Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративные особенности фарфора эпохи Канси и его влияние на развитие европейского прикладного искусства конца XVII - первой половины XVIII веков

Работа №72969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 6
ГЛАВА 1. Китайский фарфор периода Канси (династия Цин). 17
1.1. Основные техники росписи фарфора периода Канси. 23
ГЛАВА 2. Китайский экспортный фарфор в Европе. 31
2.1. Китайский экспорт в конце XVII - XVIII вв и западное подражание
китайскому искусству.. 31
2.2. Китайский фарфор в конце XVII - XVIII вв. и его экспорт в страны Европы... 39
ГЛАВА 3. Сравнительный анализ экспортных изделий эпохи Канси 45
3.1. Изделия китайских мастеров.. 45
3.2. Фарфоровый декор европейских мастеров в контексте влияния эпохи
Канси.. 52
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Список иллюстраций 68
Иллюстрации 72


Вот уже множество столетий фарфор заслуженно считается самым совершенным видом керамических изделий, и неоценимый вклад в его появление, развитие и распространение по всему миру внесли именно китайские мастера. Для этого им понадобилось много веков кропотливой и усердной работы над эффективными способами производства, поисками лучшего натурального материала и разработкой собственных декоративных принципов. В результате на свет появилось множество изящных и искусно выполненных изделий, которые хранятся в собраниях музеев по всему миру, в том числе, и в России.
Изучение китайского фарфора - его истории развития, бытования и традиций оформления - направление как зарубежной, так и отечественной синологии, занимающее одно из важнейших мест в современной науке искусствознания. Несмотря на большой исторический пласт, который охватывает данная тема, а так же наличие плодотворных научных исследований, проблема развития фарфорового производства Китая до сих пор оставляет много вопросов для современного гуманитарного знания. Одним из таких востребованных научным сообществом, и, безусловно, блестящим этапом в истории китайского фарфора и является период Канси (1662-1722), отмеченный подъемом фарфорового производства в стране и увеличением экспорта китайской продукции в страны Европы. Об этом сложном процессе и пойдет речь в данной дипломной работе.
Такая широкая тема, посвященная взаимодействию культур Востока и Запада, является актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. Во второй половине XX в. изучением данной сферы занялись не только зарубежные культурологи и искусствоведы, но и отечественные, советские, ученые. Именно тогда стало понятно, что это не просто явление взаимодействия культур, но сложный пласт сообщения и передачи традиций от одного общества другому.
Актуальность работы выражается, прежде всего, в том, что она предполагает, в первую очередь, изучение истории развития китайского фарфора в указанный период, как элемента общей системы межкультурной коммуникации и отражение в этом уникального феномена китайского традиционализма. Помимо этого, тема подразумевает широкое раскрытие особенностей фарфорового производства китайскими и европейскими мастерами, а также работу над основной проблемой - выявление особенностей фарфорового производства эпохи Канси, и их влияние на развитие прикладного искусства в Западной Европе на примере изделий мастеров указанного времени.
Предметом исследования являются исторические и художественные процессы развития китайской традиции фарфора периода Канси второй половины XVII - первой четверти XVIII столетий.
Объектом изучения стали декоративные особенности изделий Канси и верификация их черт в развитии европейского фаянсово-фарфорового мануфактурного производства.
Заявленный объект исследования определил характер работы и цель, которая направлена изучение истории развития традиции китайской фарфоровой керамики, компаративный анализ изделий и выявление в них особенностей, характерных для декоративно-прикладного искусства данного периода китайской истории, и определение их художественной и исторической ценности. В ходе работы над предметным материалом, вместе с обозначенной целью, можно поставить комплекс задач для раскрытия темы:
1. Изучение научной литературы по теме и проведение подробного анализа как отечественной, так и зарубежной историографии;
2. Характеристика культурно-исторического фона рассматриваемой эпохи династии Цин (конкретно - период Канси), включая изучение специфики развития декоративно-прикладного искусства;
3. Определение места фарфора в системе национальной культуры Китая указанного периода;
4. Выявление типичных образцов китайского фарфора периода Канси, их художественных особенностей и декоративного оформления;
5. Определение специфики влияния форм и декоративных решений китайского фарфора развитие приемов декорирования в европейском прикладном искусстве;
6. Выделение типичных образцов европейского фарфора, выполненных в «китайской» манере.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Китайский фарфор - не просто вид декоративно-прикладного искусства, это целая энциклопедия жизни, искусства, литературы и мифологии, истории, традиционных праздников и обрядов народа. Все это нашло отражение в росписи по фарфору, форме и декоративном решении изделий. Самым необычным и ярким явлением в его истории считается период XVII - XVII вв., так как именно в это время прикладное искусство оказалось теснейшим образом связано с трудными историко-культурными изменениями, которые происходили в Китае.
