ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста
1.3. Лингвистические основы формирования навыков этикетной
речи у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Методические основы формирования навыков этикетной речи у
детей старшего дошкольного возраста
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности навыков этикетной речи у детей
старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данного исследования основана на том, что современное общество желает видеть подрастающее поколение нравственно воспитанным, уважительно относящимся к старшим людям, а также умеющим ценить и в последующем передавать положительный опыт, связанный с дружбой, товариществом и другими ценностями нашей жизни. Немаловажную роль в нравственном воспитании ребенка играет этикетная речь. Очень важно, чтобы ребенок-дошкольник с раннего детства научился обращаться к другим людям уважительно, умел благодарить старших за оказанную ему помощь или иное благодеяние по отношению к нему, а также умел различать общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Стандарт дошкольного образования (ФГОС) решает ряд задач. Одна из таких задач заключается в «формировании общей культуры воспитанников, развитии их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формировании предпосылок учебной деятельности».
Тема развития и формирования этикетных норм в период детства разрабатывалась и разрабатывается в трудах различных авторов. К их числу относятся, например, такие авторы, как М. М. Алексеева, В. В. Гербова, В. Г. Дмитриева, И. Н. Курочкина, Г. П. Шалаева, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, О. С. Ушакова, В. С. Мухина, М. И. Лисина, А. А. Бодалёв, Е. И. Тихеева, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Г. Арушанова, Л. К. Граудина и др.
В. А Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры» Не всегда можно встретить ребенка, который первым здоровается, говорит слова «спасибо», «пожалуйста», хотя это необходимо для современного общества. Дети - это наше будущее. Именно они передадут культурное наследие нашего языка последующим поколениям. И если сейчас не заниматься данным вопросом, то со временем будет намного сложнее учить детей простым, но в то же время необходимым для целостного развития общества, правилам и нормам этикетной речи. С первого взгляда, может показаться, что этикетная речь - это не тот вопрос, который требует столь пристального внимания. Но если заглянуть глубже, можно увидеть, что то, какие слова ребенок употребляет в своей речи, определяет его как личность, выявляет степень его воспитанности и дает увидеть дальнейшую перспективу его развития, как гражданина.
Родители, которые являются главным примером в жизни ребенка, не должны поверхностно относиться к данному вопросу. Педагог может формировать, корректировать навыки этикетной речи ребенка, но основы воспитания в целом, и в области речевого этикета, закладываются в семье. Ответственность родителей высока. Педагог также является одним из главных помощников для ребенка в процессе приобретения норм и правил речевого этикета и их усвоения. Проблема состоит в том, что чаще всего ребенок не имеет примера для подражания. Наше общество не всегда задумывается о будущем, поэтому нам свойственно вести себя так, будто сказанное нами в присутствии ребенка, не имеет никакого значения, или же наоборот, взрослый в присутствии ребенка сам может не сказать простых слов, таких, как «спасибо», «пожалуйста» в адрес других людей.
По словам А. Г. Асмолова, детство - это время вопросов, время «почемучек». Ребенок в старшем дошкольном возрасте в связи с особенностями его возраста, уже не задает то количество вопросов, какое было в его ранние годы, но мысленный процесс ребенка продолжается, ребенок продолжает искать объяснения различным явлениям, и это напрямую связано с областью речевого этикета. Педагог и родители должны объяснять ребенку, почему вежливые слова имеют столь значимую роль в нашей жизни. Нельзя сказать, что это просто хорошо. Нужно помочь ребенку осознать важность тех слов, которые он употребляет в своей речи, а затем закреплять полученные навыки.
Процесс обучения детей правильной, грамматически-выстроенной, этикетной речи представляет собой совокупность различных способов и методов, с помощью которых педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети, места и людей, которые их окружают.
Образовательное учреждение, в котором проводилось исследование - МБОУ СОШ № 18 (г. Асбест, пос. Белокаменный)
Цель исследования: определить и теоретически обосновать методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Рассмотреть лингвистические основы формирования навыков этикетной речи.
