ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН С ПРОБЛЕМАМИ РЕПРОДУКЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к изучению психологической готовности к материнству 8
1.1. Понятие «психологическая готовность» и его компоненты 8
1.2. Теоретический анализ психологической готовности
к материнству и особенностей формирования ее компонентов 14
1.3. Особенности формирования психологической готовности
к материнству у женщин с проблемами репродукции 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Описание исследования исходных переменных, интерпретации их варьирования и констатации уровней представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин
с проблемами репродукции 54
2.3. Анализ результатов исследования и типологизация психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции в зависимости от особенностей представленности
и взаимосвязи между компонентами психологической готовности к материнству 66
Выводы по главе 2 79
Заключение 84
Список использованной литературы 92
Приложения 104
Глава 1. Анализ теоретических подходов к изучению психологической готовности к материнству 8
1.1. Понятие «психологическая готовность» и его компоненты 8
1.2. Теоретический анализ психологической готовности
к материнству и особенностей формирования ее компонентов 14
1.3. Особенности формирования психологической готовности
к материнству у женщин с проблемами репродукции 22
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Описание исследования исходных переменных, интерпретации их варьирования и констатации уровней представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин
с проблемами репродукции 54
2.3. Анализ результатов исследования и типологизация психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции в зависимости от особенностей представленности
и взаимосвязи между компонентами психологической готовности к материнству 66
Выводы по главе 2 79
Заключение 84
Список использованной литературы 92
Приложения 104
Актуальность
Вопросы укрепления института семьи и создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей сегодня являются основой социально-демографической политики нашего государства, как подчеркнуто в Послании Президента Федеральному Собранию. Поэтому помощь женщинам в решении проблем репродукции получила государственную поддержку.
По данным Министерства здравоохранения, 15-17% пар в России имеют медицинский диагноз «бесплодие», по данным ВОЗ, в европейских странах этот показатель достигает 30%. Поэтому решение вопроса бесплодия является одной из важнейших задач современного общества.
Перспективность
При этом проблемы репродукции относятся не только к медицинским, но тесно связаны с социально-экономическим положением и психологическим благополучием женщины, желающей стать матерью, и семьи в целом, то есть имеют многоуровневый характер и требуют комплексного решения. Развитие и государственное финансирование вспомогательных репродуктивных технологий частично способствует появлению детей на биологическом уровне, но не решает вопросов с психологической готовностью стать родителями, принять свою новую социальную роль.
Одни только современные медицинские технологии не смогут помочь в решении вопроса бесплодия, если игнорировать особенности психологического статуса женщины, ее мотивационно-потребностной сферы материнства. Поэтому в настоящее время большую практическую значимость приобретают научные труды по перинатальной психологии и 3
апробированные методики определения готовности женщины к материнству, позволяющие разработать программы психологического сопровождения женщин с проблемами репродукции на непростом пути к материнству.
Противоречие
Но, при реально существующем запросе на большую и разностороннюю программу по подготовке женщин с проблемами репродукции к материнству, при наличии большого количества научных работ и школ по перинатальной психологии, в настоящее время такая программа еще не разработана. Не налажена и система совместной работы медиков и психологов. Не проводится комплексное исследование психологической готовности женщины к материнству.
Проблема исследования
Проблемой данного исследования является определение, какие компоненты, составляющие устойчивое состояние психологической готовности, влияют на формирование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Объект исследования
• психологическая готовность к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Предмет исследования
• структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Цель исследования
- исследовать структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Задачи исследования
• изучить теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследовать компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследовать взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявить типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотеза
Особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии,
• структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой,
• функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой...
Вопросы укрепления института семьи и создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей сегодня являются основой социально-демографической политики нашего государства, как подчеркнуто в Послании Президента Федеральному Собранию. Поэтому помощь женщинам в решении проблем репродукции получила государственную поддержку.
По данным Министерства здравоохранения, 15-17% пар в России имеют медицинский диагноз «бесплодие», по данным ВОЗ, в европейских странах этот показатель достигает 30%. Поэтому решение вопроса бесплодия является одной из важнейших задач современного общества.
Перспективность
При этом проблемы репродукции относятся не только к медицинским, но тесно связаны с социально-экономическим положением и психологическим благополучием женщины, желающей стать матерью, и семьи в целом, то есть имеют многоуровневый характер и требуют комплексного решения. Развитие и государственное финансирование вспомогательных репродуктивных технологий частично способствует появлению детей на биологическом уровне, но не решает вопросов с психологической готовностью стать родителями, принять свою новую социальную роль.
