1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. История возникновения информационных технологий 5
1.2. Информационные технологии в обучении 11
1.3. Применение информационно-коммуникационных технологий в
деятельности учителя 21
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО¬
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 32
2.1. Применение информационно-коммуникационных технологий
учителем на уроках экономики в школе 32
2.2. Применение информационно-коммуникационных технологий
учителем во внеурочной деятельности по экономике 40
2.3. Анализ анкетирования эффективности применения средств ИКТ
учителями в процессе обучения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
На сегодняшний день в условиях перехода мирового экономического уклада к экономике знаний, а общества к посткапиталистической модели, качественное образование является важнейшим инструментом развития государства и тем самым актуальной темой. Школа является основной всего образования в государстве, именно в школу приходит ребенок, именно там закладываются азы воспитания и знаний.
Современный мир не стоит на мете, изменяются технологии, растут знания. Важной тенденцией конца ХХ - начала ХХ1 века является информатизация общества. Информатизация общества - это перспективный путь к экономическому, социальному и образовательному развития нашего государства. Информатизация образования направляется на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения и тестирование, которые предоставляет возможность решать проблемы образования на высшем уровне с учетом мировых требований.
Одним из важных направлений развития информатизации образования являются современные информационные технологии. Интерактивность, интенсификация процесса обучения, обратная связь -заметные преимущества этих технологий, которые обусловили необходимость их применения в разных областях человеческой деятельности, прежде всего в тех, которые связаны с образованием и профессиональной подготовкой. Таким образом, необходимо отметить, что совершенствование материально-технической базы школы, информатизация учебных процессов является актуальной задачей повышения качества отечественного образования.
Гипотеза исследования: «Целенаправленное применение ИКТ в различных сферах деятельности учителя позволит повысить эффективность процесса.»
Целью выполнения работы является изучение возможностей применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя экономики.
Объектом исследования является - учебно-воспитательный процесс в средней школе.
Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности школьного учителя экономики.
Исходя из цели, поставим задачи исследования в работе:
• выполнить обзор современных информационных технологий обучения;
• проанализировать использование ИКТ в образовательном процессе;
• раскрыть основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя экономики;
• провести анализ проблем применения ИКТ в современной школе.
Теоретические положения, рассмотренные в выпускной квалификационной работе, базируются на работах в области педагогики, информационных технологий, методики обучения экономики. Необходимо заметить, что вопросам повышения качества образования посвящено немало работ как отечественных, так и зарубежных авторов в области педагогики, которые акцентируют внимание на применение новых информационных технологий в образовании, однако практически отсутствуют исследования связанные с поиском взаимосвязи качества образовательного процесса с объемом инвестиций в совершенствование материально-технической базы школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Современный мир не стоит на месте, изменяются технологии, растут знания. Одним из важных направлений развития информационного общества являются современные информационные технологии, которые обусловили необходимость их применения в образовании и профессиональной подготовке. Необходимо отметить, что совершенствование материально¬технической базы школы, информатизация учебных процессов является актуальной задачей повышения качества отечественного образования.
Исходя из этого, нами была определена следующая тема исследования: «Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога».
Гипотезой исследования была выявлена: «При использовании ИКТ технологий в деятельности учителя приводит к повышению качества образования».
Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить возможности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя экономики.
В соответствии с целью были определены и решены следующие задачи исследования:
Первая задача включала в себя проведение обзора современных информационных технологий обучения.
Усовершенствование системы образования, на основе информационных технологий, широкое внедрение в учебный процесс ИКТ привело к появлению виртуальных курсов, открытой системы образования.
Реализация открытого образования с использованием ИКТ может осуществляться за счет дистанционного образования, электронного обучения (E-Learning), и имеет ряд преимуществ:
• Дистанционные технологии в образовании позволяют учиться не выходя из дома.
• Обучающимся предоставляется возможность совмещать работу и учебу.
• Технология дистанционного обучения подразумевает постоянный контроль качества преподносящегося обучающему учебного материала.
• Адаптация учебных продуктов к любому темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
• Возможность людям с ограниченными возможностями получить образование.
При решении второй задачи - проанализировать использование ИКТ в образовательном процессе - было определено что внедрение ИКТ в работу учителя средних классов стимулируют достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечивает гармоничному развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Способы использования ИКТ в работе учителя средних классов. В профессиональной деятельности школьного учителя выделяются направления использования ИКТ:
1. Урок с использованием ИКТ.
2. Для работы с документами;
3. Организация внеурочной деятельности;
4. Поиск учебных материалов в Интернет;
5. Для мониторинга развития учащихся;
6. Для взаимодействия с коллегами;
7. Проверка домашнего задания, закрепления и систематизации
знаний с использованием ИКТ;
8. Для взаимодействия с родителями;
9. Поурочное планирование.
Третьей задачей исследования было раскрыть основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя экономики.
