ГЛАВА 1. СТЕРЕОТИП КАК ОСОБЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ 9
1.1. Понятие стереотипа в научном дискурсе 9
1.2. Виды стереотипов 14
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 19
2.1. Исторические события как источник формирования национальных стереотипов 19
2.2. Фольклор и литература как источники формирования национальных стереотипов 27
2.3. Роль СМИ в формировании национальных стереотипов 36
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ О РОССИИ И РУССКИХ В ПОЛЬСКИХ СМИ 44
3.1. Коммуникативные стратегии и тактики формирования национальных
стереотипов о России и русских в польских СМИ 44
3.2. Стереотипный образ России и русских в национальном сознании поля-ков 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что описание национальных стереотипов в последнее время стало весьма значимым в связи с расширением межнациональных контактов. Во многом именно от стереотипных представлений одного народа о другом зависит диалог между странами. Отсюда появляется необходимость в изучении путей формирования и воздействия национально-культурных представлений в процессе общения представителей разных культур и дальнейшего их закрепления в сознании той или иной нации. Существенную роль в формировании и закреплении таких стереотипов играют СМИ, т.к. воздействующая и манипулятивная функции являются для них основными. В свою очередь, проблема воздействия на сознание и эмоции посредством единиц языка и речи в современной науке вызывает интерес многих исследователей в области лингвистики (И. С. Шевченко, Е. Ф. Тарасов), философии (Н. В.Ушакова, О. Эрнст), социологии (Р. Белл Р, И. С. Кон). Это связано с усилением «информационной войны», которое явилось следствием напряженной военной ситуации в мире, с недопониманием между представителями разных наций в сфере внешней и внутренней политики, экономики, культуры. Выявление основных коммуникативных стратегий и тактик, используемых СМИ для описания другого народа, другой страны, поможет понять, какие стереотипы могут сформироваться в сознании представителей одной нации о другой, что позволит определить основные тенденции информационного воздействия на национальное сознание. Тщательный анализ используемых речевых стратегий и тактик позволит выявить причины возникновения проблем в межнациональном общении и помочь в достижении желаемого результата в ведении «информационной войны» путем применения коммуникативных стратегий и тактик, способствующих разрушению некоторых ложных отрицательных стереотипов. А это, в свою очередь, будет способствовать улучшению диалога между представителями разных культур, снижению конфликтов между странами и снятию напряженности взаимодействия. Следует отметить, что в последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур. В такой обстановке главным условием эффективности общения наций является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. В этом значительную роль могут сыграть положительные стереотипы о другом народе и их формирование в СМИ. Именно эту тенденцию следует развивать путем раскрытия положительных черт представителей другой нации и их закреплению в сознании данного народа.
Объект исследования - национальные стереотипы поляков о России и русских, формируемые русскоязычными польскими СМИ
Предметом исследования являются особенности текстовой реализации национальных стереотипов при описании образа России и русских в польских СМИ и способы их формирования
Цель - выявить, систематизировать и проанализировать национальные стереотипы поляков о России и русских, рассмотреть способы их формирования в СМИ
Эта цель обусловила постановку и решение задач исследования:
1) изучить теоретическую базу исследования;
2) определить объем понятия «стереотип»;
3) выделить основные виды стереотипов;
4) выявить обусловленность появления у польского народа стереотипов о России и русских историческими событиями, фолькло-ром и литературными произведениями;
5) проанализировать основные стереотипы о России и русских, имеющие отражение в устном народном творчестве Польши и польской литературе;
6) выявить коммуникативные стратегии и тактики, используемые для формирования образа России и русских в русскоязычных польских СМИ;
7) охарактеризовать речевые стратегии и тактики как конкретные способы создания национального стереотипа;
8) рассмотреть результаты ассоциативного эксперимента и методики семантического дифференциала на выявление стереотипов о России и русских среди поляков.
Материалом исследования послужили статьи русскоязычных польских СМИ. Для нас представляли интерес наиболее цитируемые польские издания с массовыми тиражами: «Gazeta Wyborcza», «Радио Польша». Публикации отбирались с учетом года выпуска (2016 - 2017 гг.)
Методологическую базу исследования составили, во-первых, труды отечественных и зарубежных ученых, изучавших понятие «национального стереотипа» [А. К. Байбурин 1995, В. А. Маслова 2001, Ю. Е. Прохоров 2008, Т. Ф. Семашко 2012, А. В. Сергеева 2006, Е. Бартминьский 2005, А. Вежбиц- кая 2005, Н. Bausinger 2014, W. Lippman 2002, U. Quasthoff 1973 и др.].
Во-вторых, методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся механизмов воздействия и манипуляции [Г. С. Баранов 1997, Б. Л. Борисова, В. В. Красных 2002, М. В. Мануковский 2003, А. К. Михальская 2001, Е. А. Селиванова 2002, И. А. Стернин 2001, А. А. Филинсикй, А. П. Чудинов 2001, A. S. Adelstein 1997, G. S Jowett 1992, W. H. Riker 2013, J. Rudinow 2006, O. T. Yokoyama 1990].
