ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КИТАЙСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ 9
1.1. Особенности формообразования китайского
костюма 9
1.2. Классический традиционный костюм в контексте периода Сун 17
1.3. Роль декоративных элементов в китайском традиционном костюме
27 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОССОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА ДИНАСТИИ СУН 43
2.1. Традиционные и инновационные методы проектирования китайского
традиционного костюма и аксессуаров 43
2.2. Этапы подготовки выставочной модели исторического китайского
костюма династии Сун и декоративных элементов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 64
ИЛЛЮСТРАЦИИ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Национальный костюм, как часть декоративно-прикладного искусства, - это отражение мировоззрения, традиций и быта народа. Многочисленные достижения и изобретения китайской цивилизации имели непосредственное значение для формирования вида и конструкции ханьфу - традиционного костюма народности хань (китайцев), основными чертами которого стали константность кроя и модульность элементов. В эпоху династии Сун (960¬1279 гг.) под влиянием социально-политической ситуации, искусство и культура Китая обрела новый виток развития, что в первую очередь отразилось на традиционном костюме. В данный период началось активное возрождение идеалистической философии, что привело к формированию каноничного стиля, который отражался в простоте и консервативности форм, но при этом большом количестве декоративных элементов, имеющих, в первую очередь особое сакральное значение. Костюм династии Сун с его воздушной и легкой, но при этом скромной эстетикой, а также обилием символов и знаков, считается одним из классических стилей китайского традиционного костюма.
Тема культуры и искусства Китая интересует большое количество авторов. В ходе анализа литературы было выявлено, что работы по исследованию костюма династии Сун имеют обзорный характер. В основном это труды по истории культуры и искусству Китая. Л. С Васильев в книге «Культы, религии, традиции в Китае» описывает религиозно-нравственную систему древних китайцев, которая не только непосредственно влияла на быт и образ жизни китайцев, но и на формообразующие элементы китайского костюма.
«Китайская цивилизация» В. В. Малявина является систематическим описанием жизненного уклада и духовных ценностей китайского народа. Помимо исторических заметок и деталей жизни китайцев, приводится характеристика основных деталей костюма, их значение.
Труд Хуа Мэй «Китайский костюм» дает нам представление о предпосылках формирования конструктивного решения китайского костюма, а также некоторых особенностях формы в период правления династии Сун.
«Античность. 5000 лет китайской моды» представляет большое количество информации касательно эволюционного развития китайского костюма, детали и элементы костюма, характерные для той или иной эпохи. В частности, достаточно подробно описан костюм династии Сун.
Автор Шен Цхон Вэн в своем труде «История китайского костюма и аксессуаров» приводит подробную характеристику формообразования костюма, особенности кроя костюмов и аксессуаров. Помимо прочего дается краткая историческая справка, по которой можно проследить эволюционное развитие китайского костюма.
«Китай. Знакомство с древней культурой» описывает шелковое производство Древнего Китая, а также правила и нормы ношения китайского костюма. Приводится описание основных элементов костюма, а также символов и знаков, используемых в костюме.
Марни Фогг в своем труде «Мода. Всемирная история» дает подробную схему развития моды, также останавливаясь на национальных костюмах. В одной из глав описываются основные положения и характерные черты китайского костюма.
В исследовании Е.О. Плехановой «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» рассказывается об основных типах исторического костюма, раскрывается закономерность развития костюмных форм, ювелирного и текстильного искусства. Приводится общая характеристика, символика и основные элементы костюма Древнего Китая.
Е. И. Лубо-Лесниченко в своем труде «Древние китайские шелковые ткани и вышивки» дает подробное описание шелковых тканей, применявшихся в традиционном китайском костюме. Также приводятся примеры узоров и орнаментов, применявшихся в костюме.
Монография «Китайская культура: мифы, герои, символы» Чарльза Уильямса подробно характеризует множество символов и знаков, имеющих важное значение не только в бытовом и утилитарном применении, но и в костюме.
Монография «Эвристическая трансформация культуры востока в дизайне» дает объемную характеристику основных частей костюма, особенности их кроя. Также описываются аксессуары костюма, их символическая сторона, система знаков и орнаментов в костюме.
