ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 13
1.1. Характеристика формирования навыков читательской деятельно
сти у обучающихся старшего дошкольного возраста с нормативным развитием 13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего до
школьного возраста с дизартрией, в том числе детей с нарушением зрительного анализатора 19
1.3. Характеристика предпосылок читательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе детей с нарушением зрительного анализатора 31
1.4. Характеристика формирования навыков читательской деятельно
сти у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 34
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 43
2.1. Организация и содержание логопедического обследования предпо
сылок и навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 43
2.2. Характеристика состояния предпосылок читательской деятельности у обследуемых обучающихся 45
2.2.1. Характеристика состояния моторной сферы и устной речи 47
2.2.2. Характеристика состояния психических процессов, являющихся предпосылками читательской деятельности 70
2.3. Анализ результатов обследования навыков читательской деятельности у старших дошкольников с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 82
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 89
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 89
3.2. Содержание работы по формированию навыков читательской дея
тельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 94
3.3. Результаты контрольного эксперимента и их анализ 107
3.3.1. Анализ результатов обследования предпосылок читательской деятельности по данным контрольного эксперимента 107
3.3.2. Анализ результатов обследования навыков читательской деятельности по данным контрольного эксперимента 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 136
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества и, в частности, основного общественного института - образования основной тенденцией является создание открытой и доступной информационной среды. В связи с этим повышаются требования к уровню грамотности населения, возрастает роль чтения как особого вида деятельности, который необходим для общеобразовательной подготовки человека и активного участия в жизни общества. Появляется необходимость в формировании читательской компетентности на всех этапах ее онтогенеза для достижения каждым ребенком необходимого уровня развития читательских способностей, что возможно в процессе открытого непрерывного образования (В. А. Бородина [26], Г. С. Ковалева [74], Н. Н. Сметанникова [159], В. П. Чудинова [190] и др.).
Следовательно, качество школьного овладения грамотностью начинает рассматриваться в связи с достижениями дошкольных этапов формирования навыков чтения (Л. И. Божович [24], Л. С. Выготский [38], В. В. Давыдов [49], А. В. Запорожец [99], А. К. Маркова [116], Д. Б. Эльконин [197]). Именно в период восприятия литературы «на слух» в норме закладывается фундамент для дальнейшего развития навыков читательской деятельности (Е. Л. Гончарова [41], З. А. Гриценко [46], О. Л. Кабачек [67], В. А. Левин [92]). Проблема формирования читательской деятельности затрагивалась многими учеными: Т. И. Алиевой [6], Н. Е. Вераксой [30], Е. Е. Кравцовой [80], В. Т. Кудрявцевым [84], И. И. Тихомировой [167], однако дошкольные этапы приобщения к чтению остаются менее изученными, чем школьные.
Особое значение проблема формирования навыков читательской деятельности приобретает при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в том числе с дизартрией и нарушением зрительного анализатора. По мнению Р. Е. Левиной успешное овладение указанными навыками возможно при нормальном состоянии предпосылок данного вида деятельности, т. е. сформированности произносительных навыков, определенном уровне развития фонематических процессов, морфологических и синтаксических обобщений, психических процессов [94]. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Т. А. Алтуховой [8], О. Е. Грибовой [42], Г. А. Каше [71], P. E. Левиной [93], Л. Ф. Спировой [165], Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [181], A. B. Ястребовой [199]. Было доказано, что обучающиеся с дизартрией испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельностью и различные ее нарушения (Р. И. Лалаева [89], Н. А. Никашина [123], Л. Ф. Спирова [165], Г. В. Чиркина [181], А. В. Ястребова [199]). При этом наибольшее внимание уделяется нарушениям письма, а чтение рассматривается в качестве компонента симптомокомплекса нарушений письменной речи (Л. В. Ефименкова [54], Р. Е. Левина [93], Г. Г. Мисаренко [122], И. Н. Садовникова [148]). Специально нарушениям чтения у детей посвящены единичные научные работы (Н. Л. Крылова [81], Л. Ф. Спирова [165]). В целом, исследователи отмечают замедленный темп овладения чтением, недостатки его технической и смысловой сторон (Г. В. Бабина [16], О. Е. Грибова [42], Ю. А. Костенкова [79], Н. А. Никашина [123], Н. А. Цыпина [187], С. Г. Шевченко [194]).
В качестве средств стимуляции развития и коррекции речевых недостатков используется глобальное чтение у детей с нарушениями слуха (М. Е. Хватцев [183]), заиканием (Т. С. Резниченко [105]), моторной алалией (Л. П. Голубева [40]). При этом Г. А. Каше, P. E. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева считают критериями определения начала обучения чтению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи аналитико-синтетическим методом не возрастные показатели, а структуру речевого недоразвития и сфор- мированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис читательской деятельности [105].
Становится очевидным, что поддержка ранних этапов становления читательских навыков особенно актуальна у дошкольников с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора, с целью коррекции устной речи, а также предупреждения и своевременного устранения затруднений и нетипичных вариантов читательской деятельности (Т. А. Алтухова [8], Н. Л. Крылова [81], Р. Е. Левина [93], М. Н. Русецкая [147], Л. Ф. Спиро- ва [164]).
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью формирования у обучающихся с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора, навыков читательской деятельности с целью преодоления речевого дефекта и подготовки к школе и недостаточной разработанностью методик логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование читательских навыков в дошкольный период. Данное противоречие позволяет рассматривать проблему изучения особенностей формирования навыков читательской деятельности посредством логопедической работы у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора...
В рамках проведенного научного исследования была проанализирована научно-методическая литература в соответствии с темой исследования, реализованы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, проанализированы полученные результаты.