Выбранный для рассмотрения в работе хронологический период правления Канси (1662-1722) охватывает такие процессы в историческом развитии, как начало, становление и расцвет новой правящей династии Китая - династии Цин, и все связанные с этим перемены в производстве фарфора.
Особенность данной эпохи заключается в том, что, наряду с сохранением традиционных устоев, даже в переломные моменты истории происходит смена приоритетов в искусстве. И именно фарфор отразил процессы, связанные с демократизацией культуры в целом. Это, в свою очередь, проявилось в необыкновенно широком распространении фарфора среди всех слоев населения, в изменении его облика, в обогащении сюжетной основы и декорировки. Целый ряд произведений с росписью можно рассматривать как подробные иллюстрации к известным литературным произведениям и историческим событиям.
Можно заметить, что этот вид искусства был связан с технологическими достижениями в производстве, а они в свою очередь являлись следствием экономической и политической стабильности в стране. Развитие технологии давало возможность расширения художественного языка, делая его подвижным и вариативным, поэтому особенности керамического производства также можно считать атрибутивными признаками.
Начало взлета династии Цин прямо отразилось на сложном волнообразном развитии художественных тенденций. В первом же его периоде получило сь выявить сложные пути формирования стиля, художественного о блика изделий, строящего ся на поразительном разнообразии форм, принципов декора, богатстве колорита. Однако одной из главных задач мастеров стал экспорт изделий в Европу. Это породило целый ряд изменений как в европейском, так и в китайском искусстве.
Расцвет шинуазри XVII-XVIII веков на Западе непосредственно связан с придворным искусством, причем увлечение Китаем в Европе прошло через ряд этапов: от коллекционерства привозных произведений и копирования их - до стилизаций в русле господствующих в определенное время направлений западного искусства. Поэтому тот вариант шинуазри, который существовал в рамках «большого стиля» (сочетавшего черты барокко и раннего классицизма) в эпоху Людовика XIV (1643-1715), значительно отличается от интерпретаций в русле «малого стиля» (рококо) периода Регентства и правления Людовика XV (1715-1774) или же от художественных версий «китайщины», предложенных мастерами неоклассицизма в годы правления Людовика XVI (1774-1792).
Когда век Людовика XIV, главного вдохновителя раннего западного шинуазри, сменился периодом Регентства, а затем и реальным царствованием Людовика XV, замечательным по своей расточительности и прошедшим под знаком непрерывного праздника, жизни ради удовольствий, напоминавшим великолепие эры Цяньлун, стиль шинуазри в Европе достиг, наконец, вершины в своем развитии. Искусство середины века извлекло из «китайской темы» максимум возможного, чтобы исчерпать ее и перейти к другим (греко-римским) источникам вдохновения.
Стилизации шинуазри в европейском искусстве XVII -XVIII веков отражают дух времени, когда в результате Великих географических открытий предыдущей эпохи система коммуникаций пронизала мир. Период расцвета «китайского стиля» прошел для Запада под знаком приобретения богатств посредством международных торговых операций в Китае и других странах Востока и блестящих трат приобретенного на «радости жизни», что стало возможным также в результате этой торговли.
Европейские вариации шинуазри XVII-XVIII веков обычно не были адекватной интерпретацией Востока. Они предстают западной по форме фантазией, игравшей декоративными мотивами и вещами, романтической в той своей части, которая относилась к искусству, и практической там, где искусство смыкалось с художественной индустрией. «Продуктами» шинуазри XVIII века можно считать целые виды европейского искусства, в частности, лаки и фарфор, которые, наряду с другими новшествами, полученными из китайского источника, так прочно вошли в быт Запада и были усвоены настолько полно, что сам факт заимствований скоро позабылся.
Явление шинуазри, образовавшее в художественной культуре Европы тонкий сплав с быстро сменявшими друг друга стилями (барокко, рококо, классицизмом) в действительности означает первую последовательную попытку Запада и Востока найти общий художественный язык. Хотя адекватная интерпретация Китая в произведениях западных мастеров XVII-XVIII веков обычно подменялась стилизациями, эффектно сочетавшими экзотичность и театральную условность, явление шинуазри способствовало включению произведений восточного искусства в европейскую художественную систему с ее пониманием синтеза искусств. При этом Запад получил из нового источника опыт, наиболее продуктивно примененный в XVIII столетии художниками рококо и использованный позднее для трансформаций европейского искусства мастерами модерна.
