ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Письменная речь, её специфика 6
1.2. Особенности письменной речи младших школьников 11
1.3. Содержание и методы формирования письменной речи младших
школьников 18
1.4. Анализ учебников русского языка для начальной школы в аспекте
формирования письменной речи учащихся 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 37
2.1. Диагностика письменной речи младших школьников 37
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование письменной
речи учащихся 4 класса 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Владение письменной речью является одним из необходимых условий процесса становления и дальнейшего формирования духовно-нравственной составляющей личности младшего школьника. Развитие речевых способностей учащихся воспитывает любовь к родному языку и литературе на этом языке, формирует личностные качества - позитивное отношение к окружающему миру, ответственность, трудолюбие, умение общаться, настойчивость в достижении целей.
По мнению известного психолога Л.С. Выготского, письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, развивает мышление. Подобное понимание письменной речи лежит в основе концепций современных психолингвистов, согласно которым грамотное письмо - это умение выразить мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно-коммуникативные, а не просто речевые умения. В них в своеобразной знаковой форме отражена способность личности отражать своё видение мира, владеть нормами поведения, нормами общения [15, с. 118].
Федеральные стандарты и разработанные на их основе учебно-методические комплексы ориентированы на речевое развитие детей, в первую очередь, младшего школьного возраста, поскольку письменной речью ребенок начинает овладевать именно в указанном возрастном периоде, а потом он совершенствует и закрепляет полученные в ходе учебного процесса навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [41, 01.10.17]. Поэтому развитие письменной речи - одна из важных и необходимых задач для уроков русского языка.
Ранее в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. А.В. Унзенкова [54, с. 60-65], Д.Б. Эльконин [62, 23.10.17] отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по его совершенствованию. Традиционная система обучения письменной речи в современной начальной школе отдаёт приоритет формированию умений в области каллиграфии и орфографии, а не умения формулировать самостоятельные высказывания.
Проблема описания процесса формирования письменной речи требовала решения, и этот вопрос рассматривался в работах по педагогической психологии Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. Труды этих учёных являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, В.А. Гражданцевой, Н.А. Измайловой по развитию грамотной монологической письменной речи [34, с. 24-28].
Однако, до сих пор вопрос формирования письменной речи остаётся открытым, поскольку на практике мы наблюдаем серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и старшеклассники, и даже многие взрослые испытывают затруднения, излагая свои мысли и чувства.
Всеми вышеперечисленными факторами обосновывается актуальность темы «Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на формирование письменной речи младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования письменной речи у детей в условиях обучения русскому языку в начальной школе.
Предметом исследования является комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на формирование письменной речи младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования письменной речи младших школьников;
- проанализировать программы и учебники русского языка для начальной школы с точки зрения формирования письменной речи учащихся;
- подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности письменной речи младших школьников и провести диагностику;
- разработать комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на формирование письменной речи учащихся.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы; эмпирические - педагогическая диагностика, проектирование; количественные методы обработки данных.
База исследования: учащиеся 4 класса «Свято-Симеоновской гимназии» г. Екатеринбурга.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В данной работе мы показали, что письменная речь - одна из форм существования языка, связанная с устной речью. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации с целью коммуникации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Нами выявлена необходимость обучения письменной речи школьника при синхронном развитии, логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию; обучения школьника приемам умственной деятельности с целью включения его в процесс творческого поиска, выработки нового для него знания; развития личностных, в первую очередь, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.
В результате теоретического анализа литературы по вопросу формирования письменной речи младших школьников был получен материал, который помог осветить проблему обучения письменной речи на уроках русского языка, позволил выявить её сложную многоуровневую структуру и создать методические разработки, определить, что высокая мотивация - необходимый компонент успешного развития письменной речи.
Письменная речь представляет собой один из основных видов речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка, важнейшей функцией которой является обслуживание процесса коммуникации. Специфика письменной речи заключается в наличии собственных средств выражения, единиц и строя, причем в современной методической литературе принято различать письмо, в основе реализации которого лежит овладение графикой и орфографией, и собственно письменную речь, которая представляет собой процесс создания связного высказывания и в связи с этим требует от ученика владения речевым умением;
Развивать письменную речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и методов конструирования.
При рассмотрении учебника программы «Школа России» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого за 4 класс выявлено, что задания учебника целенаправленно формируют письменную речь учащихся на уровне слова, предложения, текста.