Дошкольники с дизартрией являются наиболее распространенной категорией обучающихся среди детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому проблема формирования у них навыков читательской деятельности приобретает особое значение. Читательская деятельность имеет сложную структуру, включающую не только техническую и смысловую стороны навыка чтения, но и мотив и цель прочтения, навык отбора нужной книги в соответствии с целью, рефлексию на прочитанный материал и при необходимости трансформацию текста по заданным требованиям. Соответственно, для становления целостного алгоритма читательской деятельности необходимо сформировать каждый из перечисленных навыков.
Для качественного овладения навыками читательской деятельности важна сохранность и определенный уровень сформированности ее предпосылок (всех компонентов устной речи, психических процессов, анализаторных систем). У обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями зрительного анализатора данные предпосылки имеют недостатки различной степени выраженности. Поэтому в рамках подготовительного этапа работы необходимо скорректировать имеющиеся нарушения развития для качественного формирования навыков читательской деятельности у данной категории обучающихся.
Формирование навыков читательской деятельности при дизартрии и нарушениях зрительного анализатора имеет следующие особенности: на начальных этапах обучения чтению у них могут возникать различные ошибки (замены и смешения букв, соскальзывание со строчки, зеркальное чтение и неверное понимание прочитанного); поэтому на занятиях особое внимание уделяется работе по формированию фонематического слуха, навыков звуко - слогового анализа, коррекции произношения коррекции лексикограмматической стороны речи. Отрабатываются умения составлять и анализировать слоги, слова, предложения по схемам. Активно используется наглядность для закрепления графического образа буквы и при анализе содержания прочитанного, для понимания смысла. Работа направлена на многократное повторение и закрепление сформированных умений и навыком.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены имеющиеся у дошкольников нарушения моторного, речевого и психического развития в различной степени выраженности.
В соответствии с выявленными нарушениями моторной сферы, речи, психических процессов и функциональными нарушениями зрительного анализатора установлено, что у дошкольников с более высоким уровнем сфор- мированности предпосылок читательской деятельности отмечен и достаточный уровень усвоения соответствующих навыков. У обучающихся со средним и низким уровнем сформированности предпосылок, их дефекты вызывают соответствующие трудности и неполноценность формирования компонентов моторных, речевых и психических процессов как в рамках самой системы, так и во взаимосвязи с другими. Все имеющиеся недостатки создают особую картину нарушения и предопределяют соответствующие трудности формирования навыков читательской деятельности у данных обучающихся.
В рамках формирующего эксперимента проведена апробация разработанного содержания работы. Работа включала два больших блока:
1 - направлен на формирование предпосылок читательской деятельности;
2 - на формирование навыков читательской деятельности.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить положительную динамику развития предпосылок читательской деятельности и уровня сформированности ее навыков у всех обучающихся (100%), что обусловлено эффективностью проведенной коррекционной работы.
Формирование навыков читательской деятельности при параллельном развитии ее предпосылок оказывает положительное влияние на развитие последних. Так, зрительная опора при чтении (буква, форма слова) позволяет воспринять зрительно компоненты речи (фонемы, слоги, морфемы), что способствует лучшему выделению их из речи и усвоению закономерностей языка. Это дает дополнительный толчок в развитии базовых функций.
Выявлена корреляция между уровнем сформированности навыков чтения и навыками читательской деятельности (мотивацией). Дошкольники с высоким уровнем усвоения навыков чтения обладают высокой мотивацией к овладению изучаемой деятельностью, так они прочитывают материал не только в рамках предлагаемой программы, материала, но и выбирают книги для самостоятельного прочтения. У воспитанников со средним уровнем сформированности навыков правильного и осмысленного чтения мотивация является неустойчивой и при возникновении ошибок при чтении она может снижаться и проявляться в отказе от прочтения.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить положительную динамику развития предпосылок читательской деятельности и уровня сформированности ее навыков у всех обучающихся (100%), что обусловлено эффективностью проведенной коррекционной работы.
Таким образом, полноценное формирование предпосылок и навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией возможно при реализации комплексной коррекционной работы, учитывающей все особенности развития обучающихся. При этом параллельное формирование данной деятельности способствует качественному становлению всех компонентов речи.
В результате исследования раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза доказана.
1. Аветисов, Э. С. Близорукость [Текст] / Э. С. Аветисов. - М. : Ме- дицина,1999. - 288 с.
2. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] /
Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватова. - М., 1987. - 496 с.
3. Азова, О. И. Занимательное чтение [Текст] / О. И. Азова. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. - 32 с.
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
5. Алексеев, О. Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения [Текст] / О. Л. Алексеев. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 85 с.
6. Алиева, Т. И. Развитие восприятия литературных текстов детьми [Текст] / Т. И. Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». - М., 1988. - C. 10.
7. Алмазова, А. А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи [Текст] / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова, Т. А. Соловьева // Специальное образование. - 2017. - № 4 (48). - С. 6-22.
8. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Алтухова. - М., 1995. - 20 с.
9. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18). - С. 32-43.
10. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 70. - С. 160.
11. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1979. - 453 с.
12. Артемьева, О. Н. Формирование грамотного читателя как важнейшая задача современной школы [Текст] / О. Н. Артемьева // Университетское образование: Культура и наука : Материалы Международного молодежного форума. - Ульяновск. - 2012. -Том. Часть II. - С. 255-258.
13. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT ; Астрель, 2008. - 254 с.
14. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст] / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб. : Изд- во СПбГУ, 2001.
15. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии: Дизартрия [Текст] / Г. В. Бабина, И. Р. Белякова, Е. Идес. - М. : Прометей, 2012. - 379 с...