Труд Рошаль В. М. «Символы и знаки от А до Я: универсальный язык человечества» приводит значение различных символов и знаков, начиная с самых простейших (кругов, квадратов и т.д.), заканчивая сложнейшими (мифологическими существа и т.д.).
В работе А. Блейз «История костюма» представлены костюмы, обувь, головные уборы, украшения, аксессуары с древних времен до начала нашего столетия. Отдельная глава посвящена истории китайского костюма, где подробно описываются основные формы элементов одежды, а также аксессуаров.
H. С. Ворончихин, Н.А. Емшанова в своем труде «Орнаменты. Стили. Мотивы» подробно описывают происхождение орнамента, пути его развития. Помимо этого приведены основные орнаментальные мотивы, характерные для китайской культуры, их значение.
Источники
Для написания магистерской диссертации были использованы следующие источники:
I. Костюмы династии Сун - сад Цинмин Шанхэ (□□□□□ /Millennium City Park), городской округ Кайфэн (OOQ/Kaifeng Prefecture). Данные костюмы представляют собой реконструкции традиционной одежды династии Сун. Они дают возможность в полной мере изучить цветовую составляющую костюма, а также знаково-символическую систему, представленную в вышивке и аксессуарах.
Первый комплект состоит из короткой куртки с запахом, длинной юбки, пояса, а также бейдзи - легкого пальто. Второй комплект также состоит из короткой куртки с запахом и юбкой, помимо этого пояс с передником и длинная накидка (шарф).
Косвенные источники
2. Произведения художников династии Сун.
Ли Гунлинь: «Придворные дамы на лошадях» (Музей императорского дворца, г. Тайбэй, 12 в., тушь, краски по ткани, шелк); «Украшение цветами» (Частная коллекция, 12 в., тушь, краски по ткани, шелк); «Вималакирти» (Национальный музей Киото, 13 в., тушь, шелк).
Су Ханьчен: «Прихорашивание» (Запретный город, г. Пекин, 12 в., тушь, шелк (роспись по вееру)) .
У Цзуньюань: «Путешествие бессмертных» (Частная коллекция (Ван Цзи Тьен), 12 в., тушь, бумага), «Богиня Гуаньинь» (Частная коллекция, 12 в., тушь, шелк). Работы данных живописцев также отображают особенности колористики костюмов эпохи династии Сун, символы и знаки, имеющие особое значение в китайской культуре и искусстве.
3. Коллекция Китайского музея шелка
В экспозиции Китайского музея шелка представлены лоскуты ткани с цветочным орнаментом, выполненные в технике «кэсы». Также были рассмотрены такие элементы костюма династии Сун как: нижняя юбка, верхняя юбка, легкое пальто, а также «лотосовые крючки» - характерная форма обуви того времени.
4. Экспонаты Музея Нанкина
Коллекция Музея Нанкина содержит в себе украшения и аксессуары времен династии Сун. Наиболее интересными для рассмотрения экспонатами стали женские гребни для волос, а также кулон каплевидной формы с изображением цветов и феникса.
5. Барельеф Национального музея Китая
В коллекции Национального музея Китая (г. Тайбэй) находятся фото барельефа, созданного в эпоху династии Сун. Данные фото предоставили возможность изучить этико-эстетические составляющие образа женщины, жившей в эпоху Сун.
Объект исследования: китайский традиционный костюм.
Предмет исследования: декоративные элементы костюма династии Сун.
Цель исследования: на основе анализа источников выявить роль декоративных элементов китайского костюма династии Сун и воссоздать историческую модель костюма, соответствующую мировоззренческим, символическим и стилевым канонам.
Задачи исследования:
• выявить особенности формообразования китайского костюма;
• рассмотреть классический традиционный костюм в контексте периода Сун;
• обозначить роль декоративных элементов в китайском традиционном костюме;
• изучить традиционные и инновационные методы проектирования традиционного китайского костюма и декоративных элементов;
• на основе исследованного материала подготовить выставочную модель китайского исторического костюма династии Сун и декоративных элементов.