Именно в этом прослеживается главное влияние китайского фарфора, особенно изготовленного в период Канси, на европейское искусство. Начинавшееся как обычная торговля, это явление переросло в тесное взаимоотношение двух разных культур, и позволило и той и другой стороне взять для себя новые особенности.



Арапова Т.Б. Основные тенденции развития фарфорового производства в Китае периода Канси. IV научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, вып. I, М., 1973. С. 224-230.
2. Арапова Т.Б., Кудрявцева Т.В. Дальневосточный фарфор в России.
XVIII- начало XX в. (каталог выставки ГЭ). СПб., 1994
3. Арапова ТБ. Какими видели друг друга китайцы и европейцы в XVIII вв. XIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Доклады и тезисы. М., 1982. С. 195-198.
4. Арапова. ТБ. Китайские изделия художественного ремесла в русском интерьере XVII — первой четверти XVIII в. К истории культурных контактов Китая и России XVII-XVIII вв. Труды государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. 9.// Л.: Искусство. 1989. С. 109-123.
5. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа (кон. XIV первая треть XVIII вв.). Каталог. Л., 1977. С. 156.
6. Арапова Т. Б. Китайский фарфор конца XIV первой трети XVIII вв. Автореферат диссертации. М., 1974. С. 41.
7. Арапова ТБ. Символико-благопожелательные композиции в росписях китайского фарфора конца XIV первой трети XVIII вв. Научные сообщения ГМИНВ. Вып. IX, М. 1977. С. 301-320.
8. Белозерова В.Г. Проблема демаркации религиозного и светского искусства в культуре Китая //Восток-Россия-Запад. Мировые религии и искусство, ГЭ. СПб., 2001, с. 24-27
9. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков. Ленинград, 1971.
10. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840.
11. Богачихин М.М. Керамика Китая. М. 1998. С. 320.
12. Васильев Л.С. Древний Китай. М., 1995, т. 1
13. Вестфален Э. Х. Путеводитель по I филиалу (б. Музей Штиглица). Л., 1929. С. 30.
14. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979 (МИИ). 340 с.
15. Виноградова Н.А. Искусство Китая. Всеобщая история искусств М. 1966. [Эл. Ресурс]: URL:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st021.shtml
16. Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб., 1888
17. Головачев В.Ц. Жизнеописание Лан Шинина (Джузеппе Кастильоне) - придворного художника маньчжурских императоров // XXVI НКОГК, М., 1995, с. 70-74
18. Думан Л.И. Традиции во внешней политике Китая //Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с. 199-213
19. Иванов А.И. Символический орнамент в Китае, Спб., 1914. С. 132.
20. Кверфельд Э.К. Фарфор. Краткий исторический очерк. Л., 1940. С. 90.
21. Кверфельдт Э.К. Предмет в китайском искусстве. Ленинград, 1937
22. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972
23. Конрад Н. И. Культура Китая второй половины XVII и XVIII в. // Конрад Н. И. избранные труды: история. М., 1974. 450 с.
24. Кочетова С. М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. Л., 1956. С. 147.
25. Кречетова М.Н., Вестфален Э.Х. Китайский фарфор. М.-Л., 1947. С. 55.
26. Кречетова М.Н. Из истории торговых отношений России и Китая в XVII-XVIII веках // Культура и искусство античного мира и Востока. М.-Л.: Искусство, 1958. С. 145-154.
27. Кречетова М.Н. Китайский фарфор для экспорта в Европу. XVII-XVIII вв. Диссертация. 1946. С. 235.
28. Кречетова М.Н. Культура и искусство Китая. [Путеводитель по выставке]. М., 1956. С. 67.
29. Кречетова М.Н. Сюжеты росписи китайского фарфора для экспорта в Европу конца XVII-XVIII века // Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Ленинград, 1975, с. 86-97
30. Кузьменко Л.И. Европейский стиль в искусстве Китая XVIII в. // Сборник «XI научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады, часть II. М., 1980.
31. Кузьменко Л.И. Китайские произведения прикладного искусства второй половины XIX в. в европейском и русском интерьере (к проблеме «эклектики» в китайском искусстве). // Сборник «Общество и государство в Китае», XIII. 1982. С. 205
32. Кузьменко Л.И. Проблема взаимодействия в китайском и японском экспортном фарфоре XVII - нач. XVIII вв. (сложение стиля и имари). // «Научные сообщения ГМИНВ», вып. XXII, М., 1996, с. 118-133.