4) Рассмотреть методы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5) Проанализировать программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
6) Провести диагностику формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
7) Определить комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ и обобщение материала, полученного в ходе проектировочной работы, диагностика, беседа, наблюдение, проектировочная работа, анализ работ учащихся, анализ детских высказываний.
Структура ВКР: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (69 источников).
В нашем исследовании были рассмотрены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили, что психическое развитие детей данного возраста является прочной основой для формирования навыков этикетной речи. Также мы выявили особенности речевого развития детей данного возраста. Дети в этом возрасте начинают овладевать родным языком, что в значительной мере влияет на формирование навыков этикетной речи. Пример речи взрослых (родителей, педагога) помогает ребенку постепенно овладевать навыками этикетной речи. Также в нашем исследовании мы рассмотрели лингвистические основы формирования навыков этикетной речи. Мы увидели, что простое заучивание вежливых слов не поможет ребенку, нужно чтобы ребенок понимал, что он говорит, для чего он это говорит.
Нами были рассмотрены методы формирования навыков этикетной речи у детей данного возраста. Мы увидели, что существует большое количество методов, с помощью которых мы можем формировать у детей навыки этикетной речи, преподносить им материал по данной области в интересной для них форме. Нами были проанализированы программы ДОУ в аспекте проблемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Мы увидели, что в данных программах этикетной речи старших дошкольников уделяется немалое внимание. Образование ребенка - это не только приобретение им знаний, умений и навыков, но также и нравственное воспитание, в которое входит приобретение навыков этикетной речи.
Мы провели диагностику формирования навыков этикетной речи среди детей, и выявили тех, кто находится на низком, среднем и высоком уровнях. Исходя из данных диагностики, мы определили и провели комплексные мероприятия, направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенных мероприятий дали положительный результат. Дети стали намного вежливее, общение между детьми поменялось в лучшую сторону.
Таким образом, дети, имеющие положительный пример взрослых в области этикетной речи, намного быстрее и лучше овладевают навыками этикетной речи. Также детям помогает правильно-организованная работа педагога в данной области.
Результаты проведенных мероприятий с применением наших разработок в данной области показали, что правильно организованная работа педагога может существенным образом повлиять на формирование навыков этикетной речи детей, даже если они не видят положительного примера в этой области в своей семье. Мы, как педагоги, своим личным примером, индивидуальным подходом к каждому ребенку, используя различные методы, представляя область речевого этикета в интересной для детей форме, можем эффективно формировать у детей навыки этикетной речи.
Результаты исследования показали, что работа с родителями, коллективные занятия по теме этикетной речи с детьми положительным образом сказываются на нравственном воспитании детей, на их этикетной речи. Для совершенствования данных результатов следует обогащать педагогическую работу новыми разработками по данной области.
1. [Электронный ресурс] Брянская Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Режим доступа: http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/donr/27-doshkol/mezhlichnostnye-otnosheniya/ 130-osobennosti-vyyavleniya(дата обращения: 12.06.16).
2. [Электронный ресурс] Речевое развитие ребенка 6-7 лет. Режим доступа:http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/(дата обращения: 11.07.16).
3. [Электронный ресурс]. Игры на тему «Вежливость» для детей. Режим доступа:http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/igry-na-temu-vezhlivost-dlja-detei.html(дата обращения: 15.10.17).
4. [Электронный ресурс]. Познавательно-речевое развитие дошкольников. Режим доступа:http://www.maam.ru/maps/news/30705 .html(дата обращения:4.09.17).
5. [Электронный ресурс]. Полякова М. В Учебно-методическое
пособие по развитию речи (старшая группа) по теме: «Речевой этикет дошкольника» Режим доступа: http: //nsportal .ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2013/10/09/rechevoy-etiket-doshkolnika(дата обращения: 3.09.17).
6. [Электронный ресурс]. Правила этикета. Режим доступа: http://etiquetterules.ru/osobennosti-etiketa/page/1 /(дата обращения: 27.05.16)
7. [Электронный ресурс]. Дошкольный возраст. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D 1 %80%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %82(дата обращения: 17.10.17)
8. [Электронный ресурс]. Руденко Е. Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость». Режим доступа: http://doshkolnik.ru/etiket/10626-vezhlivost.html(дата обращения: 28.11.17).
