Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией

Работа №98805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы155
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 13
1.1. Характеристика формирования навыков читательской деятельно­
сти у обучающихся старшего дошкольного возраста с нормативным развитием 13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего до­
школьного возраста с дизартрией, в том числе детей с нарушением зри­тельного анализатора 19
1.3. Характеристика предпосылок читательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе детей с нарушением зрительного анализатора 31
1.4. Характеристика формирования навыков читательской деятельно­
сти у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора 34
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХ­СЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 43
2.1. Организация и содержание логопедического обследования предпо­
сылок и навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушением зри­тельного анализатора 43
2.2. Характеристика состояния предпосылок читательской деятельно­сти у обследуемых обучающихся 45
2.2.1. Характеристика состояния моторной сферы и устной ре­чи 47
2.2.2. Характеристика состояния психических процессов, являющихся предпосылками читательской деятельности 70
2.3. Анализ результатов обследования навыков читательской деятель­ности у старших дошкольников с дизартрией, в том числе с нарушени­ем зрительного анализатора 82
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 89
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
формированию навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, в том числе с нарушени­ем зрительного анализатора 89
3.2. Содержание работы по формированию навыков читательской дея­
тельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартри­ей, в том числе с нарушением зрительного анализатора 94
3.3. Результаты контрольного эксперимента и их анализ 107
3.3.1. Анализ результатов обследования предпосылок читательской де­ятельности по данным контрольного эксперимента 107
3.3.2. Анализ результатов обследования навыков читательской деятель­ности по данным контрольного эксперимента 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 136

Актуальность исследования. На современном этапе развития обще­ства и, в частности, основного общественного института - образования ос­новной тенденцией является создание открытой и доступной информацион­ной среды. В связи с этим повышаются требования к уровню грамотности населения, возрастает роль чтения как особого вида деятельности, который необходим для общеобразовательной подготовки человека и активного уча­стия в жизни общества. Появляется необходимость в формировании чита­тельской компетентности на всех этапах ее онтогенеза для достижения каж­дым ребенком необходимого уровня развития читательских способностей, что возможно в процессе открытого непрерывного образования (В. А. Боро­дина [26], Г. С. Ковалева [74], Н. Н. Сметанникова [159], В. П. Чудино­ва [190] и др.).
Следовательно, качество школьного овладения грамотностью начинает рассматриваться в связи с достижениями дошкольных этапов формирования навыков чтения (Л. И. Божович [24], Л. С. Выготский [38], В. В. Давы­дов [49], А. В. Запорожец [99], А. К. Маркова [116], Д. Б. Эльконин [197]). Именно в период восприятия литературы «на слух» в норме закладывается фундамент для дальнейшего развития навыков читательской деятельности (Е. Л. Гончарова [41], З. А. Гриценко [46], О. Л. Кабачек [67], В. А. Лев­ин [92]). Проблема формирования читательской деятельности затрагивалась многими учеными: Т. И. Алиевой [6], Н. Е. Вераксой [30], Е. Е. Кравцо­вой [80], В. Т. Кудрявцевым [84], И. И. Тихомировой [167], однако дошколь­ные этапы приобщения к чтению остаются менее изученными, чем школь­ные.
Особое значение проблема формирования навыков читательской дея­тельности приобретает при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в том числе с дизартрией и нарушением зрительного анализатора. По мнению Р. Е. Левиной успешное овладение указанными навыками воз­можно при нормальном состоянии предпосылок данного вида деятельно­сти, т. е. сформированности произносительных навыков, определенном уровне развития фонематических процессов, морфологических и синтаксиче­ских обобщений, психических процессов [94]. Значительный вклад в пробле­му обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразви­тием речи внесли работы Т. А. Алтуховой [8], О. Е. Грибовой [42], Г. А. Каше [71], P. E. Левиной [93], Л. Ф. Спировой [165], Т. Б. Филичевой, Г. В. Чирки­ной [181], A. B. Ястребовой [199]. Было доказано, что обучающиеся с ди­зартрией испытывают трудности в овладении письменно-речевой деятельно­стью и различные ее нарушения (Р. И. Лалаева [89], Н. А. Никашина [123], Л. Ф. Спирова [165], Г. В. Чиркина [181], А. В. Ястребова [199]). При этом наибольшее внимание уделяется нарушениям письма, а чтение рассматрива­ется в качестве компонента симптомокомплекса нарушений письменной речи (Л. В. Ефименкова [54], Р. Е. Левина [93], Г. Г. Мисаренко [122], И. Н. Са­довникова [148]). Специально нарушениям чтения у детей посвящены еди­ничные научные работы (Н. Л. Крылова [81], Л. Ф. Спирова [165]). В целом, исследователи отмечают замедленный темп овладения чтением, недостатки его технической и смысловой сторон (Г. В. Бабина [16], О. Е. Грибова [42], Ю. А. Костенкова [79], Н. А. Никашина [123], Н. А. Цыпина [187], С. Г. Шев­ченко [194]).