33. Кузьменко Л. И. Китайский фарфор XVII - XVIII вв., проблема стиля. XVII-XVIII вв. Автореферат диссертации. 2000. [Эл. Ресурс]: URL: http://www.dissercat.com/content/kitaiskii-farfor-xvii-xviii-vv-problema-stilya
34. Ломанов Л.В. Христианство и китайская культура. М. 2002
35. Ляхова Л.В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора: кат. выст. Спб: государственный Эрмитаж, 2008. 160 с.
36. Малявин В.В. Культура Китая XVI-XVII вв. М., 1995. 287 с.
37. Мартынов А. С. Император Канси и Конфуций. // Сборник «Общество и государство в Китае», XIII. 1982. С. 141-148.
38. Меньшикова М.Л. Китайские резные лаки XIV-XVII вв. в собрании Эрмитажа. Труды государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. 9.// Л.: Искусство. 1989. С. 98-108.
39. Науменкова Н. Н. «Китайщина» и роль Дальневосточного искусства в искусстве Франции первой половины XVII века. // Сборник «Общество и государство в Китае», XIII. 1982. 340 с.
40. Неглинская М.А. Шинузари в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795): [Эл. Ресурс]: URL: http://www.synologia.ru/monograph-1696
41. Николаева Н. С. Декоративное искусство Китая и Японии и проблема семантики декора // Научные сообщения ГМИНВ, № 9, М., 1977, с. 75-84
42. Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. М., 1996
43. Рудова М.Л. Символика в китайском искусстве по народным картинам няньхуа. Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1969. С. 247-261.
44. Сладковский М.И. Китай и Англия. М., 1980
45. Стужина Э.П. Китайское ремесло XVI-XVIII вв. М., 1970. 264 с.
46. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история. М., 1975. 172 с.
47. Фиццжеральд С.П. Китай: Краткая история культуры. Спб.1998. [Эл. Ресурс]: URL:http://coollib.com/b/262788
48. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). СПб., 2003
49. Бо Ян. Цинхуа цыци (Фарфор, расписанный кобальтом) Пекин, 1957.
50. Сунь Инчжоу. Юань Мин Цин цыци ды цзяньдян (Определение фарфора периодов Юань, Мин, Цин) в журнале «Вэньу», 1965, №11.
51. Ян Хин-Шун. Древнекитайская философия в 2-х томах. М.: Мысль, 1972/1973. т.1 - 363 с., т.2 - 384 с.
52. Belevitch-Stankevitch H. Legout chinois en France au tenpe de Louise XIV, Paris, 1910. 220 с.
53. Franks A.W. Catalogue of a Collection of Oriental Porcelain and Pottery. Lond. 1876. 332 с.
54. Grandidier E. La Ceramigue chinoise. Porcelaine orientale. Paris. 1894. 342 с.
55. Hobson R.L. Chinese Pottery and Porcelain. Lond. 1915. 240 с.
56. Honey W.B. The Ceramic Art in China and Other Countries of the Far East. Lond. 1945.
57. Jenuns S. Later Chinese Porcelain the Ching Dynasty. Lond. 1965. 340 с.
58. Jorg. C.Y.A. Chinese Ceramics in the Collection of the Rijksmuseum, Amsterdam. The Ming and Qing Dynasties. Amsterdam. 1997. 150 с.
59. Jorg. C.Y.A. Porcelain and the Dutch China Trade. Hague, 1985. 230 с.
60. Phillips Y.G. China Trade Porcelain, bond. 1956. 143 с.
61. Wiesner U. Chinesisches Porzellan. Mainz-am-Rhein. 1981.
Список иллюстраций
1. Рис. 1. Блюдо с изображением скал, стрекоз и кустов пиона («зеленое семейство»). Китай, правление Канси, 1662-1722. Государственный Эрмитаж.
2. Рис. 2. Изразец с изображением сцены из драмы «Западный флигель» («зеленое семейство»). Китай, правление Канси, 1662¬1722. Государственный Эрмитаж.
3. Рис. 3. Блюдо с изображением дракона, который охотится за жемчужиной среди облаков («розовое семейство»). Китай, правление Юнчжэн, 1723-1735. Музей Виктории и Альберта.
4. Рис. 4. Чайник. Франция, Сен-Клу, ок. 1720. Бостонский музей изящных искусств.
5. Рис. 5. Декоративные мотивы росписи французской керамики, выпускавшейся на Руанской мануфактуре. Середина XVII - первой четверти XVIII вв.
6. Рис. 6. Буше, Франсуа. Китайский сад, 1742. Масло, 40x48 см. Государственный Эрмитаж.