После проведения анализа результатов диагностики установлено, что у большинства детей в 4 классе «Свято-Симеоновской гимназии» г. Екатеринбурга развитие письменной речи находится на среднем уровне.
Нами был разработан комплекс заданий, направленный на формирование письменной речи учащихся 4 класса, в который включены сочинения разных видов.
1. Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3:Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 88-92.
2. Айвазян, О. О. Типология ошибок в русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 145-148.
3. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) [Текст] : И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. - 2008. - № 12. - С. 9-17.
4. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] : М. К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - №14 (73). - С. 243-244.
5. Бакулина, Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников [Электронный ресурс] : Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Спецвыпуск №27. - URL: https://e-koncept.ru/2015/75359.htm (дата обращения: 01.11.2017).
6. Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] : М. М. Безруких. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2009. - 607 с.
7. Безруких, М. М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] : М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Новые исследования. - 2013. - Вып. 4 (37). - С. 4-19.
8. Бунаков, Н. И. Родной язык как предмет изучения в начальной школе с трехгодичным курсом [Текст] : лекции, читан. на пед. курсах Моск. политехн. выст. в 1872 г. / Н. И. Бунаков. - М. : АПН РСФСР, 1953. - 412 с.
9. Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку [Электронный ресурс] : Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев // Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100». - URL: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php(дата обращения: 29.10.2017).
10. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст] : учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Русский язык и литература» / сост. И. Ф. Протченко, Л.Л. Ходякова, вступ. ст. И. Ф. Протченко, ком. Л. А. Ходяковой. - М. : Просвещение, 1992. - 512 с.
11. Винокурова, О. С. К проблеме психологии письменной речи [Текст] : О. С. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 362¬364.
12. Вождаева, Е. О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе [Текст] : Е. О. Вождаева // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - C. 252-255.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / под ред.
B. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2: Проблемы общей
психологии. - 504 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 415 с.
15. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] : Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -
C. 114-123.
16. Гражданцева, В. А. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе [Текст] : В. А. Гражданцева, Е. Н. Вальтер // Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (08). - С. 46-48.
17. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] : Н. И. Жинкин. - М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 352 c.
18. Иванов, С. В. Русский язык. 1 - 4 классы [Текст] : программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 382 с.
19. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст] : учеб. пособие для студ. филол. фак. пед. ин-тов / В. Ф. Иванова. - М. : Просвещение, 1966. - 256 с.
20. Измайлова, Н. А. Сочинение как основа развития речи младших школьников [Текст] : Н. А. Измайлова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - № 1
- С. 164-166.
21. Каляева, Ю. А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы-интерната : Дис. . ..канд. пед. наук / Ю. А. Каляева. - Магнитогорск, 2002. - 144 с.
22. Канакина, В. П. Русский язык [Текст] : Рабочие программы. Предметная линия учебников системы Школа России. 1-4 классы: пособие для учителей / В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014.
- 340 с.
23. Киселева, С. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] : С.В. Киселева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Т. 8. - 2007. - № 34. - С. 43 - 51.
24. Кобякова, Г. Н. Особенности развития речевой коммуникации младших школьников [Текст] : Г. Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2013. - № 2. - С. 18 - 24.
25. Колшанский, Г. В. Соотношение субъектных и объективных факторов в языке [Текст] : монография / Г. В. Колшанский. - М.: Наука, 1975.
- 232 с.
26. Красавина, Ю. В. Особенности формирования каллиграфических навыков обучения письму у младших школьников [Текст] : Ю. В. Красавина // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 48-1. - С. 156-162.
Т1. Крещенко, О. Ю. Гендерные особенности речевого развития и сформированность навыков письма и чтения у детей 9 - 10 лет [Текст] : О.Ю. Крещенко, С.К. Хромова // Новые исследования. - 2011. - Вып. 4 (29). - С. 14 - 21.
28. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
29. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского
языка [Текст] : пособие для учителей / Т.А. Ладыженская. - М.:
Просвещение, 1980. - 240 с.
30. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] : А.Р. Лурия. - М.: Академия педагогических наук, 1950. - 352 с.
31. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] : А.Р. Лурия. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 256 с.
32. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
33. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] : под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.
34. Львов, М. Р. Методы развития речи учащихся [Текст] : М. Р. Львов // Русский язык: научно-педагогический журнал. - 2011. - №4. - С. 24 - 28.
