Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к изучению психологической готовности к материнству 8
1.1. Понятие «психологическая готовность» и его компоненты 8
1.2. Теоретический анализ психологической готовности
к материнству и особенностей формирования ее компонентов 14
1.3. Особенности формирования психологической готовности
к материнству у женщин с проблемами репродукции 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Описание исследования исходных переменных, интерпретации их варьирования и констатации уровней представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин
с проблемами репродукции 54
2.3. Анализ результатов исследования и типологизация психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции в зависимости от особенностей представленности
и взаимосвязи между компонентами психологической готовности к материнству 66
Выводы по главе 2 79
Заключение 84
Список использованной литературы 92
Приложения 104
Актуальность
Вопросы укрепления института семьи и создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей сегодня являются основой социально-демографической политики нашего государства, как подчеркнуто в Послании Президента Федеральному Собранию. Поэтому помощь женщинам в решении проблем репродукции получила государственную поддержку.
По данным Министерства здравоохранения, 15-17% пар в России имеют медицинский диагноз «бесплодие», по данным ВОЗ, в европейских странах этот показатель достигает 30%. Поэтому решение вопроса бесплодия является одной из важнейших задач современного общества.
Перспективность
При этом проблемы репродукции относятся не только к медицинским, но тесно связаны с социально-экономическим положением и психологическим благополучием женщины, желающей стать матерью, и семьи в целом, то есть имеют многоуровневый характер и требуют комплексного решения. Развитие и государственное финансирование вспомогательных репродуктивных технологий частично способствует появлению детей на биологическом уровне, но не решает вопросов с психологической готовностью стать родителями, принять свою новую социальную роль.
Одни только современные медицинские технологии не смогут помочь в решении вопроса бесплодия, если игнорировать особенности психологического статуса женщины, ее мотивационно-потребностной сферы материнства. Поэтому в настоящее время большую практическую значимость приобретают научные труды по перинатальной психологии и 3
апробированные методики определения готовности женщины к материнству, позволяющие разработать программы психологического сопровождения женщин с проблемами репродукции на непростом пути к материнству.
Противоречие
Но, при реально существующем запросе на большую и разностороннюю программу по подготовке женщин с проблемами репродукции к материнству, при наличии большого количества научных работ и школ по перинатальной психологии, в настоящее время такая программа еще не разработана. Не налажена и система совместной работы медиков и психологов. Не проводится комплексное исследование психологической готовности женщины к материнству.
Проблема исследования
Проблемой данного исследования является определение, какие компоненты, составляющие устойчивое состояние психологической готовности, влияют на формирование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Объект исследования
• психологическая готовность к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Предмет исследования
• структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Цель исследования
- исследовать структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Задачи исследования
• изучить теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследовать компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследовать взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявить типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотеза
Особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии,
• структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой,
• функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой...
Целью данной работы было исследование структурных компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
• изучены теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследованы активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследованы взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявлены типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Психологическая готовность - это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов индивида для выполнения конкретной задачи.
Структура психологической готовности многокомпонентна, базовыми компонентами являются: активационный, эмоциональный, мотивационный, регуляционный.
Активационный компонент определяется как отражение активности психических процессов субъекта; эмоциональный компонент определяется как чувства субъекта, связанные с его позицией, имеет физиологическую обусловленность; мотивационный компонент определяется как механизм соотнесения субъектом внешних и внутренних факторов поведения для осуществления деятельности; регуляторный компонент определяется как управление и оптимизация процесса выполнения деятельности субъектом.
Компоненты психологической готовности взаимосвязаны, влияют друг на друга и общую сформированность состояния.
Психологическая готовность к материнству - это особое личностное образование, центром которого является субъект-субъектное отношение к еще не родившемуся ребенку.
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов.
Психологическая готовность к материнству относится к материнской сфере и является динамическим образованием.
Базовыми компонентами психологической к материнству являются активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты.
При актуализации психологической готовности к материнству сформированность ее компонентов может быть как достаточной, так и недостаточной.
Компоненты психологической готовности к материнству обладают взаимным влиянием.
Для развития компонентов следует учитывать сформированность всей материнской сферы и наличие в ней конфликтов.
Проблемы в репродукции у женщин связаны с конфликтом в материнской сфере.
Психологические факторы репродуктивных проблем у женщин связаны с физиологическими факторами.
Женщины с репродуктивными проблемами делятся на подгруппы, каждая из которых характеризуется уровнями сформированности компонентов психологической готовности к материнству и сочетанием представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству.
Таким образом, на основе теоретического анализа проблемы психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и опираясь на психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии, структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой и функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой, действуя в естественнонаучной парадигме, в соответствии с выделенными объектом и предметом исследования, целью и гипотезой были выбраны методики для проверки истинности гипотезы.
