Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности

Работа №98828

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 9
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 22
1.4. Программное содержание работы по формированию богатства
речи у детей среднего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста ,.. 33
2.2. Комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 38
2.3. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53


Актуальность темы исследования. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении в непосредственно образовательной деятельности. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Своевременное и правильное овладение речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) научить ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Цель исследования - апробировать комплекс игр, направленный на формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть речь как психолого-педагогическое понятие.
4. Проанализировать программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
5. Изучить уровень сформированности состояния богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
6. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
7. Провести диагностику уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
Структура ВКР. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи ребенка среднего дошкольного возраста имеет много различных направлений: усвоение звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической правильности речи; развитие связной речи; воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.
Одной из составляющих обучения является формирование богатства речи, под которым подразумевается работа с детьми среднего дошкольного возраста над формированием разнообразных средств и способов выражения одной и той же мысли.
Работая над темой исследования, были решены следующие задачи.
Во-первых, раскрыты принципы психического развития детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что средний дошкольный возраст - возраст «почемучек». В данном возрасте у детей проявляются такие черты как некоторая непринужденность психического развития, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления действительности. Любопытность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, положительно влияют на психику и поведение. Вместе с тем проявляется неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.
Отмечается стремление к партнерству в играх. Ведущие виды деятельности - игра и продуктивные виды деятельности.
Во-вторых, выявлены особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Определено, что в среднем дошкольном возрасте характерно резкое повышение продуктивной стороны речи детей, у большей части из них оканчивается процесс усвоения звуков. Ребенок учится верному воспроизведению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно повышается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических структур языка. Из ограниченной условиями речь перерастает в контекстовую, связную, а затем в объяснительную. Ребенок познает речью практически, не осознавая ни правил, которым она подчиняется, ни своих действий с ней.
На ступени среднего дошкольного возраста остаются прежде всего следующие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирования культуры диалогической речи.
В-третьих, рассмотрена речь как психолого-педагогическое понятие. Речь - это возможность общения, необходимая, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Причем при помощи речи возникают первые отношения между матерью и ребенком, осуществляются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции во многом воздействуют на наш образ мыслей и деятельности.
В-четвертых, определено программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что работа по формированию богатства речи детей среднего дошкольного возраста проводится не только в непосредственно образовательной деятельности, а также в процессе общения, в разных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой, художественной. Основная задача педагога по данному направлению деятельности не только обогащение словарного запаса, но и сформировать у детей верное сознания их смысла и достигнуть нужного в смысловом отношении их использования.
В процессе исследования использовалась диагностика, разработанная нами, были выбраны следующие критерии степени сформированности богатства речи детей среднего дошкольного возраста: понимание функционального назначения предметов, умение выделять и называть признаки предметов, способность к минимальному обобщению предметов в родовые категории.
Нами были разработаны три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики на начальном этапе - оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности богатства речи у детей выявлено у 1 (10%) воспитанника, у 5 (50%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только повышается запас слов, обогащается речь, но и идет понимание необходимого их значения и верного использования в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: обогащение знаний и лексического запаса в зависимости от наблюдений предметов и проявлений действительности, рассмотрения отличий предметов, их природы и особенностей; уточнение и закрепление словаря с помощью наглядного материала, перенесение названия на соответственные предметы и их иллюстрации, использование слов в различных ситуациях коммуникации; обращения словаря в активной речи, в ходе бесед, а также в специальных упражнениях.
После того как нами были предложены детям игры - проведена итоговая диагностика. Анализ полученных результатов показывает, что прослеживается положительная динамика.
Допустимый уровень как был у 50% детей - так и остался, но зато качественно вырос оптимальный уровень (он увеличился до 40% - вместо 10%). Критический уровень был обнаружен только у 1 ребенка (вместо 4 человек).
Сопоставление данных диагностики на начальном и итоговом этапе опытной-поисковой работы подтвердило наличие позитивной динамики в повышении уровня богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.



1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб. : Питер, 2009. - 379 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2008. - 400 с.
3. Антипова, Ж. Что? Где? Когда? О работе по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста [Текст] / Ж. Антипова. - М. : Просвещение, 2011. - 72 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] : методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика- Синтез, 2004. - 137 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 279 с.
6. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя детского сада. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 46 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение,2008.- 255 с.
8. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е Веракса, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
9. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика. [Текст] : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2012. - 510 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2000. - 415 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : Академия, 2009. - 327 с.
12. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] : методическое пособие для воспитателей /
B. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2010. - 175 с.
13. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2010. - 187 с.
14. Гризик, Т. И. Радуга [Текст] : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2010. - 198 с.
15. Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого - педагогическая диагностика детей» / Э. Д. Гейци. - М. : БОРА-ПРЕСС, 2006. - 506 с.
16. Доронова, Т. Н. Радуга [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
18. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Наука, 2002 - 160 с.
19. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников в средней группе [Текст] : методическое пособие для воспитателей детского сада / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 с.
20. Иванова, Н. П. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : лексические упражнения в детском саду / Н. П. Иванова. - М. : Сфера, 2010. - 86 с.
21. Казарцева, О. М. Культура речевого общения [Текст] / О. М. Казарцева. - М. : Наука, 2011. - 496 с.
22. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. [Текст] : лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 с.
23. Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова - М. : Сфера, 2011. - 296 с.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / И. Ю. Кулагина. - М. : Издательство УРАО, 2000. - 176 с.
25. Левонтина, И. Б. Речь и язык в современном русском языке [Текст] / И. Б. Левонтина. - М. : Просвещение, 2007. - 56 с.
26. Леонтьев, А. Н. Речевая деятельность [Текст] : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2010. - 216 с.
27. Логинова, В. И. Формирование словаря. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада / В. И. Логинова.
-М. : Сфера, 2009. - 107 с.
28. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, Ф. Сохин. - М. : Сфера, 2010.-73 с.
29. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 2003. - 159 с.
30. Марцинковская, Т. И. Детская практическая психология [Текст] : учебник / Т. И. Марцинковской. - М. : Гадарика, 2007. - 255 с.
31. Маханева, М. Д. Обучение грамоте детей 5 - 7 лет. [Текст] : методические рекомендации для воспитателей детского сада / М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева. - М. : Сфера, 2010. - 199 с.
32. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] : книга для логопеда / С. А. Миронова. - М. : Сфера, 2007. - 192 с.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1999.- 688 с.
34. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. - Ярославль : Академия развития, 2009. - 205 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2000. - 349 с.
36. Парамонова, Л. А. Истоки [Текст] : примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования /
Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева. - М. : Сфера, 2011. - 168 с.
37. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи [Текст] / Л. Г. Парамонова. М. : АСТ, 2012. - 208 с.
38. Рудик, О. С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности [Текст] : методические рекомендации / О. С. Рудик. - М. : Сфера, 2009. - 192 с.
39. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. - М.: Просвещение, 1966. - С. 93-95.
40. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение,2009.- 154 с.
41. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов / Н. А. Стародубова. - М. : Академия, 2012. - 297 с.
42. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / А. Г. Тамбовцева. - М. : Просвещение, 2012. - 74 с.
43. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с.
44. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение, 2010. - 211 с.
45. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова. - М. : Просвещение, 2011. - 132 с.
46. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 288 с.
47. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи детей 3-5 лет [Текст] : методическое пособие для воспитателя детского сада / О. С. Ушакова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 137 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. - М. : УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
49. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2000. - 148 с.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