В качестве средств стимуляции развития и коррекции речевых недо­статков используется глобальное чтение у детей с нарушениями слуха (М. Е. Хватцев [183]), заиканием (Т. С. Резниченко [105]), моторной алалией (Л. П. Голубева [40]). При этом Г. А. Каше, P. E. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева считают критериями определения начала обучения чтению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи аналитико-синтетическим ме­тодом не возрастные показатели, а структуру речевого недоразвития и сфор- мированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис читательской деятельности [105].
Становится очевидным, что поддержка ранних этапов становления чи­тательских навыков особенно актуальна у дошкольников с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора, с целью коррекции устной ре­чи, а также предупреждения и своевременного устранения затруднений и не­типичных вариантов читательской деятельности (Т. А. Алтухова [8], Н. Л. Крылова [81], Р. Е. Левина [93], М. Н. Русецкая [147], Л. Ф. Спиро- ва [164]).
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимо­стью формирования у обучающихся с дизартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора, навыков читательской деятельности с целью пре­одоления речевого дефекта и подготовки к школе и недостаточной разрабо­танностью методик логопедического воздействия, направленного на после­довательное формирование читательских навыков в дошкольный период. Данное противоречие позволяет рассматривать проблему изучения особен­ностей формирования навыков читательской деятельности посредством ло­гопедической работы у обучающихся старшего дошкольного возраста с ди­зартрией, в том числе с нарушением зрительного анализатора...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках проведенного научного исследования была проанализирована научно-методическая литература в соответствии с темой исследования, реа­лизованы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, проанализированы полученные результаты.
Дошкольники с дизартрией являются наиболее распространенной кате­горией обучающихся среди детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому проблема формирования у них навыков читательской деятельности приобре­тает особое значение. Читательская деятельность имеет сложную структуру, включающую не только техническую и смысловую стороны навыка чтения, но и мотив и цель прочтения, навык отбора нужной книги в соответствии с целью, рефлексию на прочитанный материал и при необходимости транс­формацию текста по заданным требованиям. Соответственно, для становле­ния целостного алгоритма читательской деятельности необходимо сформи­ровать каждый из перечисленных навыков.
Для качественного овладения навыками читательской деятельности важна сохранность и определенный уровень сформированности ее предпо­сылок (всех компонентов устной речи, психических процессов, анализатор­ных систем). У обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями зрительного анализатора данные предпосылки имеют недо­статки различной степени выраженности. Поэтому в рамках подготовитель­ного этапа работы необходимо скорректировать имеющиеся нарушения раз­вития для качественного формирования навыков читательской деятельности у данной категории обучающихся.
Формирование навыков читательской деятельности при дизартрии и нарушениях зрительного анализатора имеет следующие особенности: на начальных этапах обучения чтению у них могут возникать различные ошиб­ки (замены и смешения букв, соскальзывание со строчки, зеркальное чтение и неверное понимание прочитанного); поэтому на занятиях особое внимание уделяется работе по формированию фонематического слуха, навыков звуко - слогового анализа, коррекции произношения коррекции лексико­грамматической стороны речи. Отрабатываются умения составлять и анали­зировать слоги, слова, предложения по схемам. Активно используется наглядность для закрепления графического образа буквы и при анализе со­держания прочитанного, для понимания смысла. Работа направлена на мно­гократное повторение и закрепление сформированных умений и навыком.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены име­ющиеся у дошкольников нарушения моторного, речевого и психического развития в различной степени выраженности.