9. [Электронный ресурс]. Сборник дидактических игр для детского
сада. Режим доступа:https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-na-razvitie-rechi-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1701260.html (дата обращения:
12.10.17).
10. [Электронный ресурс]. Этика речевого общения. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5373549/(дата обращения: 16.10.17).
11. Айдарова Л. И. Формирование некоторых понятий грамматики по третьему типу ориентировки в слове, сборник статей / ред. П. Я. Г альперин, Н. Ф. Талызина. - М.: Издательство Московского ун-та, 1968. - С. 42-80.
12. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
13. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А. В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: Издательство «Просвещение», 1968. 246 с.
14. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
15. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников, метод. пособие для воспитателей, сер. библиотека воспитателя. М.: Мозаика-Синтез,
2004. 34 с.
16. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
17. Белошапкова В. А. Современный русский язык. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 800 с.
18. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп., 1966. 151 с.
19. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
20. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
21. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1992. 512 с.
22. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М.: «Педагогика», 1976. 256 с.
23. Галигузова Н. Л., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
24. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Просвещение, 1965. 408 с.
25. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 64 с.
26. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения / под общ. ред. В.В. Давыдова и В.В. Репкина // Сб. статей Сиб. ин-т развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1995. №13. С. 122 - 126.
27. Дзюбенко О. Г. О чем и как спорят дети (от 2 до 8). Тернополь, ТДПИ, 1990. 184 с.
28. Дурова Н. В., Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. Книга для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 12 с.
29. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Развитие речи. В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Вып. 1, 2. М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996. 144 с.
30. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет. Издательство: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека программы: Методики,2009. 14 с.
31. Елецкая О. В., Титова Т. А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по напр. «Социальное (дефектологическое) образование». Издательство: Форум, 2015. 192 с.
32. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. 378 с.
33. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. 355 с.
34. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М.,: Педагогика, 1978. 246 с.
35. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. 350 с.
36. Изаренков Д. И. От грамматики к диалогу. Москва: [б. и.], 1977. 80 с.
37. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
38. Карпенко Л. А. Словарь Социальная психология.
Энциклопедический словарь в шести томах/ под общ. ред. А.В. Петровского, Том 2, М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
39. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. 213 с.
40. Кацнельсон С. Д. Язык поэзии и первобытно-образная речь. Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - T.VI. Вып. 4. - М., 1947. 316 с.
41. Корчак Я. Право ребенка на уважение. Издательство: Ардис, 1991. 31 с.
42. Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. АН СССР, М.: Наука, 1991. 240 с.
43. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. 304 с.
44. Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: Эконинформ, 2012. 147 с.
45. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 365 с.
46. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1995. 144 с.
47. Львов М. Р. Основы теории речи. Учебное пособие. М.: Академия, 2000. 248 с.
48. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971. 243 с.
49. Микляева Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. Издательство: Сфера, 2015. 208 с.
50. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. для студентов пед. ин-тов. под ред. Венгера Л. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
51. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 78 с.
52. Новиковская О. А. Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет. ООО Издательство: Сова, 2009. 60 с.
53. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
54. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
55. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. Москва: Смысл, 2007. 687 с.
56. Петровский А. В., ред.-сост. Карпенко Л. А. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах/ Том 1, М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
57. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под ред. Бабаева Т. И, Гогоберидзе А. Г., Солнцев О.В. и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. 528 с.
58. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой. М. А. М.: Мозаика - Синтез, 2010. 304 с.
59. Семенова Н. В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста, монография/ Шадрина Л. Г., Семенова Н. В. 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. 89 с.
60. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. - 464 с.
61. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. Сост. О. В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. 304 с.
62. Тихеева Е. И/ Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) .- М.: Просвещение, 1981. 144 с.
63. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
64. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. АН СССР, М., 1989. 193 с.
65. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук, РСФСР, 1948. 655 с.
66. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Учебное пособие.
Новосибирск: Издательство НГПУ, 1994. 60 с.
67. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
68. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку, М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
69. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т. А. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.