Глава 1. Реклама как жанровая разновидность публицистического стиля 5
1.1. Современные подходы к изучению рекламного текста 5
1.2. Реклама как жанровая разновидность публицистического стиля 9
Глава 2. Изучение рекламного текста в рамках современной школьной программы 15
2.1. Изучение рекламы как жанровой разновидности публицистического
стиля в школьной практике 15
2.2. Разработка учебно-методического комплекса для элективного курса
«Реклама - феномен культуры» 24
2.3. Учебно-тематический план по дисциплине «Реклама - феномен
культуры» 28
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Реклама благодаря мировой глобализации процессов многих сфер деятельности приобрела более широкую область влияния и вместе с тем высокую степень значимости, поскольку она стала проводником межкультурного диалога, который облегчает коммуникацию между представителями различных культур. Поэтому уже сегодня этот термин следует рассматривать и исследовать в более широком смысле - как культурный и социально-психологический феномен.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что в настоящее время во всем мире неуклонно растет интерес к рекламной продукции и, в частности, к рекламным текстам, что вполне оправдывается существующей эмпирически доказанной зависимостью успешности продукции, фирмы, бренда от удачно подобранных слоганов, рекламных решений и психосуггестивных уловок разработчиков рекламы. Реклама - мощный инструмент влияния на массовое сознание, средство формирования социокультурных предпочтений, взглядов, ценностей представителей лингвокультурного сообщества.
Несмотря на преобладание прагматической установки в ценностно-смысловом пространстве рекламы, порождающей одностороннюю «рекламную картину мира», - то есть картину информационной манипуляции над социумом и его представителями (причем манипуляции скрытной, от чего ее эффективность только возрастает) - современная реклама порождает также значимость другого рода. Эта значимость определяется рамками взаимодей-ствия рекламосоздающей и рекламопотребляющей сторон, а также рамками диалога культур и межкультурных коммуникаций.
Объектом исследования является рекламный текст как публицистический стиль речи.
Предмет исследования - особенности стилистики рекламного текста.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ освещения текста рекламы в школьной программе, а также разработка учебно- методического комплекса по данному направлению.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к изучению рекламного текста;
2. рассмотреть рекламу как жанровую разновидность публицистического стиля;
3. рассмотреть изучение рекламы в школьной практике;
4. разработать упражнение по выбранной теме.
Методы данного исследования: описательный, метод сплошной выборки, метод классификации, метод сопоставительного анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух частей (двух параграфов в первой части и трех во второй), заключения и списка использованной литературы. Во введении доказывается выбор темы и ее актуальность, указывается объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, характеризуется материал и структура работы. В первой части раскрываются основные теоретические подходы к изучению рекламы как жанра публицистического стиля, а также современные подходы к изучению рекламного текста; во второй части представлен анализ современной образовательной программы, освещение жанра рекламы в ней, разработаны упражнения по курсу «Реклама - феномен культуры». В заключении делаются выводы на основе произведенных исследований.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания элективного курса в школе по теме: «Реклама - феномен культуры». Теоретической основой для работы явились исследования, проведенные О.А. Феофановой, Т.Ю. Щукиной, Г. Шиллером и другими исследователями.
Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей. Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля. Таким образом, предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.
Систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность. Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5 - 11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.
В соответствии с поставленными задачами данной выпускной квалификационной работы можем сделать следующие выводы:
• В результате анализа научной литературы, освещены подходы к изучению рекламного текста как публицистического стиля: эмоциональный (аспект воздействия), коммуникативный (стратегии и тактики), текстовый (структура), лингвистический.
• Были проанализированы факторы, влияющие на эффективность рекламной политики любой компании, такие как: точность, емкость, яркость, достоверность, лаконичность.
• Проанализирована структура работы со школьниками в среднем звене общеобразовательных учреждений по учебникам под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, в результате чего мы увидели включенность изучение публицистического стиля в программу школьников, начиная с 7 класса.
• Разработан элективный курс по предмету «Реклама - феномен культуры», как курс, позволяющий углубить знание обучающихся в области рекламного дискурса, усовершенствовать все виды компетенций, повысить уровень заинтересованности в обучении.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью, не зависимы от влияния рекламы на сознание, знают механизмы ее составление и методы защиты от нее.
1. Баранова, М. В. Реклама как феномен культуры [Текст]: дисс... канд.культ. наук: 24.00.01 / М. В. Баранова. Нижний Новгород, 2000. 159 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. С. 87.
3. Горелова Ю. Н. Роль курса «Язык рекламы» в формировании межкультурной компетенции студентов программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. 2012. № 7 (15).
4. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 333.
5. Еременко, И. Е. Реклама как объект культурфилософского исследования [Текст]: дисс... канд. филос. наук: 24.00.02 / И. Е. Еременко. Москва, 2011. 150 с.
6. Максимова, О. Б. Гендерное измерение в социально-коммуникативном дискурсе: роль рекламы [Текст] / О. Б. Максимова // Вестник РУДН. Серия Социология. 2004. №1(6). С. 154- 159.
7. Попова Е.С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: Автореф. Дисс... канд. филол. наук. 10.02.01. - Екатеринбург: Урал. Гос. ун¬т им. А.М.Горького, 2005.
8. Растрепина, О. А. Реклама как средство социальной коммуникации [Текст]: дисс... канд. филос. наук: 09.00.11 / О. А. Растрепина. Великий Новгород, 2005. 151с.
9. Тузиков А.Р. Массмедиа: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002. № 5. URL: http://www.politnauka.org/library/prikl/tuzikov.php (дата обращения 02.12.2014)
10. Чаган, Н. Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность [Текст] / Н. Г. Чаган. Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.
11. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; Науч. ред. Я.Н. Засурский. М.: Мысль, 1980.
12. Мюллер В.К. Новый англо- русский словарь М «Русский язык»,
2001 - С 680
13. Фильчикова H. Б. Основные принципы и методы советской торговой рекламы в периодической печати /Автореферат канд. филол. наук М.: 1971. С 9
14. Киселев К В Политический слоган проблемы семантической политики и коммуникативная технология ЕкатеринбургУрОРАН,2002 - С 17
15. Морозова И Слагая слоганы М РИП- холдинг, 2002 - С 7
...