Одни только современные медицинские технологии не смогут помочь в решении вопроса бесплодия, если игнорировать особенности психологического статуса женщины, ее мотивационно-потребностной сферы материнства. Поэтому в настоящее время большую практическую значимость приобретают научные труды по перинатальной психологии и 3
апробированные методики определения готовности женщины к материнству, позволяющие разработать программы психологического сопровождения женщин с проблемами репродукции на непростом пути к материнству.
Противоречие
Но, при реально существующем запросе на большую и разностороннюю программу по подготовке женщин с проблемами репродукции к материнству, при наличии большого количества научных работ и школ по перинатальной психологии, в настоящее время такая программа еще не разработана. Не налажена и система совместной работы медиков и психологов. Не проводится комплексное исследование психологической готовности женщины к материнству.
Проблема исследования
Проблемой данного исследования является определение, какие компоненты, составляющие устойчивое состояние психологической готовности, влияют на формирование психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Объект исследования
• психологическая готовность к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Предмет исследования
• структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Цель исследования
- исследовать структурные компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Задачи исследования
• изучить теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследовать компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследовать взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявить типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотеза
Особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии,
• структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой,
• функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой...
Целью данной работы было исследование структурных компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
• изучены теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследованы активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследованы взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявлены типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Психологическая готовность - это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов индивида для выполнения конкретной задачи.
Структура психологической готовности многокомпонентна, базовыми компонентами являются: активационный, эмоциональный, мотивационный, регуляционный.
Активационный компонент определяется как отражение активности психических процессов субъекта; эмоциональный компонент определяется как чувства субъекта, связанные с его позицией, имеет физиологическую обусловленность; мотивационный компонент определяется как механизм соотнесения субъектом внешних и внутренних факторов поведения для осуществления деятельности; регуляторный компонент определяется как управление и оптимизация процесса выполнения деятельности субъектом.
Компоненты психологической готовности взаимосвязаны, влияют друг на друга и общую сформированность состояния.
Психологическая готовность к материнству - это особое личностное образование, центром которого является субъект-субъектное отношение к еще не родившемуся ребенку.
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов.
Психологическая готовность к материнству относится к материнской сфере и является динамическим образованием.
Базовыми компонентами психологической к материнству являются активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты.
При актуализации психологической готовности к материнству сформированность ее компонентов может быть как достаточной, так и недостаточной.
Компоненты психологической готовности к материнству обладают взаимным влиянием.
Для развития компонентов следует учитывать сформированность всей материнской сферы и наличие в ней конфликтов.
Проблемы в репродукции у женщин связаны с конфликтом в материнской сфере.
Психологические факторы репродуктивных проблем у женщин связаны с физиологическими факторами.
Женщины с репродуктивными проблемами делятся на подгруппы, каждая из которых характеризуется уровнями сформированности компонентов психологической готовности к материнству и сочетанием представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству.
Таким образом, на основе теоретического анализа проблемы психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и опираясь на психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии, структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой и функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой, действуя в естественнонаучной парадигме, в соответствии с выделенными объектом и предметом исследования, целью и гипотезой были выбраны методики для проверки истинности гипотезы.
Для исследования представленности и взаимосвязи активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и взаимосвязей между ними были выбраны и использованы следующие методики:
• опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева),
• самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (автор Е.П. Ильин),
• диагностический опросник «Мотивация к успеху» Т.Элерса,
• диагностический опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса,
• опросник «Стиль саморегуляции поведения» (автор В.И.Моросанова).
Для обработки полученных данных применялся корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента корреляции Спирмена, кластерный анализ для классификации испытуемых, метод обработки результатов статистического сравнения выборок с использованием непараметрического критерия Краскала-Уоллиса.
Методами математической статистики с помощью корреляционного анализа было выявлено наличие взаимосвязей как между, так и внутри компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Была выявлена статистически значимая связь между шкалой «Самочувствие» (С) и шкалой «Активность» (А) и между шкалой «Активность» (А) и шкалой «Настроение» (Н). Между шкалами С и Н статистически значимой корреляции не выявлено.
Существует прямая связь между самочувствием и активностью и активностью и настроением.
В эмоциональном компоненте была выявлена статистически значимая прямая связь между шкалой Эмоциональной возбудимости и шкалами Интенсивности эмоций, Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность. Также выявлена прямая связь между шкалами Интенсивности эмоций и Длительности эмоций, между шкалами Интенсивности эмоций и Отрицательным влиянием эмоций на деятельность, между шкалами Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность...
