, представляя область речевого этикета в интересной для детей форме, можем эффективно формировать у детей навыки этикетной речи.
Результаты исследования показали, что работа с родителями, коллективные занятия по теме этикетной речи с детьми положительным образом сказываются на нравственном воспитании детей, на их этикетной речи. Для совершенствования данных результатов следует обогащать педагогическую работу новыми разработками по данной области.
Подобные работы
- Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию навыков этикетной речи у старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Игры и этюды как средство воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018



