Формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 9
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 22
1.4. Программное содержание работы по формированию богатства
речи у детей среднего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста ,.. 33
2.2. Комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 38
2.3. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 9
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 22
1.4. Программное содержание работы по формированию богатства
речи у детей среднего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста ,.. 33
2.2. Комплекс упражнений по формированию богатства речи у детей
среднего дошкольного возраста 38
2.3. Диагностика уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы исследования. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении в непосредственно образовательной деятельности. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Своевременное и правильное овладение речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) научить ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Цель исследования - апробировать комплекс игр, направленный на формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть речь как психолого-педагогическое понятие.
4. Проанализировать программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
5. Изучить уровень сформированности состояния богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
6. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
7. Провести диагностику уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
Структура ВКР. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении в непосредственно образовательной деятельности. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность.
Своевременное и правильное овладение речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) научить ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Цель исследования - апробировать комплекс игр, направленный на формирование богатства речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть речь как психолого-педагогическое понятие.
4. Проанализировать программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
5. Изучить уровень сформированности состояния богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
6. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста .
7. Провести диагностику уровня сформированности богатства речи у детей среднего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
Структура ВКР. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Развитие речи ребенка среднего дошкольного возраста имеет много различных направлений: усвоение звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматической правильности речи; развитие связной речи; воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.
Одной из составляющих обучения является формирование богатства речи, под которым подразумевается работа с детьми среднего дошкольного возраста над формированием разнообразных средств и способов выражения одной и той же мысли.
Работая над темой исследования, были решены следующие задачи.
Во-первых, раскрыты принципы психического развития детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что средний дошкольный возраст - возраст «почемучек». В данном возрасте у детей проявляются такие черты как некоторая непринужденность психического развития, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления действительности. Любопытность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, положительно влияют на психику и поведение. Вместе с тем проявляется неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.
Отмечается стремление к партнерству в играх. Ведущие виды деятельности - игра и продуктивные виды деятельности.
Во-вторых, выявлены особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Определено, что в среднем дошкольном возрасте характерно резкое повышение продуктивной стороны речи детей, у большей части из них оканчивается процесс усвоения звуков. Ребенок учится верному воспроизведению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно повышается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических структур языка. Из ограниченной условиями речь перерастает в контекстовую, связную, а затем в объяснительную. Ребенок познает речью практически, не осознавая ни правил, которым она подчиняется, ни своих действий с ней.
На ступени среднего дошкольного возраста остаются прежде всего следующие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирования культуры диалогической речи.
В-третьих, рассмотрена речь как психолого-педагогическое понятие. Речь - это возможность общения, необходимая, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Причем при помощи речи возникают первые отношения между матерью и ребенком, осуществляются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции во многом воздействуют на наш образ мыслей и деятельности.
В-четвертых, определено программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что работа по формированию богатства речи детей среднего дошкольного возраста проводится не только в непосредственно образовательной деятельности, а также в процессе общения, в разных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой, художественной. Основная задача педагога по данному направлению деятельности не только обогащение словарного запаса, но и сформировать у детей верное сознания их смысла и достигнуть нужного в смысловом отношении их использования.
В процессе исследования использовалась диагностика, разработанная нами, были выбраны следующие критерии степени сформированности богатства речи детей среднего дошкольного возраста: понимание функционального назначения предметов, умение выделять и называть признаки предметов, способность к минимальному обобщению предметов в родовые категории.
Нами были разработаны три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики на начальном этапе - оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности богатства речи у детей выявлено у 1 (10%) воспитанника, у 5 (50%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только повышается запас слов, обогащается речь, но и идет понимание необходимого их значения и верного использования в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: обогащение знаний и лексического запаса в зависимости от наблюдений предметов и проявлений действительности, рассмотрения отличий предметов, их природы и особенностей; уточнение и закрепление словаря с помощью наглядного материала, перенесение названия на соответственные предметы и их иллюстрации, использование слов в различных ситуациях коммуникации; обращения словаря в активной речи, в ходе бесед, а также в специальных упражнениях.