В-третьих, к методологическим основам исследования относятся труды из области лингвопрагматики, в частности, исследования коммуникативных стратегий и тактик [В. Е. Гольдин 2009, О. С. Иссерс 2012, Е. С. Попова 2005, Н. Б. Руженцева 2004, И. А. Стернин 2011] и др. Среди зарубежных ав¬торов отметим таких исследователей, как Г. Грайс [Grice, 1975], Дж. Ниль¬сен [Nielsen, 2000], Дж. Серль [Серль, 1986], П. Хилтон [Chilton, 2014].
Методы исследования, использованные в работе - лингвостилистический анализ, прагмалингвистический анализ, обобщение, систематизация, классификация, описание, ассоциативные эксперимент, метод измерения семантического дифференциала, а также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления языковых фактов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов при разработке лекционных и практических занятий по курсам «Межкультурная коммуникация», «Лингвокультурология», «Политическая лингвистика», «Культурология», «Этнолингвистика», а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентами, специализирующимися в сфере филологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что национальные стереотипы поляков о России и русских, а также основные коммуникативные стратегии и тактики, реализуемые в русскоязычных польских СМИ при описании образа России и русского народа, охарактеризованы на новом, ранее не используемом материале. Нами были проанализированы статьи из ежедневной польской газеты общественно-политической направленности - Gazeta Wyborcza за 2016 - 2017 гг., а также материалы, опубликованные на сайте государственной радиокомпании «Польское радио» за 2017 год.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфических закономерностей речевого воздействия в русскоязычных польских статьях о России и русских, а также в выявлении национальных стереотипов поляков о русских, сформированных посредством ряда основных и вспомогательных стратегий и тактик.
Апробация материалов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы отражены в докладах на международных и региональных конференциях: на международной конференции «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 2015), на международной научной конференции «Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления (Екатеринбург, 2015), на международной конференции «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 2017). Результаты работы изложены и опубликованы в статьях и тезисах:
1. Дроздецкая, А. Г. Стереотипы русских о поляках / А. Г. Дроздецкая // Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития. Тезисы IV Международной научно-практической кон-ференции. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 21-23.
2. Дроздецкая, А. Г. События в Катыни глазами поляков / А. Г. Дроздецкая // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. № 4 (12). / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатерин-бург, 2014. - С. 84-87.
3. Дроздецкая, А. Г. Стереотипный образ русского в сознании польской молодежи / А. Г. Дроздецкая // Актуальные проблемы филологии: материалы международной научно-практической конференции молодых учёных, 23 апреля 2015 г. Выпуск 11. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 16-33.
4. Ворошилова, М. Б., Дроздецкая, А. Г. Поляк живет в Польше: стереотипный образ поляка в сознании русской молодежи / М. Б. Ворошилова, А. Г. Дроздецкая // Лингвокультурология. Научное издание. Выпуск 9. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 54-67.
5. Ворошилова М. Б., Дроздецкая А. Г. Путин, Анна Карени-на, Катынь: стереотипный образ русского в сознании польской молодежи / М. Б. Ворошилова, А. Г. Дроздецкая // Политическая лингвисти¬ка: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления. Материалы Международной научной конференции 27 ноября 2015 г./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. - С. 51-59.
6. Ворошилова М. Б., Дроздецкая А. Г. Образ русского в сознании польского человека / М. Б. Ворошилова, А. Г. Дроздецкая // Лингвокультурология. Научное издание. Выпуск 10. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016 - С. 63-72.
Структура работы определяется ее задачами и отражает основные этапы и логику развития исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В первой главе «Стереотип как особенность национального сознания» рассмотрено понятие стереотипа в современном научном дискурсе, выделены два основных направления в развитии понятия «социальный стереотип», описаны основные когнитивных функции стереотипов и виды стереотипов.
Во второй главе «Источники формирования национальных стереотипов» дан исторический обзор последовательного формирования стереотипов поляков о России и русских, а также проведен анализ языкового материала в виде польских поговорок, пословиц, анекдотов, произведений поэзии и прозы, в которых отражены национальные стереотипы о России и о русском народе.
В третьей главе «Национальные стереотипы о России и русских в польских СМИ» проведен анализ статей русскоязычной польской прессы с целью определения в них стереотипов о России и русских, рассмотрены коммуникативные стратегии и тактики, используемые СМИ при описании образа России и русских, приведены результаты ассоциативного эксперимента и методики семантического дифференциала, проведенных среди поляков с целью выявления современных стереотипов о России и русских, формируемых польскими СМИ.
Библиография включает 94 работы.
Таким образом, проанализировав языковой материал (статьи из русскоязычных польских СМИ), а также результаты ассоциативного эксперимента и методики семантического дифференциала, проведенных среди поляков, нами были выделены основные стереотипы поляков о России и русских, которые формируются СМИ с помощью определенных коммуникативных стратегий и тактик.