Учителю нужно постоянно поддерживать устойчивую мотивацию учеников к своему предмету и к обучению в целом. На уроках экономики используется: работа с Интернет-технологиями (поиск экономической
литературы и необходимой информации), создание проектов с применением средств Microsoft Office (создание баз данных, электронных таблиц), творческих заданий, организация компьютерного практикума на уроках экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания).
На уроках экономики планируется что интерактивная деятельность организует развитие диалогового общения, решение задач, проявление инициативы со стороны учеников и взаимопонимания, детям нужно объективно рассмотреть проблему или задачу, и отстаивать точку зрения ссылаясь на определенные достоверные источники, при этом урок проходит в дружеской атмосфере понимания. В ходе такого обучения учащиеся решают различные сложные задачи на основе фактов и анализа, учатся критически мыслить, взвешивать чужое мнение, принимать ответственные решения. Для этого организуется деловые игра, групповые работы, учащиеся создают и защищают исследовательские проекты, работают с материалом для выполнения творческих работ.
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеурочной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Во внеурочной деятельности пригодиться умение создавать красивые мультимедийные презентации, или найти готовые мультимедийные продукты, обучающие программы. С помощью MS Word, придумывать и создавать анкеты, викторины, карточки с заданиями, также наоборот можно дать задание ученикам придумать тест или конкурс.
Применение ИКТ расширяет возможности самостоятельной работы учеников, исследовательской деятельности, проведение олимпиад, участие в различных конкурсах, у учеников есть возможность просмотреть большое количество информации.
Четвертой задачей исследования является провести анализ проблем применения ИКТ в современной школе.
Решая данную задачу, был проведен анализ анкетирования учителей общеобразовательных школ города Екатеринбурга.
Проблемы, возникающие при внедрении и использовании ИКТ в профессиональной деятельности учителей:
• Одной из проблем учителя выделили нехватку оборудования для всех кабинетов школы;
• Проблемой считается и низкая ИКТ-компетентность учителей;
• Также учителя отметили, что без интернет подключения школ и кабинетов, не возможно оперативно реагировать, искать материал и заполнять нужную документацию.
• Проблемой учителя считают ведение двойной документации, электронных журналов и дневников, затрачивается дополнительное свободное время.
При всех проблемах с внедрением ИКТ в систему образования, учителя отмечают и много положительных моментов. Информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала.
ИКТ позволяют проводить индивидуальную работу как с учащимися, испытывающие трудности в обучении, так и с успешными учениками.
Учителя отметили, что подготовка урока с использованием ИКТ затрачивает больше времени, но урок становиться интереснее и познавательнее, существенно повышая качество обучения.
Преподавателю необходимо стараться идти в ногу со временем, работать над качеством материала, внедрять новые форматы обучения, использовать инновационные технологии. Интересоваться возможностями ПО и техники. Использовать различные ресурсы с готовым материалом и создавать свой.
Проведенный анализ выявил, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя приводит к положительным результатам обучения, при условии соответствия материально-технического оснащения школы, которое должно соответствовать всем современным требованиям и владение учителем всех составляющих ИКТ-компетенции.
Знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников. Более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности, усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
1. Аблакотов, А. А. Применение икт на уроках технологии - фактор повышения активизации познавательной деятельности / А. А. Аблакотов, В. В. Епанешников. - М. : Весь мир, 2016. - 600 с.
2. Афанасьев, А. Н. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании / А. Н. Афанасьев, Р. П. Иванов. - СПб. : Рипол Классик, 2013. - 320 с.
3. Бабкова, А. Р. Роль современных ИКТ в общеобразовательной школе / А. Р. Бабкова. // Школьный мир. - 2014. - №3. - С. 15-18.
4. Блог ИКТ-урок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://iktyrok.ru/privet-mir/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов. // Голос-Пресс. - 2013. - №9. - С. 123-127.
6. Васильева, В. Н. Интернет-технологии - образованию / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. - СПб. : Рипол-классик, 2014. - 541 c.
7. Гладышева, Е. Н. Негативное влияние компьютерных технологий / Е. Н. Гладышева. // Молодой ученый. - 2017. - 12. - С. 99-106.
8. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов. // Педагогическая информатика.. - 2016. - №25. - С. 36-41.
9. Гужова, И. В. ИКТ в образовании: Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей / И. В. Гужова. - Томск : Академия, 2013. - 187 c.
10. Дружинина, Т. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности современного учителя / Т. А. Дружинина. - Ростов-на-Дону : Планета, 2014. - 314 c.
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a218c1f4-7593-4bb8-a3e7- 05bab76c4b8f/?interface=catalog, свободный. - Загл. с экрана.
12. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2015. - 198 c.
13. Интерактивное образование [Электронный ресурс]. - Режим
доступа : http://io.nios.rU/articles2/1/3/za-i-protiv-ikt-na-urokah-matematiki,
свободный. - Загл. с экрана.
14. Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https: //infourok.ru/konspekt-lekciy-po-discipline-informatika-1771139. html, свободный. - Загл. с экрана.
15. Казначевская, Г. Д. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения / Г. Д. Казначевская. - Литрес : Дрофа, 2015. - 258 c.
...