Хронологические и территориальные рамки. Период династии Сун длился с 960 по 1279 гг. В состав империи Сун входили территории современных провинций КНР (Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Хайнань, Цзянси, Аньхой, Хэбэй, Хэнань, Хубэй, Хунань, Гуанси-Чжуанский автономный регион, Гуйчжоу, Чунцин, Сычуань, Шаньси, Ганьсу).
Теоретическая значимость: углубление специальных знаний в области декоративно-прикладного искусства и решение задач применения символов и знаков китайской культуры в реконструкционных или стилизованных работах в китайском стиле.
Практическая значимость: исследование может быть использовано в современной художественной практике, а также при разработке учебных курсов для специальных факультетов учебных заведений.
Методология и методы исследования. В качестве основного метода был выделен семиотический метод - рассмотрение знаковых средств культуры и трактование культурных феноменов как составленные с помощью этих знаковых средств «тексты», которые несут в себе определенную информацию. Также в исследовании были применены литературно-аналитический метод, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы. Помимо прочего использовались методы художественного проектирования костюма и зарисовки как основополагающие для подготовки практической части магистерской диссертации.
В соответствии с поставленными задачами, а также основываясь на изученном материале можно сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования было выявлено, что наиболее важным в истории формирования и развития классического традиционного китайского костюма был период династии Сун. На этом этапе сложились его основные черты в композиции, конструкции, декоративном решении. Философско - эстетическое прочтение следовало принципу даосизма, идеям конфуцианства и общим мировоззренческим концепциям, основанным на соблюдении баланса (форма, цвет, орнамент и т.д.).
2. Эпоха Сун ознаменовала собой рост и развитие в области науки, культуры и искусства. Из-за прерывания торгово-дипломатических связей, вся жизнь людей обратилась к традициям собственного государства. В данный период произошло окончательное утверждение эстетических принципов - «идеала изысканной красоты». Общий стиль женского костюма той эпохи характеризуется как закрытый, интимный, замкнутый. Одной из ключевых особенностей образа дамы стала традиция чхандзу (бинтование ног), что повлияло на формирование новых видов обуви - «лотосовый крючок». Наиболее популярными элементами костюма в эпоху династии Сун были: нижнее белье (кофта и штаны или набедренная повязка), легкое пальто (бейдзи), платья с широкими рукавами (шань), куртки с длинными рукавами (дасьоу) и жилеты, скрепленные с юбками (жуцюнь, шанцюнь). Также женщинами часто на плечи накидывался шарф-палантин. Во времена династии Сун появился особый элемент костюма - это бэйдзи, верхнее пальто, полы которого спереди ничем не были соединены.
Также эпоха Сун славилась производством ткани «кэсы» - технология гобеленового плетения. В связи с уплотнением ткани, силуэт стал более строгим.
Поскольку форма костюма была сдержанной и простой, основными элементами, выражающими социальные, мировоззренческие и эстетические позиции стал декор, выражающийся в рисунках кэсы, вышивке, а также различных украшениях и макияже.
3. Цвет занимает особое положение в формировании целостности костюма, поскольку несет в себе особый сакральный смысл. Желтый цвет - цвет императора. Красный - цвет крови и огня - жизненная энергия, возрождение. Черный являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Зеленый (к этой категории также относятся синий и голубой) (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; рост.
Говоря об изображаемых объектах на костюме можно выделить следующие: геометрические орнаменты, животные орнаменты, мифические существа, растительные орнаменты, природные мотивы, городские мотивы, люди, иероглифы. Внутри каждой группы символы и знаки имели свою смысловую нагрузку. Геометрические орнаменты зачастую были связаны с ритуальным, религиозным аспектом. Природные мотивы ассоциировали силами природы, ее важностью для людей. Животные и растительные орнаменты крайне многообразны в своей символике, прочтение их зависит от контекста. Однако существовала система «сезонности» растений, изображаемых на костюме: январь - цветок сливы; февраль - персик; март - пион; апрель - вишня; май - магнолия; июнь - гранат; июль - лотос; август - груша; сентябрь - мальва; октябрь - хризантема; ноябрь - гардения; декабрь - мак.