Для достижения цели были решены следующие задачи:
• изучены теоретические аспекты проблемы психологической готовности и психологической готовности к материнству;
• исследованы активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• исследованы взаимосвязи между структурными компонентами психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции;
• выявлены типологические особенности проявления психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что особенности психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции выражаются в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству, которые соответствуют определенной типологии.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Психологическая готовность - это психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов индивида для выполнения конкретной задачи.
Структура психологической готовности многокомпонентна, базовыми компонентами являются: активационный, эмоциональный, мотивационный, регуляционный.
Активационный компонент определяется как отражение активности психических процессов субъекта; эмоциональный компонент определяется как чувства субъекта, связанные с его позицией, имеет физиологическую обусловленность; мотивационный компонент определяется как механизм соотнесения субъектом внешних и внутренних факторов поведения для осуществления деятельности; регуляторный компонент определяется как управление и оптимизация процесса выполнения деятельности субъектом.
Компоненты психологической готовности взаимосвязаны, влияют друг на друга и общую сформированность состояния.
Психологическая готовность к материнству - это особое личностное образование, центром которого является субъект-субъектное отношение к еще не родившемуся ребенку.
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов.
Психологическая готовность к материнству относится к материнской сфере и является динамическим образованием.
Базовыми компонентами психологической к материнству являются активационный, эмоциональный, мотивационный и регуляторный компоненты.
При актуализации психологической готовности к материнству сформированность ее компонентов может быть как достаточной, так и недостаточной.
Компоненты психологической готовности к материнству обладают взаимным влиянием.
Для развития компонентов следует учитывать сформированность всей материнской сферы и наличие в ней конфликтов.
Проблемы в репродукции у женщин связаны с конфликтом в материнской сфере.
Психологические факторы репродуктивных проблем у женщин связаны с физиологическими факторами.
Женщины с репродуктивными проблемами делятся на подгруппы, каждая из которых характеризуется уровнями сформированности компонентов психологической готовности к материнству и сочетанием представленности активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству.
Таким образом, на основе теоретического анализа проблемы психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и опираясь на психобиосоциальный подход отечественной перинатальной психологии, структурно-функциональный научный подход В.И. Моросановой и функционально-структурный анализ репродуктивной сферы Г.Г.Филипповой, действуя в естественнонаучной парадигме, в соответствии с выделенными объектом и предметом исследования, целью и гипотезой были выбраны методики для проверки истинности гипотезы.
Для исследования представленности и взаимосвязи активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции и взаимосвязей между ними были выбраны и использованы следующие методики:
• опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева),
• самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (автор Е.П. Ильин),
• диагностический опросник «Мотивация к успеху» Т.Элерса,
• диагностический опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса,
• опросник «Стиль саморегуляции поведения» (автор В.И.Моросанова).
Для обработки полученных данных применялся корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента корреляции Спирмена, кластерный анализ для классификации испытуемых, метод обработки результатов статистического сравнения выборок с использованием непараметрического критерия Краскала-Уоллиса.
Методами математической статистики с помощью корреляционного анализа было выявлено наличие взаимосвязей как между, так и внутри компонентов психологической готовности к материнству у женщин с проблемами репродукции.
Была выявлена статистически значимая связь между шкалой «Самочувствие» (С) и шкалой «Активность» (А) и между шкалой «Активность» (А) и шкалой «Настроение» (Н). Между шкалами С и Н статистически значимой корреляции не выявлено.
Существует прямая связь между самочувствием и активностью и активностью и настроением.
В эмоциональном компоненте была выявлена статистически значимая прямая связь между шкалой Эмоциональной возбудимости и шкалами Интенсивности эмоций, Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность. Также выявлена прямая связь между шкалами Интенсивности эмоций и Длительности эмоций, между шкалами Интенсивности эмоций и Отрицательным влиянием эмоций на деятельность, между шкалами Длительности эмоций и Отрицательного влияния эмоций на деятельность...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К БЕРЕМЕННОСТИ И МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ КАК
ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПА ЭТАПЕ ЛЕЧЕНИЯ МЕТОДОМ
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Представление о материнстве у женщин с бесплодием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Психологический компонент гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики (Психотерапия в клинической психологии: теория и практика, Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И
ПСИХОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У БЕРЕМЕННЫХ С
УЧЕТОМ КРИТЕРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И НЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
БЕРЕМЕННОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Позднее материнство в российском обществе:
социальные представления и тенденции развития
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психоаналитическое исследование личности женщин в состоянии кризисной беременности (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщины к состоянию беременности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ ЖЕНЩИН К
СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003