В соответствии с выявленными нарушениями моторной сферы, речи, психических процессов и функциональными нарушениями зрительного ана­лизатора установлено, что у дошкольников с более высоким уровнем сфор- мированности предпосылок читательской деятельности отмечен и достаточ­ный уровень усвоения соответствующих навыков. У обучающихся со сред­ним и низким уровнем сформированности предпосылок, их дефекты вызы­вают соответствующие трудности и неполноценность формирования компо­нентов моторных, речевых и психических процессов как в рамках самой си­стемы, так и во взаимосвязи с другими. Все имеющиеся недостатки создают особую картину нарушения и предопределяют соответствующие трудности формирования навыков читательской деятельности у данных обучающихся.
В рамках формирующего эксперимента проведена апробация разрабо­танного содержания работы. Работа включала два больших блока:
1 - направлен на формирование предпосылок читательской деятельности;
2 - на формирование навыков читательской деятельности.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить положительную динамику развития предпосылок читательской деятельности и уровня сформированности ее навыков у всех обучающихся (100%), что обусловлено эффективностью проведенной коррекционной работы.
Формирование навыков читательской деятельности при параллельном развитии ее предпосылок оказывает положительное влияние на развитие по­следних. Так, зрительная опора при чтении (буква, форма слова) позволяет воспринять зрительно компоненты речи (фонемы, слоги, морфемы), что спо­собствует лучшему выделению их из речи и усвоению закономерностей язы­ка. Это дает дополнительный толчок в развитии базовых функций.
Выявлена корреляция между уровнем сформированности навыков чте­ния и навыками читательской деятельности (мотивацией). Дошкольники с высоким уровнем усвоения навыков чтения обладают высокой мотивацией к овладению изучаемой деятельностью, так они прочитывают материал не только в рамках предлагаемой программы, материала, но и выбирают книги для самостоятельного прочтения. У воспитанников со средним уровнем сформированности навыков правильного и осмысленного чтения мотивация является неустойчивой и при возникновении ошибок при чтении она может снижаться и проявляться в отказе от прочтения.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволил установить положительную динамику развития предпосылок читательской деятельности и уровня сформированности ее навыков у всех обучающихся (100%), что обусловлено эффективностью проведенной коррекционной работы.
Таким образом, полноценное формирование предпосылок и навыков читательской деятельности у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией возможно при реализации комплексной коррекционной работы, учитывающей все особенности развития обучающихся. При этом параллель­ное формирование данной деятельности способствует качественному станов­лению всех компонентов речи.
В результате исследования раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза доказана.


1. Аветисов, Э. С. Близорукость [Текст] / Э. С. Аветисов. - М. : Ме- дицина,1999. - 288 с.
2. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] /
Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватова. - М., 1987. - 496 с.
3. Азова, О. И. Занимательное чтение [Текст] / О. И. Азова. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. - 32 с.
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специаль­ной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
5. Алексеев, О. Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения [Текст] / О. Л. Алексеев. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 85 с.
6. Алиева, Т. И. Развитие восприятия литературных текстов детьми [Текст] / Т. И. Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолинг­вистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». - М., 1988. - C. 10.
7. Алмазова, А. А. Содержательно-организационные аспекты про­педевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи [Текст] / А. А. Алмазова, Г. В. Бабина, М. М. Любимова, Т. А. Соловьева // Специальное образование. - 2017. - № 4 (48). - С. 6-22.
8. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Алтухова. - М., 1995. - 20 с.
9. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компо­нента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18). - С. 32-43.
10. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 70. - С. 160.
11. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятель­ности [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1979. - 453 с.
12. Артемьева, О. Н. Формирование грамотного читателя как важ­нейшая задача современной школы [Текст] / О. Н. Артемьева // Университет­ское образование: Культура и наука : Материалы Международного молодеж­ного форума. - Ульяновск. - 2012. -Том. Часть II. - С. 255-258.
13. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по пре­одолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : ACT ; Астрель, 2008. - 254 с.
14. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст] / Т. В. Ахутина // Современ­ные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб. : Изд- во СПбГУ, 2001.
15. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии: Дизартрия [Текст] / Г. В. Бабина, И. Р. Белякова, Е. Идес. - М. : Прометей, 2012. - 379 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