Для исследования представленности и взаимосвязи активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и взаимосвязей между ними были выбраны и использованы следующие методики:
• опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева),
• самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (автор Е.П. Ильин),
• диагностический опросник «Мотивация к успеху» Т.Элерса,
• диагностический опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса,
• опросник «Стиль саморегуляции поведения» (автор В.И.Моросанова).
Для обработки полученных данных применялся корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента корреляции Спирмена, кластерный анализ для классификации испытуемых, метод обработки результатов статистического сравнения выборок с использованием непараметрического критерия Краскала-Уоллиса.
Методами математической статистики с помощью корреляционного анализа было выявлено наличие взаимосвязей как между, так и внутри компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Была выявлена статистически значимая связь между шкалой «Самочувствие» (С) и шкалой «Активность» (А) и между шкалой «Активность» (А) и шкалой «Настроение» (Н). Между шкалами С и Н статистически значимой корреляции не выявлено.
Существует прямая связь между самочувствием и активностью и активностью и настроением.
В эмоциональном компоненте была выявлена статистически значимая прямая связь между шкалой Эмоциональной возбудимости и шкалами Интенсивности эмоций, Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность. Также выявлена прямая связь между шкалами Интенсивности эмоций и Длительности эмоций, между шкалами Интенсивности эмоций и Отрицательным влиянием эмоций на деятельность, между шкалами Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность...
1. Адамян, Л.В., Филиппова, Г.Г., Калинская, М.В. Переживание бесплодия и копинг-стратегии женщин репродуктивного возраста [Электронный ресурс]. / Л.В. Адамян - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/perezhivanie- besplodiya-i-koping-strategii-zhenschin-fertilnogo-vozrasta.
2. Александрова, Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем [Текст]. /Ю.В. Александрова - М.: Совр. Гум. Университет, 2000. - с.86.
3. Архиреева, Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций [Текст]/Т.В. Архиреева // Вопросы психологии.- 2002.- №5.- С. 53-144.
4. Баженова, О.В., Баз, Л.Л., Копыл, О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий риска для будущего развития ребенка [Текст]/О.В. Баженова // Синапс.- 1994.- № 5.- С. 35-42.
5. Бежина, Х.В. Структура социальной идентичности женщин с нарушениями репродуктивной функции [Текст]: автореферат диссертации канд. психол. наук/ Х.В. Бежина. - Ярославль, 2012.
6. Безрукова, О.Н. Репродуктивные мотивации женщин[Текст]/О.Н.Безрукова // СоцИс: Социологические исследования. - 2000. - № 12. - с.122-124.
7. Белогай, К.Н. Психологическая готовность к родительству как регулятор репродуктивного поведения [Текст]/К.Н.Белогай // Перинатальная психология и психология родительства. - 2012. - №3. - с.11-13.
8. Берман, К.А. Эмпирическое исследование репродуктивных мотиваций женщин [Текст]/К.А.Берман// Вестник ТОГУ. - 2009. - №3(14). - с.207-212.
9. Билецкая, М.П., Маликова, Т.В. Семейная психология и семейная психотерапия. Часть 1. Перинатальный период развития [Текст]: учебнометодическое пособие к курсам/ М.П. Билецкая - СПб.: Издание СПбГПМА, 2008. - с.84.
10. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст]/ А.А. Бодалев - М.: Педагогика, 1989. - с.208.
11. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание [Текст]/под ред. А.Б. Альмуханова - М.: ЭКСМО, 2007. - с. 542
12. Василенко, Т.Д., Блюм, А.И. Бесплодие неясной этиологии как особенная
кризисная ситуация неопределенности в жизни женщины [Электронный ресурс]/ Т.Д. Василенко - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZbesplodie-neyasnoy-etiologii-kak-osobaya- krizisnaya-situatsiya-neopredelennosti-v-zhizni-zhenschiny.
13. Василенко, Т.Д., Денисова, О.В. Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности [Электронный ресурс]/Т.Д. Василенко // Медицинская психология в России. 2010. № 1. Режим доступа: http:ZZmedpsy.ru/mprjZarchiv_globalZ2009-1- 1 ZnomerZnomer17. php.
14. Васильева, В.В., Орлов, В.И., Сагамонова, К.Ю., Черноситов А.В. Психологические особенности женщин с бесплодием [Текст]/В.В. Васильевна // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 95-98.
15. Васягина., Н.Н. Становление субъектности матери в социокультурном пространстве [Текст] /Н.Н. Васягина// Семья XXI века: теория и практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 12 мая 2010 г. Екб. - 2010. - С. 20-29...