35. Малкина, Е. В. К вопросу о подготовке детей к обучению грамоте [Текст] : Е. В. Малкина // VI Державинские чтения: Молодые ученые, аспиранты. - Тамбов: ТГУ, 2001. - С. 79 - 80.
36. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание [Текст] : учеб. для вузов по специальности «Филология» / Ю.С. Маслов. - М.: Высшая школа, 1997. - 272 с.
31. Махмудов, Ш. А. Письменная речь как форма речетворческой деятельности [Текст] : Ш. А. Махмудов, Т. Г. Никулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 14. - 2012. - № 2 (6). - С. 1408 - 1411.
38. Месеняшина, Л. А. Письменная речь: обучение или освоение? [Текст] : Л. А. Месеняшина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 22. - С. 83 - 89.
39. Николаева, Т. М. Письменная речь и специфика ее изучения [Текст] : Вопрос языкознания. - 1961. - № 3. - С. 78 - 86.
40. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31.10.2017).
41. Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015). - Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2017).
42. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] : пособие для учителя / Б. Т. Панов. - М.: Просвещение, 1986. - 206 с.
43. Панова, Р. С. Роль диалогов с культурологической доминантой в онтогенезе письменной речи [Текст] : Р. С. Панова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 13. - С. 96 - 99.
44. Пережогина, Т. А. Аспекты изучения проблемы соотношения устной и письменной речи [Текст] : Т. А. Пережогина // Вестник ВолГУ. Сер.
2. Вып. 4. - 2005. - С. 29 - 32.
45. Полякова, А. В. Русский язык [Текст] : рабочие программы. 1 - 4 классы. Предметная линия учебников А. В. Поляковой / А. В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
46. Приступа, Г. Н. Методика урока русского языка [Текст] : краткий очерк / Г. Н. Приступа. - Рязань: РГПИ, 1971. - 179 с.
47. Приступа, Г.Н. Пути повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. Н. Приступа. - Рязань: РГПИ, 1988. - 99 с.
48. Приступа, Г. Н. Современный урок [Текст] : пособие для студентов пед. ин-тов / Г. Н. Приступа. - Рязань: РГПИ, 1989. - 112 с.
49. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1—4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Астрель, 2012. — 607 с. — (Планета знаний)
50. Рамзаева, Т. Г. Русский язык [Текст] : 1-4 классы. Рабочая
программа. ФГОС / Т. Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.
51. Саломатина, Л. С. Материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)» [Текст] : лекции 5-8 / Л.С. Саломатина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 128 с.
52. Скрябина, О. А. Письменная речь как когнитивно-коммуникативная деятельность [Текст] : О.А. Скрябина // ВестникРязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2007. - № 4/17. - С. 118 - 131.
53. Трошева, Т. Б. Устная речь [Текст] : Т.Б. Трошева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
54. Ундзенкова, А. В. Инновационные методы и приемы работы по развитию навыков графического моделирования и вербализации звучащей речи как базовых предпосылок формирования процессов письма и чтения у детей младшего школьного возраста [Текст] : А. В. Ундзенкова // Специальное образование. - 2010. - №3. - С. 60 - 65.
55. Урок русского языка на современном этапе [Текст] : сб. статей из опыта работы / сост. Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская. - М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
56. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т. / К.Д.Ушинский; сост. С. Ф. Егоров; примеч. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 2. - 496 с.
57. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.М. Фрумкина. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
58. Хруцкая, Н. В. О некоторых причинах снижения уровня языковой культуры русскоязычного социума [Текст] : Н.В. Хруцкая // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. - Т. 24 (63). - 2011. - № 2. - Ч. 2. - С. 179 - 183.
59. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения:
нарушения и восстановление [Электронный ресурс] : учебник / Л. С. Цветкова. — М.: Юристъ, 1997. — 256 с. - URL:
http://umotnas.ru/umot/cvetkova-l-s-nejropsihologiya-scheta-pisema-i-chteniya- narushe/(дата обращения: 22.10.2017).
60. Шхапацева, М. Х. Развитие связной русской речи учащихся [Текст] : пособие для учителей V-XI кл. общеобразовательной школы Республики Адыгея / М. Х. Шхапацева. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1995. - 134 с.
61. Щербинина, И. В. Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка в 3 классе [Текст] : И.В. Щербинина // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2016. - № 1 (7). - С. 45 - 47.
62. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся
[Электронный ресурс] : под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-
001.htm#hid2 (дата обращения: 23.10.2017).