В отдельную категорию выделялись «двенадцать имперских символов» - символы власти. Также существует группа, называемая «восьмью сокровищами» - символы, олицетворяющие богатство и процветание. Нередко с «восьмью сокровищами» связывают другую категорию изображений - «восемь буддийских символов счастья».
Декоративные элементы в костюме Китая играли важнейшую роль - шифр, заложенный в символах и знаках, рассказывал о своем владельце больше, чем можно описать словами. Каждый символ, каждая дополнительная деталь была значима, придавала особое значение костюму.
4. Для выявления базовых и современных методов художественного проектирования костюма было дано определение понятию «художественное проектирование» - это создание и разработка концепции несуществующего объекта с определенными, заданными свойствами. Важнейшими элементами костюма являются форма, силуэт, пластика, цвет, декор, фактура.
Были выявлены следующие методы художественного проектирования китайского костюма: ассоциативный метод, метод аналогий, бионический метод, метод кинетизма.
Первые три метода относят традиционным методам художественного проектирования костюма. Ассоциативный метод заключается в выстраивании логической связи между двумя объектами. Например, многослойность китайского костюма.
Метод аналогии - метод трансформации источника вдохновения в образное решение объекта при проектировании. В китайском костюме имели место быть заимствования некоторых элементов из других культур - расцветки тканей, обувь, аналогии с природными явлениями.
Бионический метод - анализ предметного мира бионики. Китайская культура тесно связана с природой и природными явлениями. Длинный шлейф юбки или халата напоминал хвост павлина.
Из современных методов художественного проектирования костюма, применяемых при проектирования китайского костюма, является кинетический метод - комбинаторный метод проектирования в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. При создании китайского костюма необходимо учитывать движения тела, чтобы подчеркнуть грацию походки, дать возможно рассмотреть все элементы и детали декора.
На основе изученного материала были отрисованы 3 планшета размером 50х70 см, а также 8 изображений форматом А3.
Планшеты выполнены в едином стилевом и композиционном решении: «лента времени», на которой представлены костюмы династий Суй, Тан, Сун, Юань, Мин.
Иллюстрации на формате А3 объединены общим образом - женщина эпохи Сун. Данная работа раскрывает многогранность и многослойность китайского костюма.
5. Были изучены основные методики пошива китайского традиционного костюма: выделка швов, подшивка, обметка, плетение пуговиц (узлов). Все представленные методики в той или иной степени нашли своей место в следующем этапе работы - создание выставочной модели женского костюма эпохи династии Сун.
За основу исполняемого костюма был взят комплект женщины из высшего общества эпохи династии Сун сада Цинмин Шанхэ.
Для презентации костюма был изготовлен манекен.
Комплект включает в себя следующие детали: куртка-халат, юбка, фартук, пояс и длинный шарф. Цветовая гамма состоит из синего, золотого, фиолетового и белого. Халат выполнен из парчи золотого цвета с орнаментом голубого и фиолетового цветов, юбка из синего атласа, фартук - молочный шифон-плиссе, а шарф изготовлен из белого крепдешина. В качестве окантовки взята серебристая бейка. На куртке-халате изображены бабочки - символ счастья и долголетия, а также хризантемы - символ октября, и осени в целом. Исходя из того, что костюм предназначен для ношения в осенний период, халат предусмотрен с подкладом. Популярным элементом костюма эпохи Сун были художественные узлы (узел пояса шоудай и «двойная монета»). Данный элемент нашел свое применение в украшении пояса. Также одной из деталей презентационного материала стал художественно оформленный гребень.
В проекте создания китайского традиционного костюма династии Сун отражены основные тенденции исторического периода, а также важные структурные элементы, выраженные в конструктивном и декоративном решении.
1. Барельеф, представленный в Национальном музее Китая.
2. Гребень для волос и каплевидный кулон из экспозиции Музея Нанкина.
3. Женские костюмы династии Сун из парка реконструкций Цинмин Шанхэ городского округа Кайфэна.