7. Рис. 7. Парк и дворец Сан-Суси. Китайский домик, 1745-1747. Германия, Потсдам.
8. Рис. 8. Орнамент в анфиладе парадных комнат Китайского дворца. Ораниенбаум, Санкт-Петербург.
9. Рис. 9. «Лаковый» кабинет. Мастер Ф. Конрад, 1759 (на стенах - тарелки и поднос кантонской эмали XVIII в.). Дворец Петра III, Ораниенбаум, Санкт-Петербург.
10. Рис. 10. Чаша с бирюзовой глазурью в бронзовой оправе. Чаша - Китай, XVII-XVIII в. Оправа - Франция, середина XVIII в. Государственный Эрмитаж.
11. Рис. 11. Тарелка со сценой «Поклонения Святому семейству». Китай, мастерские Кантона, 1730 - 1740-е гг. Государственный музей Востока.
12. Рис. 12. Тарелка с пейзажем с христианскими храмами. Китай,
мастерские Кантона, 1730-1740-е гг. Государственный музей
Востока.
13. Рис. 13. Тарелка с изображением «Святого семейства». Китай, мастерские Кантона, 1730-1740 гг. Государственный музей Востока.
14. Рис. 14. Сцена нанесения артиллерийского удара по отступающей пехоте ойратов и калмыков у реки Черная (1755). Офорт на меди, выполненный в Париже с картины Лан Шинина (Дж. Кастильоне). XVIII в.
15. Рис. 15. Фрагмент росписи кантонского чайника. Китай, мастерские Кантона, первая треть XVIII в. Государственный музей Востока.
16. Рис. 16. Блюдо с ровным краем на низкой кольцевой ножке. Китай, период Канси, 1662-1722. Государственный Эрмитаж.
17. Рис. 17. Блюдо с ровным краем на низкой кольцевой ножке. Китай, период Канси, 1662-1722. Государственный Эрмитаж.
18. Рис. 18. Ваза цилиндрическая, суживающаяся к низу, с более узким горлом с отогнутым краем. Китай, период Канси, 1662-1722. Государственный Эрмитаж.
19. Рис. 19. Блюдо с ровным краем на низкой кольцевой ножке. Китай, период Канси, 1662-1722. Государственный Эрмитаж.
20. Рис. 20. Блюдо с ровным краем на низкой кольцевой ножке. Китай, XVII век. Государственный Эрмитаж.
21. Рис. 21. Блюдо с ровным краем на низкой кольцевой ножке. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
22. Рис. 22. Стакан для кистей. Китай, начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
23. Рис. 23. Сосуд с шаровидным туловом, расширяющимся к низу основанием и узким цилиндрическим горлом. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
24. Рис. 24. Чаша с крышкой, сферическая, на невысокой цилиндрической ножке. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
25. Рис. 25. Ваза гуань с крышкой. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
26. Рис. 26. Блюдо ложчатое с волнистым краем на низкой кольцевой ножке. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
27. Рис. 27. Фигуры лежащих коней на подставках. Китай, конец XVII - начало XVIII в. Государственный Эрмитаж.
28. Рис. 28. Фарфоровый Трианон в Версале. Гравюра на меди. Франция, около 1680.
29. Рис. 29 . «Фарфоровая пагода» в Нанкине. Гравюра на меди. Аугсбург, 1688.
30. Рис. 30. М. Мериан. «Фарфоровый кабинет» в замке Шарлоттенбург. Гравюра на меди из серии «Театр Европы XVI-XVII веков». Франкфурт, 1717-1718.
31. Рис. 31. Ваза с крышкой. Дельфт, XVI - XVIII в.в. ГМИИ им. Пушкина.
32. Рис. 32. Ваза с крышкой. Дельфт, XVI - XVIII в.в.. ГМИИ им. Пушкина.
33. Рис. 33. Кувшин. Китай, период Канси, XVI - XVIII в.в. ГМИИ им. Пушкина.
34. Рис. 34. Фигурка собаки. Китай, мастерские Дэхуа, вторая половина XVIII в. Государственный Эрмитаж.
35. Рис. 35. Чайник. Германия, Мейсен, 1730. Музей Виктории и Альберта.
36. Рис. 36. Миска в виде сидящего падуанского петуха. По модели И.И. Кендлера. Германия, Мейсен, около 1771 г. Государственный Эрмитаж.
37. Рис. 37. Ваза с крышкой. Фарфор, полихромная роспись по рисунку К. Пронка. Китай, 1736 - 1740-е гг. (бронзовая оправа европейской работы превратила вазу в рукомойник). Государственный Эрмитаж

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