Для того чтобы прийти к этому итогу, были реализованы поставленные задачи, а именно: изучена теоретическая база исследования; определен объем понятия «стереотип»; выделены основные виды стереотипов; выявлена обусловленность появления у польского народа стереотипов о России историческими событиями; проанализированы основные стереотипы о России, имеющие отражение в устном народном творчестве и польской литературе; выявлены основные и вспомогательные коммуникативные стратегии и тактики, используемые для формирования образа России в русскоязычных польских СМИ; охарактеризованы речевые стратегии и тактики как конкретные способы создания национального стереотипа; рассмотрены результаты ассоциативного эксперимента и методики семантического дифференциала на выявление стереотипов о России и русских среди поляков.
Подводя итог работы, можно сказать, что, во-первых, стереотип достаточно широкое понятие, которое включает в себя и социальный аспект, и культурологический, и психологический, и исторический и т.д. В связи с этим выделяются различные виды стереотипов, как, например, автостереотипы, гетеростереотипы, положительные, отрицательные, поверхностные, ложные и т.д. Также стереотип обладает такими свойствами как устойчивость, массовость, постоянность, обусловленность культурой, которые выделяются многими исследователями данного феномена.
Во-вторых, основой причиной появления национальных стереотипов является историческое взаимодействие стран (в нашем исследовании Польши и России). Особо здесь стоит выделить такие события как, например, захватнические войны XVI-XVII века, религиозное противостояние, периоды разделов Польши, национально-освободительная борьба, события Катыни, Вторая мировая война, период вхождения Польши в состав СССР, период «оттепели», которые способствовали формированию тех или иных стереотипов этих народов друг о друге.
В-третьих, следует отметить, что одна из ведущих ролей в сохранении, закреплении или изменении в сознании человека стереотипа о стране или о представителе другой нации отводится устному народному творчеству и литературе. На основе анализа поговорок, пословиц, стихотворений мы можем обнаружить стереотипы о России и русских, берущие свое начало еще с ранних времен, а также проследить трансформацию некоторых стереотипов, в связи с изменившимися тенденциями взаимодействия между странами.
В-четвертых, активную роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации. В связи с этим большое значение имеет целевая установка периодических изданий - путем речевого воздействия приблизить образ мира, сложившийся в сознании адресанта, к образу мира адресата. Данная цель достигается посредством использования определенных коммуникативных стратегий и тактик. Анализ статей показал, что стратегия дискредитации, используемая при описании образа России, является для русскоязычных польских СМИ основной. Реализуется она с помощью тактики обвинения, которая создает негативный стереотипный образ России и русских.
В-пятых, в оценке степени влияния СМИ на сознание польской общественности относительно образа России и русских, большое значения имеют результаты полученных ассоциаций, а также распределение баллов по шкалам, характеризующим степень проявления определенного признака. Полученные данные позволили выявить наличие большого количества стереотипных представлений о России, совпадающими с позицией польских СМИ: «плохая, злая Россия», «Россия-враг», «угроза», «агрессор», «лживая, нечестная страна». Также результаты данных экспериментов показывают, что негативно воспринимается поляками и образ русского человека: «агрессивный русский», «русский-оккупант», «русский-захватчик».
1. Агеев, В. С. Механизмы социального восприятия [Текст] / В. С. Агеев // Психологический журнал. - 1989. - № 2. - С.63-71.
2. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология [Текст] / Ю. В. Арутюнян. - М.: Наука, 1999. - 571 с.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М.: Мысль, 1969. - 608 с.
4. Байбурин, А. К. К проблеме стереотипизации поведения: быт, со-бытие, ритуал [Текст] / А. К. Байбурин // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. - М.: РАН Институт славяноведения и балканисти¬ки, 1995. - 165 с.
5. Байбурин, А. К. Этнические стереотипы поведения [Текст] / А. К. Байбурин. - Л.: Просвещение, 1985. - 217 с.
6. Баранова, Т. С. Психологическое исследование социальной иден-тичности [Текст] / Т. С. Баранова // Социальная идентификация личности. - М: Индрик, 1994. - 435 с.
7. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингви-стике [Текст] / Е. Бартминьский. - М.: Индрик, 2005. - 512 с.
8. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н. А. Бер-дяев // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. - 332 с.
9. Белянин, Е. Н. Психолингвистические аспекты художественного текста [Текст] / Е. Н. Белянин. - М.: Мысль, 1988. - 120 с.
10. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти [Текст] / Р. М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 88-125
11. Болотоков, В. Х. Этнопсихологические теории в России [Текст] / В. Х. Болотков. - Нальчик: Эльбрус, 1997. - 297 с.
12. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики [Текст] / А. Вежбицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 272 с.
13. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбиц¬кая. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.
14. Верещагин, Е. М. Речевые тактики «призыва к откровенности» [Текст] / Е.М. Верещагин // Вопросы языкознания. - 1992. - № 6. - С. 77-84.
15. Вунд, В. Проблемы психологии народов [Текст] / В. Вунд. - СПб.: Питер, 2001. - 341 с.
16. Гуревич, А. Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры [Текст] / А. Я. Гуревич. - М.: Флинта, 1990. - 407 с.
...