4. Произведения художников династии Сун Ли Гунлиня («Придворные дамы на лошадях», «Украшение цветами», «Вималакирти»); Су Ханьчена («Прихорашивание»); У Цзуньюаня («Путешествие бессмертных», «Богиня Гуаньинь»).
5. Ткань «кэсы» из коллекции Китайского музея шелка.
Литература:
6. Андросова Э. М. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие/ Э. М. Андросова//Э. М. Андросова — Челябинск: Издательский дом "Медиа-Принт", 2004. —184 с, ил.
7. Бертин-Гест Ж. Традиционная китайская вышивка. История. Техника. Мотивы. - М: Кристина - новый век, 2007. — 128 с.
8. Благова Т.Ю. Эвристическая трансформация культуры Востока в дизайне костюма: монография. / Благова Т.Ю., Санатова С.В., Кукушкина З.И. — Благовещенск: Амурский государственный университет, 2014. — 112 с.: ил.
9. Блейз А. История в костюмах. От фараона до денди. - М.: ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис, 2002. - 176 с.
10. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.
11. Ворончихин Н.С. Орнаменты, стили, мотивы./ Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. - Ижевск: Удмуртский университет, ИжГТУ, 2001. — 90 с.
12. Давыдова В.В. Костюм в пространстве культуры // Серия
“Symposium”, Виртуальное пространство культуры. , Выпуск 3 /
Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г Санкт- Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.191-195.
13. Кравцова М. Е. История культуры Китая:[Учебное пособие для вузов по специальности «Культурология»]/М. Е. Кравцова - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 415 с.
14. Ли Су. Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне
современной одежды: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: дис.. ..канд.
искусствоведения:17.00.06/ Су Ли; СПб гос. университет дизайна и технологий. - СПб., 2010. - 243 с.
15. Лубо-Лесниченко Е. И. Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н.э. III в. н.э. в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог. - Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1961. — 67 с.
16. Лубо-Лесниченко Е. И. Чжичэн и кэсы//Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока: сб. статей. - Л.: Издательство «Аврора», 1975. - 136 с.
17. Малявин В. В. Китайская цивилизация. - М.: «Издательство Апрель», ООО «Издательство АСТ», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. — 632 с.
18. Плеханова Е. О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства [Текст]: Учебно-методическое пособие для студ. ИИиД./ Е. О. Плеханова - Ижевск, УдГУ, 2009. - 188 с.
19. Розова А. Книга символов удачи. Древний Китай /Арина Розова. - Москва: Издательство «Э», 2016. - 112 с. : ил.
20. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. - М.: ИВ АН СССР, 1975. - 172 с.
21. Уильямс Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Пер.с англ. С. Федорова. — М.: ЗАО Издательство Центр-полиграф, 2011. — 478 с.
22. Фогг М. Мода. Всемирная история./ Под ред. М. Фогг. - Пер. с англ.
- М.: ООО «Магма», 2015. - 576 стр., ил.
23. Хайжуй Ли, Линъюй Фэн, Вэйминь Ши. Китай. Знакомство с древней культурой/Сост., пред. Н. Х. Ахметшина. - М.: Вече, 2007. - 208 с., ил.
24. Чжу Таотао. Каллиграфия веера [Текст] / Чжу Таотао // -
(Калейдоскоп)//Китай. -2016. - № 9. - С. 68-69 : 3 рис.
25. Altertum. 5000 Jahre Chinesische Mode. 186 s.
26. Hua Mei, Chinese Clothing. - Beijing: China Intercontinental Press, 2004. — 160 p.
27. Ming-Ju Sun, Chinese Fashions. - N.Y., Mineola: Dover Publications Ink., 2002. - 48p.
28. DDD □□□□□□□□□- □□: □□□□□2015Q - 105 □□
29. DDDDDD □□□□□□- □□□□□□□□□□□□□2004 □. — 2^174 □□
Интернет-ресурсы:
30. Историческая реконструкция как метод сохранения памятников истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.moluch.ru/archive, свободный
31. Символика цвета в Китае.
URL:http://www.confuci.irkutsk.ru/crosswords/item/144-simvolika- tsveta-v-kitae.html