После того как нами были предложены детям игры - проведена итоговая диагностика. Анализ полученных результатов показывает, что прослеживается положительная динамика.
Допустимый уровень как был у 50% детей - так и остался, но зато качественно вырос оптимальный уровень (он увеличился до 40% - вместо 10%). Критический уровень был обнаружен только у 1 ребенка (вместо 4 человек).
Сопоставление данных диагностики на начальном и итоговом этапе опытной-поисковой работы подтвердило наличие позитивной динамики в повышении уровня богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Одной из составляющих обучения является формирование богатства речи, под которым подразумевается работа с детьми среднего дошкольного возраста над формированием разнообразных средств и способов выражения одной и той же мысли.
Работая над темой исследования, были решены следующие задачи.
Во-первых, раскрыты принципы психического развития детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что средний дошкольный возраст - возраст «почемучек». В данном возрасте у детей проявляются такие черты как некоторая непринужденность психического развития, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления действительности. Любопытность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, положительно влияют на психику и поведение. Вместе с тем проявляется неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями.
Отмечается стремление к партнерству в играх. Ведущие виды деятельности - игра и продуктивные виды деятельности.
Во-вторых, выявлены особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Определено, что в среднем дошкольном возрасте характерно резкое повышение продуктивной стороны речи детей, у большей части из них оканчивается процесс усвоения звуков. Ребенок учится верному воспроизведению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно повышается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических структур языка. Из ограниченной условиями речь перерастает в контекстовую, связную, а затем в объяснительную. Ребенок познает речью практически, не осознавая ни правил, которым она подчиняется, ни своих действий с ней.
На ступени среднего дошкольного возраста остаются прежде всего следующие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирования культуры диалогической речи.
В-третьих, рассмотрена речь как психолого-педагогическое понятие. Речь - это возможность общения, необходимая, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Причем при помощи речи возникают первые отношения между матерью и ребенком, осуществляются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции во многом воздействуют на наш образ мыслей и деятельности.
В-четвертых, определено программное содержание работы по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста. Выявлено, что работа по формированию богатства речи детей среднего дошкольного возраста проводится не только в непосредственно образовательной деятельности, а также в процессе общения, в разных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой, художественной. Основная задача педагога по данному направлению деятельности не только обогащение словарного запаса, но и сформировать у детей верное сознания их смысла и достигнуть нужного в смысловом отношении их использования.
В процессе исследования использовалась диагностика, разработанная нами, были выбраны следующие критерии степени сформированности богатства речи детей среднего дошкольного возраста: понимание функционального назначения предметов, умение выделять и называть признаки предметов, способность к минимальному обобщению предметов в родовые категории.
Нами были разработаны три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики на начальном этапе - оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности богатства речи у детей выявлено у 1 (10%) воспитанника, у 5 (50%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию богатства речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только повышается запас слов, обогащается речь, но и идет понимание необходимого их значения и верного использования в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: обогащение знаний и лексического запаса в зависимости от наблюдений предметов и проявлений действительности, рассмотрения отличий предметов, их природы и особенностей; уточнение и закрепление словаря с помощью наглядного материала, перенесение названия на соответственные предметы и их иллюстрации, использование слов в различных ситуациях коммуникации; обращения словаря в активной речи, в ходе бесед, а также в специальных упражнениях.
После того как нами были предложены детям игры - проведена итоговая диагностика. Анализ полученных результатов показывает, что прослеживается положительная динамика.
Допустимый уровень как был у 50% детей - так и остался, но зато качественно вырос оптимальный уровень (он увеличился до 40% - вместо 10%). Критический уровень был обнаружен только у 1 ребенка (вместо 4 человек).
Сопоставление данных диагностики на начальном и итоговом этапе опытной-поисковой работы подтвердило наличие позитивной динамики в повышении уровня богатства речи у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Формирование богатства речи у детей среднего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в работе по формированию
словаря антонимов и синонимов у детей среднею дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой (Государственный гуманитарно- технологический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Развитие восприятия детских книг у детей старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной деятельности (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Мультфильмы как средство формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021



